Все эти причины являются чисто политическими, хотя договор носил торгово-экономический характер.
К сожалению если США не согласны с каким-то вариантом развития событий, то даже Европейский Союз не может принимать самостоятельного решения по тем или иным странам. Пример Ирана это явно доказывает - мир стал однополярным и эта однополярность может привести США к выводу, что может существовать только одно, мировое правительство и только один президент. Любые претензии на независимую, самостоятельную политику будут встречать резкое неодобрение - пример Ирака явно дал это понять.
Хотел бы остановиться на современной политической ситуации в Иране - она непроста. Не все ветви власти согласны друг с другом, не все согласны с характером проводимых реформ и темпами роста уровня жизни в стране.
Приведу насколько фактов.
Недавно почти половина членов Меджлиса - впервые в политической истории современного Ирана - написали коллективное обращение к духовному лидеру, где в жесткой форме заявили, что страна должна либо иметь свободу, либо нет - половинчатости в этом вопросе быть не должно.
Несколько дней назад президент Ирана Хатами на праздновании 6-летия своего правления отмечал, что он недоволен глубиной проведенных преобразований и признал, что многое в государстве как системе мешает президенту, всей исполнительной власти надлежащим образом проводить реформы. Он публично извинился перед иранским народом и высказал мнение, что если проблемы не будут решены, то страна в ближайшем будущем столкнется с серьезными трудностями.
Это достаточно редкое заявление для главы исполнительной власти в Иране.
В воскресение газета "Вашингтон пост" обнародовала некоторые материалы, характеризующие политику США в отношении Ирана. Она приводит конкретные суждения, что Америка заинтересована в дестабилизации, ослаблении страны, изменении существующего режима. Для этого разрабатывается целая система программ и мероприятий.
Хочу сделать заявление, что публичная часть этих программ лишь вершина айсберга. В частности направлен призыв к Конгрессу поддержать все персоязычные медиа-ресурсы для открытой критики, призывов свергнуть существующую власть в Иране, поддержки внутренней и внешней оппозиции для координации их действий. На них уже сейчас выделено около 50 миллионов долларов. Другая сторона проблемы - разговоры о силовом решении иранской проблемы. Однако хочу особо отметить, что проблемой Иран является только для Америки - любое, пусть даже демократическое государство, устроенное не по образцу Соединенных Штатов для них считается авторитарным. Тем более это касается такого теократического государства, как Иран.
А теперь о "подводной части" айсберга.
Уже сейчас на территории Ирана находятся сотни специалистов, которые работают с иранской внутренней оппозицией: координируют ее действия с внешней.
Главная их задача на сегодняшний день - подготовка населения Ирана к возможной силовой операции на территории страны со стороны США. Во-вторых, большое внимание уделяется молодежи, которая сейчас охвачена безработицей, а также недовольным существующим режимом. В-третьих, исследование возможности подкупа высших иранских военных чинов и руководителей других силовых структур. По некоторым данным на эти цели выделено более полумиллиарда долларов. Однако, по моему мнению, в Иране проблема подкупа достаточно сложна, поскольку в этой стране очень сложная система отбора кадров.
Судя по вышеперечисленным факторам ситуация может стать достаточно нестабильной, и не исключено коренное изменение обстановки в стране.
Последствия для России:
Десять месяцев назад Правительство России приняло постановление о широкомасштабной программе торгово-экономического сотрудничества с Ираном. Согласно проекту стоимость программы на ближайшие 10 лет составит около 40 миллиардов долларов. В области ядерной энергетики в перспективе Россией будет построено шесть энергоблоков, подобных бушерскому. У России реальное влияние и серьезные отношения с этой страной. Если Иран окажется в зоне западного влияния, то система баланса отношений между западом и востоком, Россией и западным миром нарушится. После этого единственной задачей для американцев будет захват Центральной Азии, что легко достижимо. После этого США будут разбираться с Россией.
Каким бы ни был исход ситуации - Российская Федерация должна быть к этому готова. Но если мы потеряем Иран, страна фактически понесет многомиллиардные убытки. Поэтому Министерство Иностранных Дел РФ обязано вести активные переговоры с Белым Домом, отстаивая недопустимость любого вмешательства в иранские дела - зону наших стратегических интересов.
корр.: Расскажите о группах специалистов, прибывших в Иран для подрыва стабильности в стране.
Р.Сафаров:
Специалисты из разных стран, их деятельность не афишируется, однако известно, что она ведется уже несколько месяцев в основном по подкупу высокопоставленных чиновников.
корр.:На на чем основано Российское влияние в ИРИ?
Р.С.:Во-первых существует ряд вопросов, решение Россией которых жизненно важно для Ирана: статус Каспийского моря, решение проблем в Афганистане, работа со странами Центральной Азии. Во-вторых очень серьезное влияние на ИРИ оказывает Россия в торгово-экономическом плане: через Россию Иран получает окно в мир - страна фактически изолирована в международного сообщества и многие глобальные и региональные вопросы Иран решает через Россию: будь то решение вопросов в области энергетики, экономики или политики. Иран рассматривает Россию естественным геополитическим партнером.
корр.: Как вы считаете Российская Федерация может препятствовать силовому решению "иранской проблемы"? Направит в Персидский залив военные корабли ?
Р.С.: Иногда активный дипломатический диалог не дает результатов если за сторонами не стоит каких-либо ресурсов. Если говорить о коалиционном решении вопроса о применении силы, то он вряд ли возможен: антиамериканские настроения слишком сильны в мире. Антиамериканскую коалицию слишком сложно составить. С другой стороны, одних лишь дипломатических заявлений со стороны России недостаточно. Она могла бы направить в зону конфликта представителей собственных силовых структур, либо открыто выйти в рамках ООН из международных организаций. Если Иран будет захвачен, то следующими территориями для захвата выступят государства Центральной Азии. Этого ни в коем случае допустить нельзя.