Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Внешний прорыв

Внешний прорыв

[Срочная ротация политических игроков - условие необходимое, но недостаточное]

На сегодняшний день нет никаких существенных факторов, которые бы сдерживали президента Путина в проведении стратегии на укрепление государства, а так же осуществлении независимой внешней политики. При этом понятно, что не стоит осуществлять откровенно конфронтационных по отношению к политическим оппонентам действий, как на международной арене, так и внутри страны. Взвешенная внешняя политика с учетом национальных интересов, проводимая сегодня Кремлем, способность избегать резких действий, четкая выверенность решений, использование стратегии сдержек и противовесов - вот факторы, дающие возможность в ближайшее время стабилизировать ситуацию как в стране, так и на внешнеполитической арене. Тем более, что для взвешенных, но решительных действий во внешней политике ситуация, как никогда благоприятная. Это характеризуется достаточно четкой тенденцией со стороны ряда государств, направленной на акцентировку необходимости переструктурирования мировой карты по принципу многополярности, а так же стремление некоторых государств - региональных лидеров к проведению более независимой от диктата Запада региональной политики, с учетом, в большей степени, интересов государств, входящих в состав этих регионов. Это то, что необходимо использовать сегодня России, дабы обозначить свою приверженность асимметричному мировому укладу. "Ирак, Китай, Германия, Япония, Ливия, Италия, Индия, Белоруссия, Югославия, Израиль - любые геополитические партнеры сегодня возможны в том или ином конкретном случае. Геополитика асимметрии, неожиданное выстраивание самых причудливых комбинаций для выхода на реальные горизонты многополярности сегодня не сдерживается в случае Кремля никакими идеологическими, конфессиональными, политическими или социальными критериями"(А. Дугин."Асимметрия"). По сути молодой энергичный Президент, пользующийся огромной поддержкой своего народа, оказывается в исторически беспрецедентном положении для глобальной планетарной игры в асимметрию.

Лидер КНР Цзян Цземинь считает, что США переоценивают свою роль в мире. Такую точку зрения председатель КНР выразил в интервью ряду зарубежных телекомпаний. По его словам, утверждения американцев о том, что бомбардировка китайского посольства в Белграде в прошлом году была ошибкой, звучат неубедительно. В то же время Цзян Цземинь подчеркнул, что Пекин намерен сотрудничать с Вашингтоном. По его словам, Китай стремится улучшить отношения с США несмотря на то, что две страны очень отличаются друг от друга по своим ценностям, сообщает Би-би-си.(РБК).

Китай представляет собой сухопутную континентальное государство, его цивилизация носит свойственный Евразийскому традиционному укладу (неторговый) характер, и само сохранение коммунистической идеологии при проведении либеральных реформ в современном Китае, способствует выбору именно Китая, как стратегического партнера в построении одной из осей асимметричного конструкта, способствующего ослаблению влияния США в дальневосточном регионе. Однако, история показывает, что именно Китай геополитически являлся важнейшей базой англосаксонских сил на евразийском континенте. Руководств Китая всегда придерживалось "двойного стандарта" в осуществлении внешней политики, стараясь поддерживать как хорошие отношения с Россией, так и заключать многообещающие в плане стратегии развития отношений торговые и политические договоры с Западом и США. Принимая Китай как серьезного стратегического партнера в области формирования многополярной системы координат, следует учитывать имеющий место фактор близости Китая Западным стандартам, в частности в вопросах либерального экономического уклада и внешнеполитических, а шире геополитических интересов. Экономические успехи Китая представляют собой довольно двусмысленную реальность, так как они достигнуты ценой глубинного компромисса с Западом и не сочетаются ни с какой ясной геополитической концепцией, которая могла бы служить залогом политической самостоятельности и независимости.

Учитывая все это следует признать, что в наиболее полной мере идеальным стратегическим партнером России в Дальневосточном регионе является Япония.

В Токио подписано соглашение между Россией и Японией о совместном хозяйственном освоении Южно-Курильских островов. Об этом сообщил журналистам в Токио вице-премьер Виктор Христенко. Подписи под документом поставили высокопоставленные представители МИД России и Японии. Первый зам. руководителя администрации РФ Сергей Приходько сообщил, что этот документ будет иметь рамочный характер. По его словам, ожидается, что в дальнейшем стороны подпишут соглашения о конкретных областях совместной деятельности на Южных Курилах.(РБК)

Согласно некоторым прогнозам, в будущем тихоокеанский ареал станет одним из важнейших центров цивилизации в целом, и поэтому борьба за влияние в этом регионе является более чем актуальной.

Установление прочных союзнических отношений по оси Москва-Токио решает ряд важнейших проблем в обеих странах. Во-первых, Россия получает в союзники экономического гиганта, оснащенного высокоразвитой технологией и огромным финансовым потенциалом. Однако у Японии отсутствуют политическая независимость, военно-стратегическая система, прямой доступ к ресурсам. Все, чего не хватает Японии, в изобилии есть у России, а все, чего не хватает русским, в избытке есть у японцев.

Учитывая стратегическую необходимость скорейшего установления системы прочного взаимодействия между Россией и Японией, становится совершенно ясно, что вопрос о реституции Курил не является препятствием для русско-японского альянса. "В случае Курильских островов мы имеем дело с территориальными символами Второй мировой войны, альянсы и весь ход которой был полным триумфом стран западного блока, расправившихся со всеми своими противниками одновременно, путем крайнего истощения СССР (при навязывании ему такой геополитической позиции, которая не могла в перспективе не привести к перестроечному развалу) и прямой оккупации Европы и Японии". (А. Дугин "Основы Геополитики"). Однако сегодня вопрос о полной передаче Курильских островов Японии пока не может быть рассмотрен в полной мере. Япония продолжает находится под военной оккупацией США, располагает на своей территории Американские военные базы, а значит волей - неволей входит в стратегический блок Западных стран, являющихся на сегодняшний день основным геополитическим оппонентом России. В полной мере вопрос о передаче Курил Японии можно будет рассматривать лишь в рамках общего процесса новой организации Дальнего Востока. Реституция Курил может быть осуществлена лишь при полном совпадении взглядов России и Японии на стратегическое развитие региона в целом.

Одним из факторов, способных ускорить процесс стратегической интеграции как между Россией и Японией, а так и между другими странами может стать стремление США выйти из договора по ПРО. Такой шаг, осуществленный в одностороннем порядке является как бы признанием Соединенными Штатами своей "гиппердержавности", а значит своей особой позиции в вопросах международной безопасности. Это уже вызвало тревогу как в Европе, так и в странах Азиатского и Дальневосточного регионах. В этой ситуации Россия весьма своевременно выступила в роли инициатора создания "обездоленными" странами, оставшимися без "опеки" США собственной системы противоракетной обороны. Реализация подобного шага существенно подрывает статус США как единственного гаранта безопасности, способного защитить своих "подопечных" от внешней агрессии. В связи с реальной опасностью, идущей от создания по сути альтернативного Американскому стратегического блока под инициативой основного геополитического оппонента - России, Соединенным Штатам пришлось пойти на попятную в вопросе о выходе из договора по ПРО в одностороннем порядке. "Б. Клинтон оставляет принятие решения по ПРО следующему президенту. При этом, как сообщает "Ассошиэйтед Пресс" со ссылкой на источники в Белом доме, работа над проектом будет продолжена. Теперь, после решения Б. Клинтона, НПРО не сможет быть развернута к предполагавшемуся ранее сроку - в 2005 г., даже если новый президент сразу же заявит о ее создании. Источники в Белом доме сообщают, что Б. Клинтон принял это решение, основываясь на рекомендации министра обороны США Вильяма Коэна и госсекретаря Мадлен Олбрайт".(РБК)

Достижение подобного результата можно отнести в том числе и к заслугам российского президента, осуществившего ряд эффективных внешнеполитических ходов, в частности таких, как недавнее турне по странам Азии - Китай, Северная Корея, удачные переговоры на Окинаве. Однако, несмотря на осуществление ряда столь удачных внешнеполитических мер по прежнему не ослабевает давление на президента со стороны так называемой элиты внутри страны. Последние, тяжелые для страны события, связанные с гибелью АПЛ "Курск" и пожаром на Останкинской телебашне показали, что не смотря на серьезную поддержку со стороны населения, президент оказался фактически один на один с беспрецедентным давлением со стороны политической элиты во всех ее составах - как в медийном, так и в собственно политическом. На фоне двух трагедий, произошедших в небольшом временном промежутке политическая и медиакратическая элиты выступили с примерно сходным политическим тезисом: ответственность за все в стране несет власть, и не просто власть, а именно президентская власть, и она должна эту ответственность взять на себя безраздельно и как бы самодержавно. Власть уже знает, что она брошена своей элитой.

"Те, кто формулирует наши политические цели и комментирует политическую ситуацию, впадают в панику и в полную недееспособность при любом серьезном кризисе. Это значит, государство и народ могут твердо знать, что в момент кризиса они смогут рассчитывать только сами на себя.

“Теперь, когда мы фактически вступаем в следующий политический год, я думаю, что мы просто не может позволить себе сохранять эту ситуацию. Теперь необходима некая форма общественной инициативы по ротации элит, адекватной политической экспертизе, адекватной политической критике” (Г. Павловский. "Русский Журнал").

Безусловно, период наступления постельцинской эпохи можно охарактеризовать как период достаточно больших и рассчитанных надолго проектов государственного строительства, вокруг которых должны консолидироваться общество и власть. И здесь новому президенту необходима поддержка новой элиты, на основе которой должна быть сформирована президентская команда. По сути она же является "контрэлитой" по отношению к элите старой, у которой нет лидеров, а есть ветераны, старые ельцинские кадры, не способные мыслить новыми критериями, которые просто не понимают ситуации. Срочная ротация политических игроков - условие необходимое, но недостаточное для прорыва на качественно иной уровень реализации задач по восстановлению России.

Валерий Строев,
10 сентября 2000 г.