Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | "Dagens Nyheter" | О новом курсе Российской Империи | Александр Дугин: "Кремлю нужна национальная идея для России, отличающаяся от глобалистского проекта либералов. Эта идея не представляет собой национализм, поскольку национализм в чистом виде не подходит нашей многоэтничной стране. Идея заключается в доктрине, которую мы разработали еще в ельцинские годы. Это евразийство" | 13.06.2014
    13 июня 2014, 18:00
 

Завоевать Европу - это по-русски

Запад без СССР: мир идет к идеологическому взрыву

Дать русский ответ на вызов Запада

О новом курсе Российской Империи

Развал Союза был именно геополитической, а не идеологической катастрофой - и Россия должна быть такой же, но не с точки зрения шкалы ценностей или политики

На лесном озере под Хельсинки журналист шведской газеты Dagens Nyheter Микаэль Виниарски взял интервью у российского профессора Александра Дугина, приехавшего в Финляндию на конференцию о новой роли России.

Хельсинки. Московский профессор Александр Дугин - идеолог, к которому прислушивается российский президент Владимир Путин. В эксклюзивном интервью для Dagens Nyheter он констатирует, что идея "Евразии" с руководящим центром в России, произвела впечатление на российского президента. Дугин считает, что примерно половина Украины - её южные и восточные части - будут отделены и станут российскими.

- Прежде Путин не был идеологом, скорее являлся реалистичным прагматиком, который хотел восстановить мощь и величие России после упадка и хаоса ХХ века. Однако после событий на Украине произошел перелом. Когда США предоставили свою поддержку неонацистскому "Правому сектору" в Киеве, он посчитал, что у него развязаны руки, - говорит Александр Дугин.

Мы сидим и беседуем возле маленького финского озерца в нескольких десятках километров от Хельсинки. Александр Дугин вглядывается в неправдоподобно красивый пейзаж; солнышко бросает лучи на зеркальную поверхность воды - и всё это обрамлено белыми стволами берез.

Такую идиллию вполне можно найти и в России.

Каких-либо территориальных претензий к Финляндии у Дугина нет. Его считают самым известным теоретиком геополитики не только в России, но возможно даже и во всем мире.

Нет, я действительно слышал, как он говорил финской публике:

- Мне нравится Финляндия такой, какая она есть, эта страна хороший пример того, как можно объединить евразийское и европейское начала. Если бы я думал, что Финляндия или, в каком-то роде Польша и Аляска, должны войти в состав России - я бы сказал об этом.

Такая скромная непритязательность Украины не касается, которую он считает большей частью принадлежащей Русскому Миру. Дугин полагает, что примерно половина Украины - ее южные и восточные части - отделятся и станут российскими.




Архивы Евразии

13.06.2013 | Ил-76: проигранное сражение | Валерий Коровин: "Когда мы говорим о продвижении геополитических интересов, то ресурсы и не нужны. Речь идет о мировоззренческих приоритетах, о создании вместе с нашими соседями культурно-цивилизационного кода"

- Часть русских радикальных националистов хочет, чтобы мы захватили всю Украину, но я думаю, мы должны оставить Киев украинским националистам, - сказал Дугин, лично себя националистом не признающий.

Человека, с которым я разговариваю, считали и неофашистом, и националистическим экстремистом, и даже "серым кардиналом" Путина. Возможно его вид, напоминающий православного священника с окладистой бородой, дал повод к тому, что его стали сравнивать с Григорием Распутиным, мистиком и знахарем, за несколько лет до революции 1917 года имевшим громадное влияние на российский царский двор и которого многие называли "злым гением царя".

Сначала я встретил Александра Дугина в финской столице по случаю открытия конференции, проходящей под названием "Мы построим великую Россию".

Съезд организовал Йюхан Бэкман, известный своими неоднозначными взглядами доцент юридической социологии Хельсинского университета, прорусский общественный деятель и активист. Он время от времени живет в Москве и часто выступает в российских СМИ с острой критикой политики Финляндии и ЕС в отношении Москвы. В марте он ездил наблюдателем в Крым для участия в референдуме. На вопрос Dagens Nyheter о цели конференции ответил, что задачей является познакомить финскую общественность с идеями Дугина.

Перед докладом Дугина, выступило несколько россиян консервативного толка. Одной из них была Ирина Волынец из Казани, которую представили как "принципиального идеолога традиционных семенных ценностей" и "мать четырех детей".

Её речь началась с нападок на Запад или, точнее выразиться на "демократию, либерализм, и глобализацию, с помощью которых идет попытка сломить Россию". Но основную часть её выступления составляли три вещи: семейные ценности, Украина и наконец, возможно, немного неожиданно - песенный конкурс.

- Не существует ни одного российского закона, ущемляющего гомосексуалистов, есть только запрет пропаганды гомосексуализма среди детей.

- А что касается Украины, просто вдумайтесь в её название, оно означает "окраина", то есть - окраина России.

Победу Кончиты Вурст на Евровидении она считает чистой агрессией и объявлением войны всему, что отстаивает Россия.

После окончания конференции Дугин, Бэкман и остальные вернулись в сельский домик на берегу лесного озера и корреспондент Dagens Nyheter смог поближе познакомится с идеями Дугина.

Главное в его теории - это то, что он хочет видеть "многополярный" мир, где не все проблемы решаются "атлантистами", то есть Соединенными Штатами Америки. А также она заключается в его линии и линии Кремля на поддержку набирающих силу европейских правых экстремистов.

Dagens Nyheter: Некий политик-националист типа Сергея Бабурина сказал, что европейские правые экстремисты являются для России "пятой колонной", Вы с этим согласны?

Александр Дугин: Раньше коммунистические партии были естественными союзниками России. Но после падения СССР создался идеологический вакуум и Россия захотела быть либеральным западным государством, однако этого не получилось. Когда пришел Путин, он принял решение сотрудничать с кем угодно независимо от идеологии, если позиция партнеров не направлена против России. Этими партнерами в первую очередь стали правоэкстремистские партии.

По словам Дугина, у ультраправых партий есть веские причины для этого: во-первых, они высоко ценят перемены, произошедшие в путинской России- всё более антилиберальной и антиамериканской, направленные в сторону увеличения консерватизма. Кроме того, в их глазах Россия представляется защитником традиционных ценностей. Во-вторых, эти партии низведены либеральным истеблишментом до положения маргиналов, а поворот в сторону России был способом получить поддержку и признание крупного государства.

А то, что некоторые из этих партий являются ксенофобскими и считаются полуфашистскими, как полагает Дугин, это Путина не особо беспокоит.

- У него должен быть кто-то в Европе, с кем можно сотрудничать, а на политическом поле были только правые и ультраправые. Такова политическая реальность. Я исхожу из того, что я антилиберал и приверженец антиамериканизма. Теперь Путин повторяет то, что прежде говорил я, даже если он не поддерживает мою идеологию и просто исходит из прагматического стремления защитить национальные интересы России.

Дугин утверждает, что Путин увидел на примере Украины, как США могут в своих интересах воспользоваться откровенными нацистами, если посчитают это выгодным. Аналогичным образом, как американцы на Ближнем Востоке использовали исламистские группы, которые ни в малейшем степени не разделяли западных демократических ценностей.

- Друг США не является экстремистом, а вот друг России - таковым является. То есть это такая игра, но если на Западе называют меня и других нацистами, то так не пойдет, поскольку Путин знает меня и других сторонников, что мы не нацисты, а просто отстаиваем традиционные русские ценности.

Dagens Nyheter: Но разве не Вы ли в 1980-гг. участвовали в подобных движениях и основали Национал-Большевистскую Партию, имевшую явную полунацистскую символику, хотя и заменив свастику на серп и молот?

Александр Дугин: Это была своего рода шутка, которую придумали либеральные друзья соучредителя партии Эдуарда Лимонова. Я был против такого символа.

Dagens Nyheter: Стал ли Путин в последнее время более идеологизирован?

Александр Дугин: Я думаю, он реагирует на события и в этом смысле он прагматик. А ведь действительно в нем нет прагматизма! Путин придерживается тех же идеологических схем, которые разрабатывал я. Таким образом, он идет по моим стопам, даже если моей движущей силой был идеологический, а не либеральный проект. Но Путин для себя узнаёт всё больше и больше о тех ценностях, которые отстаивает. В этом смысле возрождение России как суверенной державы, имеет поддержку только у ультраправых и, в некоторой степени - у ультралевых партий, которые в настоящее время становятся всё более успешными.

С дугинским анализом правоэкстремистской волны, захлестнувшей Европу, мы познакомились по публикациям шведских правых блогеров - либеральная тенденция утратила популярность, сейчас всё больше тех, кто скептически смотрит на свободную иммиграцию, свободные рыночные силы и свободу от традиционной морали.

Дугин наклонился ко мне и сказал:

- Возьмем, к примеру, победу Кончиты Вурст на Евровидении! Для русских это абсолютное подтверждение собственной правоты, что Россия просто обязана начать вторжение на Украину. Это, своего рода последний аргумент, раз ЕС избрал себе такого победителя. Противоречия между Россией и Европой стали очевидными.

Dagens Nyheter: Объясните, а что не так с человеком типа Кончиты?

Александр Дугин: Для России, которая всё еще верит в семью и традиционные отношения между мужчинами и женщинами, личность Кончиты Вурст есть проявление дьявола. Дьявол победил в Европе, даже если с точки зрения неверующей Европы дьявола нет. Но Россия признает его существование.

Dagens Nyheter: Как влияет политика Путина на Европу?

Александр Дугин: Он вступил в серьезную игру, чтобы сокрушить тот консенсус, который царит в европейских элитах и создать альтернативную Европу.

Dagens Nyheter: Вы представляете собой своего рода главного идеолога и советника Кремля?

Александр Дугин: Трудно оценивать. Мое личное влияние достаточно ограничено и в Кремле есть более мощные группировки. Одну из таких групп представляют либералы, к ней принадлежит Дмитрий Медведев, однако её влияние идет на спад. Другая группа относится к спецслужбам и имеет еще более доверительные отношения с Путиным, но у них не хватает мозгов, они стремятся только к власти и деньгам ради собственной выгоды. Единственная фракция, обладающая идеологией и пониманием международной политики, это наша группа. И Кремлю нужна национальная идея для России, отличающаяся от глобалистского проекта либералов. Эта идея не представляет собой национализм, поскольку национализм в чистом виде не подходит нашей многоэтничной стране. Идея заключается в доктрине, которую мы разработали еще в ельцинские годы. Это евразийство.

Dagens Nyheter: Вы разделяете мнение Путина о том, что развал Советского Союза стал величайшей геополитической катастрофой прошлого века?

Александр Дугин: Так это моя идея. Развал Союза был именно геополитической, а не идеологической катастрофой. СССР был продолжением царской империи. И Россия должна быть такой же, но не с точки зрения шкалы ценностей или политики.

Dagens Nyheter: Как предотвратить разрастание украинского кризиса в мировую войну?

Александр Дугин: У США там нет жизненно важных интересов, то есть прямого вмешательства НАТО на Украине не будет. Но в любом случае Америка извлекает выгоду из развития ситуации. Имидж России уже испорчен. И если Россия покажет свою силу и воспользуется военным вариантом, то будет кровавая война. А если продемонстрирует свою слабость и останется в стороне, то мы потеряем Украину.

Материал подготовил Микаэль Виниарски (Michael Winiarski)

"Dagens Nyheter", 20.05.2014 (Перевод: "Переводика", 13.06.2014)



  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4826