Международное Евразийское Движение
РПЦ | VI Всемирный Русский Народный Собор | А.Дугин | Доклад | 2001
    10 октября 2002, 18:27
 
Александр ДУГИН,
лидер Общероссийского Политического Общественного Движения «Евразия»

Правомочна ли оценка глобализации в эсхатологических терминах?

(анализ духовно-религиозных аспектов глобализации), тезисы

Что такое процесс глобализации?

Это универсализация определенного кода, унификация многообразия политико-социальных, экономических, конфессиональных и культурных полюсов.

Каков этот код?

Этот код является результатом развития цивилизации Запада и его наиболее последовательного воплощения в США.

Глобализация является однополярной Следовательно, глобализация есть привнесение нормативного кода, выработанного западной цивилизацией и воплощенного в политико-экономическом устройстве государства Соединенные Штаты Америки.

Когда говорят о растворении центра и транснациональном характере глобализации, что имеют в виду? Имеют в виду, что после определенного момента планетарной унификации территориальное местонахождение центра управления - локализация Мирового Правительства -- не будет иметь решающего значения.

Но это никак не противоречит:

1) американоцентричному характеру глобализации на данном этапе;
2) содержательно-ценностному характеру глобализации, универсализирующей не какой-то произвольный, но именно северо-американский или пост-американский код.

Глобализация есть продукт секулярной западной матрицы

Внимательнее присмотримся к коду глобализации. Он является секулярным, но сверстанным на основе западно-христианской матрицы.

Обе линии неслучайны и непроизвольны, они императивны. Западные конфессии подчас критикуют глобализацию за акцент на секулярности. Церковные прогрессисты Запада, напротив, приветствуют ее как продолжение определенных процессов модернизации западно-христианской этики, ставшей автономной.

Синкретические элементы

В культурном оформлении процесса есть и заимствования из иных культурно-религиозных комплексов. Это разрозненные фрагменты культур этнических меньшинств, вынесенных из контекста. Что соответствует общему отношению культуры США к этносу и фольклору (негров, индейцев, латинос, дальне-восточных, русских, еврейских и т.д. диаспор).

Попытка систематизации этих элементов представлена в движении New Age. Это систиематизация фрагментарного и маргинального в области «параллельной религиозности».

New Age - выразительный элемент глобализации.

Что отменяет глобализация?

Государства
Суверенитет
Национальные экономические системы
Национальные администрации
Автономии конфессий, привязанные в той или иной степени к политико-социальной, культурной или хозяйственной идентичности
Этнические анклавы
Суверенные армии
Автаркию этнических типов
Национальные и региональные валюты
Юридические дифференциации
Региональные и национальные варианты хозяйствования
Диалог культур

Что глобализация не затрагивает?

Сферу индивидуального выбора (до тех пор, пока он не обретает межличностного - социального, коллективного измерения)
Свободу передвижения
Свободу частной предпринимательской деятельности

Духовный аспект глобализации с точки зрения православного вероучения

Что может волновать православного?

1) Нормативный, императивный характер глобализации, стремление к утверждению глобалистского кода в качестве общеобязательного социального, политического, цивилизационного культурного pattern'а.
2) Секулярный характер глобализма, жестко отказывающий религии в социально-коллективном, соборном характере; утрачивается православное представление о Церкви.
3) Генетическая связь с западно-христианской культурой, которая никогда не была особенно близка православным.
4) Акцент на «параллельной религиозности», граничащей с святотатством.
5) Отвержение социального нормативного значения этики.

Дополнительно: для тех православных, которые сопрягают Православие с судьбой Русского Государства и русского народа, проблему может вызывать императивное упразднение этого Государства и этого народа.

Окончательный диагноз

Как же ответить на поставленный в заглавии выступления вопрос?

Не так просто.

Если понимать под Православием то, что понималось ранее - Церковь, учение, предание, традицию, соборность, и даже в широком смысле «православную цивилизацию», то совокупность определений глобализации позволяет недвусмысленно отождествить ее с апостасией и антихристом.

С точки умственно полноценного зрения православного традиционализма, вывод очевиден. Да, это однозначно эсхатологическое явление.

Но. Если оставить в стороне предание, встать на либеральную точку зрения некоторых священников, на протестантский манер утверждающих, что спасение и вера - это абсолютно личная, абсолютно индивидуальная вещь, то такое отождествление не проходит, поскольку как раз в отношении индивидуального начала глобализация является движением освободительным и освобождающим.

В тот момент, когда Православие однозначно признает, что глобализация не является эсхатологическим явлением, оно окончательно перестанет быть Православием и станет чем-то еще.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/651