Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз --
Администрация Международного "Евразийского Движения" Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд) Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику. E-mail:
В российском исламе существует два основных центра – в Уфе (Центральное духовное управление мусульман Талгата Таджуддина) и на Кавказе (Совет муфтиев Северного Кавказа – Магомеда Албогачиева). Центр в Уфе объединяет мусульман татар и башкир, кавказские мусульмане менее централизованы, их главы представлены в Совете муфтиев Северного Кавказа.
В начале 90-х из традиционных центров выделились несколько раскольничьих структур, не удовлетворенных лояльностью этих центров в отношении российских властей. На Кавказе крайней формой стал чеченский сепаратизм. В России среди татаро-башкир выделились: татарстанское направление с муфтием Гусманом Ицхаковым, подчиненное лично Шаймиеву (поскольку верховный муфтий Талгат Таджуддин отказался от предложения Шаймиева переносить ЦДУМ в Казань); сибирско-азиатское направление во главе с самозваным «муфтием» – ваххабитом Нафигуллой Ашировым; отколовшийся от своего учителя Таджуддина московский муфтий Равиль Гайнутдин и множество более мелких радикальных ваххабитских организаций, связанных с зарубежными центрами распространения радикального ислама (преимущественно в Саудовской Аравии).
Электоральная ниша у Российской партии Жизни на данный момент отсутствует
Я полагаю, что Партия жизни создана достаточно искусственно. Те тезисы, которые записаны в программе этой партии, представляет собой джентльменский набор современной общероссийской слогановой стратегии, которая представляет собой довольно популистически ориентированные разрозненные фрагменты. Фрагменты не связанные какой-либо идеологической системой, не опирающиеся ни на какую ясную политическую платформу, представляющей собой некий пример электорального синкретизма. Приблизительно такие же программы, как у Партии жизни, у большинства российских партий, это некое псевдо-политическое pret-a-porter.
Стереотипность программы могла компенсировать какая-то харизматическая личность, с яркой политической идентичностью. Такой личности тоже нет. Раз нет харизматической личности, тогда может быть есть новаторство в идеологии? Тоже нет. Совершенно непонятно на кого она ориентирована и что хочет сказать.
Я очень хорошо отношусь к партии Жизни, но на данный момент эта партия не представляет ничего конкретного. Да, из конкретного есть Рафгат Алтынбаев, который известен в Татарстане, как яркий оппонент Шаймиева. В Татарстане Алтынбаев - это конкретно, и достаточно идеологично и политично. Т.е. в Татарстане Партия Жизни - это политическая оппозиция Шаймиеву. Это понятно. Вне Татарстана, мне кажется, позиция партии Жизни крайне скромная.
- Александр Гельевич, вас считают идеологом особой роли России на постсоветском пространстве. Например, в Киеве неоднозначно оценивают то, что было сказано об Украине в вашей книге "Основы геополитики".
- В своей книге я говорил о геополитическом статусе Украины. Хотя написано это было в начале 90-х годов, считаю, что был прав. Но с точки зрения политических деклараций мои идеи требует определенной коррекции.
В конце 90-х ослабление российского интеграционного полюса на постсоветском пространстве достигло критической черты, после которой, безусловно, любые декларации о геополитике Украины из Москвы должны быть пересмотрены. Сегодня я поддерживаю "большой договор" между Россией и Украиной, отказ от территориальных претензий к Украине со стороны РФ. Таким образом, в каком-то смысле мои взгляды относительно Украины, конечно же, эволюционировали.
- Но сегодня вы по-прежнему думаете, что Украина как государство не состоялась?
- По моему убеждению, Украина сегодня не является суверенным государством и не имеет для этого ни исторических, ни футурологических, не ресурсных оснований. Кстати, РФ также не является и не может стать государством-нацией. Таким образом, я не являюсь противником Украины и ее государственности, я противник всякой государственности, возникшей на территории Советского Союза. Ни одно из постсоветских государств, включая страны Прибалтики, не имеет шансов состояться как полноценное государство. Нынешние геополитические процессы в мире - не самая удачная среда для возникновения новых государств.
Как сказывается американское вторжение в Ирак на внутриполитической конъюнктуре России? Очень серьезно, и это, возможно, обернется сюрпризами даже в электоральном смысле.
Российское общество по идеологическому принципу делится совсем иначе, чем можно заключить из партийных пристрастий. Наша партийная система создавалась на скорую руку, в нее постоянно вбрасывались совершенно незрелые игроки, а некоторые реально репрезентативные силы искусственно исключались. Она соотносится с обществом перекошено, поэтому и вызывает недоумение и брезгливость. Народ думает, чувствует и считает по иным лекалам, нежели те, что предложены ему российскими партиями и политтехнологами. Убери завтра эти партии, и в принципе ничего не изменится -- можно будет легко созвать новые или вообще забыть о них, как о недоразумении. Но это не значит, что народ деполитизирован и безразличен, просто он выбирает свое и чужое в иных категориях.
После начала американской агрессии в Ираке россияне в подавляющем большинстве переживают происходящее кожей, сердцем, напрягая извилины, выражая эмоции. Российская власть в лице президента Путина выступила в ситуации с Ираком вполне определенно. Эта позиция антиамериканская. Совершенно очевидно, что всплеск соответствующих настроений в обществе не есть следствие этого выбора российского президента.
1). Экономический смысл - это фактор нефти. Сейчас мы должны начать осваивать язык нефти, которым многие международные эксперты объясняют всё происходящее в мире. От цены на нефть и от её конъюнктуры зависит очень многое: положение России, отношения между Россией и Европой, отношения между Россией и США. Война в Ираке ставит в центр нашего внимания такие сделки, какие совершила British Petrolium с Тюменской нефтяной компанией, прокладывание новых нефтепроводов и т.д. Эти вещи настолько уже взаимосвязаны - откуда пойдет нефть, куда и по какой цене, что мы просто должны говорить на нефтяном языке. И если раньше мы учитывали много разных факторов, среди которых была и нефть, то сегодня фактор нефти становится доминирующим.
Война в Ираке, безусловно, ведётся за нефть. Значит, формы, объёмы, маршруты поставки нефти, её качество, её цена могут стать причиной для военных конфликтов и в других ситуациях и раскладах. Из этого можно сделать следующий вывод: топливно-энергетическая политика России теснейшим образом связана с её геополитикой. Очевидно, что геополитика целого государства не может быть частной и руководствоваться исключительно интересами бизнеса.
США представляется многим как идеальное воплощение современного светского общества, авангарда технического и научного прогресса. Это отчасти верно, но вместе с тем именно в США чрезвычайно сильны крайние религиозные толки и секты, которые, подчас, интегрируются в самые верхи американского политического истеблишмента.
Особенно это характерно для республиканцев, которые традиционно связаны с направлением протестантского фундаментализма. Обычно это обстоятельство упускается из виду: мол, все ограничивается общим «просвещенным консерватизмом» республиканцев, их верностью «моральным ценностям». На самом деле, все глубже. Мы не поймем Америку, если не примем в расчет специфической мессианской, эсхатологической, религиозной идеи, которая ею движет. Мы не сможем внятно объяснить все происходящее сегодня в Ираке, если не заглянем в те религиозные среды, которые вдохновляют Буша-младшего и его идеологов – Рамсфельда, Чейни, Волфовица и других.
Мы стали слишком расслаблены. Мы ищем комфорта и удовольствий. У нас в целом неверный настрой. При слове “дисциплина” нам становится не по себе. Это очень-очень опасно.
Впрочем, вполне объяснимо. Мы совсем недавно покинули слишком дисциплинарное общество, и усталость чувствуется до сих пор. Но прежде чем проклинать дисциплину как таковую, надо внимательнее присмотреться к тому, что нам в ней так не нравилось.
Последние десятилетия советского режима требование подчинения и повиновения, иерархия, ограничения свобод – все это утратило свое содержательное значение. Как и в либерализме, который провозглашает “свободу от”, не объясняя “для чего”, советская система настаивала на дисциплине, но забывала сказать, во имя чего, не в состоянии придать ей смысл. Именно это привело к руководству страной совершено специфическую элиту – это были люди дисциплинированные, но бессодержательные. Это и подорвало советскую систему, породило отчуждение.
Сегодня большинство человечества тревожно думает уже не о том, как кончится война в Ираке, но скорее о том, "кто следующий". Многие сходятся во мнении, что "следующим будет Иран".
Эта страна тоже занесена Джорджем Бушем-младшим в разряд "оси зла". А так как мы убедились, что президент США словами на ветер не бросается, то это более чем серьезно. Есть еще Северная Корея, но там нет нефти, нация дисциплинированна и крайне мобилизована. Американцы на Корейском полуострове уже воевали. Воспоминания по этому поводу не из самых приятных. А вот Иран - это нефть, это определенный политический тупик в оппозиции фундаменталистских мулл (Хомейни) и более прагматичных реформаторов (Хатами), это близость к Ираку, это важнейший стратегический форпост в Центральной Азии, это, наконец, радикально антиамериканский режим, отвергающий однополярный мир, американскую систему ценностей, атлантистскую геополитику.
Нынешние выборы будут представлять собой серьезную проблему для правых партий - СПС и «Яблока». Для этого есть много причин. Начать с того, что либеральная буржуазно-капиталистическая идеология и последовательное западничество явно не находят более поддержки среди населения. Эта позиция остается достаточно сильной среди экономической, журналистской и отчасти бюрократической элиты, но совершенно очевидно, что в электорате процент этих групп погоды не делает. Со времен первых ельцинских реформаторов Чубайса и Гайдара в массах сложился устойчиво отрицательный образ либерала - компрадора, русофоба, циника, гадко шепелявящего с экрана «эта страна», «тоталитаризм» и т.д. Не улучшилась ситуация и позже, когда этот образ усугубился - отталкивающими опять же для масс - фигурами российских олигархов.
Либерализм откровенно непопулярен, и едва ли правые на этих выборах смогут втолковать народу, что «все, что было, это не либерализм, а извращение, и нормальный либерализм - это нечто иное и очень хорошее».
Америка совершила беспрецедентный акт агрессии против независимого суверенного государства Ирак. Вызов мировому сообществу брошен. Милитаристское, попирающее основы международного порядка руководство США на практике продемонстрировало серьезность своих намерений единолично править миром, бесцеремонно вмешиваться в дела любого государства, которое только вызовет недовольство Вашингтона. Объявив о пренебрежении суверенитетом других государств, США поставили себя вне закона международного сообщества.
Ничто не популярно сегодня так в России, как нелюбовь к Америке. Антиамериканизм - это тотальное увлечение. Это символ веры. Антиамериканизм является надежной платформой для прочной консолидации всего российского общества. На нем сойдутся и правый, и левый, и простолюдин, и интеллигент, и банкир, и художник, и кремлевский чиновник, и уличный бомж. Те, кто "против", составляют жалкую горсть. Тех, кто "за", - большинство; это антиамериканское большинство. Это большинство такое большое, что больше "путинского большинства" (Г. Павловский).