Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
Интервью Дугина | "Новая газета" | В России нет нормальных партий | Александр Дугин: "Наша Конституция совершенно не отвечает никаким историческим традициям нации, принята наспех и написана кое-как. Никакого консенсуса она не отражает, в ней нет ничего «священного» – даже отдалённо" | 18.06.2003
В России нет нормальных партий
Опубликовано в "Новой газете" от 30 мая 2003
"Новая газета": В последнее время всё чаще озвучивается идея, что партия, победившая на парламентских выборах, должна сформировать правительство. Как вы относитесь к этой новации?
Александр Дугин: Это идея перехода от президентской Республики к парламентской Республике. В парламентской Республике традиционно главную роль играет Премьер-министр, в президентской, соответственно, Президент. Типичным примером парламентской республики является современный Израиль, премьера которого знают все, а назвать Президента многие затруднятся.
"Новая газета": Какие силы могут быть заинтересованы в такой трансформации российского политического уклада?
Александр Дугин: Во-первых, крупные парламентские партии. Но эксперты прекрасно понимают, что они не субъекты и ничего от себя предложить не могут. Тем более, что эта идея довольно активно подхвачена строго управляемыми СМИ. Если у нас и есть политические субъекты, то это сам Президент, олигархи, и усечённо губернаторы. Губернаторы сейчас не особо сильны и совсем не консолидированы. Они отпадают. Остаются либо сам Президент, либо олигархи. Я сомневаюсь, что это не обсуждалось с высшей властью. Следовательно, остается предположить одно: Путин и его ближайшее окружение, подумывая предстоящих выборах, планируют мягкое перемещение в укреплённое премьерское кресло, чтобы потом снова переместиться в Кремль, либо совместить обе функции в контексте следующей фазы политической реформы.
"Новая газета": Считаете ли Вы, что такую норму нужно закрепить в конституции страны или это может стать частью неписаной политической традиции, как, например, во Франции, или это вообще для России ненужно?
Александр Дугин: Наша Конституция совершенно не отвечает никаким историческим традициям нации, принята наспех и написана кое-как. Никакого консенсуса она не отражает, в ней нет ничего "священного" – даже отдалённо. Поэтом власть, протолкнув её однажды, далее спокойно будет с ней работать, подстраивая под нужды момента. Такая неадекватность Конституции, неаккуратно и наспех скопированной с либерально-демократических образцов, позволяет менять её без особых проблем – т. е. "продолжать конституционный процесс" – без риска побеспокоить политически общество, которое к этому безразлично. Но можно так же де-факто ничего не меняя в Конституции перетолковать её положения произвольно, и "сделать это частью политической традиции" по логике прецедента. У власти руки развязаны. В этом развязаны, в другом нет.
"Новая газета": Правительство, сформированное парламентскими победителями, – это постоянная необходимость или сиюминутная конъюнктура, связанная с тем, что в настоящий момент позиции пропрезидентских политических партий достаточно крепки?
Александр Дугин: Я думаю, это чистая конъюнктура, уже хотя бы потому, что в России нет нормальных партий. То что есть, транзиторные, промежуточные и эфемерные реальности. Такие партии, например, как ЛДПР могут быть только в кокаиновых карликовых странах Южной Америки. Это историческое недоразумение. Центристские силы есть, но они тоже не партия, поскольку у них нет ни идеологии, ни реальной сети, по сути ничего. Я думаю, что всё это довольно плоская политтехнологическая ментальность, которая постепенно начинает надоедать. В определённый момент это даст сбой. Не знаю когда, но точно даст. Натянуть к следующим выборам всё это смогут, хотя это будет не просто, но качество всей конструкции будет всё более и более хлипким.
"Новая газета": Согласны ли Вы с тем, что такая норма повысит политическую ответственность партий за происходящее в стране?
Александр Дугин: Теоретически должно было бы быть так. Но у нас всё не просто. Так как партии дутые, так и ответственность будет дутой. Т. е. её просто не будет. Всё заменит пиар. Поэтому и спросить не с кого. У нас привычка проваливших всё – награждать, чтобы избавиться от чудовищных кретинов, двигать их наверх и т. д. Я думаю, это идёт от глубинной иронии русских, которым всё внешнее и формальное просто не интересно.
"Новая газета": Повысит ли такая норма роль парламентских выборов, способна ли она изменить ситуацию, когда выборы в Думу воспринимаются лишь как предварительный этап выборов президентских?
Александр Дугин: Должно повысить. Но, наверное, не повысит.
"Новая газета": Готовы ли евразийцы сформировать российское правительство, вне зависимости от того, как вы относитесь к подобной практике?
Александр Дугин: Очень милый вопрос. Подобрать адекватных людей не так сложно, важно иметь идеи и позиции, а также быть свободным от тяжеловесных дремучих связей, которые, увы, составляют основное достояние российских политических тяжеловесов. Евразийство состоит в евразийском отборе, в ротации кадров, в отборе настоящих пассионарных деятелей. Это принципиальный доктринальный момент. Тяжеловесы, которых обычно называют в качестве членов "теневого кабинета" серьезные партии, как правило на поверку пустышки. Маргинальные же партии по скудоумию уверены, что их криворотый состав способен легко справиться с любой задачей. Мы же придерживается иной позиции: мы готовы сформировать правительство, но исходя не из актуальных партийных кадров, а из евразийских принципов. На следующих выборах, полагаю, устоятся и кадры. Мы и сегодня и принимаем и даём посты по этой логике: нам нужны активные пассионарные люди, креативные и ответственные. Их в народе больше, чем думают. И наша задача, чтобы их имена стали известными.
"Новая газета": Если бы вам пришлось формировать правительство, кого бы вы предложили в качестве главы Минобороны, МВД, ФСБ, Минэкономразвития, Минфина, Минкульта, МИДа?
Александр Дугин: Люди есть, люди, разделяющие евразийские идеи, либо сочувствующие им. Чтобы не забегать впереди истории, я предпочёл бы не называть имен. Некоторые из них по конъюнктурным и тактическим соображениям в данный момент участвуют в деятельности иных организаций, а в отношении силовиков обозначение партийных и мировоззренческих пристрастий вещь в высшей степени деликатная. Кое-кого мы предложили бы оставить из действующего состава.
Телепартия
Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru
Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times
Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru
Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ
Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru
Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV
Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"
Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН
Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru
4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"