Впервые в Турции я оказался уже в ранге посла после двадцатилетней дипломатической службы, поэтому пришлось вновь вникать в суть вещей. Это случилось во время переломного момента истории в России – начало перестройки, то есть новые взгляды, новые подходы, многие не апробированные, на практике не испытанные. Политическая элита Турции вначале с большой осторожностью относились к событиям, происходящим в России.
Со времен Ататюрка Турция секуляристская страна, поэтому за религиозниками наблюдает специальное правительственное подразделение. Но правящая верхушка понимает, что пантюркизм не имеет перспектив. Но, тем не менее, с турками необходимо было говорить о тюркоязычном населении нашей страны, в советское время оно насчитывало около 60 миллионов людей, то есть четверть - пятую часть населения страны.
Идея евразийства поначалу была связана с географическим расположением Турции – и в Азии, и в Европе.
Одновременно признавалось, что Россия такая же страна, хотя более европейская. Одним словом, Евразийство: как быть с Россией, ранее с Советским Союзом?
После развала СССР идея евразийства приобрела новый импульс в правящей элите Турции, которая хотела посмотреть, что это и как оно может восприниматься. И тогда были поездки президентов, премьер-министров по Кавказу, Азии и т.д. Поначалу была эйфория легкости, как у Турции, так и у наших бывших республик. С течением времени эйфория прошла, постепенно взаимоотношения между странами начали приобретать практический и прагматический характер. Применительно к этим странам, турки все более задумывались о необходимости принятия во внимание интересы и России.
Ведь Россия и Турция – самые крупные страны на Евразийском пространстве, поэтому на Турцию и Россию, в большей степени, ложится ответственность за положение дел на евразийском пространстве.
Турция с возрастающим интересом относится к евразийству, идеи которого становятся всё более популярны, конечно, не совсем она может быть согласна с нашей трактовкой евразийства. Но что касается настоящего и будущего, турецкая сторона понимает большие выгоды в вопросах поддержания безопасности, не только военной, но и структуризация пространства, оставшегося после развала СССР.
Кристаллизация этого пространства началась – это СНГ, ЕВРАЗЭС, Шанхайская шестерка, Черноморское сотрудничество, Каспийское сотрудничество, и новая идея единения четырех стран (России, Украины, Казахстана, Беларуси) по созданию единого экономического пространства.
Евразийское пространство в более широком плане как соединение Европы и Азии (Старый Свет): здесь присутствует и атлантическая группировка на Западе, мощный Китай на Востоке – необходимо остановиться на среднем варианте, который включает географическое пространство от Центральной Европы до Тихого океана, от севера до юга – Турция, Иран, Афганистан, Индия и Пакистан. А узкий вариант евразийства – это бывшие страны Советского Союза с некоторыми странами Восточной Европы, например, Болгария, Югославия.
Существует ли в элите Турции идея восстановления Османской империи, то есть перехода Турции от региональной державы к имперской? Не секрет, что у нас с Турцией схожие судьбы – без наших Империй большое количество государств не состоялись как государства – это бывшие Османские колонии и наши территории, союзные республики.
Имперские амбиции Турции погасил Ататюрк, провозгласив границы страны, так называемые границы национального обета. По новейшей истории Турции и по нынешним настроениям возвращение куда-нибудь в Египет или Сирию невозможен. Но желание стать крупной, ведущей, влиятельной и сильной державой региона существует в Турции, в том числе и в экономическом плане.
То есть их интересы распространяются далеко на Восток к тюркским государствам, либо в Европу и в Россию, а экспансия на юг, на Балканы сейчас не рассматривается.
Идеи экспансии на Восток у них не было. Это пантюркисты говорили о Великом Туране, о создании империи, но в сегодняшней Турции данную идею поддерживают небольшие круги, не имеющие влияния на власть. Политика нынешнее руководства сводится к тому, что отношения с этими странами должны быть особыми.
Что касается отношений с Россией, то Турция открыта к сотрудничеству в виде некоего треугольника – Турция, Россия и какая-нибудь третья сторона, возможно общий проект.
Идея евразийства должна быть одной из составляющей внешней политики России применительно и к странам СНГ, и к континентальному полумесяцу. России необходимо проводить свою внешнюю политику в евразийском ключе…Что же касается стран СНГ, в частности Казахстана, где идеи евразийства получают наиболее широкое распространение, то необходимо устанавливать контакты, как по государственной линии, так с общественными и религиозными организациями. На том же уровне нужно попытаться установить контакты и с прилегающими странами – Ираном, Турцией, Афганистаном, Пакистаном, Индией, Болгарией.
Досье www.evrazia.org :
ЧЕРНЫШЕВ Альберт Сергеевич
дипломат; родился 18 августа 1936 г.; окончил МГИМО в 1959 г.; дипломатический ранг — Чрезвычайный и Полномочный Посол; с 1959 г. — референт, а с 1961 г. — старший референт Управления внешнеполитической информации МИД СССР; 1962—1963 — атташе, третий, а затем — второй секретарь УВИ; с 1967 г. — второй, а с 1969 г. первый секретарь посольства СССР во Вьетнаме; 1971—1973 — первый секретарь Управления по планированию внешнеполитических мероприятий (УПВМ) МИД СССР; 1973—1976 — советник группы при министре иностранных дел СССР; 1976—1981 — главный советник УПВМ; 1981—1982 — руководитель группы при министре иностранных дел СССР; с 1982 г. — помощник министра иностранных дел СССР; 1987 — начальник Общего секретариата (член Коллегии) МИД СССР; 1987—1993 — Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР, затем РФ в Турецкой Республике; с декабря 1993 г. занимал пост заместителя министра иностранных дел РФ; 1994—1996 — Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Республике Индия, был освобожден от обязанностей в ноябре 1999 г. в связи с выходом на пенсию; награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, "Знак Почета"; женат, имеет дочь.
C 2003 г. – член Центрального Совета Политической партии «Евразия».