Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское Обозрение | №7 | Улусизм и выбор народа | 16.10.2002
    16 октября 2002, 15:28
 

Евразийское Обозрение №7

Улусизм и выбор народа
Материал на информационном портале "НОВАЯ КАЛМЫКИЯ"

Восточные общества известны как общества, следующие традициям своих предков, стремящие сохранить свою идентичность и т.д. К числу этих особенностей относится сохранение людьми памяти об их родах, жузах, тейпах. Эта историческая память народа в руках манипуляторов становится тем страшным оружием, когда целые народы могут бесследно исчезнуть по собственной вине. И они исчезают.

Одна из наиболее болезненных тем для калмыков - это т.н. "улусизм", прием и обстоятельство, которое всегда наносило и наносит до сих пор сильнейший урон калмыцкому народу. Этим часто пользовались недруги калмыков, стравливая рода (субэтносы) между собой, опираясь на принцип "разделяй и властвуй". Во все времена находились люди, которые искали свою выгоду в раздробленности калмыцкого этноса и его лидеров.
Сейчас сложно сказать, когда эта напасть стала специально взращиваться в степях: то ли с момента прихода калмыков в южнорусские степи, то ли после ухода торгоутов обратно в Китай в 1771 г., то ли после Второй мировой войны. Не стали исключением и 90-е годы в Республике Калмыкия - Хальмг Тангч. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, следует уяснить, из каких родов (субэтносов) состоят калмыки.
Калмыки (ойраты) в первой половине XIII века состояли из объединения четырех племен - огелетов (олетов), багатутов (батутов), хойтов и кэргудов. Источники ХIII-XV веков не содержат конкретного упоминания об ойратах как "союзе четырех племен". Лишь у Рашид-ад-дина написано: "Эти племена еще издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название с таким распределением..."
Как появился и когда сложился известный Союз Ойратов, от упоминания которого замирали в императорском дворце в Китае, в ставках ханов Казахии, Киргизии, и самой Монголии? Откуда взялись эти калмыцкие рода торгоутов, дербетов, хошоутов и джунгаров, которые совместными усилиями создали ТРИ мощнейшие независимые кочевые государства?
Значительный интерес здесь представляют данные, содержащиеся в известной работе "Илэтхэл шастир", которая была специально исследована калмыцким ученым В.П.Санчировым. Согласно этому источнику, джунгары и дербеты "связаны общностью происхождения и выводят свою генеалогию" к известному ойратскому Эсен-хану (род чоросов, первая половина XV века): "Дэрбэтские князья являются потомками его старшего сына Боро Нахала, а джунгарские князья - потомками младшего сына Эсена-Дархан-Нойона".
Данные "Илэтхэл-шастир" также подтверждают сведения, содержащиеся у авторов XVIII-XIX вв. П.С.Палласа и Батур-Убаши Тюменя о том, что генеалогия хошоутских князей восходит к Хабуту Хасару - младшему брату Чингисхана. По их данным, хошоуты "объединились с неким Тогон-тайши" (отец Эсен-хана). Таким образом единение хошоутов и джунгаров имело место в первой половине XV века.
Примерно в то же время в состав ойратов вошли торгоуты. Вот как это описывается в "Сказании о дербен-ойратах": "Когда торгоуты присоединились к ойратам, у них был хан Мергени-Эркету". Поскольку от него в седьмом колене упоминается хан Хо-Орлук, живший в конце XVI- первой половине XVII вв., то указанное событие могло иметь место около 20-х годов XV века, т.е. опять же при Тогон-тайше. Торгоуты также, как и хошоуты, оформились на основе военно-управленческих институтов периода монгольской империи. Родоначальником торгоутов по исторической традиции признается известный Онг-хан (Ван-хан), глава кереитов.
Известный французский ученый П.Пеллио, со ссылкой на "Чжунь гээр цюаньбу цзилюе" ("Краткая записка обо всех джунгарских племенах"), написанной императором Ценьлуном в 1763г. пишет, что ойраты в XVIII веке являли собой нерушимый союз чоросов, дербетов, хошоутов и торгоутов. Хойты были в подчинении у дербетов, и возвысились до уровня равноправного племени (то есть стали составной четырехединого ойратского союза) лишь после ухода значительной части торгоутов в Россию в конце XVI века.
Появление самого этнонима "калмык" относится к середине XIV века. Причины возникновения его видятся в факте принятия монгольскими племенами в Иране (династия Хулагуидов) в конце XIII - начале XIV веков ислама, тогда как ойраты Джунгарии остались "язычниками", то есть буддистами, и таким образом они стали для мусульман "калмыками" ("отступниками"). Данная точка зрения в свое время излагалась, в частности, В.В.Бартольдом и была поддержана известным калмыцким ученым Ц.Д.Номинхановым. Последний пишет, что ойратов их соседи-тюрки прозвали "калмаками" только потому, что ойрат-монголы не приняли ислам, а остались шаманистами, или буддистами". В подтверждение указанного положения Ц.Д.Номинханов проводит параллели с другим центральноазиатским народом - уйгурами: "характерно,что те уйгуры, которые остались верными своей старой религии буддизму, получили прозвище "калганлар" (инфинитив: калмак), т.е. оставшиеся, а другие уйгуры, которые последовали религии ислама, получили кличку "янганлар", т.е. вернувшиеся ( к "справедливой вере")". Появление слова "калмык" Ц.Д. Номинханов относит к XIV-XVII векам.
Cо смертью Хулагу-хана в 1265г. связи с Тибетом у Ильханов не прерывались, однако наступление мусульманской ортодоксии повлияло на прочность этих уз, а с принятием Ильханом Газаном ислама в 1295г. буддизм в Персии был запрещен.
Калмыки, ушедшие в Россию в конце XVII- начале XVIII веков, продолжали и продолжают исповедовать буддизм. Они состояли из торгоутов (основная доля), дербетов, части хошоутов, джунгаров.
Уход значительной части калмыков обратно в Джунгарию в 1771 г. на порядки ослабил оставшихся. По указанию Екатерины Второй отменялся пост единого, главного хана калмыков, каждый род подчинялся только своему хану. Наступление капиталистических отношений, развитие южнорусского казачества и христианизация калмыков привели к становлению калмыцких казачьих частей, состоящих из торгоутов и дербетов. История вновь повторилась: так же, как когда-то при потомках Чингис-хана на основе военных институтов торгут-кешиктен и хошут возникли нынешние торгоуты и хошоуты, так и в сер. XVIII - сер. XIX веков на основе торгоутов и дербетов, пошедших на службу в казачьи части, возникли бузавы.
Таким образом, нынешние калмыки сотоят из торгоутов (самая многочисленная группа), дербетов (несколько меньше), бузавов (меньше, чем дербетов), и еще одной группы, куда можно условно отнести все остальные рода (хошоуты, джунгары, кереиты, меркиты и др.). Но можно ли говорить о СОЮЗЕ четырех? Ведь предыдущие союзы ойратов, в Центральной Азии и России, как раз и были сильны своей сплоченностью, верностью обязательствам не только по отношению к друг к другу, но и союзникам, а это в первую очередь - России. И Калмыцкое ханство, и Джунгарское ханство под предводительством своих ханов, чьи генеалогии по древности не уступали знаменитым китайским династиям, во многом опирались на помощь Москвы и Питера. Любые попытки внести раскол немедленно пресекались. В новейшее время крупный раскол среди калмыков произошел во время революции и гражданской войны. Тогда это было вызвано внешними обстоятельствами, перемещениями огромной массы людей и т.д.
Нынешнее пожилое поколение калмыков помнит, что сибирский и послесибирский этапы истории народа не были омрачены тем, что принято называть "улусизмом" или "хотонизмом". Первые тревожные проявления этой искусственно взращенной болезни стали появляться в конце шестидесятых - начале семидесятых годов, и одним из его плодов стало смещение в конце 70-х годов Б.Б.Городовикова с поста руководителя республики. В это дело свой вклад внесли представители едва ли не каждого рода.
В последующие 15 лет республиканские власти не достигли успехов в борьбе с родственно-клановыми отношениями. В начале 90-х годов вся власть фактически оказалась в руках представителей дербетов: Михайлова Б.Ч., Басанова В.М. и Мукебенова М.Б. Осенью 1992 г. Калмыкия оказалась свидетелем борьбы между Михайловым и Басановым за президентскую должность. Их влияние и силы были примерно равными, поэтому никто из них не набрал более половины голосов (надо учесть, что тогда не было таких грязных т.н. "предвыборных технологий", которыми увлекаются сейчас власть имущие). Но и тогда вопрос о том, почему к власти рвутся только представители одного из родов, не ставился - слишком велика была цена вопроса, республика чрезвычайно болезненно реагировала на распад СССР. Но зерна сомнения все же были посеяны. Поэтому в выборе Илюмжинова в 1993 г. президентом РК такие настроения сыграли свою определенную роль, помноженные на ряд тактических ошибок избирательного штаба генерала Очирова. Кроме того, есть мнение, что ряд ответственных руководителей республики оказали максимально возможное содействие Илюмжинову. Люди предполагали, что молодой, энергичный руководитель, выходец из небольшого рода сможет укрепить и сцементировать общество в бурное время, переживаемое Россией.
Однако очень скоро все в Калмыкии увидели, что процессы улусизма при Илюмжинове, наоборот, получили второе дыхание. Возобладало мнение, что к власти пришли в основном только бузавы (родственники или друзья Илюмжинова), чего не было даже при всенародно любимом Городовикове. Общественный барометр стало зашкаливать, полемика, а вернее, мнение только одного Илюмжинова в лице его представителей (остальные мнения в печать и прочие СМИ уже не допускались) вырвалась даже на страницы прессы. Так, уже в апреле 1994 г., т.е. спустя ровно год после избрания Илюмжинова, один из прежних членов его команды писал: "Так называемая "бузавизация" - термин далеко не новый. В равной мере при желании можно говорить и о "дербетизации", и о "торгутизации", и о всякой другой "зации" при попытках политической спекуляции". Тем не менее, болезнь не только оставалась, но и заострялась, что позволило ученым отмечать, что "такое распространенное на Востоке явление, как семейственность и клановость, очень характерно и для политической культуры современной Калмыкии, в том числе на самом верху пирамиды власти" (Власть. 1996. №1, с.31). В определенной степени эти обстоятельства также вынудили Илюмжинова объявить свои перевыборы в октябре 1995 г.
Силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации в Калмыкии, разыгрывали и продолжают разыгрывать "улусистскую" карту. Так, в январе 1999 г. в одной из российских газет появилась пространная статья на целую полосу - "Война улусов". В ней автор А.Серенко считает, что в Калмыкии нет оппозиции как таковой, а есть улусные трения, поскольку Илюмжинов является представителем бузавов, а к власти рвутся торгуты. И дает соответствующие характеристики: торгуты сотрудничали с немцами, они предатели; дербеты - это миролюбивые пастухи и чабаны; бузавы же всегда были на стороне России. Более того - он дал фамилии членов оппозиции в своей трактовке их принадлежности к определенным родам. На что оппозиция ответила своей статьей, где призвала к недопустимости разжигания внутрикалмыцких волнений, использования родового фактора. Одновременно она, обвинив власти республики в заказном характере статьи (к слову, официальных претензий к публикации Серенко не было предъявлено), со ссылкой на документы указала на приближенных Илюмжинова, чьи родственники действительно сотрудничали с немцами, за что были осуждены в свое время.
И сейчас, накануне выборов, калмыцкий этнос вновь ввергается в пучину межродовых столкновений. Хочу повториться - это действительно болезненная тема, чрезвычайно болезненная и в своем роде интимная. Но, видимо, не для всех. Отдельные кандидаты в президенты Калмыкии (а всего их 11 человек) открыто говорят своим сторонникам о необходимости прихода к власти именно "торгутов", "бузавов" или "дербетов". Их спекуляция на вековых традициях, памяти предков и предательство национальных интересов позволяет говорить об этих людях не как о представителях указанных выше родов, а как о политиканствующих лицемерах, ставящих личные интересы выше общенародных, ряженных в форму торгутов, дербетов и т.д. Любой, кто знаком с прошлым калмыков, с их культурой, никогда не станет играть на такой теме. Другой вывод: эти некоторые кандидаты приняли правила игры, установившиеся в Калмыкии в последние годы, и тоже готовы наживаться на том, от чего республика несет огромный урон. Люди, вновь сталкивающиеся с этой бедой, уже не верят в будущее, соответственно, в тех кандидатов, кто пытается разжечь внутрикалмыцкий пожар, и таким образом сыграют на руку Илюмжинову сохранить свой пост. Очень даже кстати вновь проявился тот же самый Серенко, в одной из недавних публикаций фактически призвавший к межулусному размежеванию калмыков: "Кирсан Илюмжинов - представитель... бузавов. Если бы на выборы были выдвинуты еще и кандидаты от двух других улусов - торгутов и дюрвюдов, то при умелой рекламно-пиаровской работе можно было бы добиться улусного голосования - ситуации, при которой калмыки голосовали бы за кандидата от своего улуса". А что будет после того, когда кто-то победит? Ведь кто-то один все же получит власть? Видимо, эти вопросы его будут волновать уже в их последствиях: мягко говоря, в резком росте социальной напряженности. Возможно, он ничего не знал об очередном карнавально-концертом шоу в Калмыкии, которое началось с конца лета и длится до сих пор (откуда финансирование при беднейшем бюджете, какие ставки здесь сделаны?).
Итак, скоро выборы. Всего одиннадцать кандидатов. Среди них действующий президент (Илюмжинов), его знакомый по МГИМО (Шонджиев), специалист по сельскому хозяйству Калмыкии (Леджинов), ряд товарищей, пробующих себя на поприще политики (Шорваев, Дагинов), и другие. Большинство из кандидатов, видимо, преследует цель прославиться, вписать себе в биографию строчку об участии в президентских выборах, чтобы "достойно", как им кажется, побороться через год за место Буратаевой в Госдуме. Или подороже продать себя новой республиканской власти. А интересы народа и республики их вряд ли волнуют.
Сейчас, накануне выборов, люди массово подпадают под гипноз развлечений, обещаний и посулов. Раздувание, и не безуспешное, улусистских настроений, на фоне значительного притока мигрантов с калмыцкой регистрацией и оттока русскоязычного населения, а также девятилетнего правления Илюмжинова, при котором выросло целое поколение на обещанных "кувейтах", "ветроустановках", "шахматах", "футболах" и прочих "портов" с "космодромами", значительно размывает национальное сознание, самоидентификацию калмыков. Молодежь - наиболее мобильная и не самая сознательная часть населения, отошедшая от сельской жизни и проводящая сейчас время на концертах и представлениях - вот главный электорат, который почти весь придет к урнам 20 октября, именно на него рассчитаны нынешние праздники. Чтобы противостоять выбору молодых, следует определиться в выборе своего единого кандидата тем, кому сейчас за тридцать. Между тем, самые активные представители из этой части калмыцкого общества сейчас находятся за пределами республики на различных работах, и вряд ли смогут приехать в республику в день выборов. Поэтому переломить складывающуюся ситуацию могут либо какие-то экстраординарные события, либо просто работа с этим поколением next. Свою роль могут сыграть объединение ряда кандидатов, выдвижение единого кандидата против Илюмжинова и его ставленников. Люди должны понять, что тот выбор, который они сделают 20 октября, вовсе не будет определять их жизнь ближайшие 5 лет - он будет определять все будущее Калмыкии в принципе.
Сейчас калмыцким избирателям нужно оглянуться назад и сделать вывод, исходя из всего опыта: как личного, так и народного. Нужно вспомнить о богатейшей культуре и истории народа, и не уподобляться манкуртам, потерявшим себя. Надо наполнить себя сознательностью и ответственностью, чтобы избежать внутренней пустоты, которая, как писал А.Шопенгауэр, "является источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу. Такой человек неразборчив в выборе средств к этой цели". Думаю, некоторые из кандидатов как нельзя более соответствуют этой характеристике.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/675