Международное Евразийское Движение
Партийные тексты | Программа партии "Евразия" | часть 3| 30.05.02
    18 июня 2002, 19:42
 
Раздел 3.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Евразия и геополитика (Суша и Море)

Геополитически Россия является Евразией, «сердцевинной землей», «географической осью истории». Само месторасположение («месторазвитие») делает ее цитаделью континентального стратегического пространства. В геополитических терминах, это означает, что Россия олицетворяет собой «цивилизацию Суши».

Цивилизация Суши отличается от цивилизации Моря целым рядом признаков и характерных черт. В истории цивилизации Суши имели различные формы – от Спарты и Рима до Константинополя и Третьего Рима, Москвы. По мере исторического развития цивилизации Суши тяготели к тому, чтобы приблизиться к географическим очертаниям евразийского материка. (Параллельно тому, как цивилизация Моря постепенно отождествлялась с англосаксонским миром, а в последние десятилетия – с США). Россия самой географией поставлена в центр континентального массива и не имеет иной перспективы, кроме как служить осью консолидации всех держав, цивилизаций и культур, имеющих континентальный, сухопутный, евразийский характер.

Геополитическая наука противопоставляет цивилизации Суши иную, оппозиционную цивилизацию – цивилизацию Моря, ведущую свою морскую историю от Карфагена, Венеции, Голландии, Великобритании к США. В современном мире оплотом цивилизации Моря стал Мировой Остров, США, постепенно перехватившие эстафету «морского могущества» у Великобритании.

Тождественность России и континентальной цивилизации Суши в геополитической модели мира предопределяет ее цивилизационное противостояние с геополитическим лагерем морского могущества. Это геополитическое противостояние фрагментарно прослеживается с самых ранних периодов русской истории, достигая апогея в жестком соперничестве романовской России с Англией в позиционной борьбе за проливы и особенно в «холодной войне» между СССР и США.

География, геополитика в значительной степени определяют русскую историю. География – судьба России.

Центральное место России в континентальном ансамбле предопределяет ее евразийский характер. В стратегическом смысле России суждено быть ядром континентального евразийского блока, системы государств, объединенных общей структурой безопасности.

Свой континентальный масштаб Россия реализовывала постепенно, расширяя на разных этапах истории масштабность подконтрольных центру евразийских территорий. И имперский и советский периоды характеризовались неуклонным ростом пространственного объема русских земель, тяготея к достижению естественных границ евразийского континента. За каждым отступлением от этого правила следовал новый пространственный рывок, сопровождавшийся новым, более универсальным осознанием народом своей миссии. Континентальное объединение, складывание вокруг России континентального блока проходило в разные времена под разными знаменами: как присоединение земель к Российскому Государству, как завоевание смежных территорий, как колонизация неосвоенных пространств, как добровольное объединение с дружественными державами, как стратегический союз соседних государств, как общность режимов со сходными идеологическими ориентациями. Но геополитическое содержание оставалось одним и тем же – Россия неуклонно шла к организации континентального блока.

Многополярность и категорический императив антиглобализма

Во внешней политике евразийство предлагает «третий путь» – ни «холодная война», ни «глобализм» по-американски. Это означает, что внешняя политика России не должна напрямую воссоздавать дипломатический профиль советского периода (жесткое противостояние с Западом, восстановление стратегического партнерства со странами-париями – Северной Кореей, Ираком, Кубой и т.д.), но вместе с тем и не следовать послушно и безгласно американской политике. Евразийство предлагает собственную внешнеполитическую доктрину. Суть ее сводится к следующему. –

Современная Россия сможет сохраниться как самостоятельная и независимая политическая реальность, как полноценный субъект международной политики только в условиях многополярного мира. Признание однополярного американоцентричного мира для России невозможно, так как в таком мире она будет приравнена к простому объекту глобализации, утратит самостоятельность и самобытность.

Противодействие однополярной глобализации и отстаивание многополярной модели является главными императивами современной российской внешней политики.

Ответом на глобализацию по атлантистской модели, на создание «единого мира» под эгидой Запада Россия должна ответить выдвижением Евразийского Проекта. Евразийский Проект сводится к последовательному утверждению следующей геополитической истины: сведение разнообразия культур и цивилизаций к единой унифицирующей модели противоестественно и аморально. Каждая культура, каждый народ имеет право следовать своим собственным историческим путем. Справедливым может быть только многополярный мир, в котором силовые центры геополитики находятся в состоянии динамического баланса. Унификация мира под эгидой атлантизма, современной цивилизации Запада (и особенно США) – это явление принято называть «глобализмом» – никогда не приведет к реальной многополярности и всегда будет жестко централизовано (по меньшей мере, в мировоззренческом, экономическом и культурном смыслах).

У Евразии есть историческое предназначение: уравновешивать атлантистский вектор, создавая тем самым геополитическое пространство для свободы выбора странам «Третьего мира», всем народам земли.

Главным геополитическим приоритетом России в новом тысячелетии является создание евразийского стратегического блока – с гибким и дифференцированным мировоззрением и многоуровневым членством – в качестве противовеса атлантистским и глобалистским процессам.

В отличие от предыдущих эпох осью такого блока должно быть не мировоззрение и не специфика экономической системы или политического устройства, но геополитические и стратегические принципы, цивилизационные императивы.

Россия должна до конца осознать себя как «географическая ось истории», как ядро Евразии, и с полной ответственностью утвердить на новом этапе и в новых терминах глобальный масштаб своего исторического и цивилизационного предназначения (с учетом ошибок и заблуждений предшествующих исторических периодов).

В далекой перспективе необходимо ориентироваться на создание подлинного свободного и справедливого многополярного мира, органически складывающегося вокруг многообразных культурных, цивилизационных, социальных и исторических центров. Богатство человечества напрямую связано с многообразием цивилизаций, которое должно быть сохранено и заново утверждено. Сама Евразия в лучшие периоды своей истории отличалась именно этим многообразием, где стратегическое и геополитическое единство сочеталось с созвездием органичных и культурно автономных частей. Евразийский полюс изначально должен складываться как оплот цивилизационного освобождения, чтобы грядущая многополярность стала естественным и желательным для Евразии результатом временного возврата к двухполюсной модели.

Следовательно, сама структура нового евразийского блока должна изначально нести в себе зародыши культурного плюрализма, дифференциализма, многообразия, «цветущей сложности». В таком случае грядущее становление подлинно многополярного мира будет органическим продолжением евразийской линии, противодействующей унифицирующей, одномерной логике атлантизма.

Антлантистский Запад вышел из геополитического противостояния с СССР победителем, и стремится к тому, чтобы тоталитарно и безальтернативно реализовать собственный вариант мирового устройства, глобализм.

Истинно многополюсный мир возможен только вопреки атлантизму, через его сдерживание, и в перспективе через его преодоление. Истинная многополярность возможна только при отказе от универсалистского подхода к человеческому и цивилизационному фактору.

Система стратегических альянсов

  • Основные (субъектные) партнеры по евразийству

Построение многополярного мира (жизненно важного для России) возможно только через систему стратегических альянсов. В одиночку Россия с этой задачей не справится, для полной автаркии нет достаточных ресурсов. Следовательно, все зависит от адекватности и активности внешней политики.

В современном мире есть несколько геополитических субъектов, которые по историческим и цивилизационным причинам также жизненно заинтересованы в многополярности. Эти субъекты логически должны быть преимущественными партнерами России.

Они делятся на несколько категорий:

Первая категория: мощные региональные образования (страны или группы стран), у которых относительно России существует взаимодополняемость. Принцип взаимодополняемости означает, что у этих стран есть нечто, что жизненно важно для России, а у России есть нечто, что жизненно важно для этих стран, и стратегический обмен потенциалами укрепляет оба геополитических субъекта.

К этой категории (симметричной взаимодополняемости) относятся: Европейский Союз, Япония, Иран, Индия. Все эти геополитические реальности вполне могут претендовать на роль самостоятельных полюсов в условиях многополярности, а американоцентричный глобализм лишает их этой возможности. При отсутствии в лице новой России идеологического врага (что обеспечивало США главный аргумент для удержания Европы и Японии в своей орбите, и не позволяло сблизиться с СССР исламскому Ирану в период «холодной войны») императив полного подчинения этих стран американской геополитике практически ничем более не обосновывается (кроме исторической инерции). Следовательно, противоречия между США, с одной стороны, и этими державами, с другой, будут постоянно возрастать.

Если Россия проявит активность и подкрепит своим потенциалом эти многополярные тенденции, найдя для каждого из геополитических образований аргументацию для стратегического альянса и дифференцированные условия для его реализации, «клуб сторонников многополярности» станет могущественным и влиятельным, способным эффективно настоять на собственном проекте будущего устройства мира.

При этом у России есть что предложить каждой из этих держав – ресурсы, стратегический потенциал вооружений, политический вес. Взамен Россия получает экономического и технологического спонсора в лице Евросоюза и Японии, политико-стратегического партнера на Юге в лице Ирана и Индии.

Евразийство формулирует, развивает, детализирует такой внешнеполитический курс, обосновывая его методологией геополитики.

  • Относительные (субъектные) партнеры
Вторая категория внешнеполитических партнеров России – это геополитические образования, заинтересованные в многополярности, но не являющиеся симметрично взаимодополняющими для России. Это – Китай, Пакистан, Турция, арабские страны. Традиционная политика этих геополитических субъектов носит прагматический ситуативный характет, основанный на балансе региональных интересов с учетом глобальной стратегии США. Прямой всесторонней выгоды от безусловного партнерства с Россией они не имеют, тем более что, евразийский альянс России со странами первой категории усиливает традиционных соперников стран второй категории в региональном масштабе. У Китая традиционные трения с Японией и Индией, у Пакистана, Саудовской Аравии, Турции и Египта – с Ираном.

Отношения России с Китаем представляют особый случай, осложненный демографическими проблемами, повышенным интересом Китая к малонаселенным территориям Сибири, отсутствием у него серьезного технологического потенциала, способного положительно решить важнейшую для России проблему освоения Сибири.

Все страны второй категории поставлены перед необходимостью лавировать между американоцентричной глобалистской однополярностью (которая им также не сулит ничего хорошего) и евразийством.

  • Государства, не обладающие геополитической субъектностью
Третью категорию представляют собой страны Третьего Мира, не обладающие достаточным геополитическим потенциалом для того, чтобы претендовать даже на ограниченную субъектность. В отношении этих стран Россия должна проводить дифференцированную политику, способствуя их геополитической интеграции в зоны «общего процветания», под контролем мощных стратегических партнеров России по евразийскому блоку.

Это означает, что в Тихоокеанской зоне России выгодно преимущественное усиление японского присутствия.

В континентальной Азии следует поощрять геополитические амбиции Индии и Ирана, а на Западе способствовать расширению влияния Евросоюза на арабский мир и Африку в целом.

  • Геополитика российско-американских отношений

К четвертой категории внешнеполитических партнеров относятся США и страны американского континента, находящиеся под контролем США.

Международная евразийская политика России должна быть ориентирована на то, чтобы убедить США в несостоятельности однополярного мира, конфликтности и безответственности процесса американоцентричной глобализации.

Жестко и активно (в первую очередь, через инструмент евразийского альянса) противодействуя такой глобализации, Россия, напротив, должна поддерживать изоляционистские тенденции в США, приветствовать ограничение геополитических интересов США американским континентом. США как мощнейшая региональная держава, с кругом стратегических интересов, заключенным между Атлантическим и Тихим океанами, может быть стратегическим партнером для евразийской России. Более того, такая Америка будет очень важна для России, так как она будет ограничивать и Европу и Тихоокеанский регион, а также исламский мир и Китай, в случае их стремления пойти по пути однополярной глобализации на основе собственных геополитических схем.

Партия «Евразия» в международной жизни

Партия «Евразия» уделяет огромное значение практическому проведению внешней политики, вытекающей из принципов евразийства.

В этом отношении партия «Евразия» разрабатывает и способствует осуществлению геополитических проектов и программ, направленных на всестороннее осмысление основных направлений международной политики, активно занимается мониторингом и анализом важнейших процессов. Применение геополитической методологии, являющейся достоянием партии «Евразии», продуктом многолетней научной деятельности ее интеллектуального актива, к международной жизни является отличительной чертой последовательного евразийства.

Партия «Евразия» активно действует в области партийной дипломатии, устанавливая межпартийные связи в международной сфере с различными политическими партиями и движениями других стран.

Особое значение партия «Евразия» уделяет сотрудничеству с представителями антиглобалистских сил, а также с политическими партиями, обозначающими в своих программах ориентацию на построение многополярного мира.

Преимущественное значение уделяется межпартийным контактам со странами – геополитическими союзниками России (Евразии) по евразийскому проекту – Европа, Япония, Иран, Индия.

Так как идеология евразийства носит геополитический характер, предполагается самое активное участие партийных структур «Евразии» в формировании внешнеполитического курса РФ, в шагах по его реализации.

Евразийский Союз, ЕвразЭС и СНГ

Центральное значение для евразийской внешней политики имеет процесс интеграции стран ЕвразЭС и, шире, СНГ, в новое геополитическое образование – Евразийский Союз. Минимальный масштаб евразийская геополитика обретает только в том случае, если интеграционные тенденции – в экономике, военной сфере и политике – возобладают и станут необратимыми. Только в ходе построения Евразийского Союза полноценная международная политика России (Евразии) становится действенной и эффективной.

Построение Евразийского Союза, всестороннее содействие интеграционным процессам является приоритетной политической задачей партии «Евразии».

Евразийский Союз не должен являться ни воссозданием царской империи, ни новым изданием СССР. Евразийский Союз – это новая форма добровольного и равноправного объединения стран СНГ (с возможным добавлением Сербии, Монголии и т.д.) в геополитическую конфигурацию нового типа, основанную на евразийской философии, которая в данном случае может быть названа «философией интеграции».

Евразийство исходит из того, что эпоха буржуазных государств-наций стремительно проходит. Те народы, которые теснее всего связали свою судьбу с этой формой политического бытия (в первую очередь, европейские страны), сами отказываются от этого инструмента, двигаясь в направлении государств-континентов, масштабных и гибких экономико-социальных и, в перспективе, политических и геополитических образований. Наглядным примером этого служит Европейский Союз.

Большинство новообразованных государств СНГ, включая Российскую Федерацию, напротив, стоят сегодня на начальном этапе построения государства-нации, имея за плечами совсем иную историю – имперскую (дореволюционную) и советскую (послереволюционную). Полноценного исторического опыта существования в форме государства-нации ни у одной из стран СНГ нет.

Евразийство утверждает, что отсутствие этого опыта является не недостатком, а, напротив, достоинством, так как отражает историческое тяготение народов стран СНГ к иной форме политического объединения, вытекающей из культурной, этнической и социальной самобытности. Именно это обстоятельство облегчает создание экономической и геополитической общности нового типа – Евразийского Союза.

Евразийский Союз должен представлять собой геополитическую конструкцию с единой системой экономики, транспортных артерий, таможенным союзом, общей валютой, с единым стратегическим командованием, с общей системой коллективной безопасности, общей системой представительных органов. При этом национальная суверенность в сфере политики сохраняется за каждым субъектом Евразийского Союза, полнота политических свобод остается прежней.

Этнические проблемы универсально решаются за счет введения принципа «евразийского федерализма» и рассмотрения в качестве основного политического субъекта именно «этноса», независимо от территории его проживания. Таким образом заведомо будет решена проблема межэтнических отношений, которая в противном случае остается «миной замедленного действия», подведенной под строящуюся государственность стран СНГ.

Скорейшая интеграция стран СНГ в единый Евразийский Союз, аналогичный по основным параметрам Евросоюзу, является главным условием сохранения основ государственности, территориальной и политической целостности этих держав.

Интеграционные процессы построения Евразийского Союза окончательно решат и проблему русского населения, оказавшегося за пределами Российской Федерации. Оказавшись гражданами Евразийского Союза, они вновь обретут Родину, воссоединятся с основной частью народа – причем безболезненно, бесконфликтно и бескровно. Точно в таком же счастливом положении окажутся миллионы представителей других народов – малороссов, белорусов, армян, казахов, азербайджанцев, киргизов, татар, узбеков, туркмен, молдаван, осетин, грузин и т.д. – рассеянных сегодня по различным странам СНГ, разделенных границами, таможнями, валютами, языками, законами. Миллионы людей, чувствующих себя сегодня «лишними», членами «диаспор», «рассеяния», в одночасье окажутся у себя дома, на Родине.

Построение Евразийского Союза должно проходить на нескольких направлениях:

– экономическом (этому способствует создание ЕвразЭС, таможенного союза, пределы которых должны расширяться за счет остальных стран СНГ и других соседних держав);

– стратегическом (развитие сотрудничества в военной сфере, поддержание и укрепление единой системы евразийской безопасности);

– политическом (активизация и наполнение конкретным политическим содержанием представительских институтов власти – таких, как Межпарламентская Ассамблея стран-участниц СНГ, интенсификация деятельности Комитета Интеграции ЕвразЭС, других межправительственных структур, создание в каждой из стран СНГ политических партий и движений, аналогичных партии «Евразия», ставящих своей основной целью ускорение и углубление интеграционных процессов);

– культурном (интенсивный культурный обмен между странами СНГ, разработка и осуществление общей программы культурной интеграции);

– информационном (поддержка деятельности евразийских СМИ, телерадиокомпаний, газет и журналов, интернет-порталов и т.д.);

– научном (возрождение общих для стран СНГ научно-исследовательских центров, интеграция и универсализация образовательного процесса);

– интеллектуально-аналитическом (создание серии аналитических фондов евразийской направленности, разрабатывающих совместные аналитические проекты, осуществляющие оперативный мониторинг интеграции);

– транспортном (развитие евразийской сети транспортных сообщений – железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных);

– промышленном (воссоздание системы разделения труда, налаживание прямых связей между крупными предприятиями стран СНГ);

– пограничном (реализация общей пограничной политики, направленной на снижение значения внутренних границ и укрепление внешних);

– энергетическом (разработка и реализация единой евразийской энергосети);

– профсоюзном (повышение роли единой системы защиты труда)

– правовом (приведение правовых кодексов стран СНГ к общей системе в разделах, касающихся стратегических вопросов и правовой оценки процессов интеграции);

– геополитическом (реализация многоуровневых проектов, способствующих интеграции и координации разнообразных усилий в этом направлении в едином центре).

Роль партии «Евразия» в интеграции стран СНГ в Евразийский Союз

Партия «Евразия» является последовательным инструментом интеграции, сообщает ей мировоззренческие, социальные, политические, аналитические, геополитические, духовные основания.

Евразийство не просто благосклонно наблюдает интеграционные процессы, оно служит для них важнейшей и центральной идеологической и политической основой.

В этой связи партия «Евразия» выступает в РФ основным политическим глашатаем необходимости скорейшего построения Евразийского Союза, активно взаимодействует с правительственными, государственными, властными, экономическими, отраслевыми, культурными, информационными, научными и социальными инстанциями РФ, лоббирует – через своих членов (депутатов) – евразийскую интеграцию в представительных органах власти всех уровней.

Партия «Евразия» активно взаимодействует с политическими партиями и движениями стран СНГ, которые видят свою основную задачу в ускорении интеграционных процессов. Особое внимание уделяется теснейшему взаимодействию с политическими партиями, аналогичными партии «Евразия» и организованными (и названными) сходным образом.

На основании совокупности таких политических партий предполагается организовать международное движение «Евразийской Интеграции».

Конечной целью партии «Евразия» является создание единого Евразийского Союза на основании системы евразийского мировоззрения.


<< Назад | Далее >>

Раздел 1. ЕВРАЗИЙСТВО КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раздел 2. ЕВРАЗИЙСТВО И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Раздел 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Раздел 4. ЭКОНОМИКА: ЕВРАЗИЙСКИЙ ПАТЕРНАЛИЗМ

Раздел 5. ЕВРАЗИЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Раздел 6. НАУКА И КУЛЬТУРА

Раздел 7. ЦЕЛИ ПАРТИИ


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/78