Международное Евразийское Движение
РПЦ | VI Всемирный Русский Народный Собор | В.Гончаренко | Доклад | 2001
    10 октября 2002, 18:05
 
Владимир ГОНЧАРЕНКО,
мэр города Ейска, Краснодарского края

Проблема деструктивных сект и культов: методология противодействия

Секты и деструктивные культы: современная ситуация

Проблемы, связанные с распространением разного рода сект и культов, принято считать преимущественно проблемами крупных городов, в первую очередь, Москвы и регональных центров. Действительно, в начале 1990-х годов, воспользовавшись отсутствием у российского государственного руководства того времени исторической отвественности и воли к защите духовного здоровья граждан, Москва, Санкт-Петербург и другие крупные российские города пережили своего рода сектантское «нашествие». С тех пор благодаря совместной работе священноначалия Русской Православной Церкви, федеральных и муниципальных властей ситуация, например, в Москве, может быть признана, в целом, достаточно здоровой.

Но ошибкой было бы полагать, что и в целом по стране мы в отношении сект наблюдаем отрицательную динамику. Дело в том, что определенное сворачивание деятельности приверженцев деструктивных сект и культов в столицах и крупных городах синхронизировались с беспрецедентной их экспансией в провинции, средних и малых городах.

Мне, как мэру одного из городов Краснодарского края не по наслышке известна ситуация в Южном Федеральном округе и крае. Честно говоря, она мало отличается от той, что имела место в Москве в начале 1990-х годов. Сектанты (на Юге России - это преимущественно секты псевдохристианской направленности) выкупают многие часы эфира местных телекомпаний, на самых престижных земельных участках возводят громадные «молельные дома» и типографии. Юг России буквально захлестнула волна разного рода пропагандистской литературы…

К сожалению, приходится констатировать, что отрадный процесс возвращения Русской Православной Церкви исторически принадлежащего ей места государствообразующего института, духовного окормителя большинства россиян проходит неравномерно. В провинции — иногда в силу инерции отдельных представителей местной власти, иногда из-за малой активности священства и мирян, а главным образом, в виду материального неблагополучия, характерного для отрезанных от основных финансовых потоков малых городов — вопросы духовности, мировоззрения, религиозного выбора решаются «по остаточному принципу». То есть, в актуальной ситуации, фактически, отдаются на откуп сектантам.

Отдельно следует сказать о, своего рода, «законодательном вакууме», который лишает возможности эффективно противодействовать сектам. Мне это очень хорошо известно, как главе города, который наравне с другими городами Юга России стал объектом сектантской экспансии. Необходимо отметить, что интересы сектантов защищают опытные квалифицированные (и хорошо оплаченные) юристы. В условиях действующего (крайне либерального) законодательства — в котором отсутствует эффективный механизм защиты даже от самых опасных, откровенно тоталитарных сект, в котором сомнительные псевдорелигиозные новообразования фактически приравнены к основным традиционным конфессиям (сыгравшим огромную роль в формировании народов России, становлении Российского государства) — в этих условиях юридически грамотным защитникам сектантов легко удается доказать формальную законность их деятельности.

Экспертно-аналитическая группа: ейский опыт

Таким образом, в отсутствии последовательной антисектантской политики со стороны государства положение может показаться безвыходным... Исторически сложилось так, что мы, русские, уважая власть, с недоверием относимся к общественным объединениям и вообще ко всяким частным и коллективным инициативам. Однако, в данном случае, совершенно очевидно, что на ситуацию могут повлиять только совместные усилия различных заинтересованных групп населения, заинтересованных в ослаблении позиций сектантов. В первую очередь, речь идет о Русской Православной Церкви (и священнослужителях и мирянах), о представителях правоохранительных органов и медиках, не понаслышке знающих о последствиях (для свободы личности и психического здоровья) нахождения в секте, ответственных представителях местных СМИ и органов власти.

У нас в Ейске есть положительный опыт организации общественной экспертно-аналитической группы (которую я имел честь возглавлять). Скажу честно, ни священники нашего благочиния, ни руководство епархии без широкой общественной поддержки не смогли бы эффективно бороться с этой бедой — слишком неравны силы. Но, взявшись за решение этой проблемы всем миром, мы сумели многого добиться.

Первое, что хочется отметить: две главные составляющие успеха — это осознание представителями местной власти степени опасности, которую представляют секты и наличие единомышленников среди руководства местных СМИ. Основной сферой деятельности сектантов является диверсификация в информационное поле. Используются для этого отработанные, зарекомендовавшие себя, как эффективные формы пропаганды. Но если изготовлению и распространению ими печатной продукции сложно помешать, то, например, блокировать их от проникновения на электронные СМИ (самые эффективные с пропагандистской точки зрения) можно и нужно. Во-первых, местные СМИ частично находятся под контролем местной администрации — в этой части для того, чтобы поставить сектантам надежный заслон, необходима только воля руководства. В той же части, где действуют независимые коммерческие теле — радиокомпании, также возможны определенные рычаги воздействия. Ведь это только в теории деньги, предлагаемые за эфир сектантами — последний и неотразимый аргумент, беспрекословно открывающий им двери любой редакции. Люди, работающие в СМИ (по крайней мере, многие из них) тоже патриоты, ответственные граждане своего государства. Можно и нужно искать в них союзников в борьбе с этой опасностью.

Опыт работы нашей экспертно-аналитической группы говорит о том, что без всякой личной корыстной заинтересованности, без начальственного окрика (который, в принципе, не возможен, когда речь идет о независимых СМИ) люди работают удивительно самоотверженно. Например, наша экспертно-аналитическая группа, пользуясь поддержкой руководства ряда местных телеканалов, получила возможность активно заниматься просветительской деятельностью, информировать горожан о той опасности, которую представляют для них и их детей секты и разного рода деструктивные культы, оперативно информировать их обо всех негативных аспектах деятельности сектантов в городе. Возможность прямого эфира получили ученые-сектоведы, православные священники, медики, представители правоохранительных органов. Использовались интерактивные возможности телевидения — люди звонили в прямой эфир, получали квалифицированные ответы на интересующие их вопросы, делились тем, что их беспокоит.

Таким образом, нам во многом удалось оздоровить ситуацию в городе. За достаточно короткий срок в Ейске произошел своего рода «естественный отбор» — значительная часть сектантских и псевдорелигиозных организаций, так и не преобретя достаточного количества адептов из числа ейчан, была вынуждена покинуть город...

Хотелось бы поделиться некоторыми выводами, к которым мы пришли, в процессе работы в нашей экспертно-аналитической группе:

— опыт работы нашей экспертно-аналитической группы следует признать успешным, его изучение и использование может оказаться крайне эффективным (по крайней мере, в средних и малых городах Юга России);
— важнейшими составляющими успеха работы подобных групп являются: позиция Администрации, информационный ресурс, широкая общественная поддержка, активное привлечение к разъяснительной работе представителей Русской Православной Церкви;
— экспертная составляющая работы группы неприменно должна включать геополитическую оценку или, если угодно, «экспертизу на наличие угрозы для национальной безопасности России»... На последнем пункте мне бы хотелось остановиться отдельно.

«Геополитическая экспертиза»

Деструктивные секты и культы — зло для всех нас давно знакомое. Не для кого не секрет, что там, где мы сталкиваемся с тоталитарными сектами, там непременно нарушаются права личности и наносится урон психическому здоровью адептов. Отсюда привычный подход: экспертами в работе с сектами должны быть представители правоохранительных органов и медики.

Другим признаным экспертным сообществом являются ученые-сектоведы и представители Русской Православной Церкви, постоянно сталкивающиеся с последствиями деятельности сектантов, активно занимающиеся своего рода реабилитацией жертв деструктивных культов.

Безусловно, работа указанных экспертных групп необходима, однако при таком подходе из поля зрения выпадает важнейшая составляющая. Ведь секта секте рознь. Давайте, например, возьмем молокан. Это, безусловно, секта. И «Церковь саентологии» — секта. И печально известная «АУМ Сенрике», и «Свидетели Иеговы». Однако если попытаться провести минимальный сравнительный анализ, становится очевидным, что молокане — это исторически сложившееся на территории России сообщество со своими религиозно-культурными особенностями, объективно являющимися еще одной краской, обогащающей этно-религиозную и религиозно-культурную палитру России. В местах их компактного проживания, как правило, ведется активная хозяйственная деятельность, наблюдается крайне малое количество правонарушений, социально незащищенные группы населения там под плотной общественной опекой. Молокане не занимаются прозелитизмом, их сосуществование с православными не носит конфликтный характер... Давайте ответим на вопрос: должны ли мы бороться с такой сектой? Ответ очевиден...

Отсюда, со всей очевидностью вытекает необходимость еще одной, главной, формы экспертной оценки. Давайте условно назовем ее «экспертизой на наличие угрозы для национальной безопасности России» (или «геополитической экспертизой»). Если попытаться систематизировать широко известные сегодня сектантские сообщества по этому признаку (в порядке возрастания этой угрозы) у нас получится следующий список:

1) молокане, духоборы и др. — исторически сложившиеся на территории России сектантские группы, представляющие историческую и культурную ценность;
2) последователи Порфирия Иванова, последователи Виссариона и др. — «новые» сектантские группы, возникшие на территории России;
3) евангельские христиане-баптисты, адвентисты, пятидесятники и др. (традиционно сложившиеся на территории России общины) — часть наименее связанных с зарубежными центрами «старых» протестантских сект;
4) «Церковь Христа», «Свидетели Иеговы», «Евреи за Иисуса», «Общество Сознания Кришны», «Ошо» и др. — «новые» секты, имеющие центры в странах — геополитических противниках России.

Не для кого не секрет, что деструктивное сектантство — эффективный инструмент врагов Российского государства. Следовательно, в экспертной оценке степени опасности той или иной секты обязательно должны участвовать представители власти. И такая оценка должна предшествовать всем остальным и быть определяющей. То есть, признанная представляющей угрозу для национальной безопасности России секта, должна автоматически становиться приоритетным объектом противодействия (независимо от результата прочих — правовой, медицинской, богословской и пр. — экспертиз). С другой стороны, другие эксперты (например, медики) могут признать опасными секты, с геополитической точки зрения опасности не представляющие (например, некоторые из «новых» российских сект). Их мнение, безусловно, должно быть учтено, деятельность таких сект тоже следует поставить под контроль, но приоритеты должны оставаться неизменными: результат геополитической экспертизы — главная и определяющая оценка, остальное — потом.

«Свидетели Иеговы»: штрихи к портрету

Хочу сослаться на опыт нашего города. Последняя мощная сектантская группа, которая пустила у нас глубокие корни — «Свидетели Иеговы». Не секрет, что это — колоссальная мировая финансово-промышленная империя с центром в Нью-Йоркском Бруклине, раскинувшая сеть своих филиалов по всему миру. В нашем немного более чем стотысячном городе уже сейчас насчитывается до 3-х тыс. адептов этой секты (в том числе, некоторые влиятельные государственные служащие — что, на мой взгляд, особенно опасно). Пользуясь практически неисчерпаемым финансовым ресурсом своей метрополии, наши иеговисты проводят беспрецедентную по масштабу и интенсивности пропагандистскую компанию... Впрочем, это «фирменный стиль» иеговистов — с этим сталкиваешься везде, где они появляются. Большой интерес представляют направления их экспансии и некоторые дисциплинарные особенности внутреннего устройства их общины. Например, ими был выкуплен Ейский молокозавод. На деньги Бруклинского центра он был переоснащен, теперь это весьма рентабильное предприятие... Вы спросите: «Что же в этом плохого?» В рентабильности, как таковой, наверное, ничего. Только вот прибыль предприятия целиком направляется на расширение... не производства, а пропагандистких мощностей секты (строится еще одна типография, выкупается эфирное время на некоторых телеканалах и площади в местных газетах и пр.). Среди работников завода был проведен своего рода «неестественный отбор» — персоналу было предложено примкнуть к секте, отказавшихся немедленно уволили, их рабочие места заняли сектанты. Своего рода «сектантская десятина» (около 20%) у рабочих-сектантов удерживается автоматически, в заводской бухгалтерии...

Не правда ли похоже на антиутопию?.. Вам не приходилось сталкиваться с молодыми людьми, бесплатно разносящими по домам изданый на высоком полиграфическом уровне (астрономическим тиражем) журнал «Сторожевая башня»? Журналы для бесплатного распространения адепт обязан приобрести у секты за свои личные средства. Такой вот нехитрый секрет иеговистской «щедрости»...

Таким образом, эта чудовищная секта высасывает силы, средства, человеческие души везде, где появляется. Молодой русский парень не идет в армию. Не считает себя русским. Родина его — в Бруклине. Труд его служит дальнейшему расширению этого страшного спрута... Напрасно, когда говорят о «Свидетелях Иеговы» заостряют внимание на запрете переливания крови. В этой на вид такой респектабeльной секте страшно все. Если их деятельность на территории России не остановить сейчас, мы столкнемся с последствиями, которые могут оказаться необратимыми.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/650