Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | Независимое обозрение | Президент Путин: эволюция политического образа, электоральные вызовы | 23.01.2003
    22 января 2003, 23:13
 
Президент Путин: эволюция политического образа, электоральные вызовы
Президент Путин: эволюция политического образа, электоральные вызовы
Опубликовано в газете "Независимое обозрение"

Феномен Путина - функциональный, в определенном смысле политтехнологический. Вопрос не случайно сформулирован по-английски. Ведь самим россиянам совершенно очевидно, что в феномене Путина личность либо незначительна, либо скрыта искусственно, либо пока не проявилась.

У Путина нет и персонального политического портрета - он пришел к высотам власти, повинуясь запросу сверху, минуя целые лестничные пролеты, он стал первым лицом, не опираясь ни на какие консолидированные команды, силы, социальные пласты.

У Президента Путина нет вкуса к власти так же, как нет и персонализированного авторитаризма. Все решения Путина основаны на четкой и вполне определенной политической логике. В них отсутствует волюнтаристский момент, доминировавший при Ельцине.

С самого начала Путин воплотил в себе политологическую формулу: национализм (патриотизм) + либерализм (экономические реформы). Эта формула стала основным содержанием феномена Путина. Она важнее, нежели его личность.

После путча 1991 года либералы-западники захватили контроль над властью. Формула этого периода - "рынок+Запад". Однако в численном значении победившая сила была миноритарна. На другом конце была мажоритарная оппозиция с полярной идеологией - "коммунизм + национализм" ("красно-коричневые"). Она представляла большинство, поставленное вне рамок полит-корректности. Такая система была крайне неустойчивой и держалась в огромной степени за счет авторитарного стиля Ельцина и поддерживающих его политиков и олигархов.

Во второй половине 90-х некоторые демократические политики стали заигрывать с мажоритарными настроениями масс (национализм + социальность). Это вылилось в коалицию Лужков-Примаков, шире - "Отечество-Вся Россия" и в просвещенно-умеренную формулу "нелиберализм + национализм". Примаков стал знаковой фигурой этого тренда, обреченного, казалось бы, на успех на фоне слабеющего Ельцина.

Тогда-то и родилась формула Путина: "либерализм + национализм". Эта позиция находится строго между либеральной элитой и национально и социально настроенными массами. Она эффективно снимает огромное социально-политическое напряжение. Объединяющим элементом для элит и масс является национализм, разделяющим остается либеральная экономика. Это формула общественного консенсуса. Отныне рыночность и патриотизм, трактуемые весьма широко, стали непременными атрибутами лояльности.

Экономическая политика Путина изначально была выстроена в строго либеральном ключе. Все ключевые фигуры в экономике были исключительно либералами - Греф, Чубайс, Кудрин, Илларионов. Однако, с социологической точки зрения, оптимистический потенциал восприятия либеральных реформ населением на сегодня исчерпан. И тем не менее Путин согласно своей формуле проводит в экономике именно жесткую антипопулистскую линию. В этом состоит особость его формулы.

С приходом Путина изменились и отношения Москвы с территориями России и странами СНГ, которые стали развиваться по формуле "просвещенной геополитики". Об этом свидетельствуют: жесткое противодействие распаду России в Дагестане и Чечне; умаление значения Совета Федерации как регионального лобби; введение системы Федеральных округов; создание ЕврАзЭС, подписание договора о Коллективной безопасности со странами СНГ; дипломатическое сближение с Евросоюзом; активизация отношений со странами Азии - Китаем, Северной Кореей, Японией, Ираном. Все эти шаги были направлены на усиление евразийской составляющей и должны были компенсировать - с точки зрения массовых настроений - непопулярность либеральных реформ в экономике.

Сбой произошел в результате событий 11 сентября. США предложили России почти в ультимативной формуле тест на лояльность, ответить на который в строгом евразийском ключе Путин не решился. Его евразийство ослабло, результатом чего стали американские военные базы в странах СНГ и Грузии, осложнения в отношениях с Лукашенко и т.д. Все это существенно ослабило цельность и убедительность изначальной формулы Путина, умалило патриотический потенциал его политического статуса, следствием чего стали: начало колебаний настроений масс с тенденцией к снижению рейтинга Президента; пробуксовывание централизации; слабая результативность Полпредов и, как следствие, начало нового этапа региональных интриг со стороны глав субъектов Федерации, почувствовавших слабину центра.

В целом основные параметры формулы Путина сохранены и отступление от устойчивого состояния этой формулы пока некритично. Но если речь идет не о вынужденном колебании, а о тренде, о "тяжелой тенденции", то в ближайшем будущем процесс может приблизиться к фазе критической для парламентских и, возможно, президентских выборов.

Рассмотрим в самом общем приближении основные риски для Путина, связанные с отклонением от его изначальной политологической формулы. Так как на сегодняшний день нарушение баланса зафиксировано только в одном направлении - в сторону ослабления национальной составляющей - то рассмотрим именно этот сценарий.

Ослабляя национальный элемент своей формулы, Путин возвращает политическую модель к периоду ельцинизма: все дело в определенный момент сведется к либерально-демократической прозападной власти, противопоставленной нелиберальному, антизападному, патриотически настроенному населению. Понятно, что в такой ситуации сохранение власти будет проблематично. Тут, кстати, политическая логика может затребовать другого Путина. Этот "другой Путин" должен быть фактически римейком Ельцина - волюнтаристским антикоммунистом-западником, нетрезвым и неуравновешенным, т.е. "либеральным тираном и диктатором", а отнюдь не "просвещенным патриотом".

К этому следует добавить вероятное изменение отношения к Путину на Западе. Ряд атлантистских геополитиков (П.Волфовиц, З.Бжезинский и т.д.) считают, что геополитическое самоликвидаторство России как одного из потенциальных самостоятельных полюсов, способных составить геополитическую конкуренцию однополярному могуществу США, при Путине идет слишком медленно, и что стоило бы придать этому процессу новый импульс. Таким импульсом вполне могла бы стать интрига по смещению Путина. Этот сценарий отчасти был заложен и в трагических событиях в Москве, связанных с захватом заложников на Дубровке. Вашингтон имеет достаточно инструментов для того, чтобы активно поспособствовать смене верховной власти в России. Добавим к этому еще и то, что после военной операции в Ираке цены на нефть могут резко упасть, что не замедлит отразиться на российской экономике.

Формула Путина на первый президентский срок продемонстрировала свою адекватность и состоятельность. Понятно, что в середине президентского срока для Путина был важнее либерализм и отношения с Западом, но по мере приближения к выборам внутриполитический фактор начинает все более набирать вес, а, следовательно, национальная часть формулы становится все более значимой. К сожалению, именно эта составляющая сегодня в значительной степени ослаблена.

Политический цикл выборов таков: если все останется так, как есть сегодня, негативные результаты помутнения ясности этой формулы придутся именно на выборный период, что может сделать ситуацию критической.

Учитывая все вышеперечисленные факторы необходимо, невзирая на видимость внешней стабильности и благополучности, в чрезвычайном режиме возвращаться к изначальной модели формулы Путина. В противном случае отсутствие резких действий по укреплению ее изначальных векторов приведет не к замораживанию статус-кво, но к откату на те ненадежные позиции, на которых находился президент Ельцин в последний период своего правления.

Для Путина критически важно немедленно приступить с новой силой и новой энергией к доведению начатого до логических результатов. А это предполагает безотлагательную консолидацию администрации Президента, магнатов, медиакратов, экспертов и спецслужб. В срочном порядке должны быть выработаны и широко представлены:

патриотическая идеология;

последовательная и активная медийная политика в национальном ключе;

принятие чрезвычайных мер в области образования и патриотического воспитания;

изменение формата пропрезидентской партии в более активном, осмысленном, идеологическом ключе или формирование пропрезидентского блока вообще на новой идейной основе;

формирование при Президенте нового экспертного органа, строго соответствующего формату "формулы Путина";

резкое усиление евразийского фактора во внешней политике, безотлагательную смену внешнеполитических экспертов;

реальное укрепление вертикали власти (повышение активности полпредов с заменой недееспособных или одиозных);

окончательное политическое решение чеченской проблемы.

В приближающихся испытаниях Путину способна помочь только "формула Путина" - чем более он будет ей верен, тем больше он выиграет.

Александр Дугин


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/937