Международное Евразийское Движение
РПЦ | VI Всемирный Русский Народный Собор | В.Ганичев | Выступление | 2001
    10 октября 2002, 12:41
 
Выступление Заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора,
председателя Союза писателей России,
профессора
Валерия Николаевича ГАНИЧЕВА

Ваше Святейшество!
Уважаемый Президент Российской Федерации!
Уважаемые участники и гости Собора!

''В.Ганичев" Bсемирный Русский Народный Собор под началом Русской Православной Церкви вот уже девятый год рассматривает главнейшие вопросы бытия русского народа, нашего Отечества, выносит их на державную трибуну, предлагает пути преодоления кризисных явлений, охвативших многие стороны нашей жизни.

В начале его деятельности некоторые силы попытались представить все, что связано с русским национальным духом, с нашей национальной идеей, с нашей самобытностью, с православной верой неким анахронизмом, застарелым консерватизмом, а то и просто враждебной, реакционной попыткой остановить историю, воспрепятствовать утверждению цивилизации на одной шестой, а сейчас, по-видимому, седьмой части суши.

Прошли годы, и еще раз стало ясно, что идея освобождения, возвышения народа, расцвета России покоится на самостоянии, на духовной независимости, на Вере, на Боге. Это и есть наш духовный путь и наша историческая задача.

Мир в очередной раз повержен в хаос, он в очередной раз требует упорядочения. И Россия снова понадобилась миру, как в период татаро-монгольского нашествия на Европу, как в период ее освобождения от тирании Наполеона, как при рассеянии мрака гитлеровского фашизма. Россия и пришла на помощь миру, хотя четко надо помнить исторический урок неблагодарности Европы, о котором говорил еще Пушкин. Достаточно нам легковерия и наивности в отношениях с Западом и Востоком, в поклонении умело выстроенным, вдохновляющим, так называемым «научным», политологическим теориям и реформам. Надо идти в ту историческую глубину, которую нам предоставила Россия. И эта глубина откроет нам высоту!..

Упорядочение мира, бесспорно, придет из России, с ее просторов. Россия страдает и мается за весь мир. Все, что происходит сегодня в мире, уже пройдено, пережито, осмыслено, выстрадано: и война в Чечне и в Афганистане, и взаимоотношения с исламскими народами и жизнь вместе различных по своему менталитету народов. К сожалению, опыт России был отвергнут. В итоге: мир неуравновешен, в хаосе, в беде, он корчится, рушится, он взрывается. Роль же России — быть третьей силой, не второй — противостоящей, а уравновешивающей, гармонизирующей, предостерегающей…

Да и у самой России есть свой путь спасения. В самые трудные минуты, в самые тяжелые дни она спасалась собой, всматриваясь внутрь себя, она искала спасение в Вере, в народе. Возвращение в свой мир — это и есть спасение для России. Когда Россия обретает себя, она выживает, а вместе с ней выживают и другие народы.

Следует спасаться — возвращение на Родину предполагает, что нашему правительству, СМИ все-таки придется обратить внимание на глубинную жизнь России, на все, что там происходит сегодня. И наш опыт показывает, что пути оздоровления и улучшения сегодня там — в Уссурийске, Тамбове, Тайшете, Ленске, Рыбинске, там на просторах, городах, весях. Там есть и учителя, и врачи, и интеллигенция народная, есть и главы местной власти, болеющие за нашу многострадальную жизнь и пытающиеся наладить ее.

Ныне становится ясным, что так часто повторяемый тезис о необходимости вхождения России в число «цивилизованных» наций имел под собой помимо агитационно-разрушительного, также политический, экономический смысл. Определенным силам в Европе, Америке и у нас внутри нужно было представить Россию варварской и нецивилизованной страной, с тем, чтобы «цивилизовать» ее , уменьшить ее угрожающие (в их вообра жении) размеры, ослабить ее военную силу, ее самостоятельность. Много написано, в том числе российскими СМИ, о вторичности нашей культуры, ее второстепенности. Сознательно путая технологии, бытовые «достижения», комфорт, пытаются подменить отечественную культуру заимствованиями, самыми низменными отбросами масс-культуры, эрзацами моды, а в основном, потребительством, рекламой, выдаваемой за высоты культуры.

То, что совершает так называемая цивилизация с культурой России, с ее нравственностью, можно зачислить в разряд духовного СПИДа (уничтожение культуры ацтеков и инков, цивилизатами-конкистадорами в Средние века). На голову наших сограждан под видом цивилизационного просвещения обрушилась в книгах, телефильмах, газетах оккультная мистика убийства, ужасы, грабежи, порнография, насилие. К истинной культуре, литературе это никакого отношения не имеет, но занимает их пространство, выкачивает немалые деньги, создает иллюзию художественного творчества, но главное: опустошает, разлагает людей, особенно молодежь, доводит ее до состояния скотства, отучает от честного труда, приучает к подачкам, жестоким развлечениям. Ярчайший пример — это «зазеркалье»-застеколье 6-го канала, заставляющего всю нацию смотреть в замочную скважину на пошлости, вульгарности, растление. И неспособные создать что-либо человеческое, гуманное, созидательное телевизионщики, рекламщики создают раз за разом безмозглое, примитивное, бездуховное варево. И это ведь те люди, которые вопреки протестам всего общества, деятелей культуры, Церкви показали антихристианский фильм «Последнее искушение Христа». Они уверяли позднее, что не допустят больше святотатства. Но, судя по всему, их природа неизменна. Поистине бесовские силы действуют в нашей культуре, в наших СМИ. А ведь демократия без подлинного государственного просвещения, образования и культуры — обман и лицедейство. Церковь и государство выступают против клонирования человека.

И пришло время самым резким образом выступить против клонирования безнравственности, засевшей во многих клетках западной масс-культуры. Пора перестать готовить общество к новому 11 сентября, которое подготовлено не одним Бин Ладеном. И мне кажется, наш Собор с особой жесткостью должен потребовать от имени общества, народа нашего, от власти, органов культуры, юстиции: прекратить растление молодежи, оградить наш народ, защитить от духовного распада.

Хотелось в связи с этим сказать о правозащитном движении русских людей. Правозащитное движение, выступив в свое время за воображаемую свободу выезда из Советского Союза, против вторжения в Чехословакию и Афганистан, сыграло свою роль.

Ныне, когда положение русских людей вызывает величайшую тревогу, когда 30% из них живут за чертой бедности, когда ежегодно смертность русских составляет 40%, а население России ежегодно уменьшается на 800 тыс. человек, когда в Чечне гибнут русские молодые парни, а кто остается жив, гибнет от духовного паралича, когда русские оказались разделенной нацией — 25 миллионов русских людей оказались за пределами России и многие из них подвергаются притеснениям и гонениям, надо всколыхнуть все силы на защиту наших соотечественников от несправедливости. Мы думаем, что правозащитное движение в защиту русских людей должно получить новый импульс, и следует внимательно отнестись к «Комитету защиты душ и прав соотечественников», созданному на днях и поддержанном у писателями России. Надо поддержать проект, который обсуждается Всемирным Русским Народным Собором, в нашей Церкви, об объединении благотворителей, о создании Российской армии спасения, армии добрых людей. Вообще, следует всерьез подумать о народном начале во всех сферах нашей жизни.

Обессмыслено не только обращение «Господин», имеющее ярко выраженный иронический оттенок. Лишено реального, и я бы сказал нравственного смысла слово «элита». Все, буквально, помешались на различных «элитах». Есть «элита» творческая, спортивная, политическая, предпринимательская, правящая, журналистская… даже самая «крутая» — уголовная! Хочется спросить: а что же народ — 95% населения, не входящих ни в какие «элиты»? Как быть с их правами? Кто их представляет? Кто защищает? О народе вспоминают лишь перед выборами… да еще, может быть, перед приездом какого-нибудь очередного «лорда Джадда». Но ведь засовывать в прорезь урны бюллетень — еще не значит принимать участие в делах государства, арифметика голосов не решает жизни народа. Думаю, что, если народ и безмолвствует, в том числе по вине «элиты» сейчас, то его голос еще будет услышан и в храме, и на улицах, и на площадях городов и сел.

Берегите святыни наши! С таким словом 30 лет назад обратились к своим соотечественникам гиганты нашей культуры: Павел Корин, Леонид Леонов, Сергей Коненков. Да, многое потеряно, многое ушло в прошлое. Но святое, священное еще выправляет душу, вдохновляет человека, выстраивает нашу жизнь по восходящей.

В этом году состоялось прославление и причисление к лику святых праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского. Тысячи людей были на этом духоносном празднике прославления в Санаксарском монастыре Мордовской епархии, где и покоятся мощи святого воина. Такого количества моряков, адмиралов Мордовия не видела за всю свою историю. «Самая морская держава» называли ее в тот момент. Все видели в тот сумеречный день: расступились облака, и столб солнечного, какого-то высшего света, упал на ковчег с мощами адмирала. И вот три недели назад икона адмирала с частицами его мощей прибыла в Балтийск. Действие было, конечно, необычное. Весь город, все балтийцы вышли встречать святыню. Гарнизон стоял в почетном карауле на набережной перед памятником Петру I. После выступления командующего Балтийским флотом и молитвы владыки Кирилла мощи были подняты перед строем моряков и тучи снова разошлись, и солнечный столб снова упал на святыню. Оба раза я был свидетелем высшего знака. После объезда военных кораблей и прохождения гарнизона перед иконой святого праведного адмирала мощи навечно установили в Храме Георгия Победоносца. Видели бы вы моряков в эти часы! Сверкающие глаза, вдохновенный взор, вид людей, гордых, красивых, безо всякого уныния знающих, за что они готовы сражаться, какую родину они будут отстаивать. Вот что значит святыня в доме!

15 лет назад на Калининградской земле был один храм. Сейчас — 37. А отныне здесь, на Балтийском флоте, в г. Балтийске, мощи святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота российского. Ясно, что сейчас здесь навеки русская земля, ибо тут наши святыни, они ограждают, защищают нас. Хватит посягать на наши земли, хватит говорить о каком-то «анклаве» — особенной от России земле. Мы поддерживаем предложение калининградцев ежегодно в России проводить дни Калининградской области, этой самой западной и освященной части нашего Отечества. Защитить себя, спасти Россию могут наши святыни, которые есть везде, и мы должны оберегать и поклоняться им.

И еще несколько слов о Слове! О русском Слове! Без надлежащего размаха, без государственного решения прошел год 200-летия В.И.Даля. Удивительная беспечность нации и власти, не ощутивших, что ныне слово, русская речь являются одной из решающих скреп России, залог ее мощи, культуры, Веры. Вчера мы в Союзе писателей России установили бюст великого собирателя русского слова В. Даля. Думаем, что достойный его памятник должен встать и в нашей столице Москве. Следует напомнить, что именно Всемирный Русский Народный Собор провел первую Общероссийскую соборную встречу о русском языке, о создании Совета по защите русского языка. И вызывает уже не только удивление, а возмущение то, что прошло уже много лет, а мы, наша Дума, власть не могут принять закон о русском языке, его пропаганде и защите. Уважаемые участники Собора, мы проводим VI Всемирный Русский Народный Собор в священном для народа Храме Христа Спасителя — символическом творении, знаменующем воссоздание России. Возрожденный при участии Русской Православной Церкви, всего общества, всех православных людей России, он стал подлинным Домом Соборов, исторических форм волеизъявлений церкви и народа.

Водительство Святейшего Патриарха, в трудные дни ставшего во главе Собора русских людей, и предопределившие его судьбу и направление его деятельности, особенно значимо в начале XXI века, когда не только Россия, но и мир оказались на пороге цивилизационного выбора. И сегодня выбор этого пути невозможен без глубокой и полной Веры, без соборного мнения соотечественников.

Спасибо за внимание.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/641