СОЦИАЛИЗМОМ ПО ДЕМОГРАФИИ
Посмотрим, например, на программу дугинской партии. Суля льготы ветеранам, военнослужащим, молодежи и "восстановление социальных институтов социалистического общества" всем прочим гражданам, "Евразия" вместо внятной экономической концепции предлагает "новый подход к экономическому развитию, организацию экологически чистых производств с использованием наукоемких технологий, поддержку и создание благоприятных условий российским товаропроизводителям, проведение разумной таможенной политики...".
То есть решать демографическую проблему будем на основе институтов социалистического общества, а деньги заработаем с помощью наукоемких производств и таможни. Когда влезаешь в программу чуть глубже, становится ясно, что на самом деле "новый подход к экономическому развитию" не идет дальше раскулачивания олигархов и отъема у них природной ренты. Это льстит люмпен-избирателю, но неконструктивно даже в самой краткосрочной перспективе.
Впрочем, бранить евразийцев и их будущих избирателей за экономическую безграмотность рука не поднимается. Все равно как убеждать малышей, что в доме, построенном из стульев и накрытом одеялом, жить нельзя. Лучше сыграть с ними в серого волка - будут искренне признательны. "Евразия" ведь у нас - партия "идеократической власти". Идея - вот что главное! С ней рай и в шалаше. Свою идею партия разъясняет следующим образом: "Евразийство - это древняя мечта народов о лучшем мире, о наступлении райского бытия, об обществе мира, справедливости, изобилия".
Не знаю, как они, а я что-то очень похожее уже слышал. И даже прожил значительную часть жизни в таком обществе мира и изобилия. Оно рухнуло, потому что безответственные граждане устали стоять в очередях, жить в осажденном лагере и выполнять интернациональный долг вместо супружеского...
Нежно дистанцируясь от эксцессов большевизма, евразийство устами Дугина льстит русскому национальному чувству и - как это свойственно любому тоталитарному учению - наносит ему удар в спину. Потому что русские славянофилы (середина XIX века), к которым апеллирует Дугин как к идейному источнику евразийства, хоть и критиковали Запад весьма резко, но нисколько при этом не сомневались, что Россия - часть европейского "крещеного мира". Они смотрели на Европу и наивно провидели скорую зарю православия в виде "единения христианских церквей" над погрязшими в грехе индивидуализма и революций Италией, Австрией, Францией...
Дугин же, при поддержке отцов церкви и кремлевских политтехнологов, смотрит в диаметрально противоположную сторону, ища союзников не для единения, а для битвы с "христианскими ересями" протестантства и католичества. Почувствуйте разницу! Непредвзятому специалисту, трезво оценивающему демографические тенденции и агитационные потенциалы православия и ислама, очевидно, что, отрывая Россию от Запада, партия Дугина формирует предпосылки не для создания особой цивилизации "России-Евразии", а для растворения последних островков европейской русской культуры в бурно развивающемся восточном окружении. И в этом смысле старый диагноз "не Евразия, а Азиопа" сегодня более верен, чем сто лет назад.
НАЗЫВАЙТЕ ХОТЬ "ЕВРАЗ"...
За неимением места - только два примера. Классики евразийства в своем базовом труде "Евразийство. Опыт систематического изложения" (1926 г., через 2 - 3 поколения после славянофилов!), хвастаясь грядущим величием России, не слишком политкорректно утверждали, что проблема расширения "России-Евразии" на Восток упрощается "благодаря тому, что в Азии перед нами не еретическое упрямство (как в несносной Европе. - Д.О.), а языческая немощь". Доктор Дугин сегодня перед этой "языческой немощью" кланяется и приседает, подчеркивая сугубое уважение к ценностям ислама и буддизма. И правильно делает. Но что будет еще лет через двадцать?
Второе. Ни украинская, ни белорусская интеллектуальная элита, ни тем более лидеры Восточной Европы и Прибалтики ("западной периферии "России-Евразии") не бросают в воздух чепчики, заслышав дугинскую риторику. Максимум, на что они согласны, - это экономический союз по принципу "называйте хоть "ЕВРАЗ", лишь бы был бесплатный газ". А вот восточный фланг всячески привечает евразийскую мысль, прижимает к сердцу и жарко дышит ей в ухо как устами лидеров Казахстана, Таджикистана и Киргизии, так и внутрироссийских региональных начальников и оживших рядом с ними конфессиональных активистов. Асимметрия интересов очевидна.
Практическая реализация процесса - попытка пиратской узурпации державно-конфессиональной терминологии евразийства, которую трудяга Дугин выстраивал десять лет, предпринята Абдул-Вахедом Ниязовым. Сей доблестный муж, безуспешно пытавший политическую судьбу в качестве главы Союза мусульман России и подвизавшийся в пантюркистской партии "Рефах", ныне направил стопы свои по пути учреждения "Евразийской партии России - Союза патриотов России".
Дугин, понятно, рассвирепел. Любимую идею со двора свели! И началось слово и дело государево: они-де, ваххабиты, да еще "нетрадиционной ориентации", приложили руку к восстанию в Дагестане, съезды своей партии открывают "вызывающе исламскими молитвами", сажают в президиум "муфтиев-раскольников". Да еще, оказывается, поддерживают "связи с радикальным исламским подпольем"... вплоть до того, что ихний предисполкома (ныне уже бывший) Саламбек Маигов недавно стал полпредом Масхадова в Москве. Ну, и так далее - в специфическом литературном жанре, который в благородные времена славянофилов назывался "печатный донос".
Измена, как ей и положено, вьет змеиное гнездо в самом сердце Державы. Хорошо еще, сдержался Дугин в разоблачительном раже: с мудрым геополитическим прицелом на Белоруссию не упомянул имя Пал Палыча Бородина, тоже засветившегося в этой злоумышленной компании.
А что, собственно, обижаться? Аккурат евразийский сюжет.
В ОЖИДАНИИ МЯСНИКОВ
Раз хотим построить "идеократическое авторитарное Сверхгосударство на основе единства, соборности и традиций", значит, кто визирь при благосклонном верховном ухе, тот и прав. Абдул-Вахед Ниязов, собрав в кучку таких замечательных персонажей, как народный мститель Хачилаев, Нафигулла Аширов, Гейдар Джемаль, всего лишь замкнул на себя погромный потенциал, который сам Дугин в свое учение и закладывал. Истинные патриоты "России-Евразии" ныне не иноки вроде князя Трубецкого или того же Дугина, которые по кельям скрипят гусиными перьями во имя "державности, православия, нравственности и единоначалия" (слова доктора Дугина). Они - как раз те самые ребята, которые нравственность внедряют с помощью паранджи.
Так почему-то в истории всегда и выходит: в эпоху относительных свобод появляется глубоко неудовлетворенный интеллигент-теоретик, использующий свободу слова (не им, кстати, завоеванную!) для того, чтобы убедительно разоблачить ее вредоносность и государственную разрушительность. "Либерализм - это отвратительное, человеконенавистническое, подлое учение. Он омерзителен в теории и на практике",- отечески поясняет Александр Дугин в одном из последних своих текстов. Ладно, имеет право. Но вслед за такими воздушными сентенциями рано или поздно всегда приходят конкретные практики с повадками мясников. И, что характерно, одной из первых жертв своих идейных сынов, как правило, становится удивленный папаша. Не говоря уже о многих прочих соборно настроенных гражданах, которые им вовсе и не родственники даже, а так - клюнули на красивую наживку.
Вот и сейчас власть с экрана уже объявляет, что нашла для Чечни "евразийское решение". А бедный Дугин оправдывается: мол, это решение не "евразийское", сиречь полюбовное и самоуправляющееся, а административное, нехорошее. Которое подавляет соборную личность чеченского народа и оттого долго не протянет...
Поздно, однако! Права-то власть: ваше дело - красивую идею подобрать, ее дело - эту идею использовать согласно собственному "идеократическому" разумению. А если некоторые будут слишком выступать, то недолго протянет их новая партия, которая существует на деньги все из того же идеократического источника. Да и господину Дугину, имея председателем исполкома "Евразии" полковника Суслова, ветерана внешней разведки РФ, грешно наивничать и в адрес власти, и в адрес ниязовцев: "...Хороши евразийцы и патриоты России, если они оказываются на поверку доверенными лицами главарей ваххабитских бандформирований, с которыми федеральные силы ведут кровопролитную битву..."
Кто-кто, а полковник Суслов наверняка догадывается: раз уж функционируют в Москве "евразийцы", с которыми наши солдатики ведут "кровопролитную битву", то, надо думать, не без ведома неких мужчин с добрыми усталыми глазами и большими звездами на погонах.
* * *
Ведомство конкурирует с ведомством, визирь с визирем, кабинет с кабинетом. Оттого на одного патриотически настроенного избирателя, не изверившегося еще в особой геополитической миссии Евразии, - целых две партии. В строгом соответствии с простым законом жизни: о единстве, соборности, коллективизме, сплоченности, справедливости и прочих приятных вещах искреннее всего печется тот, кто намерен оное единство и сплоченность оседлать. И этим "кем-то" заведомо будет не интеллигентный доктор Дугин. Как не были ими и те отечественные евразийцы, которые в простоте своей восемьдесят лет назад формулировали: "Она - партия особого рода, правительствующая и своей властью ни с какой другой партией не делящаяся, даже исключающая существование других таких же партий. Она - государственно-идеологический союз... Формально нечто подобное этому представляет собой итальянский фашизм, лишенный, впрочем, глубокой идеологии..."
Откуда им в 1926 году было знать, что на подходе - совсем другой фашизм с гораздо более глубокой идеологией?
ДОСЬЕ МН
В прошлом году "Евразия" была преобразована в партию из одноименного Общественно-политического общероссийского движения. Лидер партии Александр ДУГИН из своих многочисленных регалий и должностей особо любит подчеркивать одну: руководитель Центра геополитических экспертиз экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при спикере Госдумы РФ Геннадии Селезневе.
Кроме лидера "Евразийской партии России - Союза патриотов России" (ЕПР - СПР) депутата Госдумы Абдул-Вахеда НИЯЗОВА на учредительном съезде ЕПР - СПР в президиуме можно было видеть Павла Бородина, Олжаса Сулейменова, Виктора Черепкова, Гаджи Махачева, атамана донских казаков Николая Козицына и о. Олега Стеняева. Идеологическим установкам ЕПР - СПР сочувствуют также многие парламентарии из межфракционной депутатской группы "Евразия".