Международное Евразийское Движение
РПЦ | VI Всемирный Русский Народный Собор | А.Езеров | Доклад | 2001
    10 октября 2002, 17:26
 
Андрей ЕЗЕРОВ,
представитель Русской Православной Старообрядческой Церкви

Церковь Христова, народ, государство

Мне бы не хотелось досаждать присутствующим здесь духовным лицам нарочитым напоминанием о наиболее печальных страницах истории нашей Церкви и эклезиологическими вопросами. Я расскажу лишь о двух-трех лицах, в историях с ними связаными, на мой взгляд, сконцентрирована вся наша духовная история, история Святой Руси.

Преподобный Корнилий Выговский, родившийся в 1570 году, может персонифицировать в своей судьбе историю и трагедию Святой Руси, русской святости. Умер он в здравом уме и памяти, прожив 125 лет.

Oн стал 18-ти лет отроду иноком - был пострижен в Корнилиевом (Комельском) монастыре. Еще до трагических событий раскола он посетил многие русские монастыри. По грамотности, знанию богослужения, молитвенных обычаев он мог исполнять обязанности пономаря. После начала никоновских «новин» и смуты он с известным (в частности, представленным Мусоргским в «Хованщине») священноигуменном Досифеем идет на Дон. Как человек, родившийся еще во времена Грозного-царя, давно знавший Никона, он не мог не относиться резко отрицательно к проводимой им реформе. Однако долго он на Дону не задержался, и через короткий срок Корнилий возвращается (через Москву) на Север и поселяется в Ниловой пустыни, где служит пономарем 12 лет. Все бы ничего, да было приказано служить «по-новому». Отказавшийся священник был заменен другим. Далее, как ярко повествует «Житие Корнилия Выговского»: «Согласившеся скитские отцы служити по-новому. Корнилий тогда пономарь бе. Глаголаху ему скитские отцы: егда же новый поп начнет служити, возбрани ему — мы тебя не поддадим. Поп же начал по-новому служить. Корнилий глагола попу: престани бредить. Поп же начал по-новому: пономарь,. Знай свое дело, не указывай нам. И до трижды глаголаху друг ко другу. Корнилий же имея в своих руках кадило с углием разжженным удари попа по главе и разби кадило о попову главу. Скочиша отступницы, прияша Корнилия за власы, удариша о мост (солею) церковный и бияша его вельми крепко, яко и кровь тещи в церкви». Отойдя от побоев, Корнилий бежит в пустынь (леса). Жил он в нескольких местах (в том числе, на острове «посреде езера водного»). Наконец, он поселился на Выге, где заповедал знаменитым Андрею Денисову и Даниилу Викулину продолжать его дело. Корнилий мирно отошел ко Господу 30 марта 1695 года, имея 125 лет земного жития (107 из которых— в иночестве). Его жизненный путь — это как бы живая история Русской Церкви…

Спиридону (Потемкину) довелось быть дважды исповедником. «Бысть старец честен, боголюбив зело и премудр и писанию святых книг искусен вельми бе, умел бо сам греческий и латинский язык до конца и польский, и ученый бе человек и вся дни живота своего над книгами просидел, имя ему бе в мире Симеон… живый в Смоленске, после же в Москве, в Покровском монастыре убогом за Яузой, во иноцех Спиридон имя ему… по старом благочестии церковном велик поборник бысть зело, и на всех еретиков и отступников правыя нашея веры, паче же на римляны и на унеяты, як лев рыкая, и в Польше тамо тех еретиков многих препре и посрами, и вси езуиты и кардиналы римские бояхуся его, не могуще противиться глаголом уст его». После освобождения Смоленска русскими войсками Алексея Михайловича литовский шляхтич становится архимандритом в Покровском монастыре, и царь затем требует, чтобы он стал на митрополию в Новгороде Великом. Однако в условиях «реформы» это оказалось для него совершенно невозможным. Уверенность в прижизненной святости Спиридона была такова, что его не тронули (не считая негласного надзора), а царь даже при встрече с ним лукаво «соглашался» не вводить «новин»… Но Спиридон предсказал, что через год после его смерти (2 ноября 1665 года) произойдет позорный «Собор». Так и случилось в 1666-1667 годах.

Думаю, что любой здравомыслящий человек способен оценить мужество и силу духа этих героев церковной истории, их подвиг. Могут, правда заметить, оба — русские люди, а как же «универсальное значение Православия»? Здесь можно вспомнить об их современнике — одном из вязниковских отшельников (по Вязниковским лесам на Востоке Владимирской области) — Вавиле Власатом, который был выпускником Сорбонны. Попав через Германию на Русь, он стал юродствовать Христа ради, умервщляя плоть, носил мельничный жернов на груди и спине. Когда вязниковских отцов избивали стрельцы, пришли и за ним. Он ответил, что не готов подпасть под власть Запада, находясь на Руси, и «бысть сожжен».

Да, великий русский народ, явивший миру такие примеры святости, был воистину Новым Израилем, освященным народом Церкви Божией Спасительной, Христоносцем, строителем Святой Руси, сотрудником Господа в спасительном Домостроении Его, а государство было дерзновенной попыткой (пусть не во всем и не всегда удачной) продолжения тысячелетнего священного Царства — Византии — «земнаго царства Христа». Не нам высокомерно судить истлевшую и падшую Византию и прекрасную Московскую Русь, где, понятно, было немало преступлений и отступлений, но то, что Владимир Святой, Владимир Мономах, княгиня Ольга и Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иоанн Великий и их потомки (в том числе и кн. Михаил Скопин-Шуйский) сделали не только для Святой Руси, но и для всего человечества, не вполне осознано и оценено. Это обстоятельство, впрочем, остро чувствовали некоторые европейские поэты и интеллектуалы (например, Рильке). Поразительно, что этого не чувствуют все русские люди. Впрочем, легко ли быть чутким при таком варварском оглушительном напоре масс-культуры Запада? И все-таки мы уверены, что наш великий народ во главе народов и племен Евразии способен на реставрацию, на подлинную консервативную революцию, на творческий традиционалистский авангард. Но для этого необходимо осмыслить значение Старой веры Святой Руси.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/649