Понимание африканских проблем основывалось на почти расистском положении: африканцы - те же европейцы, только недоразвитые. Самобытность культур черной расы рассматривалась как дикарская экзотика. Черному континенту оставалось безнадежно плестись за Западом.
Второй вариант был сопряжен с левыми теориями, он активно поддерживался СССР. Негры представлялись как объекты капиталистической и европейской эксплуатации. Деколонизация была признана незавершенной, коль скоро прямой диктат метрополий просто менялся на более изощренную экономическую, политическую зависимость. Новая Африка мыслилась социалистической и свободной. Между этими двумя проектами, мифами, образами будущего шла борьба.
Сегодня померк не только советский проект, но и либеральный. Африка сошла с экрана, из газет, из зоны нашего внимания. Но там живет огромный сектор человечества. Он растет, думает и страдает. И, кажется, до него больше никому нет дела.
Транссахарская Африка - это заповедник традиционного общества, огромные пространства, населенные этносами и культурами, не утратившими древней идентичности, не растворившимися в механической государственности. Современность была навязана им извне. Сегодня, когда на повестке дня стоит глобализация, Черная Африка снова воспринимается как объект, но настолько безнадежно отставший, что непонятно, что, кому и как его «глобализировать». И есть шанс, что на сей раз Африку оставят в покое.
Сегодня лидеры Африки все яснее начинают осознавать потребность в новом африканском проекте. Этот проект имеет, как ни парадоксально, много параллелей с евразийскими и европейскими планами интеграции. Кризис буржуазного централизованного государства, его геополитическая несостоятельность - общий вызов для человечества. И ответом может быть не просто «объединение всего человечества» (это - утопия), но объединение «больших пространств». На повестке дня в транссахарском пространстве области все определенней встают проекты «панафриканизма».
Логика нового панафриканизма, озвученного, в частности, президентом Уганды Йовери Мусевени в его проекте создания «Соединенных Штатов Центральной Африки», такова: постколониальные государства-нации на Африканском континенте искусственны и случайны, они лишь умножают безысходные конфликты; цепляться за них не стоит; вместо этого следует перейти к панафриканской интеграции, к складыванию единого геополитического пространства - Великой Африки, Черной Империи. Границы новой Империи будут совпадать с пределами цивилизации, экономический уклад будет унифицированным, а народы, этносы, племена будут существовать по автономной логике - без строгой привязки к территории и административной системе. Такое устройство позволит организовать полюса развития и модернизации в крупных африканских городах, сохранив этническую уникальность каждого народа.
Выдающийся африканский мыслитель Леопольд Седар Сенгор писал: «Африканский негр мог бы сказать: я танцую, значит, я существую!». Панафриканская идея интеграции Черной Империи дает возможность носителям негритюда существовать в танце; это - концепция «танцующих народов», легко перемещающихся по гигантскому континенту, выбирающих свой путь и свои ценности, свободных использовать в отношении иных цивилизаций свой уникальный фильтр: выбирая приемлемое и интересное, отбрасывая негодящееся.
Панафриканский проект, безнадежно отстав от современности, прекрасно вписывается в логику и эстетику постмодерна: технологические центры и первозданные народы, ритуальные танцы и виртуальные биржи, освобождение угнетенных и пролиферация абсурдных проектов. Иногда создается впечатление, что это может стать замечательным образцом и для всего остального человечества, ужасно уставшего от столетий рационального существования. На повестке дня: геополитика постмодерна. Черная Африка в этом - наш идеал.