Международное Евразийское Движение
Интервью Коровина | "Свободная пресса" | Стратегия окруженной России | Валерий Коровин: "Мы сохраняем независимость потому, что интегрировались в мировое хозяйство неумело и медленно. Сейчас мы поняли, что надо создавать альтернативные финансовые инструменты. Нужна многополярность в мировой экономике" | 05.07.2015
    5 июля 2015, 11:00
 

У России союзников больше, чем у Советского Союза

На пороге ядерной зимы

Бумеранг американской геополитики

Стратегия окруженной России

Для ответа на современные вызовы нашей стране нужны новые подходы к безопасности

На заседании Совета безопасности России 3 июля президент Владимир Путин поручил в короткие сроки обновить стратегию безопасности страны. "Необходимо в короткие сроки провести анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков - и политических, и экономических, и информационных, и других, и на этой основе скорректировать стратегию национальной безопасности России", - заявил Путин. Изменения должны затронуть еще и концепцию внешней политики.

Инициативу подработать основополагающие документы можно считать, в некотором роде, реакцией на обнародованную Пентагоном 1 июля новую национальную военную стратегию США. Американский документ отличают жесткие формулировки по отношению к России и ее потенциальным союзникам. "Россия неоднократно демонстрировала неуважение к суверенитету соседних стран и готовность применить силу для достижения своих интересов. Военные действия России подрывают региональную безопасность и нарушают многочисленные соглашения… Мы работаем с союзниками и партнерами, чтобы сдержать, запретить, и - при необходимости - нанести поражение потенциальным противникам государства", - сказано в стратегии. Можно сказать, что глобальное противостояние между Россией и США входит в новую фазу, уже на уровне официальных доктрин.

Известно, что своих целей американцы добиваются новыми средствами. С помощью экономического давления на конкурентов или даже провоцированием государственных переворотов. Собственно, политики США и не скрывали, что ввели против нашей страны санкции именно с целью свержения правящего в России политического режима. По словам Путина, этой угрозы удалось избежать. "Мы проводим независимую внутреннюю и внешнюю политику, не торгуем своим суверенитетом. Не всем это нравится, но по-другому быть не может. Сегодня очевидно, что попытки расколоть, разобщить наше общество, сыграть на отдельных трудностях, нащупать уязвимое, слабое звено не дали ожидаемых результатов", - подчеркнул президент.

В то же время, как признал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, наша страна остается уязвимой в экономическом плане. Он заметил, что ущерб наносят не столько санкции, сколько ориентированность народного хозяйства на экспорт углеводородов и зависимость от импорта технологий.

Какие изменения нужны нашим основным доктринам по безопасности?

- Все предыдущие версии стратегии национальной безопасности были выстроены на основе возможности классической индустриальной войны классического модернистского общества, - говорит директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты России Валерий Коровин. - Но в последнее время постмодерн, над которым в России привыкли насмехаться, перешел в плоскость реальных боевых действий. Стратегии, применяемые против России и ее соседей, лежат за пределами модерна и, соответственно, за пределами военного ответа на вызовы.




Архивы Евразии

05.07.2010 | Часть этноса "балбесы", видимо, осела в Госкомстате | Александр Дугин: "Что такое этническая самоидентификация? Это вещь довольно открытая, она не может быть установлена с помощью замера черепа или крови. Кроме того, практически подавляющая часть нашего народа является продуктом смешения"

Согласно нашей концепции обороны, крайним средством защиты может быть ядерный удар. Но вызовы, с которыми сталкивается Россия, не предусматривают ответного ядерного удара, ведь никто не угрожает нам непосредственно оружием. Тем не менее, одно пространство за другим выходит из зоны нашего стратегического контроля.

Сейчас ведут "сетевые" войны, но ответа на них у России нет. Вообще, мало кто в стране представляет, о чем идет речь. Но сфера влияния РФ постоянно сужается. В этой связи и необходимо пересматривать технологии сдерживания агрессии. Надо провести, в частности, исследования по методике "цветных" революций. В военных вузах надо изучать средства противодействия таким угрозам. Но для этого нужно внести поправки в основные государственные документы. Наш президент прав, что необходимо начать разработку теоретической базы современной обороны. После этого можно будет перейти к практическому применению наших контрсредств.

"Свободная пресса": Какими могут быть наши ответные меры на современные угрозы?

Валерий Коровин: Запад использует концепцию "сетевых" войн. Он это делает там, где созданы американские сети влияния. Они за последние 20 лет созданы практически повсюду в Евразии. Сейчас единовременно вычистить все американские сети невозможно. Они имеют такую структуру, что нейтрализация одного из узлов не нарушает работу всей сети. Если сети создавались 20 лет, то вычищать их придется минимум в два раза больше.

Чтобы сбалансировать ситуацию с глобальной безопасностью, единственным способом остается ответный сетевой удар по территории противника. На каждую операцию сетевой агрессии мы должны иметь возможность нанести свой удар по Америке и ее союзникам. Значит, нам надо создавать свои сети влияния в США и Европе.

Когда Россия сможет наносить такие же удары, как США по нам, то мы будем в безопасности. Проблема в том, что американские сети развиты, а нам еще предстоит их строить. Чтобы выстроить свои сети, надо уметь работать со смыслами, идеологическими концепциями.

В современном противостоянии часто используют направление внутренних негативных энергий против национальных администраций. Проблемы и недовольство есть в любой стране. В США их больше, чем где-то еще. Как только мы научимся использовать это внутреннее американское недовольство, Россия сможет защищать себя.

"Свободная пресса": Рейтинг российской власти запредельный, "цветная" революция нам пока не грозит.

Валерий Коровин: Большинство всегда пассивно, оно берет смыслы у элит. Если элиты не предлагают собственной модели развития, то общество становится беззащитным перед привнесением смыслов извне, созданных чужими элитами. Народ уязвим перед вбросом чужих идей.

Сейчас большинство граждан объединено вокруг ярких смысловых образов. Президента после возвращения Крыма воспринимают, как собирателя русских земель. Наши элиты, благодаря санкциям, имеют ореол тех, кто противостоит внешней угрозе. Эти два фактора стали объединяющими для людей. Еще одна точки сборки нашего общества - память о Великой Отечественной войне, это показала, в частности, акция "Бессмертный полк".

Но дальше этих трех "линий" отступать некуда. Россия больше 20 лет живет без идеологии и долгое время - без политики. Вся политика сводится к борьбе внутри элит, которые закрыты. Практически не осталось "лифтов" для политически активных граждан. И это грозит тем, что в критический момент элиты просто не получат поддержки масс, в силу апатии и безнадежности попыток простых людей участвовать в принятии решений.

Поэтому нынешняя ситуация очень зыбкая. Наше общество довольно уязвимо для влияния извне. Созданные ранее американцами сети можно легко активировать с помощью финансовых вливаний. Уже давно пытаются разрушить наши традиционные ценности, наш консерватизм сознания и общинные правила жизни. Мы пока открыты для сетевого воздействия.

"Свободная пресса": Николай Патрушев обратил внимание на необходимость переформатирования нашей экономики.

Валерий Коровин: Николай Патрушев имеет колоссальный опыт работы в спецслужбах, и он делает правильные выводы. Экономика - важнейшее средство воздействия на страну. Более 20 лет Россия пыталась интегрироваться в глобальное экономическое пространство, вопреки всякой логике. Это пространство создано США, в нем действуют американские правила. Невозможно вписаться в глобальную экономику и при этом сохранить суверенитет.

Мы сохраняем независимость потому, что интегрировались в мировое хозяйство неумело и медленно. Сейчас мы поняли, что надо создавать альтернативные финансовые инструменты. Нужна многополярность в мировой экономике. Но, подчеркну, что для этого у нашего государства должна быть своя идеология развития. Мы тогда сможем выстраивать свою хозяйственную систему совместно с Китаем, Индией, Бразилией, Южной Африкой, Ираном. И в этом - залог сохранения нашего суверенитета.

Материал подготовил Андрей Иванов

"Свободная пресса", 05.07.2015



  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4952