Покуда сама концепция существует еще в черновике, из академических верхов исходят рецепты, как интерпретировать "спорные" моменты, оценивать личность и деяния тех же вождей и генсеков. Декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов, например, предлагает в интерпретации спорных событий исходить из текущих геополитических интересов России. Но, вот ведь незадача, они тоже меняются. Сегодня мы грыземся с Америкой, а завтра уходит Путин, и начинаем снова с ней якшаться. А концепция-то, по хорошему, должна приниматься пусть, конечно, не на века, но хотя бы лет на десять вперед...
Кажется, такой роскоши в условиях нынешней политической и социальной турбулентности мы еще не можем себе позволить.
В беседе с обозревателем "KM.ru" известный политолог, директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерий Коровин приветствовал как сам факт появления единой концепции преподавания истории, так и то, что ее авторы не побоялись отыскать "спорные моменты":
- История - это всегда интерпретация. Не существует какой-либо "непредвзятой" или "объективной" истории, потому что это всегда изложение произошедших событий кем-то, кто уже является субъектом со своей позицией и со своими оценками "по умолчанию".
Поэтому история пишется тогда, когда есть стратегическое парадигмальное представление о том, каков смысл существования государства, общества, научного сообщества как явления, которое является производным от общества и государства. И в этой связи, безусловно, нельзя никуда деться от интерпретаций и оценок. И эти интерпретации, в свою очередь, должны даваться исходя из общей стратегии и общей парадигмы развития государства. То есть нужно представлять, какие цели преследует государство, к чему оно стремится и какие идеологические модели являются приемлемыми и допустимыми, а какие - нет.
В период либеральных реформ 90-х годов Россия приняла, соответственно, либеральную парадигму развития, и история была чудовищным образом деформирована, переписана с точки зрения либеральных представлений. Учебники издавались на деньги Сороса и представляли собой совершенно извращенное, перевернутое видение того, что представляет собой Россия и каково ее место в общечеловеческой истории. Это была другая крайность, обратная той, что давали марксисты в советский период. С начала нулевых годов и на протяжении долгого времени Россия не имела четкого представления о том, куда она движется, продолжает ли реализовывать навязанные в 90-е либеральные эксперименты или встала наконец на путь выработки новых смыслов и стратегий. Поэтому история на этом этапе представляла собой продукт архиомодерна - некоего раздвоения, расщепления сознания общества, пребывавшего в шизофренической стадии непонимания того, какова его общая сущность и каковы его цели.
Но сегодня на наших глазах все более четко складываются общественные представления о России как о традиционалистской евразийской консервативной державе, которая имеет преемственность, проходящую как сквозь советский период, так и сквозь период романовской России, упирающуюся корнями в первые годы создания российской государственности. Все эти циклы теперь начинают учитываться, в отличие от либерального периода, который их отрицал. И исходя из этой исторической преемственности, примирения эпох, начинает складываться современная модель исторических интерпретаций, которая ложится в основу новых канонов образования в области истории.
Поэтому я совершенно согласен с представлением, что исторические оценки должны происходить не только с учетом преемственности исторических циклов, которые Россия уже пережила, но и закладывая и вбирая в себя грядущие циклы России, учитывая ее сегодняшние интересы и интересы, которые должны быть реализованы в будущем.
"KM.ru": Сам факт, что разработчики проекта концепции единого стандарта исторического образования выделили в отечественной истории свыше трех десятков спорных моментов, - это скорее позитивный сигнал или нет?
Валерий Коровин: Я как раз считаю, что выделение спорных моментов является совершенно позитивным сигналом, так как это однозначно говорит о том, что историческая наука сегодня признаёт наличие интерпретаций. Спорными эти моменты являются как раз по той причине, что в советский и либеральный периоды развития России они интерпретировались прямо противоположным образом. Отсюда и возник спор между различными парадигмами постулирования исторической действительности: это спор между марксистской и либеральной парадигмами оценки истории.
Так что рано или поздно мы должны были подойти к тому, чтобы поднять вопрос о спорных исторических моментах и, исходя из нынешних интерпретаций, из грядущих интересов России, дать им оценку, заложив новую парадигму исторической науки в целом.
Материал подготовил Виктор Мартынюк