Международное Евразийское Движение
СМИ о евразийстве | "Кавполит" | Запад или Евразия: где добро для Кавказа | Валерий Коровин: "Этнос становится правовым субъектом, обретает полноценный правовой статус. Внутренние границы необходимо устранять и идти к укрупнению. Чем меньше внутренних границ, тем меньше источников конфликтов" | 02.03.2015
    2 марта 2015, 18:00
 

Запад или Евразия: где добро для Кавказа

В Нальчике состоялась конференция "ЕврАзЭС, евразийская интеграция и евразийство"

Применимы ли идеи евразийского проекта для гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений на Кавказе? Этот вопрос обсуждался в столице Кабардино-Балкарии на конференции "ЕврАзЭС, евразийская интеграция и евразийство". "Круглые столы" и лекции провели эксперты во главе с директором Центра геополитических экспертиз, членом Общественной палаты РФ и Изборского клуба Валерием Коровиным.

Кабардино-Балкария стала отправной точкой в поездке евразийцев по Югу России, приуроченной к 10-летию создания Евразийского союза молодежи. Выбрали Нальчик неслучайно: здесь находится одно из старейших региональных отделений движения.

От Запада добра не ищут

По мнению организаторов конференции, евразийство - новый государственный тренд России, не просто идеологический концепт, а мировоззрение, дающее ответы на вызовы, с которыми Россия сталкивается в глобализирующемся мире.

В чем же суть евразийства, и что полезного несут его идеи стране и Северному Кавказу?

"Россия осталась без идеологии после распада СССР. Марксистская догматика исчерпала себя и была отвергнута. Мы не достроили тот проект, который взяли для себя в качестве исторического ориентира в начале XX века - коммунизм. В отличие от глобального Запада, который в значительной мере реализовал свой проект однополярной глобализации", - отметил Валерий Коровин в своем выступлении.

Западный проект навязан культурам, государствам. Те же, кто решил сопротивляться, поплатились своей целостностью, суверенитетом, стабильностью. "Когда Советский Союз перестал существовать, Запад стал полноправным правителем мира, центр управления переместился в Вашингтон. Оттуда сегодня решаются судьбы человечества, не обращая внимания на то, как оно к этому относится", - считает политолог.

Раньше СССР на любой вызов со стороны Запада отвечал соразмерно, имея соответствующий потенциал, дипломатическую, военную, политическую мощь. Мир был сбалансирован двухблоковым устройством.

Сделать все для укрепления национальной безопасности России

Горный Дух Северного Кавказа

Покой нам только снится

"В истории России настал момент после распада СССР, когда, по сути, было введено внешнее правление, американские советники указывали российским властям, как им действовать в интересах Запада. Американские стратеги пытались развалить Россию через Кавказ, разжигая межэтнические конфликты, настраивая кавказские народы против российской власти, пытаясь провоцировать сепаратизм и распад государства. Но процесс был остановлен с приходом Путина", - напомнил Коровин.

Сейчас Россия начала набирать вес в международной политике, превращаться в суверенную страну во всей полноте смысла. Стало понятно, что она не собирается исчезнуть с исторической карты и будет отстаивать свой суверенитет.

Неким испытанием, проверкой для федеральных властей стал 2008 год, когда подстрекаемая Вашингтоном Грузия начала уничтожать мирные города Южной Осетии.

"Если бы тогда Россия не дала жесткий отпор и не ввела в Южную Осетию военных, результаты могли быть плачевными - уничтожение целого народа. Говорит об этом и название операции "Чистое поле", что подразумевало полное истребление населения Южной Осетии и оккупацию ее территорий Грузией", - отметил политолог.

События повторяются на Украине. Она ввергнута в хаос, начала распадаться, полыхая и обливаясь кровью. "Нет сомнения, что за этим стоит глобальный Запад, который инициировал и спонсировал процесс распада Украины. Происходящее там - прямой сигнал российской суверенной государственности: готовы ли наши власти ответить на еще более серьезный вызов", - уверен эксперт.

По его мнению, Запад никогда не смирится с тем, что Россия является сильной, независимой страной, отстаивающей принципы справедливости.

Альтернатива есть

Что же противопоставить Западу и идеологии однополярного мира? Евразийство, считают организаторы конференции. Это геополитический концепт, выступающий за многополярную глобализацию.

Вместо одного центра, который навязывает всему миру свою волю, евразийцы видят несколько полюсов - Америку (включая Южную и Северную), Евро-Африку, Евразию, арабский исламский мир, Азиатско-Тихоокеанский регион и Индию как отдельное цивилизационное явление.

"Именно они могут определять судьбу человечества, договариваясь друг с другом, учтивая интересы и уважая друг друга. Эта модель справедлива, обоснованна, в отличие от диктатуры Вашингтона. Только она может быть достойной альтернативной однополярной глобализации, которая поставила мир на грань хаоса. Многополярность сохраняет цивилизационное культурное многообразие мира", - считает Коровин.

По его мнению, границы обозначенных полюсов условны, локализация может происходить по принципам цивилизационной близости.

Ислам - "за"

Заместитель председателя Духовного управления мусульман КБР Алим Сижажев считает, что идеи евразийства не противоречат исламу и в некотором смысле даже совпадают с его нормами.

"Всевышний сотворил человечество многообразным. Аллах создал нас разными племенами и народами, чтобы мы познавали друг друга и сотрудничали в добре, в созидании. Многообразие является украшением мира. Мы разные и дополняем друг друга. В этом отношении я понимаю евразийство в объединении, помощи друг к другу, к чему Всевышний нас и призывает", - отметил он.

Согласен с ним политолог из Чечни Ислам Сайдаев. Сейчас, когда заговорили об евразийском экономическом союзе, западные аналитики почувствовали угрозу объединения той страны, которая всегда была противовесом Вашингтону.

"В Коране есть аят, в котором сказано: если бы Всевышний не останавливал одних людей другими, земля пришла бы в упадок. Евразийская идеология включает народы, которые исповедуют разные религии, она стоит на охране этнических и религиозных особенностей. А ислам призывает жить в дружбе с другими конфессиями. Россия и евразийство - естественный противовес Западу, который не является союзником верующих людей", - уверен Сайдаев.

Что же для Кавказа?

Кавказ разделен многочисленными границами, а земля остается основным источником конфликтов.

"Складывается ощущение, что границы в регионе провел человек, который не разбирался в народах Кавказа, которому было все равно, кто такие кабардинцы, чеченцы, народы Дагестана. Большевики переняли европейский проект административного устройства, в котором нет места этносам", - считает Валерий Коровин.

Но для евразийцев даже самый малочисленный этнос - высшая ценность. "Народы - мысли Бога. Дагестан - это кладезь традиций, языков, культур. Поэтому у этноса должна быть правовая, юридическая субъектность", - сказал политолог.

В западной концепции мерой всех вещей является торгующий гражданин, лишенный идентичности, всяких религиозных особенностей. Для евразийца народ - главная социальная категория.

"Этнос становится правовым субъектом, обретает полноценный правовой статус. Внутренние границы необходимо устранять и идти к укрупнению. Чем меньше внутренних границ, тем меньше источников конфликтов", - считает Коровин.

При этом в основу государственного устройства может лечь не административное деление, а принцип автономии, не привязанный к жестким границам. Согласно ему, любая этническая, культурная, религиозная община получает статус автономии, становится юридической категорией.

"Административные границы ничего, по сути, не фиксируют. Если мы реализуем принцип автономии, этносы приобретут субъектность. Сейчас в правовом поле нет ни чеченцев, ни русских, ни кабардинцев, ни балкарцев, есть только россияне", - пояснил Коровин.

Что в итоге?

Разговор был содержательный, собрались интересующиеся люди, прокомментировал дискуссию Валерий Коровин.

"Все, о чем заявляют евразийцы, для Кавказа жизненно важно. В идеях евразийства содержатся идеальные алгоритмы, которые способны стабилизировать ситуацию на Кавказе, сохранив его в составе России. Неудивительно, что конференция вызвала такой интерес и отклик. Надеюсь, нынешняя встреча станет отправной точкой для дальнейших дискуссий", - добавил политолог.

Но смогут ли кавказцы воспринимать себя в отрыве от территории, на которой родились? По словам Коровина, землю надо воспринимать органически - как место развития, а не как отчужденную, ограниченную искусственными границами территорию.

"Земля - источник жизни, а не наживы. Это пространство, на котором живет этнос. С другой стороны - источник споров, конфликтов, продажи, спекуляций и нещадной эксплуатации. Поэтому надо уйти от принципа административных наделов, ограниченных документами и границами, из-за которых постоянно идет вражда, усобицы, конфликты. И перейти к нормальному восприятию земли как матери традиционного народа", - объясняет политолог.

Ислам Сайдаев - сторонник объединения Кавказа. "Я считаю, что этнически все кавказские народы имеют общий корень. Не стал бы делить их границами. Во время диалога были выдвинуты идеи признать этносы субъектами, избавиться от внутренних границ, а значит, и поводов для конфликта между народами.

Вполне резонное предложение. Конечно, оно требует глубокого анализа, но идея имеет право на существование. Для меня Кавказ - единая территория, ментальное пространство. Между чеченцами, ингушами, народами Дагестана границ никогда не было. В перспективе вполне возможно от них отказаться.

Евразийская идеология дает основу, которая может объединить этносы. Доктрина, которая призывает к сохранению национальной, религиозной идентичности, необходима России", - считает Сайдаев.

Материал подготовила Фатима Тикаева

"Кавполит", 02.03.215





Архивы Евразии

02.03.2014 | Существовавшей прежде Украины больше нет | Валерий Коровин: "Преодолеть сложившуюся там сейчас атмосферу хаоса может исключительно Россия, в силу того, что для Европы это абсолютно чужая среда, в которой она не знает, как оперировать, как на нее влиять, как с ней взаимодействовать"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4915