Международное Евразийское Движение
Статьи | Д.Тараторин | Геополитика природных ресурсов | Евразийское обозрение №8| 23.12.2002
    23 декабря 2002, 13:23
 
Дмитрий Тараторин

ВОЙНА НЕФТЯНЫХ МАРШРУТОВ

«В Саудовской Аравии ущемляются права женщин и распространяются фундаменталистские идеи джихада. При этом почти одну четверть, экспортируемой нами нефти, мы приобретаем у саудитов. Но имеем ли мы право, покупать энергоносители у недемократических режимов, тем самым их поддерживая? Наши деньги в конечном итоге идут на поддержку терроризма. Мы должны создать мощный противовес диктату ОПЕК. И поэтому нам нужна стабильная процветающая Россия».

Вышеприведенный страстный монолог взят из выступления сенатора Конрада Бернса на Российском энергетическом саммите проходившем 6 декабря в «Президент – отеле». Наших «добрых заокеанских друзей» на означенном форуме вообще было изрядное количество. Объяснялся подобный наплыв просто – в Москве как раз находилась с визитом многочисленная компания американских конгрессменов.

Релевантные ссылки: Метафизика и геополитика природных ресурсов

Транснефть

Накануне открытия саммита в российском парламенте состоялось заседание рабочей группы Дума – Конгресс. Его итогом стало подписание обращения к Владимиру Путину и Джорджу Бушу, в котором выражается поддержка новому энергетическому диалогу, «призванному вывести российско-американские отношения на качественно новый уровень - уровень стратегического партнерства».

Конгрессмен Курт Велдон, выступая на саммите подчеркнул, что многие его коллеги независимо от их политических убеждений и партийной принадлежности солидарно выступают за реализацию мер, способствующих замещению на американском рынке нефти Персидского залива российским углеводородным сырьем.

Не только предстоящая война в Ираке (которая, по словам недавно вернувшегося из США Дмитрия Рогозина «для американцев дело решенное»), но и миллионные антипрезидентские демонстрации в Венесуэле, а также звучащие все чаще намеки на участие саудитов в финансировании атаки 11 сентября, свидетельствуют о том, что реально одной из основных целей «войны с международным терроризмом» является взятие под контроль мировых энергетических ресурсов.

Относительно войны с Ираком пресс-секретарь администрации президента США Ари Фляйшер недавно заявил: «Единственный интерес США в регионе – это обеспечение дела мира и стабильности, а не способность этой страны поставлять нефть». Однако вполне оправданные сомнения на этот счет испытывают не только политологи и экономисты, но и представители некоторых западных нефтяных компаний. Глава BP Джон Браун сделал заявление о том, что рассчитывает на создание в Ираке после вероятного смещения Саддама Хусейна «обстановки равных возможностей». Подобные высказывания свидетельствуют: нефтяники опасаются перехода богатств иракских недр в безраздельное пользование американских компаний. Кстати, российские компании утратят свои позиции в Ираке в любом случае. Если даже будут обеспечены «равные возможности» они не смогут конкурировать с той же BP.

Соединенные Штаты остро нуждаются в увеличении импорта углеводородного сырья. Согласно данным, содержащимся в аналитическом отчете министерства энергетики США, объем потребления нефти и нефтепродуктов в Америке к 2025 году возрастет с сегодняшних 19,8 млн баррелей в сутки до 29,2 млн. В то же время внутренняя нефтедобыча, напротив, будет снижаться и составит через два десятка лет всего 5,3 млн баррелей. При этом если тенденции, сложившиеся сейчас на мировом рынке, не претерпят изменений, то цена за баррель «черного золота» будет больше 26 долларов, что согласно заключению экспертов, для Америки неприемлемо.

В случае успешного проведения операции против Ирака и прихода там к власти лояльного США правительства, ситуация радикально меняется. Международные санкции в отношении Багдада будут отменены, а значит, нынешние ограничения на экспорт нефти прекратят свое действие. Западные инвестиции позволят в достаточно короткий срок резко увеличить поставки за рубеж. Цена на нефть неизбежно поползет вниз. Разброс мнений относительно того, на какой отметке она, в конце концов, зафиксируется, достаточно велик: от 18 до 12 долларов за баррель. В значительной мере цифра будет зависеть от того, каких целей в итоге предполагает достичь Америка, поскольку по любому цену будет определять уж точно не ОПЕК, ведь, Ирак по нефтяным запасам – на втором месте после Саудовской Аравии.

Если на мировых биржах за баррель нефти будут давать меньше 16 долларов (сейчас цена колеблется в районе 25 долларов за баррель), у российских нефтяных компаний могут возникнуть серьезные проблемы с рентабельностью добычи. Однако эта цена ставит под вопрос также, например, проект Баку – Тбилиси – Джейхан, реализации которого не первый год активно способствует американская дипломатия.

Ноябрьский блиц-визит в Россию Джорджа Буша свидетельствует о том, что администрация США крайне заинтересована в том, чтобы заручится поддержкой России в перспективе войны, (а может быть войн) в Персидском заливе. В период боевых действий и на этапе восстановления, понесшего в результате их ущерб нефтяного хозяйства, Америке необходим стабильный альтернативный источник энергоносителей. В качестве такового определенные силы в администрации Буша и в Конгрессе рассматривают Россию.

По итогам встречи Владимир Путин и Джордж Буш подписали совместное заявление в поддержку развития энергодиалога между двумя странами. Было отмечено, что факт осуществления прямых поставок в США российской нефти и включение партии отечественного «черного золота» в стратегический резерв заокеанской державы, состоявшееся в этом году, – события знаковые. Обсуждались вопросы инвестиций в российскую нефтяную отрасль.

По некоторым данным российских разведанных запасов хватит лет на 20, саудовских – лет на 50. Таким образом, если затеять «бурю в пустыне» на родине Мохаммеда, можно вполне Россией пока этот «метео феномен» не закончится попользоваться.

Есть только одна проблема: способ доставки отечественной нефти в США. Ни Новороссийск, ни новый нефтепорт на Балтике Приморск не могут принимать океанские танкеры. Поставки, осуществленные в этом году «ЮКОСОМ», и ТНК реализовывались по достаточно сложной и весьма затратной схеме (звучали мнения, что сделано это было, чуть ли не себе в убыток, исключительно с PR – целями): в порту третьей страны была произведена перегрузка нефти с танкеров малой грузоподъемности на океанский.

27 ноября в Москве президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, президент ОАО "Сибнефть" Евгений Швидлер, исполнительный директор ОАО "ТНК" Герман Хан и председатель правления ОАО "НК "ЮКОС"" Михаил Ходорковский подписали "Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". Мурманск – единственный незамерзающий порт в европейской части РФ, способный принимать океанские танкеры большой грузоподъемности. Следует подчеркнуть, что «мурманский маршрут» (предполагаемая пропускная способность – 80 млн т нефти в год) ориентирован исключительно на Америку. Потребности Европы вполне способна удовлетворить Балтийская трубопроводная система (конечный пункт – порт Приморск), тем более что ее пропускную способность предполагается довести с нынешних 12 млн т нефти в год до 50 млн т. Кроме того, уже подписано соглашение об интеграции российской системы «Дружба» и восточно-европейской «Адрия». Реализация данного проекта в перспективе может позволить транспортировать российскую нефть по трубопроводам напрямую из Сибири не только на Венгерские и Чешские, но и на Австрийские и Германские нефтеперабатываюшие заводы, а также в хорватский порт Омишаль, откуда она будет поставляться в порты Греции, Италии, Испании.

Реализация «мурманского маршрута» – дело крайне трудоемкое и дорогостоящее (значительный участок трассы должен быть проложен в вечной мерзлоте). Без заокеанских инвестиций построить означенный трубопровод вряд ли возможно. Характерно, что лоббируют данный проект откровенно проамерикански ориентированные представители нефтебизнеса. В то же время, без всякого энтузиазма ими воспринимается наиболее на сегодняшний день геополитически выигрышный проект – нефтепровод Ангарск – Находка (разработан компанией «Транснефть»). Его реализация позволила бы начать нефтедобычу на месторождениях Восточной Сибири и тем самым вдохнуть жизнь в этот огромный по сей день весьма слабо освоенный край. Из Находки нефть могла бы поставляться во все страны АТР и прежде всего – в Японию, Китай, Корею.

«ЮКОС» в противовес этому маршруту предлагает поставлять нефть на прямую в Китай по маршруту Ангарск – Дацин. Однако, этот вариант ставит Россию в жесткую зависимость от Китая и никаких геополитических вопросов, а также проблемы развития территорий не решает.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня одним из ярчайших проявлений противоборства евразийского и атлантистского лобби становится война нефтепроводных маршрутов.

Трубопроводный транспорт нефти


























Cхема нефтепроводов


























Трубопроводное строительство.ru


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/897