Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское Обозрение №5 | Дубовицкий | Каштаны из афганского костра | 2001
    5 декабря 2002, 15:33
 
КАШТАНЫ ИЗ АФГАНСКОГО КОСТРА
После печальной памяти 11-го сентября прошлого года, положившего начало новой (которой по счету?)афганской войне, оценок событий появилось великое множество - от благостно-сусальных("цивилизованный мир разгромил моджахедов") до резко отрицательных("началось предсказанное Фукуямой последнее столкновение цивилизаций, читай - армагеддон!"). Возможно поэтому, для русского востоковеда, всю сознательную жизнь прожившего в Таджикистане, в двух сотнях километрах от афганской границы, хорошо знающего не только эту страну и ее народ, но и весь регион Среднего Востока, ситуация после пяти месяцев антитеррористической операции видится несколько другой, а точнее, совсем другой по сравнению с приведенными оценками.
Для Таджикистана новая афганская война началась на два дня раньше известных терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне: 9 сентября прошлого года в кишлаке Ходжабахоутдин двумя террористами был смертельно ранен лидер Северного Альянса Ахмадшах Масуд.Тело скончавшегося уже в вертолете по пути в госпиталь в таджикском Кулябе "пандшерского льва" тшательно прятали в одном из душанбинских моргов, разыгрывая при этом целый спектакль с охраняемой российскими десантниками палатой в госпитале и якобы проведенными там же совещанием Масуда со своими соратниками...:нужно было вы- играть время для передачи власти надежному, способному человеку!

На нескольких напряженных совещаниях с участием представителей российской, таджикской, афганской, иранской, узбекской и индийской сторон победило мнение большинства и кандидатура узбекского генерала Абдурашида Дустума была отклонена в пользу земляка Ахмад Шаха Масуда, генерала Фахима. А тут "не было счастья (для Северного альянса), да несчастье помогло"- США начали сучить кулаками и искать виновных, которыми оказались не только их бывшие союзники, но и попросту выкормыши - " движение Талибан" , приютившее супертеррориста "Аль-Каиды"! Северный альянс, едва удерживавший в Афганистане 20-15 процентов труднодоступной местности на северо-востоке страны, оказался для американцев ценным союзником.

Помимо непосредственной поддержки "огнем и колесами" - американские Б-52 и с Диего Гарсии нещадно бомбили позиции талибов по "за- казам" северян, США бросили на помощь и немалые средства - в составе войск Северного альянса, демонстрировавшего несколько лет до этого лишь два-три стареньких советских танка, появился целый танковый полк, обеспечивший в ноябре прошлого года стремительное наступление от реки Кокча, в провинции Тахор, на восточном берегу которой, как на волжском берегу держались уже год до этого северяне, на запад и далее к Герату, Мазари-Шарифу, Кабулу. Симптоматично, что как северяне, так и талибы напрочь отказались от западного оружия и бронетехники (?): "калашников" и "Т-62" обеспечивали вооруженную борьбу как с той, так и с другой стороны. Российские танки и автоматы успешно питались поставками боеприпасов, в изобилии производящимися Ираном по лицензиям контракта 19...года.

Казалось бы Северный альянс и все теллурократические силы его поддерживающие, могли праздновать неожиданную и внушительную победу: страна оказалась под их полным контролем, открывавшем небывалые с начала XIX века перспективы геополитических преобразований на юге Евразии! Впервые за два века реально появилась перспектива разорвать "кольцо анаконды", накинутое на юг континента еще во времена британской Ост-Индской компании. Но желаемое и действительное, как известно, часто разделяет достаточно внушительное расстояние. Первой неожиданностью, на мой взгляд, стали усилия Северного альянса восстановить в стране монархическую власть, которая по их мнению осуществляла закон и порядок, потерянные Афганистан еще в 1978г., после Суарской революции, сместившей последнего наследного пуштунского монарха Захир-Шаха. Зачем?

Вопрос тем более правомочный, так как буквально через месяц престарелый шах заявил, что он передает власть светскому правительству.Такое правительство можно было создать и силами Северного альянса, без промежуточного подтверждения лигитимности не желающего возвращаться на свой трон монарха.

Ситация усугубилась с формированием переходного правительства, главные усилия в чем проявили четыре группы афганской эмиграции, обретающейся в странах Запада. Эмиграции в основном - пуштунской. В этой ситуации об очень внушительной по численности и составу афганской диаспоре в России как-то забыли.

Возможно потому, что сюда после 1989 года из Афганистана бежали люди далеко не с прозападной ориентицией? Каковы же в этой ситуации позиции России и насколько реальны ее действия в плане политического руководства афганской стороной?

Первое, что мы услышали из СМИ по поводу этой позиции, это то, что она "взвешенная, осторожная и солидарная со всем цивилизованным миром". Из конкретных действий поддержки антитеррористической операции стала видна помощь военной техникой и вооружением Северному альянсу, а также мощная гуманитарная помощь гражданскому населению Афганистана. Но, одновременно, в более или менее контролируемое Россией геополитическое пространство Средней Азии (фактически юг Хартленда) легко и просто внедрились базы атлантистов: в октябре 2001г. американцы получили авиабазу Ханабад под Джизаком, в Узбекистане, в ноябре - в Кулябе, в Таджикистане, в начале февраля - в Бешкеке, в Киргизии. Подобные успехи атлантистов вызвали замешательство даже в самих странах Средней Азии: складывалось полное впечатление сворачивания Россией всякого своего влияния! На этом фоне единственная во всем регионе 201-я Мотострелковая дивизия и Группа погранвойск в Таджикистане стали выглядеть забытыми островками прежнего геополитического влияния. Это впечатление усилилось еще больше после отказа России финансировать строительство Рогунской ГЭС - крупнейшей в вахшском каскаде в Таджикистане (таджики запросили 1 млрд.250 млн.долларов; русские предложили лишь 50 милллионов).Через месяц японцы предло- жили на строительство Рогуна один миллиард долларов. Как выглядит на этом фоне Россия - догадаться не сложно. Стоит ли удивляться после этого впервые появившимся в умеренной таджикской прессе выссказываниям, что "для стран Центральной Азии присутствие американцев более желательно, чем присутствие России";что "Россия и Пакистан в новой политике - младшие партнеры США, а в дальнейшем сырьевые придатки Запада", а то " что сложилось в отношениях между Россией и странами Центральной Азии, партнерскими отношениями не назовешь". Не удивляет после этого и то, что визит спикера Госдумы России Г.Н.Селезнева в Казахстан и Таджикистан был расценен ими как"доставка в регион политической зимы"?!

По местам все (в какой-то мере, насколько позволяет сам скрытый характер внешнеполитической деятельности), расставило выступление Президента России В.В.Путина в Англии 21 декабря 2001 года, где он заявил, что "Россия заинтересована на южных рубежах в мирном Афганистане, который больше не будет базой подготовки террористов для Северного Кавказа".Таким образом, геополитические интересы России в Афганистане обозначились лишь удержанием своих внутренних территорий, куда Московская Русь вышла после взятия Астрахани в 1556 году! В унисон с этим прозвучали и слова вице-спикера российской Госдумы С.Лукина, участвовавшего в "Свободе слова" на НТВ, где он предложил России"знать свое место в союзе с США и делать и говорить только то, что она может".

Судя по всему, лондонское разъяснение российских позиций в Афганистане, сделанное В.В.Путиным, позволило Великобритании через шестнадцать дней, точно на православное Рождество, поставить "точки над и" в афганском вопросе: ночью с 6 на 7 января с.г. премьер-министр Тони Блэр прибыл с блиц-визитом на авиабазу Баграм, близ Кабула, где на фоне ржавеющих советских "МИГов" сделал заявление о том, что его страна больше не сделает ошибки и не уйдет из Афганистана. Заявление достойное всех творцов восточной политики и инициаторов англо-русского соперничества, от лорда Окленда и генерала Робертсона до лорда Керзона включительно - британский лев вернулся в свои владения! По сути дела, после взятия Кабула и выхода войск Северного альянса к пакистанской границе, "старшие братья" среди талассократов - англичане - взяли на себя тонкую работу по политическому урегулированию и надзору в замиряемой стране. Конечно, 350 лет колониального присутствия в регионе - дорого стоят и разбрасываться таким опытом атлантисты не намерены! Симптоматично, что приведение к присяге афганского переходного правительства 22 декабря прошлого года охраняли именно британские десантники - несмотря на старые обиды, пуштуны доверяют именно им, а не моджахедам Северного альянса(читай, таджикам, узбекам, хазарейцам). Если прибавить к этому, что все руководство миротворческими силами в Афганистане поручено британцам, а войска северян 11 января с.г. вообще попросили убраться из Кабула, то геополитическая картина в стране рисуется для сил теллурократии весьма мрачными красками штормового океана(ясное дело - Атлантического)...

И вот, наконец, событие достойное считаться в последней афганской эпопее моментом истины: 9 февраля с.г. глава переходного правительства Афганистана Хамид Карзай и руководитель Пакистана генерал Первез Мушараф подписывают соглашение о строительстве через территорию страны топливопровода из Средней Азии до порта Карачи на Индийском океане. Мечта распечатать нефтегазовую бочку Средней Азии в обход России лелеялась атлантистами еще в 1995-1996 годах. Талибы в те годы добросовестно отрабатывали для Запада эту возможность своей кровью, расчищая путь для будущего трубопровода через провинции Фарьяб, Бадзис, Герат, Урузган. Но в те годы силы Северного альянса не позволили этого сделать. Теперь же это будет сделано с согласия (?) победителей!

Судя по всему северяне уже сознают, что их усилия в войне не привели к ожидаемому результату: первое свидетельство тому - сбор и ремонт трофейного оружия, отправляемого в горные твердыни Пандшерского ущелья, распоряжение о чем было дано войскам еще в декабре прошлого года. Еще одно косвенное указание на это - заявление министра обороны Афганистана Фахима о намерении перевооружить армию новым российским оружием, сделанное уже в феврале этого года.

Мне думается, картина еще более прояснится в марте-апреле, после схода снега с перевалов Гиндукуша и Сафедкуха: подготовка к лое-джирге, на которой пуштуны окончательно застолбят свою власть и укажут северянам, таскавшим для них каштаны из костра войны, то место, которое они должны занять. Вместе с этим станет известно и место России, равно как и других теллурократических субъектов в регионе Среднего Востока, где еще туже и севернее стягивается "кольцо анаконды". А пока нам остается лишь дуть на обожженные в афганском костре пальцы...

ВИКТОР ДУБОВИЦКИЙ,
кандидат исторических наук,
эксперт Центра геополитических экспертиз.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/858