Международное Евразийское Движение
СМИ о евразийстве | "Бизнес Online" / "Накануне.ru" | "Мы - никто, и надо стать кем-то" | Александр Дугин: "Если мы хотим идеологически определить себя, русские, мы должны определить себя как представителей четвертой политической теории. В либералы не годимся, отвергаем либерализм, но и другие политические идеологии нам не подходят" | 27.02.2014
    27 февраля 2014, 12:00
 

"Мы - никто, и надо стать кем-то"

Как быть антилибералу сегодня, если он не согласен ни с коммунизмом, ни с фашизмом, но в еще большей степени не согласен с этим доминирующим либерализмом?

Известный евразиец Александр Дугин разработал альтернативу традиционным политическим теориям - либерализму, социализму и фашизму. Геополитически она предполагает четырехполюсную модель мира - с американским, евроафриканским, тихоокеанским и евразийским поясами. Философски же это будет ликвидация модерна и его "боевого отряда" - либерализма. Острую необходимость в новом мышлении показала ситуация на Украине, которой Россия ничего не смогла предложить в плане идеологии... Этим темам вчера была посвящена дискуссия в пресс-центре РИА "Новости", на диспуте побывала и корреспондент "Бизнес Online".

Страны Европы, США, а также Россия начали ревизию ценностей, а ведущие философы и политологи задались вопросом, насколько традиционные политические мировоззрения и теории отвечают вызовам и потребностям современности. И уже предлагается четвертая политическая теория - философия, противостоящая либерализму и двум классическим тоталитарным идеологиям XX века - коммунизму и фашизму. Именно о ней накануне в пресс-центре РИА "Новости" рассуждали философы и политологи.

"Эта идеология направлена против либеральной доминации, но критика либерализма не сводится ни к одной из классических, антилиберальных тоже, но проигравших исторически политических идеологий нового времени", - объяснил известный евразиец и профессор МГУ Александр Дугин смысл четвертой политической теории, которую, собственно, сам и разработал. Он напомнил, что сегодня либеральная идеология доминирует в планетарном масштабе, но при этом вызывает массу критических отзывов. "Если мы критикуем либерализм, то что утверждаем в ответ, в противовес? - Задался вопросом философ. - Как быть антилибералу сегодня, если он не согласен ни с коммунизмом, ни с фашизмом, но в еще большей степени не согласен с этим доминирующим либерализмом? Вот ответ на это и пытается предложить четвертая политическая теория. Это предложение мыслить за пределами политического модерна".

По мнению Дугина, данный вопрос актуален для России и Европы. Он пояснил, что русским не подходит ни либерализм, ни социализм, ни фашизм: "Если мы хотим идеологически определить себя, русские, мы должны определить себя как представителей четвертой политической теории. В либералы не годимся, отвергаем либерализм, но и другие политические идеологии нам не подходят. Поэтому Россия - это страна, где четвертая политическая теория обречена, чтобы стать доминирующей". Если же в России не будет идеологии, ей будут управлять извне, предостерегает он. "Это вопрос нашей идентичности", - подчеркнул Дугин. Проблема в том, что Россия не может ничего противопоставить гегемонии США, поэтому четвертая политическая теория - это приглашение к разработке новой идеологии.

Эта же теория актуальна и для европейцев, полагает Дугин, так как, выступая против либерализма, они попадают в классическое противостояние правых и левых: "У людей нет выбора, нужны новые опции, новые предложения... Правые и левые в Европе уже ни о чем не говорят... Если люди хотят отвергнуть либерализм, то они отвергают его и в правой республиканской форме, и в левой социал-демократической. Тогда они оказываются где-то вне идеологии. Старые идеологии не работают, новые пока не созданы. Четвертая политическая теория - это предложение разработки нового мировоззрения, соответствующего мировоззрениям XXI века, по ту сторону правых и левых, по ту сторону политического модерна".

Александр Дугин: крушение "империи зла" и возвращение неуловимых мстителей

Консервативная мысль как основа Четвертой политической теории

Либералы - это секта фанатиков

Философ Ален де Бенуа, вышедший на связь по видеомосту из Парижа, считает, что предложенная Дугиным четвертая политическая теория - интересный путь. Бенуа напомнил, что либерализм, как самая старая теория, базировалась на экономической эффективности и на политическом доминировании, в частности США. При этом все из уже названных теорий базировались на каком-либо субъекте - будь то буржуазия или пролетариат. И все эти идеологии фактически появились в качестве ответа на общую конфигурацию в мире на момент их возникновения. "Сегодня мы размышляем о возможной четвертой теории. Надо попытаться определить, каков исторический субъект этой новой идеологии, и попытаться понять, какого типа ответы может предложить эта идеология на вопросы сегодняшнего мира", - пригласил он к размышлению.

В то же время, по мнению Бенуа, субъектами новой теории могут быть народы Земли, которым сегодня угрожает идеология одинаковости, полной идентичности, то есть идея о том, что все культуры должны стать идентичными, что ценности всех культур и традиции должны исчезнуть и уступить место единой модели - миру, в котором будет единое управление и доминирование самых сильных. "Соответственно, четвертая политическая теория должна утверждать необходимость уважения разнообразия культур и попытаться создать подлинно многополярный мир, противостоящий однополярному", - уверен философ.

Бенуа отметил, что Россия возродилась как великая держава, а это, в свою очередь, дает человечеству надежду на распространение новой идеологии, которая будет противостоять идеологии полного нивелирования.

Научный сотрудник социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Бовдунов, доказывая необходимость четвертой политической теории, обратился к ситуации на Украине, которая стала для России вызовом не только геополитическим, но и идеологическим, доказательством того, что стране нечего предложить. Пока на Украину транслировались красивые картинки либеральной европейской жизни, то есть хоть какого-то будущего, бьющего по эмоциям людей, Россия ограничилась какими-то экономическими вещами. Россия образ красивого будущего не транслировала потому, что он не был сформулирован, полагает эксперт: "Максимум, что делала Россия, - это чисто экономические сведения, только экономика, пренебрежение к идеям и идеологиям, либо оперирование какими-то остаточными моментами из прежней советской идеологии, причем моментами, какими-то обломками концепций, оторванными от исторического контекста и всего прежнего идеологического содержания".

Бовдунов подчеркнул, что концепты прошлого не работают для молодежи. В отличие от России, украинские националисты предложили как раз антилиберальный концепт на основе нацизма, многие положения которого разделяются не только правыми, но и в значительной степени левыми. "Это некий пример национал-большевистского синтеза, направленного геополитически строго против России", - охарактеризовал он этот концепт. Бовдунов уверен, что если Россия продолжит свою прежнюю политику, не уделяя внимания идеологической, философской , социально-политической составляющим и не предлагая свою антилиберальную повестку, то "будут создаваться точки, геополитически направленные против России".

Руководитель российского отделения Глобального революционного альянса Натэлла Сперанская рассказала о четырехполюсной модели мира дугинской теории, что качественно отличает ее от вариантов, предложенных западными философами. По ее словам, биполярная модель мира утратила свое значение после распада Советского Союза, тем более нет смысла говорить об однополярной модели с гегемонией США. "Сегодня мы вступаем в битву за кардинальные перемены правил самого политического дискурса. Сегодня мы должны осуществить задачу подрыва основных принципов западной гегемонии", - сказала она. Сперанская отметила, что даже западные стратеги поняли провал однополярного проекта, поэтому тоже заговорили про многополярность, хотя понимают под ней совершенно иную модель. "Четвертая политическая теория, подобно молоту разбивает, все теоретические построения наших западных оппонентов", - указала Сперанская.

Предложенная Дугиным теория предполагает четырехполюсную модель мира, разделенную на зоны: американский пояс с доминированием США, евроафрика с центром в ЕС, тихоокеанский пояс, центром которого могут стать Китай или Япония, и евразийский пояс с полюсом в России. Сперанская отметила, что западные теоретики исключают евразийский пояс, попросту вычеркивая его с карты мира. "Наличие четвертой евразийской зоны существенно отличает нашу позицию от позиции представителей атлантистской геополитики", - пояснила эксперт. Сперанская уверена, что многополярный мир может быть только квадриполярным, а трехполюсная модель мира "не создает многополярности, она находится в концепции все того же глобалистского дискурса".

"Единственно верным путем для России является следование четвертой политической теории, которая утверждает многополярную модель", - совершенно уверена она. В заключение Сперанская процитировала слова Дугина, который, описывая ситуацию на Украине, сказал, что происходит борьба однополярного мира, воплощенного американской гегемонией США, против России, воплощающей растущую волю к построению многополярного мира. Таким образом, важно отвоевать Украину и тем самым "нанести удар по нашему идеологическому врагу".

Старший научный сотрудник Института востоковедения Фасих Бадерхан поинтересовался у Дугина, на каких ценностях базируется четвертая политическая теория. Тот ответил, что она направлена на ликвидацию политического модерна и модерна как такового. "Ликвидация модерна означает обращение к тому, что было до него, и то, что может быть после него", - добавил он. Дугин пояснил, что в теории - два ориентира: традиция, то есть премодерн, куда попадает и ислам, и православие и другие формы премодернистского общества - ценности империи, религии. При этом существует понятие полицентричного, то есть не идеология одного и того же, а культурные народы как субъекты истории. "Предлагается диверсификация, плюрализм, иными словами - мусульманское общество для мусульман, православное - для православных, католическое, языческое, европейское общество - для европейцев, то есть каждый народ может идти, не только выбирая скорость, но и ориентацию. Это представление о плюральности времени, плюральности пространства, плюральности человека - все то, что кардинально отрицалось в модерне - человек был один, и судьба у него была одна, и время было линейное, и прогресс технологический для всех был один и так далее", - попытался объяснить Дугин суть своей четвертой политической теории. Он добавил, что субъект его теории - конкретно существующая реальность - дазайн (dasein), о котором в своем учении говорил Мартин Хайдеггер.

"Четвертая политическая теория предлагает перечеркнуть вообще модерн... Четвертая политическая теория предлагает принципиальную критику модерна, - продолжил Дугин. - Предлагается демонтировать модерн, взорвать его и ликвидировать вместе с либерализмом, который является его магистральным представлением сегодня, вместе с коммунизмом, который был критикой модерна внутри Модерна, и вместе с нацизмом, который был экстравагантным расистским фокусом, когда нация вдруг или раса стала субъектом истории, как еще одна конструкция на экзистенциальном пространстве".

Затем Дугини добавил, что понимать идею четвертой политической теории будут "люди нового начала", к кому она и обращена, а тем же, кто доживает свой век, не понять и лучше не пытаться. "Мы - никто и надо стать кем-то... Мы - мусор. Если что-то в нас еще есть, так это четвертая политическая теория, или ничего", - заключил он.

Материал подготовила Елена Колебакина


У нас правят бал олигархи. Это очень легко использовать против России

Последние события на Украине в прямом смысле являются вызовом России, но не только в геополитическом плане, но и в идеологическом, заявил в ходе пресс-конференции научный сотрудник социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Бовдунов, передает корреспондент "Накануне.ru".

"То, что произошло на Украине, - вызов для России, и не только геополитический, но и идеологический. Здесь важно понимать, как себя проявляла Россия еще до массовых беспорядков, когда Украине транслировались с Запада картинки о том, как хорошо в ЕС", - отметил Бовдунов.

Он рассказал, что пока Запад рассказывал украинскому народу о "прекрасном будущем", которое ждет страну в том случае, если она вступит в ассоциацию с ЕС, Россия ограничивалась сухими цифрами и экономическими терминами.

"Россия не могла показать позитивной образ, потому что у нас и не был он сформулирован. Максимум, что делали пророссийские силы - сообщали чисто экономические сведения, пренебрегая идеями и идеологией, или же аппелируя к оставшимся фрагментам советской идеологии, которые давно оторваны от идеологического контекста, например, памятники Ленину. Они оторваны от своего реального коммунистического, большевистского содержания, особенного первых лет. Поэтому они могут вызывать только ностальгические воспоминания, больше ничего", - отметил эксперт.

Бовдунов добавил, что этим и воспользовались украинские боевики, выбрав "систему, направленную против России".

"У нас очень много либерализма и в политике, и в экономике, но у нас правят балом олигархи. Это очень легко использовать против России не только либералам, но и другим силам", - пояснил эксперт.

С тем, что России нечего противопоставить пиару Запада, согласен и философ Александр Дугин.

"Нам противостоит альянс нацизма и западного либерализма, но в ответ мы противопоставляем памятники Ленину, но мы же не коммунисты. Поэтому мы не можем ничего противопоставить Западу, и в этом свете встает вопрос о четвертой политической теории, которая пока не более чем предложение к разработке новой альтернативной политической идеологии", - отмечает Дугин.

"Сейчас мы вступаем в битву за кардинальные перемены правил. Именно четвертая политическая теория очень важна сейчас, она, подобна идеологическому молоту, разбивает все европейские построения мира", - поддержала философа руководитель российского отделения Глобального революционного альянса Натэлла Сперанская.

Она пояснила, что суть четвертой теории заключается в создании многополярного мира из четырех зон влияния - США, под влиянием которых будут Канада и Южная Америка, Европа, под ее влияние попадает Африка, еще один центр - Япония или же Китай, и четвертая зона - евразийский пояс, где будет доминировать Россия. В состав этого пояса, согласно теории, войдут Турция, Иран, Пакистан и Индия.

"Мы выступаем за диалог цивилизации в квадриполярном мире. А события на Украине - попытка Запада помешать развитию этого сценария. В связи с этим сейчас Украина это управляющий фактор. Поэтому сегодня важно укрепить евразийский пояс, отвоевать Украину и дать отпор нашему врагу", - добавила Натэлла Сперанская.

В свою очередь, философ Ален де Бенуа отметил, что противостояние России и Запада - историческая борьба между континентальными и морскими силами.

"Море - это приливы и отливы, земля - это защита своих границ, это корни. Поэтому это борьба между жидким и твердым", - сказал философ. "Евразийский континент символизирует стабильность, вечность, и сейчас он борется за уважение к своей свободе, своим основам, такую борьбу мы видим и в Сирии, и на Украине", - заключил он.

Материал подготовила Мария Степанова


Если мы не хотим идеологию, то за нас будет кто-то управлять

Выступление Александра Дугина на пресс-конференции, посвященной Четвертой политической теории

Четвертая политическая теория - философия, противостоящая либерализму и одновременно противостоящая двум классическим тоталитарным идеологиям 20-го века - коммунизму и фашизму. Это идеология, которая направлена против либеральной доминации, но критика либерализма не сводится ни к одной из классических антилиберальных, проигравших исторически, политических идеологий нового времени.

Сегодня существует либеральная идеология, она доминирует в планетарном масштабе, и чем больше она доминирует, тем больше критики она вызывает. В связи с этим возникает вопрос: если мы критикуем либерализм, то что мы предлагаем взамен? Логично сказать, что мы выдвигаем против либерализма классическую коммунистическую теорию, которая изначально критиковала либерализм, но множество людей, которые также выступают против либерализма, несогласны с этим, они не являются коммунистами и не разделяют марксистские тезисы. Есть еще одна альтернатива либерализму - национализм и фашизм, очевидно, что большинство людей не подпишутся под этой позицией. Тогда как быть антилибералу сегодня, если он не согласен ни с коммунизмом, ни с фашизмом? Ответ на это пытается дать четвертая политическая теория. Это не готовая система и не догма, это приглашение думать за пределом классических идеологий модерна, искать альтернативу либерализма за пределами фашизма и коммунизма.

Сегодня этот вопрос абсолютно актуален для России и для Европы. Что касается России. Сегодня нам вполне могут задать вопрос: вы, русские, либералы или кто? Если мы либералы, то мы очень плохие либералы, потому что у нас гораздо больше отличий, чем сходств, с либерализмом. Что-то, конечно, у нас есть, но мы очень плохие либералы. И тогда к нам приезжают западные учителя и говорят о том, что сейчас научат, как быть либералами и как либерализм любить, свободный рынок, ВТО и т. д. Тогда мы зависимая держава со смешанным управлением. Но как только мы решаем, что мы не либералы, то нам говорят: все тогда понятно, вы сталинисты! Но мы-то явно сегодня не коммунисты, ни власть, ни народ. Тогда мы кто? Фашисты, получается? Во-первых, мы с ними воевали, во-вторых, мы явно не готовы признать себя русскими фашистами. Получается, что если мы хотим определить себя идеологически, то мы должны определить себя как представители четвертой политической теории. Россия - страна, где четвертая политическая теория обречена на то, чтобы стать доминирующей. Если же мы не хотим идеологию, то за нас будет просто кто-то управлять, исходя из той идеологии, которая есть в других странах. Поэтому для нас это вопрос нашей идентичности.

И когда мы сегодня говорим об Украине, на самом деле в украинской ситуации мы оказались с колоссальным дефицитом, если нам противостоит альянс украинского нацизма с мировым либерализмом, то в ответ этому мы противопоставляем защиту памятников Ленину, но мы не коммунисты, ни Россия, ни восток Украины. Нас называют тем, чем мы не являемся. И именно сейчас четвертая политическая теория, которая является антиатлантической, против гегемонии США, против нового мирового порядка, против единой либеральной мысли, которая навязывается всему миру. Но на сегодня это не более чем приглашение к разработке новой идеологической альтернативы.

Россия говорит сегодня о консерватизме, это верно, но это не идеология, это ориентация. Да, мы хотим традиционные ценности, это отлично, но какие именно ценности мы хотим сохранить и какие мы хотим восстановить? Четвертая политическая теория как раз и есть содержательное предложение того, чтобы задуматься над этим. Это не открытый проект, это процесс, который неизбежен.

То же самое для Европы, сегодня Запад, выступая против либерализма, на самом деле попадает в классическую модель - левые против правых, социалисты Франсуа Оланда или правые либералы Николя Саркози. Это не устраивает ни одного вменяемого француза, нужны новые предложения, нужно преодолеть противостояние между правыми и левыми. Старые идеологии уже не работают, а новые пока не созданы, поэтому четвертая политическая теория - предложение разработки нового мировоззрения, уже по ту сторону политического модерна.

Эта теория не технологична, она направлена на ликвидацию политического модерна и модерна как такого. Это обращение к тому, что было до и что будет после. У нас есть два ориентира - традиции, то есть премодерн и его ценности, сюда попадают и ислам, и православие, и другие формы домодернистской организации общества: ценности империи, религии, священного. При этом существует определенная преемственность деконструкционных технологий постмодерна, которые показывают, в чем модерн заканчивается, но это реконструкционный постмодерн, то есть когда мы разрушаем модерн и утверждаем нечто другое.

Эту идею трудно понять, потому что предполагается, что понимать ее будут новые люди, нового начала. Они останутся после тех чудовищных испытаний, которые мы проходим сейчас. Именно к ним обращена четвертая идеологическая теория. К тем, кто в идеологическом смысле доживают свой век, эта теория не обращена. Это не понять и можно даже не пытаться.

Александр Дугин





Архивы Евразии

27.02.2007 | Это русское слово – империя | Александр Дугин: "В нормальной стране русские жить не будут. Не смогут"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4755