Международное Евразийское Движение
Регионы | Последний экзамен | 23.01.2003
    23 января 2003, 18:16
 

Последний экзамен

КПРФ, пожалуй, самая удивительная партия в современной России. Уж сколько раз ей пророчили скорую гибель, но тем не менее она по-прежнему остается одним из серьезнейших политических игроков. По данным закрытых соцопросов, на старте очередной кампании по выборам депутатов Государственной Думы именно коммунисты, а не единороссы сейчас являются фаворитами гонки. За них могут проголосовать около 40% избирателей. В Красноярском крае эта цифра меньше, но на 25-30% электората Юрчик со товарищи рассчитывать могут. И это несмотря на постоянный жесткий прессинг со стороны могущественных противников.

СЕКРЕТ устойчивой популярности коммунистов пытались разгадать многие аналитики. Но сделать это не так просто, потому что КПРФ похожа на многослойный пирог, в котором не сразу найдешь настоящую начинку. Ее идеологическая платформа представляет собой удивительнейшее смешение левых мифов и правых взглядов, ностальгических мотивов и консервативной риторики. И эта эклектичность парадоксальным образом резонирует с общей идеологической сумятицей в стране.

Странные левые

ОДНИМ из главных мифов, который успешно эксплуатируют функционеры нынешней КПРФ, является миф о преемственности.

Но нынешние зюгановцы - коммунисты настолько же, насколько соколы Жириновского - либерал-демократы. КПРФ уже давно не является марксистской партией. Эпитет "коммунистический" в названии партии - не более чем дань узнаваемому брэнду.

От КПСС нынешние коммунисты кроме названия позаимствовали только остатки партийной структуры, а вот идеологическое ядро стало принципиально иным. Строго говоря, КПРФ и к левому флангу не отнесешь, ведь среди своих основополагающих ценностей ее лидеры называют державность, государственность, уважение к православию, а это не что иное, как традиционный набор из меню правоконсервативных партий. Более того, КПРФ постоянно выступает за снижение налогов, а это уже полнейший нонсенс для левой партии. Такие призывы естественно звучат в устах правых, считающих, что налоговые послабления для крупного капитала приведут к общему процветанию. Коммунисты же, по существу пропагандирующие идеи Рейгана и Тэтчер, выглядят по меньшей мере странно.

Искусство плагиата

ОДНАКО все это не мешает КПРФ ассоциироваться в общественном сознании именно с левой партией. В чем же здесь загадка?

Возможно, секрет скрывается в хамелеонистой личности их несменяемого лидера Геннадия Зюганова. После краха СССР он смог понять, что в старые партийные меха нужно срочно вливать новое идеологическое вино. Таким "вином" стали идеи евразийства, с которыми Зюганова в начале девяностых годов прошлого столетия познакомил лидер этого интеллектуального течения Александр Дугин. Именно после знакомства с ним в речах матерого партаппаратчика стали вдруг звучать необычные для коммуниста слова про геополитику и традиционные ценности.

В образовавшемся после "катастройки" (термин философа А. Зиновьева) идеологическом вакууме эти речи легли на благодатную почву, тем более что идеи евразийства оказались на редкость созвучны глубинным архетипам русского народа. Своими перманентными успехами на выборах коммунисты во многом обязаны именно этому импульсу. Протестный электорат, на работу с которым делает ставку КПРФ, уже давно в своей основной массе не "красный", а стихийно-евразийский.

Впрочем, и сам Геннадий Зюганов оказался не промах. Будучи всего лишь способным к обучению политическим големом, он сумел новые и довольно сложные идеологические построения сделать доступными для основной массы своей псевдокоммунистической партии. Так, во многом благодаря плагиату осуществился самый успешный в новейшей истории страны партийный проект. Но плагиат в политике - дело обычное и ненаказуемое, а талант здесь заключается лишь в том, чтобы умело позаимствовать товар, популярный у электората.

Отчаяние обреченных

КПРФ внакладе не осталась. Она заняла весьма удобную нишу официальной оппозиции, став важным фрагментом в созданной первым президентом России системе сдержек и противовесов. В 1996 году для коммунистов началось довольно комфортное существование, которое сейчас, однако, подходит к концу. Руководство КПРФ, согласившись быть частью общего ельцинского пейзажа, стало превращаться в застывшую структуру. А организация, не способная на саморазвитие, обречена. Этим и воспользовался Путин, когда начал свое наступление на КПРФ. Именно поэтому оказались удачными попытки увести из партии часть видных функционеров во главе с Геннадием Селезневым.

Но сама КПРФ пока устояла и в декабре 2003 года наверняка даст отчаянный бой "партии власти". Сейчас на коммунистов работают несколько серьезных факторов. В первую очередь это промахи путинского режима и начало очередных глобальных непопулярных реформ, в частности, реформа ЖКХ. Во-вторых, зюгановцы могут получить серьезную помощь от "старосемейной" группировки, которая попробует воспользоваться электоральным ресурсом КПРФ для борьбы с Путиным. И в этом контексте контакты Проханова с Березовским уже не выглядят нелогичными. В-третьих - появление в руководстве партии новых фигур, например, хорошо знакомого красноярцам Сергея Глазьева. Он, не отличаясь какими-то яркими личностными данными, представляет собой модернизированную модель нынешнего лидера КПРФ и в этом качестве может рассматриваться как его наиболее вероятный преемник.

Тревожные звоночки

УСПЕХ Глазьева на прошлогодних губернаторских выборах в Красноярском крае поднял тонус руководства крайкома КПРФ, которое последние годы переживало грустные времена. Негативные процессы, происходящие на федеральном уровне, во многом повторяются и на берегах Енисея.

Красноярские коммунисты, начиная с эпохи Лебедя, демонстрируют удивительное умение, оставаясь формально в оппозиции, поддерживать хорошие отношения с правящим режимом. В редком чутье на грядущие трансформации в коридорах власти Владиславу Юрчику, Всеволоду Севастьянову и Петру Романову не откажешь.

У нынешнего губернатора тоже пока нет причины иметь зуб на коммунистов. На выборах они "отработали правильно", но это еще не повод надеяться на серьезные преференции в отношении себя. Хотя, по информации "АиФ на Енисее", коммунисты уже попросили у Хлопонина помочь им в трех одномандатных округах, по которым собираются баллотироваться Юрчик, Романов и Сергиенко. Правда, маловероятно, что губернатор скажет им "да", ведь это будет расценено в Кремле как нелояльность федеральному центру.

Поддерживая приемлемые отношения с властью, руководители крайкома проспали негативные процессы, которые в это время развивались в самой партии. Уход Пащенко, Горлова и Сафоновой краевую организацию не развалил, однако ощутимую трещину в устойчивом электорате КПРФ проделал. И при целенаправленной работе трещина будет расширяться. Это уже не первый тревожный для коммунистов звоночек. "Ренегаты" наверняка вызывают немалое раздражение у "зюгановцев" своей наглой игрой на их привычном поле. Особенно успешно это получается у депутата ЗС Владимира Горлова, который блистательно отрабатывает сейчас тему "антинародного повышения" тарифов на услуги ЖКХ.

Все это очевидные приметы эрозии КПРФ, но в декабре у нее еще есть шанс успешно сдать свой, возможно, последний экзамен. Уже в следующем четырехлетнем политическом цикле вполне может появиться реальная сила, способная более адекватно распорядиться нишей, которую лишь волею исторических судеб пока занимает КПРФ.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ

Сайт Красноярского регионального отделения партии "Евразия"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/940