Международное Евразийское Движение
Аналитика | Прилуцкий | Влияние глобализации на религиозную ситуацию в мире | 11.01.2003
    11 января 2003, 16:32
 

Александр Прилуцкий


док. ист. наук, Главный секретарь Еваннгелической Лютеранской Церкви Ингрии

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ В РЕГИОНАХ

Споры вокруг правомочности использования термина глобализация применительно к целому ряду социально-политических явлений, ставших реальностью к концу ХХ века, полемика вокруг самого термина, убеждают в том, что проблема глобализации еще не разрешена ни концептуально, ни методологически. Согласно Рею Хадсону и Алану Уильямсу, все многообразие подходов к пониманию сущности глобализации можно свести к четырем моделям, которые расположены между двумя полярными тезисам. Согласно первому тезису понятие глобализации является ошибочным или излишним, поскольку реальные изменения, происходящие в мире, не позволяют говорить о принципиальном, парадигматическом сдвиге общественного развития, в то же время другой полярный тезис утверждает реальность качественных изменений, которые объясняет концепция глобализации, причем эти изменения проникают не только в экономику, но и во все сферы повседневной жизни.

Однако если отбросить полярные взгляды, следует считать, что термин глобализация относится не столько к новым, ранее неизвестным процессам общественного развития, сколько к его тенденциям, которые действительно можно проследить на различных уровнях. При этом если глобализацию рассматривать наиболее обобщенно, то следует признать, что глобализация явилась следствием затянувшегося кризиса постмодернизма, как его возможное разрешение.

Постмоднрнизм, парадигматическое преодоление которого завершилось к концу ХХ века, но последствия которого еще долго будут сказываться во многих странах, абсолютизировал приоритет личностных прав над общественными интересами, утверждал относительный характер истины, и провозглашал социальную толерантность как панацею от всех возможных и невозможных бед.

Противоречия постмодернизма вылились в практике положительной дискриминации , при этом под дискриминацией понимался социальный остракизм, которому предавались (и предаются еще) общественные деятели, несогласные со злоупотреблениями принципом толерантности. Девизом постмодерна стала демократия наоборот т.е. подчинение интересов производящего большинства интересам всевозможных меньшинств - носителей маргинальной социальной психологии, а именно налогоплательщиков безработным, граждан иммигрантам, людей нормальной сексуальной ориентации всевозможным извращенцам и вырожденцам объединившихся в нелепые союзы и лиги, при этом сама принадлежность к меньшинству (социальному, сексуальному, и т.д.) часто давало право индульгенции. Известный американский социолог Пол Холландер справедливо отметил такую особенность постмодернизма, как объявление отклонения нормой и разоблачение нормы как отклонения . Следует ли удивляться, что государство из гаранта устойчивости экономической и социальной структуры стало фактором обеспечения примата личностных, часто исключительно эгоистических прав над правами социума, но даже и этот весьма и весьма неочевидный принцип трактовался крайне непоследовательно.

Принцип свободы перестал быть нормой осознанной необходимости, превратившись в часто неосознанный протест. Следует отметить начавшийся в 60-70 годы ХХ века показательный рост симпатий к левоцентристским и левым общественным группам среди протестантского и католического духовенства США. Ранее чуждые церкви левые (включая леворадикальные) настроения захватили американский клир на всех ступенях, включая епископат. Духовенство охотно солидаризировалось с протестами по поводу воображаемых нарушений прав женщин совершать аборты, притеснений национальных и сексуальных меньшинств, жестокого обращения с животными, принимало участие в различного рода маршах и иных формах общественного протеста.

Представляется, что указанные случаи следует рассматривать как очевидный индикатор кризиса сравним с настроениями в духовных академиях и семинариях России в середине-конце XIX в. Утверждение принципа релевантности истин, в том числе религиозных, привело к вытеснению церкви и ее институтов из сферы социально-значимых отношений, а интересы традиционных многочисленных конфессий с азартом подчинялись требованиям малочисленных, зачастую одиозных и просто вредных сект. В наиболее безобидной форме это проявлялось в исполнении требований одного-двух недовольных родителей удалить из гимназического класса христианскую символику, тогда как абсолютное большинство учащихся исповедовало христианство. Так же, позволив сатанинским организациям США направлять капелланов в Вооруженные силы, американский законодатель с каким-то злорадством (иначе это трудно назвать) проигнорировал безусловное оскорбление этим решением религиозных чувств огромного большинства христиан-военнослужащих. Очевидное благоволение организаторов уже сугубо-религиозных международных форумов к приверженцам нетрадиционной сексуальной ориентации при формировании президиумов, вынудило представителей Православных церквей на Родосском совещании обратиться со специальным протестом по этому поводу.

Разумеется, очевидный дискриминационный итог последовательного воплощения в общественной жизни постулатов постмодернизма не мог не привести к кризисной ситуации. И этот кризис проявился как в спаде экономических показателей развития в странах, наиболее затронутых постмодернизмом, так и в росте правых настроений, расцвете различных фундаментализмов. Эстетическая концепция постмодернизма, прочувствованная уже Ортега-и-Гассетом, основывалась на тех же принципах, что и политика, и соответственно тоже не содействовала консолидации общества Когда вопрос о неравенстве людей поднимается в политике, то при виде разгоревшихся страстей приходит в голову, что вряд ли уже наступил благоприятный момент для его постановки. К счастью, единство духа времени позволяет спокойно, со всей ясностью констатировать, в зарождающемся искусстве нашей эпохи те же самые симптомы и те же предвестия моральной реформы, которые в политике омрачены низменными страстями . Однако принципиальную важность имеет не сама полемика по вопросам равенства-неравенства в политике или эстетике, но те выводы, которые были из нее сделаны. По наблюдению социологов, итогом постмодернизма стало почти повсеместное ослабление роли национальных правительств, усиление местнических тенденций, фрагментация общества, лингвистическое, культурное (и заметим от себя, религиозное) размежевание. Наступает ослабляющая всех фрагментизация. Регионализм становится едва ли не главным препятствием на пути консолидации общеевропейских усилий.

Как мы уже говорили, глобализация возникла из необходимости разрешения кризиса постмодернистского сепаратизма вначале как стихийное неприятие его ценностей. Любопытно, что кризис постмодернизма и его предлагаемое разрешение прогнозировались уже в начале прошедшего века, когда ни о постмодернизме, ни, тем более о глобализации говорить еще не приходилось Подобный опыт показывает нам, что, по меньшей мере, сквозь семь тысячелетий, человечество нередко и во многих своих начинаниях задерживалось на пути, ведущем от общинно-племенной групповой организации через народное (национальное) государство к мечте о совместном освоении всех известных земель, о планетарном союзе .

Развитие глобализма, как завершение постмодернизма, совпало с активизацией ультралевых и профашистских настроений, и выражающих их идеологию общественных сил. На этом фоне произошло формирование оппозиции глобализму, известное как антиглобализм. В антиглобализме еще более отчетливо, чем в глобализме прослеживаются эсхатологические настроения, что позволяет само движение антиглобализма рассматривать как некую форму атеистической религии . Характерно, что под лозунгами антиглобализма объединяются такие концептуально далекие друг от друга социальные группы, как анархо-синдикалисты, приверженцы экзотических культов, безработные, феминистические организации, борцы за права животных, радикальные левые, и т.д. В целом антиглобализм характеризуется концептуальным упрощенчеством, наивным эсхатологизмом и утопизмом. Представляется, что антиглобализм в настоящем виде представляет собой затянувшийся кризис постмодерна, и питается за счет именно тех маргинальных слоев и групп, поднятых на щит постмодерном. Критика антиглобалистов, в силу присущего им упрощенчества, направлена не столько против концепции глобализма, сколько против ее частного проявления вестернизации и в целом рассматривает глобалистские тенденции одномерно.

Одним из существенных компонентов понятия глобализация стало представление о построении мировой многоуровневой системы К концу ХХ века все более явственно стало проявляться усложнение мировой социальной, политической и экономической системы. Она стала трансформироваться в многоуровневую нелинейную систему, характеризующуюся многочисленными перекрестными связями как между различными уровнями, так и на горизонтальных уровнях.

В какой степени тенденции глобализации затрагивают деятельность религиозных объединений? Представляется, что роль церкви в обществе будет усиливаться одновременно с тем, как тенденции глобализации будут набирать силу. Подобно тому, как кризис постмодернизма был кризисом бездуховности или квазидуховности, глобализация общественных отношений должна привести к намеренному использованию положительного социального потенциала влиятельных традиционных религиозных объединений в интересах укрепления общественных институтов.

Представляется, что началом это процесса может послужить намечающаяся сегодня в ряде скандинавских государств эмансипация господствующих там Лютеранских церквей от вмешательства правительств, руководимых принципами неизжитого еще постмодернизма.

Другим последствием глобализации в сфере религиозной жизни является начавшееся уже сейчас усиление роли, авторитета и влиятельности международных религиозных организаций и форумов, как собственно экуменических (таких как Всемирный Совет Церквей, Конференция Европейских Церквей, и более локальных - Теобалт, Баренц-соглашение и т.д.) и деноминационных. Если еще в период господства постмодернизма государственные структуры игнорировали подобные организации как фактор общественного развития, отводя им скромную роль параллельной системы социальной защиты, сегодня обсуждаемые на подобных форумах вопросы общественно-политической значимости привлекают неизменный интерес и часто сочувствие политиков.

США готовы помочь грузинской армии по части капелланов


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/915