Международное Евразийское Движение
Agenda | Выступления Дугина | Экспертный совет 1 канала | Закон об поведении СМИ в чрезвычайной ситуации | 04.12.2002
    4 декабря 2002, 23:55
 
Пресс-центр партии "Евразия" press-center@evrazia.org
Agenda 04.12.2002
А.Дугин

Закон об поведении СМИ в чрезвычайной ситуации, философский анализ и перспективы решения проблемы

(экспертная оценка на заседании Экспертного клуба 1 канала)

1. Обсуждаемые поправки к закону о СМИ попытка брутальными средствами решить деликатную проблему. Поэтому я поддерживаю ветирование Президента и позицию Индустриального комитета. Это слишком тонкая область, чтобы уповать здесь на формализованный закон. Мне гораздо более импонирует подход подписания «Соглашения» (пакта) СМИ и власти о кодексе поведения работников СМИ в критической ситуации.

2. Теперь по существу. Многие предлагают взять в качестве образца модель соотношений между прессой властью в Израиле. Я полагаю, что это далеко не пример для подражания. Израильские СМИ сплошь и рядом ведут ту же антигосудрственную политику, что и наши. И если мы будем следовать этому примеру, то можем лишиться государственной целостности. Разве можно брать пример с политической системы, где последовательные патриоты за изложение своих державных взглядов рискуют быть брошенными за решетку – как Авигдор Эскин, знаменитый израильский журналист и политики?

3. Вместе с тем, один серьезный представитель израильского истэблишмента рассказывал мне про случай прохождения военных курсов группой в израильских журналистов. На его вопрос -- какова главная задача журналиста? – он получил приблизительно такой ответ – критиковать преступное человеконенавистническое израильское государство, вскрывать лживость чиновников, преступления и беспредел ЦАХАЛа, людоедство ортодоксов. Знакомо, не правда ли? Мой визави тогда выдвинул гипотезу, что сама журналистская профессия формирует их такими. Журналист общается с теми, кто является decision maker’ами, акторами самых решительных ситуаций. Журналист всегда на первом фланге, никогда не в качестве субъекта ситуации, а в каком-то ином. Поэтому психическое раздвоение, т.е. собственно «шизо-френия» (по-гречески дословно «раскол сознания») становится профессиональной болезнью работников СМИ. Постепенно они начинают ненавидеть тех, кто является субъектом, и встают им в оппозицию.

Кроме того, к этой профессии тянутся люди со специфическими наклонностями. 4. Поэтому чтобы примирить журналистов с государством-властью, надо вывести какую-то иную «расу», изменить их антропологические наклонности и ментальные установки.

5. Геополитический аспект. Современные массмедиа по своей природе тяготеют к мондиализации, к глобализму. Уже тем самым они оказываются в определенной мере в противоречии с национальной администрацией, властью, которые по определению действуют в ограниченном контексте. Поэтому СМИ стремятся ускользнуть от контроля со стороны власти. Это заложено в космополитической природе современных СМИ, которая до определенной степени совпадает с их технологией.

6. Ускользая от контроля со стороны власти СМИ становятся автоматически лакомой приманкой для террористов всех мастей. Теракт является зрелищем, а зрелище – оторванное от содержание – является приоритетной стихией СМИ. Не удивительно, что террористы пользуются мондиальной системой СМИ в своих целях. Современный террор не мыслим, просто не существует, без современных СМИ. Поэтому СМИ, следуя за автономной логикой своего развития, всегда будут провоцировать террор самим фактом своего существования; и обслуживать конкретные теракты в силу своей природы.

7. Вместе с тем попытки национальной администрации ограничить процесс мондиализации СМИ не учитывает логику и вектор развития самих СМИ, пытается не переориентировать процесс, но просто его затормозить. Этот путь заведомо обречен, так как полный успех торможения логически должен был бы означать полный отказ от СМИ (что мало реалистично).

8. Как решить безысходную ситуацию?

9. Выход нам подсказывает арабская телевещательная компания «Аль-Джазира». Это пример частичной медийной мондиализации. С одной стороны, «Аль-Джазира» обращается к огромной массе мусульманского населения планеты, которая разделяет некие общие цивилизационные установки и конвенции. Но с другой, эти установки намного превосходят рамки национальных государств, и телекомпания не колеблется вступать в конфликт с тем или иным исламским государством, сохраняя свою популярность в подавляющей массе мусульманских регионов. Это частичная мондиализация или цивилизационный космополитизм. «Аль-Джазира» не соблюдает национальных границ, но четко ориентируется на цивилизационные рамки.

10. России следует сделать то же самое. Наше телевидение должно быть не национальным, но евразийским, в цивилизационном смысле слова. В евразийскую зону (расширительно) входят наряду с Россией страны СНГ, тот же Израиль, русские диаспоры во всем мире, значительная часть православных народов, тюркские регионы и т.д. Пока же вопрос будет ставиться в дуальной перспективе СМИ vs Государство это будет сплошной безысходный тупик.

11. У ОРТ есть прецедент интернационального вещания – с особым спутниковым каналом. Очень важно использовать этот инструмент в полную силу, обогащая также его иноязычные составляющие. Только путем наступления, евроазиатизации медиа, ограниченной глобализации можно решить сложную проблему, с внешним проявлением которой столкнулись сегодня российская власть и российские СМИ.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/856