Международное Евразийское Движение
РПЦ | VI Всемирный Русский Народный Собор | Л.Грач | Выступление | 2001
    10 октября 2002, 14:29
 
Выступление председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым,
доктора исторических наук,
профессора Леонида Ивановича ГРАЧА

Л.Грач Уважаемые участники Собора!
Прошел год с того момента, когда я имел честь и замечательную возможность в продолжительной беседе с Вами, Ваше Святейшество, узнать Ваши взгляды на судьбы народов, поведать Вам свои мысли о благословенном крае, каким является наш Крым.

Приглашение принять участие в нынешнем столь высоком собрании расцениваю как новый знак особого внимания к Крыму, одному из значимых символов православной веры колыбели православия на Руси, его проблемам, понимание того, что они не ограничиваются региональными границами.

Крым сегодняшний - это многократно уменьшенная копия не только СНГ, но, я бы сказал, всего нашего мироздания. Его национальную палитру сегодня составляют представители 113 этнических общностей, что сопоставимо с масштабами их этнического представительства в государствах Содружества. И, если рассматривать ситуацию в геостратегическом контексте, от происходящих в Крыму процессов в значительной мере зависит как благополучие всей Украины, так и будущее ее конструктивных, интеграционных связей с Россией, а в конечном счете и благополучие на всем европейском континенте.

Действительно, так распорядились география и история, что Крым всегда являл собой уникальную часть планеты Земля, занимая только ему присущее место в геополитическом раскладе мира. Он всегда был и будет особым геополитическим и полиэтническим регионом, за право владения которым велись многочисленные войны. Это своеобразный перекресток цивилизаций, драматических коллизий мусульманства и христианства, близкое к Востоку «подбрюшье» Европы. Одновременно это еще и одна из важнейших опорных точек соприкосновения и жесточайшей борьбы между романо-германским и славянским культурно-историческими типами, неизбежность схватки которых предсказывал еще в середине XIX века Н.Я. Данилевский, анализируя причины поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов.

Вместе с тем Крым как бы априори раскрыт и предрасположен к диалогу различных культур и верований. Из глубины седых веков идет исконная традиция древней земли Тавриды быть прибежищем, домом, родной землей для оседлого населения и кочевников, скотоводов и земледельцев. B Крыму обосновывались люди, относящиеся к самым различным этническим группам и народностям: киммерийцы и сарматы, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, готы и гунны, византийцы и итальянцы, караимы и крымчаки.

Крымские земли заселяли русские и украинцы, татары, немцы, болгары, чехи, эстонцы и многие другие. Как известно из истории, коренное население полуострова вплоть до средних веков именовалось тавро-скифами, которые являлись одними из прямых предков восточных славян.

Все это, в конечном счете, диктовало с веками усиливающуюся необходимость исторической выработки своеобразной и неповторимой крымской модели интегрирования, составляющими которой были терпимость и толерантность. Видимо не случайно именно крымская земля взрастила такую удивительную и разноплановую личность как Исмаил Гаспринский, 150-летие со дня рождения которого мы широко отметили в прошлом году.

Анализируя перспективы межэтнических взаимосвязей, И. Гаспринский, в частности, считал необходимым, чтобы «русские и мусульмане лучше и непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных предубеждений. Тогда они увидели бы, что, кроме верования, все остальное сближает и скрепляет их». Как-будто для сегодняшнего дня написаны слова о неизбежности и жизненно необходимой потребности в сотрудничестве между православным славянством и мусульманским миром.

Плодотворный процесс развития и углубления межэтнического мира в Крыму был прерван войной и депортацией наших соотечественников — армян, болгар, греков, крымских татар и немцев. Поэтому возобновить и продолжить межнациональный диалог после их возвращения на полуостров на практике оказалось чрезвычайно сложно. Накопленная за долгие годы изгнания пассионарная энергия наиболее крупной депортированной этнической группы, которой являются крымские татары, искала своего выхода.

Нередко в эти годы межнациональный мир оказывался на грани взрыва. И только благодаря консолидирующей роли русского большинства, его культуры, толерантности крымчан удавалось стабилизировать ситуацию. Разумеется, есть и другие факторы стабильности. Это, в первую очередь, геополитическое урегулирование взаимоотношений Крыма с Киевом посредством принятой в 1998 году Конституции автономии и развернувшаяся в связи с предоставленными Крыму полномочиями работа по улучшению жизни крымчан, обустройству и интеграции ранее депортированных народов. Совокупность всех этих факторов, сложившееся веками уникальное сообщество крымчан — людей с общей культурой, историей, общей для всех своеобразной аурой, крымским характером — и позволяет сегодня блокировать и постепенно шаг за шагом оттеснять на периферию политической жизни национал-радикалов различных мастей.

Закрепив территориальный принцип автономии, Конституция Крыма четко установила, что на полуострове обеспечивается условия сохранения разнообразия всех исторически сложившихся культур, их равноправного развития и взаимообогащения. Таким образом, нередко раздающиеся требования решения национальных проблем автономии путем законодательного закрепления «особых» прав одного или нескольких этносов как «титульных наций» или «коренного народа»-первопоселенца не имеют никаких объективных оснований и пагубны по своим последствиям. Особо хочу остановиться на ряде духовно-религиозных аспектов диалога цивилизаций. Сегодня для нас подобный диалог — не только поиск истины, но и форма самой истины.

Мы считаем, что в Крыму активно и плодотворно на разных уровнях формируется единство в форме диалога культурных миров, сохраняющих каждый свое лицо, в том числе в форме своеобразного, порой очень сложного взаимодействия славянской православно-христианской и тюрко-исламской общностей, которую я бы назвал православно-мусульманской моделью. Крым в этом плане может рассматриваться как универсальная в мировом масштабе лаборатория, в том числе и по разработке превентивных методов разрешения межэтнических конфликтов.

В настоящее время религиозная жизнь Крыма представлена 920-ю общинами различного толка и направлений. Но определяющая роль среди них принадлежит, безусловно, православным и мусульманским, которых соответственно 354 и 274.

Можно без всякого преувеличения сказать, что Крым переживает период своеобразного возрождения православных и мусульманских святынь. Если в 1988 году на полуострове действовало только 14 храмов, то сегодня их уже 273. Монашеская жизнь восстановлена в девяти монастырях, что почти соответствует дореволюционному уровню. Практически заново восстановлена сеть мусульманских культовых учреждений: на полуострове действуют сотни мусульманских общин, несколько десятков мечетей, три медресе. Нельзя сказать, что процесс соприкосновения двух определяющих конфессий в Крыму происходит бесконфликтно и безболезненно. В памяти крымчан еще свежи впечатления, глубоко оскорбившие религиозные и национальные чувства русского православного большинства, связанные с печально знаменитым «крестоповалом», который имел место в 2000 году.

Православная ветвь христианства на полуострове имеет глубокие исторические корни. Именно с берегов Древней Тавриды произнес свои первые проповеди на славянских землях ученик Христа — Святой Апостол Андрей Первозванный. В декабре текущего года христианская общественность отмечает 1900-летие со дня мученической кончины в каменоломнях Инкермана Святого Климента Римского, борца за чистоту христианства.

Именно на крымской земле, по церковному преданию, начали создавать славянскую азбуку Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. С крымской земли исходит православие на пределы Древней Руси. В этом году был водружен крест на главном куполе Свято-Владимирского Херсонесского Собора, находящегося на месте крещения Святого князя Владимира, освященного предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и Всея Украины в присутствии президентов Украины и России.

Отдавая дань уважения нашей истории, творившим ее людям, мы приняли решение о восстановлении разрушенного кафедрального собора Александра Невского в г. Симферополе. Символично, что сама крымская история подсказала нам то место, где должен быть создан духовно-патриотический комплекс, который органично соединит в единое целое восстанавливаемый собор, символ победы русского духа и оружия в войне с турками в 1768-1774 годах — памятник великому русскому полководцу, командующему второй русской армией В. Долгорукову-Крымскому и памятник в честь советских воинов-освободителей Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Все это можно выразить тремя очень емкими и дорогими каждому из нас словами: «Вера. Победа. Честь!»

Мы благодарны Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поддержал эту идею и посоветовал в ходе проектирования и строительства комплекса создать в качестве одной из его составляющих музей ратной славы советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

И еще об одном хочу сказать в связи с тем, что именно Крым явился в свое время колыбелью русского православия, которое всегда последовательно выступало против любого насилия.

Крым, не будучи самостоятельным субъектом глобальной политики, тем не менее играет в ней немаловажную роль. Именно в Крыму последний русский император Николай II работал над знаменитым Гаагским воззванием, с которым Россия обратилась к миру в 1899 году. Это был пророческий на пороге XX века призыв к формированию новой системы международных отношений, основанных на отрицании насилия. Именно в Крыму в феврале 1945 года главы трех великих держав — Сталин, Черчилль и Рузвельт заложили основы Ялтинской системы послевоенного мироустройства, которая обеспечивала мир в Европе на протяжении почти 50-и лет. Именно в Ялте было принято решение о создании ООН.

И сегодня от имени Крыма и крымчан я обращаюсь ко всем людям доброй воли с настоятельным призывом сделать все, чтобы остановить эскалацию вооруженного противостояния, которое все отчетливее заявляет о себе всему миру. Мы, крымчане, не только хотим найти свое место в цивилизованных процессах, но и принимать участие в поиске ответов на вызов времени, в выработке безопасных моделей нового мироустройства.

И почему бы ведущим политическим и общественным лидерам современного мира не обсудить проблему глобальной безопасности у нас в Крыму, где сама атмосфера способствует этому?

Работы впереди много, и я надеюсь, что общими усилиями уже в недалеком будущем мы добьемся, чтобы на Земле не было войн и конфликтов, а Крым станет таким уголком планеты, где хоть раз в жизни будет стремиться побывать каждый человек земного шара. У нас есть что показать, есть где отдохнуть, есть где укрепить здоровье, есть прекрасная возможность соприкоснуться с великой историей цивилизации, знаменитыми на весь мир памятниками и святынями.

Приглашаю всех в Крым.

Благодарю за внимание.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/645