Международное Евразийское Движение
СМИ о евразийстве | Различные СМИ | Третье заседание Изборского клуба | Валерий Коровин: "Евразийский дух должен стать своего рода подспорьем, идеологической опорой в настоящее время, и именно этот красно-белый синтез, национал-большевистский синтез должен вытеснить остатки либерального, идеологического, политического влияния в нашем обществе, которое все еще в тех или иных формах сохраняется с постельцинского периода" | 25.12.2012
    26 декабря 2012, 10:09
 

Разрушитель капитализма

Дать русский ответ на вызов Запада

Изборский клуб. Второе заседание

Третье заседание Изборского клуба

Россия вновь станет империей, опираясь на свою историю

Изборский клуб размышляет об исторической необходимости "красно-белого сближения"

В выходные прошло очередное заседание Изборского клуба в Ульяновске, где главной темой стало примирение красных и белых, снятие противоречия между XIX и XX веками. Формула примирения красных и белых в России выводится последние 20 лет на базе газеты "День", которая потом была преобразована в газету "Завтра", возглавляемую Александром Прохановым, и эти шаги по сближению двух исторических эпох осуществляются путем предоставления площадки для публикаций как одной, так и другой стороне.

Эта тема является последовательно реализуемой, перманентной и неслучайно в этой связи была рассмотрена членами Изборского клуба в ходе заседания, прошедшего 21-го и 22-го декабря в Ульяновске.

Задачей на данный момент является подведение итогов этой работы по сближению двух исторических периодов, красного и белого, и создание в конечном итоге документа, который бы зафиксировал проделанную работу и закрепил, констатировав и утвердив, эту историческую необходимость красно-белого сближения. А, возможно, и заложил основные базовые вехи для красно-белого синтеза.

На главном пленарном заседании прошло обсуждение путей преодоления метафизического разрыва красных и белых России, XIX и XX века. Эта тенденция по примирению стала общим местом как для интеллектуалов, так и политиков в последнее время, что наиболее ярко характеризовало включение этой темы в послание президента Путина, где он сказал, что страна имеет гораздо большую историю, нежели 20 лет, о чем не говорил его предшественник. И не опираясь на историю прошедших веков, мы не сможем выработать идентичность России будущего, это ключевой момент, который пытались донести интеллектуалы, патриоты последние два десятилетия.

Нужно базироваться именно на традиции, на консерватизме русского большинства, включающем в себя элементы красной эпохи, являющейся преемницей белой России, также имперской, но созданной на других основаниях - без такого переплетения этих двух эпох мы не сможем двинуться дальше. И, собственно, Ульяновск стал удобным местом для того, чтобы обсудить эту тему, так как именно Ульяновск дал нашей истории таких политических деятелей, как Керенский и Ленин, и таких культурных деятелей, как Гончаров. И вообще среди выходцев из Ульяновска очень много талантливых людей, сформировавших русскую историю, русскую культуру.

 

 

 

Архивы Евразии

25.12.2004 - "Евразийский федерализм" в современной России - Александр Дугин: "Евразийский федерализм есть наиболее последовательная форма федерализма, отражающая основные ценностные ориентиры, заложенные в этом понятии. Здесь речь идет о максимально возможной дифференциации субъектов федерации, о строгом сохранении и укреплении идентичности каждого органического коллектива, каждой укорененной общины"

В белой России все еще в значительной степени вес имели православные ценности, хотя и после раскола XVII века православие утратило свою доминирующую силу в обществе. Постепенно они уступали место модернизационным порывам элиты, власти, начиная с Петра - что выразилось наиболее вопиющим образом в позднеромановский период, когда элита вообще перестала говорить на русском языке и понимать русское большинство. Элита тогда представляла собой некий чужеродный элемент, но, тем не менее, имперская составляющая была бесспорной, и эта же имперская база легла в итоге в основу красной России, переварившей, взявшей с Запада чужеродные, ультрамарксистские модели в национальном ключе, что и вылилось в национал-большевистскую красную Россию Сталина, Россию имперскую и по своей сути уже не являющуюся с идеологической точки зрения исключительно марксисткой. Она была принесена в жертву перманентной мировой революции.

Таким образом, безусловным общим местом является и для красной и для белой эпохи представление о России как об империи, как о большом континентальном пространстве, в своем стратегическом единстве интегрировавшем все культурное языковое социальное, экономическое многообразие народов, этносов евразийского континента. Здесь мы, безусловно, переходим к представлению о России, как о евразийской державе, что было проявлено и в белый, и в красный период в той или иной степени.

Евразийство само по себе является мировоззрением, выстроенном на оценке как белого исторического периода, в первую очередь романовского, так и выстраивавшемся на глазах первых евразийцев начала 20-го века сталинской красной империи. И именно в евразийстве заложен этот синтез. Евразийцы Устрялов, Савицкий как раз делали акцент на том, что после некоторых трансформаций под воздействием русской истории такой оголтелый марксизм большевиков первой волны постепенно преобразовался в национал-большевизм сталинского типа, который интегрировал в себя все национальные моменты русской истории. То есть он перестал быть чужеродным, каким был марксизм, а сталинский национал-большевизм воссоздал империю в прежних границах и двинулся дальше, перейдя границы романовской империи в своем влиянии. И вот именно этот национально-ориентированный фактор постленинской империи заставил говорить национал-большевиков и евразийцев того периода о преемственности империи.

Евразийство было вплетено в ткань красной империи, имея свои корни в империи белой. Это отмечали и народники, которые не всегда однозначно воспринимали действия ранних первых большевиков, но позже интегрировавшиеся в большевистскую партию. Это касается и кадетов, и эсеров, и левых меньшевиков; и крестьянство именно при Сталине обрело влияние и значение, несмотря на то, что противники красного периода акцентируют внимание лишь на том, что крестьянство было включено в процесс коллективизации.

Сталиным был полностью реабилитирован русский народ, при Сталине перестали называть его народом-виновником, поработителем малых народов. И именно Сталин заложил основы возрождения православия: впервые за 300 лет, в 1943 году, в России было восстановлено патриаршество, отмененное Петром I и замененное на Синод, который руководил церковью. И именно при Сталине икона Казанской Божьей Матери была провезена на самолете вокруг Москвы, перед решающей битвой за Москву, и именно Сталин восстановил и семинарии, уничтоженные большевиками-троцкистами, представителями старой ленинской гвардии.

Еще одним важным моментом является то, что и белая Россия романовская, и красная Россия сталинская были ориентированы строго, категорически и сугубо в антизападном ключе, и это то, что подчеркивали евразийцы и национал-большевики. Это тотальное отрицание Запада, любого его влияния и любых элементов Запада в нашем обществе, но при этом национал-большевики подчеркивали необходимость интеграции в русскую цивилизацию культурно-цивилизационных аспектов Европы, европейской традиции, лучших героических страниц европейской истории, взятых в качестве поведенческих эталонов. Все, что касается традиции народов Европы, евразийцами предлагалось включить в русский культурно-цивилизационный тип, но при этом отбросив западное высокомерие, свойственное западным, в том числе европейским элитам периода пост-французской революции и выразившееся в создании буржуазного общества торговцев, финансистов, противостоявшего в Европе обществу героев. Таким образом, Европа отрицалась евразийцами довольно критически, дифференцированно, выделялись героические стороны и страницы европейской истории, но полностью вычеркивались и вымарывались буржуазные, либеральные тенденции, которые начали агрессивно навязываться европейскими политиками с момента доминирования нового времени буржуазной французской революции, торжества либерализма, начавшего свое триумфальное шествие по Европе.

Другого Запада мы с тех пор не видим. Поэтому как раз отрицание буржуазного, либерального Запада являлось общим местом и белой романовской России, и красной сталинской, и сегодня это ложится в основу новой евразийской России.

Дух евразийства, свойственный и белой и красной России, сегодня подхвачен, и Россия вновь встает на путь восстановления евразийского большого пространства и все более волевым образом настаивает на этом. Евразийский дух должен стать своего рода подспорьем, идеологической опорой в настоящее время, и именно этот красно-белый синтез, национал-большевистский синтез должен вытеснить остатки либерального, идеологического, политического влияния в нашем обществе, которое все еще в тех или иных формах сохраняется с постельцинского периода. И для того, чтобы полноценно отвечать либералам, Путин должен опереться на четко проработанную, обусловленную нашей историей идеологическую модель, которой вполне может быть модель национал-большевизма, скорректированная с учетом современных реалий.

Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин

 

Нам нечего стыдиться своей истории. В том числе и истории СССР

Изборский клуб призвал "красных" и "белых" к историческому согласию

В Изборске когда-то правил сын Гостомысла Словен, а потом он достался во владение его племяннику Трувору - брату Рюрика. Уроженцем Ульяновска (тогда - Симбирска) был воспевший Российскую империю и Российское государство Карамзин, выходцем из него - последний министр внутренних дел империи Протопопов, безуспешно пытавшийся подавить Февральскую революцию, а кроме того - Керенский и Ленин.

Сходство этих двух городов в том, что оба они являются своеобразными символами перехода, то есть окончания старой эпохи и наступления новой.

Изборский клуб учредился в первом городе, а призвал к согласию "красных" и "белых", а также к признанию ценности СССР как символа высшего успеха России и единству истории - во втором. Есть логика.

Намерение мириться "красных" и "белых" болезненно восприняли "черные" - то есть националисты, которые больше любят себя, объявляя себя "русскими", чем собственно Россию, которую они готовы разделить на части с теми, кого русскими не признают. Но в самом клубе таких не было.

Не все "белые" оказались готовы к такому разговору. Не все готовые к примирению и к обсуждению темы видели, как можно помириться. Но при этом все понимали, что на сегодня объединяющего в политике больше, чем разделяющего в истории. Кто-то из них соглашался мириться и даже простить "красных", если те покаются в своей вине и примут православие, и даже готовы были принять в качестве культовой фигуры Сталина. Но при этом пытались обвинять в преступлениях Ленина, хотя, строго говоря, именно он освободил церковь от государственного подчинения и гарантировал обладание объектами, необходимыми для осуществления служб. Кто-то все-таки пытался осуществить синтез и признать большевизм в варианте "национал-большевизма", при отречении "красных" от Маркса, марксизма и интернационализма, но согласившись на признание роли Ленина.

Третья позиция все же оказалась наиболее конструктивной. "Платформа Трех" (Черняховский, Шевченко, Дугин) заключалась в том, что вообще лучше говорить не о синтезе идеологических постулатов, а о политическом союзе вокруг актуальных задач и целей. Каждый сохраняет при этом свои идеологические и ценностные пристрастия, но при этом все признают:

- что рыночная идеология и рыночная организация экономики исчерпали себя;

- что для возрождения экономики России нужно активное участие государства в экономике и необходимо само сильное государство, выражающее интересы большинства граждан и социально ответственное перед ними;

- что России необходим технологический производственный прорыв, создание производства новой, информационной эпохи, в котором наука превращается в непосредственную производительную силу, а человек освобождается от роли придатка организационной и производственной машины и становится над ней как организатор и контролер;

- что такой прорыв невозможно осуществить на рыночных началах: принятие их в современных условиях неизбежно будет ставить Россию в полуколониальное подчиненное положение по отношению к остальному миру.

Россия должна восстановить свою территориальную целостность в границах как минимум 1985 года, то есть должны быть выполнены решения Заключительного акта Хельсинкского совещания о неприкосновенности границ. России должны быть также возвращены зоны ее ответственности, определенные Потсдамской конференцией 1945 года. Мировое сообщество должно компенсировать России потери, понесенные ею за время после осуществленных ей в конце 1980-х годов односторонних экономических и политических уступок. Принцип национального суверенитета провозглашается первичным по отношению к любым международным актам международных организаций.

Соответственно, утверждается принцип, гласящий, что в первую очередь согласие нужно искать в целях и в будущем, а не в прошлом. Говорить нужно не о том, что разделяет, а о том, что объединяет.

Это означает, что необходимо:

- взаимно отказаться от мести за прошлое;

- отказаться от преследований и осуждений;

- отказаться от попыток разжигать противостояние и создавать нетерпимую обстановку друг для друга;

- признать за каждым из пошедших на согласие право на свою ничем не стесненную деятельность и на открытое изложение своих взглядов, но без попытки разжигать нетерпимость к враждебной стороне.

То есть предлагается создать своего рода "союз во имя прогресса", предполагающий сохранение исторической памяти и разнообразия в прошлом.

В целом эти позиции не вызвали принципиального возражения у других участников, которые согласились взять за основу предложенные постулаты согласия в самой системе отношений, в определенной технологии и процедуре "окончания гражданской войны":

- уважение взглядов сторон и мотивов действия представителей каждого из лагерей во время ее протекания;

- перенос споров об их исторической правоте из политико-публицистической в историко-академическую сферу;

- отказ от рассмотрения как досоветского, так и советского периода в качестве некой "черной дыры истории";

- создание (что в значительной степени было сделано уже в советский период) общего героико-мифологического пантеона;

- оказание исторических почестей представителям досоветской России не может сопутствовать умалению почестей деятелям советского периода;

- принятие в качестве общего правила толерантности уважительности в дискуссиях представителей обеих традиций;

- взаимный отказ от нагнетания уничижительности и ненависти в отношениях сторон;

- отказ от переименований географических, транспортных и культурных объектов; в особых случаях, с объектами особого исторического значения - равноправное использование двойного наименования;

- равная представленность идеологий и сакрализованных подходов сторон в публичных мероприятиях и учебном процессе;

- признание равноправия идеологических традиций.

И если первый день работы ульяновской сессии Изборского клуба был днем достаточно жестких споров, а иногда и демонстративно-ритуальных действий, то второй стал днем принятия единой позиции по вопросу о создании Музея СССР как выраженного демонстративного действия, как образа будущего восстановления позиций России в мире, ее экономики и евразийской интеграции.

Империи не умирают, и сам Советский Союз, собравший территории расколотой страны, в этом отношении был назван символом восстановления, равно как и символом достигнутого в его период высшего могущества и мирового влияния России.

И члены Клуба, и губернатор Ульяновской области приняли обращение к президенту РФ с предложением о создании музейного кластера, посвященного СССР и ряду связанных с его успехами отраслей - от музея истории образования до музея истории авиации.

При этом особо выделялся актуализированный сегодня запрос на позитивную историю. Если страна и народ существуют и, несмотря ни на что, являются далеко не последними в мире страной и народом - значит, их история все же была успешной. И через какие бы трагедии и трудности ни проходили страна и народ, они, так или иначе, всегда их преодолевали. И значит, у них есть основания для гордости.

То есть история должна быть предметом позитивной самоидентификации. И история СССР должна быть признана одним из наиболее ценностно значимых и успешных периодов отечественной истории. Это не означает, что она должна быть сведена к официально-пропагандистскому рекламному изложению, и нелепо было бы не обращать внимания на ошибки, сложности и трагедии этого периода. Только говоря о них, нужно говорить правду, показывая и удельный вес поражений на фоне веса побед, и масштаб трагического на фоне масштаба героического. И если за период с 1921 по 1953 годы от политических репрессий пострадали (кто-то - заслуженно, кто-то - незаслуженно) около 4 млн человек - не нужно молчать о том, что это было, но нужно честно говорить, что их удельный все составлял менее 2% от численности населения страны.

Не нужно молчать о том, что были пострадавшие невинно, но не нужно молчать и о том, что пострадавших за свою реальную вину было больше. Правда - так правда. И музей СССР должен быть музеем Правды, которая прежде всего состоит в том, что СССР был самым великим из государств в истории человечества. Государством, которое не "потерпело крах", а было разрушено. И еще предстоит сказать, кем и как.

Но главная правда, по мнению и "белых", и "красных", собравшихся на родине создателя СССР, все-таки в том, что народу и стране нечего стыдиться истории СССР, который является для них в первую очередь предметом гордости. И день образования СССР, 30 декабря, должен быть признан памятным праздничным днем современной России.

Великие государства возникают там, где на них есть запрос. И раз запрос есть - они возвращаются.

День образования СССР, 30 декабря, должен стать праздником и в современной России.

Если страна и народ, несмотря ни на что, существуют - значит, их история была успешной.

Сергей Черняховский

 

Примирение эпох. Очерки заседания Изборского клуба в Ульяновске

День 21 декабря многими ожидался как конец света. Но только не в Ульяновске (старом Симбирске). Морозным солнечным утром здесь прошло первое пленарное Изборского клуба, известного многим как сообщество интеллектуалов, приверженцев консервативной идеологии, борцов с засильем либерализма и западничества в русской политической действительности.

Тема и место проведения выездного заседания Клуба было выбрано не случайно. В повестке дня стоял вопрос поиска путей преодоления метафизического разрыва эпох - имперской России, страны советов и современной Российской Федерации. Единая историческая нить, связующая эти столь разные временные интервалы, оказалась разорванной: разные оценки, интерпретации, штампы и клише, отсутствие органической совместимости и логики повествования. Все это создавало и создает реальную проблему расчлененности нашей истории, поляризации взглядов и оценок, отсутствия основ и обоснований настоящего в прошлом.

Ульяновск же, как город, явивший миру фигуру вселенского масштаба, перевернувшую царскую Россию и построившую на ее обломках СССР, Владимира Ленина, оказался как раз тем уникальным местом, где данное противоречие эпох, исторический разрыв должен был быть преодолен, где должны были бы подысканы интеллектуальные основы и схемы "сшивки" времен. И если Изборск, давший название Клубу, призван был отображать время начала Руси, то город служивых дворян Симбирск, а впоследствии родина Ленина Ульяновск выражал скорее времена слома империи Романовых и построения новой империи социалистических республик

День первый. Примирить красных и белых

Открывая заседание Клуба, его председатель, известный публицист и общественный деятель Александр Проханов ясно и однозначно определил миссию возглавляемого им сообщества единомышленников - "Наша задача выработать идеологический концепт, по которому могло бы развиваться наше государство". По словам Проханова, в настоящее время мы лишены вектора собственного развития, матрицы смыслов и ценностей. Господствующая в идейной и политической жизни идеология либерализма оторвана от наших исторических корней и нашего органического начала. И не в последнюю очередь причина такового положения дел - неразрешенный конфликт красной и белой эпохи, разрыв времен.

Белая эпоха - самодержавная и православная империя, красная - советская, включающая в качестве центрального места сталинский проект возрождения этой самой же империи, но на другой идеологической основе. Но между ними, по словам Проханова, не такая уж глубокая пропасть, у них единые начала. Не прав, тот, кто видит в советской эпохе время бездуховности, отсутствие "великих идей и идеалов". Построение справедливого общества - это ли не великий проект "царства Божия на земле".

Самый трагический и мистический период советской истории - Великая Отечественная война, война, ставшая священной … а значит и победа в ней священна, и ее герои, причастны к святости. Они, пожертвовавшие жизни ради жизни других, ради своего Отечества, ради спасения - не причастны ли жертве Христа?

В конце своего выступления, Проханов привел замечательный образ, подсказанный ему одним священником - образ будущего символа, памятника примирению этих двух исторических эпох: центральная фигура женщины (девы, матери, Богородицы) и преклонившие перед ней колени двух бойцов, одного в белогвардейской форме, а второго в кителе красноармейца.

Поддержавший Проханова выступавший сразу после него владыка Иннокентий особо подчеркнул, что примирение и покаяние - одна из центральных тем церковного предания, церковной жизни. "Эта тема к небу вопиет, без осознания вины, без покаяния - невозможно и примирение, если мы понимаем, что наша совесть спит, значит, она уже просыпается", отметил священнослужитель.

Следующим слово взял профессор МГУ Александр Дугин. "История - это не набор последовательно происходящих фактов, история - это их интерпретация", отметил он. История - наука гуманитарная, она "пишется" из представлений человека, его мировоззренческих и ценностных установок. Потому, нет никакой единой истории - есть борьба интерпретаций, борьба мифов. И мы должны бороться именно за свою версию, за свою историю. Сейчас, по мнению профессора, в обществе господствует навязанные либеральными силами интерпретации нашей отечественной истории как набора недоразумений, сменяющихся друг друга "темных веков" дикости и варварства. Наше государство представляется как архаичное, которое нужно насильственно модернизировать и подтянуть к западным идеалам и лекалам.

В свою очередь "западные идеалы", признаки цивилизованного и современного общества сейчас далеко не бесспорны и однозначны. И здесь Дугин приводит в качестве примера мнение одного депутата Европарламента, считающего, что степень цивилизованности общества проявляется в его терпимости к гей-парадам. "Этого ли мы хотим, к этому ли мы стремимся", отмечает Дугин, подчеркивая, что такая парадигма зачастую является господствующей и транслируется нашем молодому поколению и детям.

Приводя образное сравнение Гуссерля истории - как музыки, где общее звучание и каждую ноту модно понять только в связи с предшествующей ей и следующей, Дугин отмечает, что мы имеем сейчас какофонию, возникшую от указанного выше разрыва нашей исторической действительности.

Как нам понимать, как интерпретировать советскую эпоху, задается вопросом Дугин. И в качестве аналогии вспоминает Вебера - если западный капитализм есть порождение протестантизма, его этики, то русский коммунизм и социализм - есть не что иное, как продукт исторического развития православия, в его поисках гармонии и вселенской справедливости, построения рая на земле, здесь и сейчас.

Советскую и предшествующую ее царскую Россию объединяет намного больше, чем кажется на первый взгляд. И главное здесь - неприятие либеральных начал, отрицание примата частного, над общим, господства индивидуализма над соборностью. В этом Дугин видит единство нашей истории. "Русский - это тот, кто любит, кто жертвует", подводит итог своему выступлению Дугин.

Известный тележурналист и публицист Максим Шевченко, в первых словах своего выступления отмечает символичность выбора места и темы заседания Клуба. "Мы - нация поэтов, для нас метафора - это главное. Весьма знаменательно, что именно Симбирск - Ульяновск - это то место, где вновь начинаются разговоры о будущем России, о путях ее преображения", отмечает журналист.

Подчеркивая актуальность темы и роль Изборского клуба в ее развитии и разрешении, Максим Шевченко указывает на то, что мы не первые, кто делает попытку найти органическую связь времен и смысл происходящих в первой середине прошлого века в России событий (веховцы, Николай Устрялов и др.).

Мир и действительность мы понимаем через человеческое. Ведь не даром человек - наместник Бога на земле. Первый человек - Адам, был наделен правом дать имена всем вещам и животным, нет человека - нет мира, нет истории. "Если нет Гамлета - то и история не нужна", образно подмечает Шевченко.

Русская революция, по его мнению, не случайное событие. Это результат проявления и усилий органических сил нашей страны и тогдашнего общества. Романовская империя была создана по западным, петровским лекалам и в сущности своей входила в противоречие с началами жизни евразийских народов, ее населявших. Отсюда и бунты, целый бунтарский век. Клятва, данная Романовым на Земском соборе его избравшем, была нарушена. Элита страны стала чужой для страны, она говорила на чужом языке, жила идеалами и ценностями, далекими от своей страны. И это не могло кончится ничем иным, как бунтом и взрывом.

Чтобы не допустить ошибок прошлого, нужно перестать стесняться быть тем, чем ты являешься на самом деле… "быть русскими татарами, чувашами, кавказцами - важно просто быть самим собой!", отметил Максим Шевченко.

В развитие поднятой темы выступали и многие другие члены Клуба. Генерал-полковник Леонид Ивашов, обращаясь к присутствующей в зале молодежи, заметил, что именно им предстоит полностью осознать и написать историю русской революции. Чем она являлась - бунтом и военным переворотом, или исторической революцией, какова роль в этих событиях представителей определенных национальных меньшинств, заполонивших впоследствии все верховные органы революционного красного управления.

Директор Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин весьма удачно описал в своем кратком выступлении эволюцию идейных противников изборцев - либералов, прошедших путь от защиты свободы всех и каждого, к защите своей личной свободы и личной собственности, отступивших от идеалов равной конкуренции к управляемым монополиям транснационального бизнеса и пр.

Эмоциональным и образным получилось выступление православного священника и по совместительству ученого и преподавателя экономики Александра Меняйло. Он отметил важность духовно-нравственного начала в сфере хозяйственного, в сфере экономики. Бездушный и лишенный моральных ценностей и Бога капитализм плодит лишь конкурентов и врагов…

День второй. Ульяновск - как столица евразийского союза. Музей СССР - как проект примирения эпох

Второй день работы Изборского клуба имел уже более практическую направленность. Настало время "ответного слова" и самого региона, принявшего гостей.

Открылся день с круглого стола, объединившего экспертов клуба и региональных представителей культуры (краеведов, руководителей культурных учреждений и др.) во главе с министром искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяной Мурдасовой.

Темой диалога стал поиск путей сосуществования и взаимодополнения культуры и идеологии.

Ульяновская область, по словам Татьяны Мурдасовой, один из немногих регионов, где культурная политика приобрела свою особую цель и миссию - воспитание нравственных начал и любви к родному краю, пропаганде общечеловеческих ценностей, привитие культурных кодов.

Фамилии известных земляков - Карамзина, Гончарова, Пластова - стали для региона не просто "священным, но мертвым грузом", но являют собой магистральные пути и основные направления крупных и ярких культурных мероприятий и событий, теми культурно-историческими "маяками" и символами, благодаря которым регион и его население ищет свою идентичность, свою особенность и уникальность.

На повестке дня региона вопрос нового раскрытия темы Ленина и советской эпохи в целом. Материальным выражением этого проекта призван стать Музей СССР в городе Ульяновске.

"Честь вам и хвала, что бьетесь за культуру", так начал свое ответное слово профессор Дугин. По его словам, нам необходим некий культурный крестовый поход против главной угрозы нашего времени - общества победившего Хама. Под этим емким образом Дугин понимает господствующие в современном обществе либеральные установки, где во главу угла ставится индивидуальное и частное, сиюминутная выгода, личная победа за счет остальных. Мы обязаны это преодолеть.

В качестве одного из механизмов исправления ситуации Дугин видит активность на местах, самоорганизация неравнодушных людей в специальные объединения (комитеты), призванные нести в массы альтернативные точки зрения, установки, ценности - своего рода новое "хождение в народ" в целях его просвещения.

Поддерживая позицию своего коллеги, Проханов в свою очередь приводит еще более жесткие эпитеты и сравнения - "наше общество уродливо", отмечает он, мелкие ценности, мелкие устремления. При том, что в изначальном мы имели совершенно другие культурные коды, наши предки жаждали жить в справедливом обществе, построить рай на земле, сделать рывок к бесконечному, к высшему идеалу.

Другой член Клуба - директор центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, вспоминает слова Достоевского о русском человеке - как всечеловеке, ответственном за все человечество в целом. Мы потеряли это ощущения себя, скатились к жажде личного благополучия, быстрой и не обременительной наживы.

Подводя краткий итог состоявшего обмена мнений, политолог и эксперт Дмитрий Ежов еще раз подчеркивает изначальную задачу состоявшегося круглого стола. "Мы хотели выстроить мост между федеральными идеологами и региональными экспертами и деятелями культуры и власти. Необходим взаимообмен и помощь друг другу", - отмечает он.

Откликаясь на этот посыл, гости и хозяева договариваются о подписании протокола о намерениях и сотрудничестве. Изборский клуб готов выступить экспертной площадкой и мозговым центром по выработке и оценке региональных проектов культурного развития, соответствующих программ и концепций.

Последним в программе мероприятий Изборского клуба на ульяновской земле стал круглый стол (в режиме мозгового штурма), призванный начертать общие подходы к созданию на территории Ульяновской области Музея советской эпохи (Музея СССР).

Общую задачу четко формулирует в своем выступлении перед членами Изборского клуба Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: "Мы хотим, чтобы наши жители гордились местом, где они родились и живут", подчеркивает Морозов. Наш город дал стране Ленина, сделавшего как много великого и позитивного, так и много спорного…настало время собирать камни, давать объективную и непредвзятую оценку прошедшей советской эпохе.

Ульяновская область научилась привлекать инвестиции - как залог будущего экономического благополучия, теперь - на повестке дня, по словам Губернатора, возрождать самосознание, чувство общности и величия родного края у его жителей. Для этого уже многое сделано - здесь и герб губернии (символизирующей корону, поддерживаемую колонной) и девиз региона (опора души и державы) и символ области - солнечный орел.

Взявший слово профессор Дугин особо подчеркивает, что идея создания Музея СССР уникальна и своего рода гениальна. Делится Дугин и сформулированным им концептом этого объекта. Исходя из представления, что любая история - это не набор фактов, а набор мифов, Дугин выделяет два полярных мифа-представления об ушедшей эпохе, своего рода рай и ад, черное и белое, внешнее и внутреннее. Выявляя четкую периодизацию тех времен (период Ленина - революция и создание СССР, затем сталинский проект построения новой империи и брежневский этап застоя и упадка ) Дугин предлагает разбить экспозицию этих периодов на две равновесные части (верхнюю и нижнюю). Верхняя показывает все то позитивное, что было в это время, демонстрирует достижения, победы, успехи советской эпохи, нижняя же, по сути, показывает изнанку и "цену" этих побед в виде жертв, разрушений, ГУЛАГов, притеснений свобод и т.п. Таким приемом достигается цельность понимания и оценки, достигается баланс и компромисс между полярными оценками и интерпретациями.

Заканчивая свое выступление, Дугин, останавливается и на другой возможной исторической роли Ульяновской области - стать своеобразным центром образующегося Евразийского союза. "Вы могли бы стать местом проведения основных мероприятий союза, через Ульяновск федеральная власть могла бы мягко транслировать общеобъединяющие призывы своим внешнеполитическим партнерам", подчеркнул Александр Дугин.

Заключительным аккордом заседания Изборского клуба стало утверждение итогового документа - обращения Клуба и руководства Ульяновской области на имя Президента РФ В.В. Путина с предложением поддержать идею проекта создания Музея СССР в Ульяновске как составляющего элемента празднования 100-летия со дня образования СССР в 2022 году. Члены Изборского клуба в своем обращении особо обратили внимание глав государства, что реализация указанного проекта послужит достижению общественного согласия по вопросу оценки предшествующего этапа развития нашего государства, заложит основы преемственности и стабильности в оценках нашего прошлого и настоящего, залогом устойчивого движения вперед.

Поводя итог, можно с уверенностью отметить, что второе крупное заседание Изборского клуба явилось первым успешным примером практической реализации и воплощения идей и концепций, легших в основу создания этого уникального сообщества. Клуб не стал "сборищем мыслителей, не выходящих за пределы Садового кольца", а продемонстрировал готовность и способность включаться в жизнь российских регионов, выстраивать смыслы, реализующиеся "на земле", в реальной действительности. Сила России - в ее регионах. И Изборский клуб - на правильном пути.

Александр Кошелев

 

Музею СССР в Ульяновске быть к 2022 году

Обсуждению проекта был посвящен круглый стол "Музей СССР как символ интеграции постсоветского пространства"

Идея создания в Ульяновске музея СССР получила поддержку на третьем заседании Изборского клуба, которое состоялось 21 и 22 декабря в Ульяновске, на территории Ленинского мемориала, где и планируется развернуть грандиозную экспозицию.

Заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ Александр Дугин оценил идею создания музея СССР как идеальную:

- Мы сейчас никак не осмысляем нашу советскую историю: для одних всё было прекрасно, для других - ужасно. Создание единственного Музея СССР - это то, что необходимо не только Ульяновску, но и стране".

Дугин представил свою концепцию Музея СССР как разделение экспозиции на три этапа: ленинский, сталинский и брежневский.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отметил, что Музей СССР в Ульяновске может "стать новым идеологическим символом, способным примирить эпохи и стать площадкой культурно-идеологической интеграции на постсоветском пространстве". А приблизительной датой, когда идея начнет обретать форму, назначено 30 декабря 2022, на которое приходится 100-летие с момента создания самого Союза социалистических республик.

Документ о создании рабочей группы по подготовке к 100-летию основания СССР уже подготовлен. Обращение к Президенту РФ Владимиру Путину, в котором содержится ряд конкретных предложений (включение 30 декабря в число памятных дат России, создание на уровне правительства РФ рабочей группы по подготовке к 100-летию образования СССР, создание в Ульяновске площадки федерального уровня, на которой будут проходить основные юбилейные мероприятия) подписано губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым и главным редактором газеты "Завтра", председателем Изборского клуба Александром Прохановым.

Напомним, что первым об идее разместить на территории Ленинского мемориала музей СССР объявил знаменитый политтехнолог Марат Гельман. Потом она интенсивно развивалась в рамках всероссийского конкурса на кресло министра культуры в правительстве Ульяновской области (конкурсанты отрабатывали этот проект). В настоящий момент Музей СССР позиционируют как "фишку" для привлечения на территорию региона туристов. Но до последнего времени были непонятны источники финансирования проекта, на реализацию которого потребуется не менее 2 млрд. рублей.

Татьяна Захарычева

 

Музей СССР в Ульяновске планируют открыть к 100-летию Советского Союза

В Ульяновске прошло третье заседание Изборского клуба - собрание основных идеологов и мыслителей консервативного направления. В течение двух дней - 21 и 22 декабря - они обсудили дальнейшие пути национального примирения, возможности развития области как пилотного региона российского консерватизма и, в том числе, формат и содержание создающегося Музея СССР.

Последнему был посвящён отдельный круглый стол "Музей СССР как символ интеграции постсоветского пространства".

"Музей СССР - это гениальная идея. Такого нет, - подчеркнул заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ Александр Дугин. - Мы сейчас, действительно, никак не осмысляем нашу советскую историю. Есть штампы: для одних всё было прекрасно, для других - ужасно. Создание единственного Музея СССР - это то, что необходимо не только Ульяновску, но и стране".

Дугин представил свою концепцию Музея СССР как разделение экспозиции на три этапа: ленинский, сталинский и брежневский. Каждый из этапов, в свою очередь, делится на два этажа: на верхнем этаже - позитивный миф об СССР, на нижнем - противоположный, где показана тёмная сторона Советская союза. "Сверху - рай, снизу - ад", - пояснил Александр Дугин.

По словам губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, Музей СССР в Ульяновске может стать новым идеологическим символом, способным примирить эпохи и стать площадкой культурно-идеологической интеграции на постсоветском пространстве. "Хорошим рубежом для процессов, которые будут формироваться вокруг создания Музея СССР, является 100-летие с момента создания Союза - 30 декабря 2022 года. Мы говорим о масштабном проекте и поэтому должны закладывать соответствующие сроки. Уже сейчас можно начать подготовку к этой дате и создать на федеральном уровне оргкомитет по подготовке и празднованию 100-летия образования Союза. Частью этой подготовки и должна стать комплексная работа по созданию Музея СССР в Ульяновске", - сообщил Сергей Морозов.

Подобный документ о создании рабочей группы по подготовке к 100-летнему юбилею основания СССР уже подготовлен. Обращение к Президенту РФ Владимиру Путину подписано губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым и главным редактором газеты "Завтра", председателем Изборского клуба Александром Прохановым.

В обращении содержится ряд конкретных предложений. Во-первых, включение 30 декабря (день утверждения договора о создании СССР на I съезде Советов) в число памятных дат России. Во-вторых, создание на уровне правительства РФ рабочей группы по подготовке к 100-летию образования СССР. И, в-третьих, предлагается включить Ульяновск - музей СССР - в число площадок федерального уровня, на которых будут проходить основные юбилейные мероприятия.

"Именно Музей СССР на базе Ленинского мемориального центра может стать важной отправной точкой и символом общего стремления к евразийскому объединению. В настоящее время идёт серьёзное обсуждение концепции этого будущего музейного комплекса федерального значения. Обратим ваше внимание, что мемориальный центр в Ульяновске остаётся одним из немногих в России хранителем и позитарием фондов, связанных с ленинской тематикой. Когда-то Мемцентр создавали 15 республик. Время снова протянуть друг другу руку", - написано в обращении.

Ольга Турковская

 

Центр города хотят отдать под музей СССР

Идея музея СССР в Ульяновске приобретает все более ясные очертания. На данный момент обсуждается его создание в качестве ядра целого креативного кластера, который через десять лет привлечет в наш регион миллионы туристов, еще раньше окупит вложения и будет давать прибыль. Вокруг музея СССР хотят развивать туристическую инфраструктуру с гостиницами, тематическими ресторанами, другими музеями и институтом по изучению СССР, а самому музею - придать общенациональный статус.

Эти и другие темы обсуждались в Ульяновске на круглых столах, прошедших в рамках Изборского клуба.

На круглом столе "Музей СССР как креативный кластер" завлабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Николай Никишин рассказал, каким образом можно реализовать проект музея СССР с применением кластерного подхода. Так, чтобы даже на этапе его создания область уже начала возвращать инвестиции и получать туристов. Напомним, кластерный подход взяли за основу поддержки творческих индустрий в Ульяновской области.

Согласно предварительному проекту, музей СССР станет ядром более масштабного проекта - кластера культурного туризма и креативных индустрий.

Он включит множество объектов: от музеев до туристической инфраструктуры, гостиниц, транспорта, ресторанов, парков и кафе. Кластеру должен быть присущ выбор, подчеркнул эксперт. Важно, чтобы у нас было много объектов и люди приезжали не на 2-3 часа, а на несколько дней. Чтобы были не только музеи, но и другие виды отдыха, развлечений и т. д.

В этом отношении у города огромный потенциал, так как у нас имеются богатые культурные и природные ресурсы. Но, отметил эксперт, не стоит забывать, что Ульяновск - не только родина Ленина, но и, к примеру, историографа Николая Карамзина. Поэтому при создании кластера важен сбалансированный подход, чтобы не было перекоса в сторону музея СССР.

Никишин очертил границы кластера, отметив, впрочем, что на карте можно представить лишь ядро, а кластер может выходить за обозначенные пределы. Пока это территория между бульваром Пластова, Волгой и Обелиском.

В структуре кластера эксперт выделил несколько составляющих.

Говоря о музейной части, он отметил, что кроме музея СССР у нас должно быть порядка десяти музеев, которые могут быть тематически связаны с СССР. К примеру, музей космонавтики, природы СССР (Парк Дружбы Народов может стать национальным парком "Советский"), музей Волжской Славы, советской власти, спорта, музыки (филармония), музей аттракционов и игровых автоматов (Владимирский сад, бывший парк Свердлова), промышленности (например, Патронный завод, Авиастар). Кроме того, должно быть больше частных музеев, которые могут быть интегрированы в кафе, гостиницы, школы. Никишин отметил, что кроме бытовых предметов, отражающих повседневную жизнь советских людей, должны быть и экспонаты, соразмерные масштабам СССР (к примеру, фрагменты ледокола, космического оборудования и всего того, что составляло славу и историю великой страны).

Туристическая подсистема, по мнению Никишина, может быть представлена туристической компанией, которая, возможно, будет работать от администрации области. Она должна обеспечить функционирование кластера обеспечением услуг разной категории, в том числе, транспортных, торговых, информационных, PR-услуг.

Информационные подсистемы можно разместить, к примеру, в удачно расположенном в центре кластера Педуниверситете. Он может стать интеллектуальной, научной, информационной, образовательной основой для развития этой территории, сообщил Никишин. Здесь же, продолжает эксперт, можно возродить институт истории СССР или институт советской архитектуры и дизайна.

Никишин привел примеры других кластеров: Дисней Лэнд в Париже с тематическими парками, отелями, киностудией, кинотеатрами, музейный квартал в Вене (Австрия) с театрами и мастерскими, Сколково, инновационный кластер земля Олонхо в Якутске.

Итак, музей СССР в представлении экспертов, это не один объект, а лишь ядро будущего кластера, в котором будет порядка десяти музеев, рекреационные площадки, современная инфраструктура для туристов и отдыхающих (в том числе на курортах области и соседних регионов), система научного, информационного сопровождения кластера и т. д.

Возникает логичный вопрос: где деньги взять?

Ввиду того, что проект должен стать общенациональным, предполагается, что на его реализацию должны привлекаться государственные инвестиции. Сам кластер, отметил Никишин, способен дать 3-15 миллиардов рублей. Причем окупить инвестиции можно будет даже за период его создания. Напомним, на данный момент говорится о реализации проекта в 2022 году, когда будет отмечаться столетие образования СССР. Кроме того, уверен эксперт, проект обеспечит Ульяновску приток туристов: при его успешной реализации, по оценкам Никишина, реально привлекать до пяти миллионов туристов в год. Но есть ли уверенность, что мы осилим такие масштабы и получим средства? Татьяна Ившина отметила, что Мемориал строила вся страна: "Это проект не Ульяновской области, а всей страны".

Замдиректора Ленинского мемориала Валерий Перфилов напомнил, что идея создания музея СССР прозвучала еще в 2005-06 годы, но общество и власть тогда не были к этому готовы. Сегодня все по-другому, считает Перфилов, и процесс идет уже с разных сторон, а проект может быть реализован. На заседании Изборского клуба он также отметил: "Настало время отрефлексировать, что это было. Время идет, исследования показывают, что почти половина оценивают Ленина положительно. В 95 году были другие оценки. Страна ищет национальных героев. У нас нет символов, которые бы объединяли нацию. Появление музея СССР имеет большое значение. Ключевая задача - сформировать идентичность, позитивный опыт, чтобы стал позитивом нашего времени. Тогда он будет интересен народу и государству".

Кстати, на круглом столе были и противники самой идеи создания музея СССР в Ульяновске. Так, высказана точка зрения о том, что ульяновцы хотят завтрашнего дня, а не вчерашнего, а нас снова делают территорией, живущей прошлым. Никишин, впрочем, отметил, что не стоит склеивать идею музея с идеей, которой живет город. Кроме того, на круглом столе было высказано пожелание сохранить два ядра: Мемориал, как символ советской эпохи, и Заповедник "Родина В.И. Ленина", связанный со старым Симбирском. Кстати, по словам главы региона Сергея Морозова, музей, напротив, призван не столько сохранять прошлое, сколько формировать будущее.

Впрочем, как отметила на круглом столе "Музей СССР как креативный кластер" директор проекта "Ульяновск - культурная столица" Татьяна Ившина, музей СССР - вопрос не сегодняшнего дня, и даже не послезавтрашнего. Точка еще не поставлена.

Стоит отметить, что власти в данном вопросе настроены решительно и высказывают идеи о том, чтобы музей имел общенациональный статус.

В субботу, уже на другом круглом столе ("Музей СССР как символ интеграции постсоветского пространства") ульяновский губернатор отметил, что музей СССР в Ульяновске может стать "новым идеологическим символом, способным примирить эпохи и стать площадкой культурно-идеологической интеграции на постсоветском пространстве". Он подчеркнул, что у региона в этом отношении есть политическая воля, идеи, музейная составляющая.

Эксперты Изборского клуба на круглом столе также высказали свои идеи относительно будущего музея СССР. Так, член клуба, политолог Сергей Черняховский отметил, что музей станет символом интеграции. По его мнению, важно отразить позитивную историю СССР при понимании противоречий. Гендиректор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев подчеркнул, что создаваемый музей имеет колоссальное значение.

"Идея музея СССР и института по его изучению - то, что сейчас нужно стране", - сообщил завкафедрой социологии международных отношений Московского государственного университета Александр Дугин. По его мнению, необходимо показывать и позитив, и негатив той эпохи. Он предложил представить историю в три этапа: послереволюционный, ленинский; сталинский; брежневский. Сами этапы разделить на два этажа: на одном этаже показывать положительные аспекты того или иного периода, а внизу - отрицательные.

Кроме обсуждения идей, в Ульяновске также подписан итоговый документ Изборского клуба - обращение к президенту. В документе, в частности говорится о необходимости включить 30 декабря - день образования СССР - в число памятных дат, о создании на уровне правительства РФ рабочей группы по подготовке к 100-летию образования СССР.

Также поднимается вопрос о включении Ульяновска и создаваемого музея СССР в число площадок федерального уровня, на которых будут проходить основные юбилейные мероприятия.

Dinika

 

Мы другой такой страны не знаем?

В Ульяновске на базе Мемориального центра имени В.И. Ленина планируется создать музей СССР для изучения советского опыта. Комментируют эксперты Андрей Фурсов, Сергей Сергеев, Александр Дугин, Александр Исаев и Сергей Кара-Мурза.

Андрей Фурсов, историк:

- Считаю, что Музей СССР - очень важная вещь. Функций у него должно быть несколько. Он должен знакомить прежде всего молодое поколение с достижениями СССР. Музей должен стать своеобразным антидотом выдумкам лживой западной пропаганды и нашей прозападной пятой колонны, которая льёт грязь на Советский Союз. Он должен рассказать правду об СССР, которую искажают последние 20-25 лет. Александра Зиновьева спросили: "Вы защищаете коммунизм?" Он ответил: "Нет, я защищаю правду о коммунизме".

Главной функцией музея СССР должна быть защита правды об СССР как о великой стране. Я, например, горжусь тем, что родился в этой замечательной стране.

Сергей Сергеев, научный редактор журнала "Вопросы национализма":

- С точки зрения русского национального строительства советское наследие глубоко двойственно.

С одной стороны, большевики, хотя вовсе и не хотели этого, создали важнейшие предпосылки для русского национального строительства.

Во-первых, благодаря всеобщему среднему образованию и активной просвещенческой политике. В антинациональном, по сути, для русских государстве культура дореволюционной русской элиты - частично и вынуждено реабилитированная во второй половине 30-х годов - наконец-то стала достоянием "низов", и на её основе стало возможным формирование единой русской национальной идентичности.

Во-вторых, большевистская модернизация решила и другие задачи русского национального строительства: ликвидировала сословные перегородки и создала социальную основу любой современной нации - обширный средний городской класс.

Но, с другой стороны, русское национальное строительство для большевиков - на всех этапах их правления - было, образно говоря, незапланированным и нежеланным ребёнком. И любое поощрение русского чувства, мысли или дела "сверху" всегда преследовало исключительно прагматические, инструментальные цели. Поэтому вовсе не случайно, а совершенно логично коммунисты, одной рукой создавая указанные выше предпосылки русской нации, другой - под корень её подрывали. Именно они институционально сконструировали украинскую и белорусскую нации, похоронив тем самым лелеемый несколькими поколениями русских националистов проект Большой (восточнославянской) русской нации. Но, главное, большевистская политика самым радикальным образом лишила русских собственности и политической субъектности, без чего полноценной нации не может быть по определению.

В СССР были совершенно раздавлены любые проявления русской самоорганизации. Так называемая русско-советская идентичность была основана на абсолютном этатизме, когда интересы личности подчинены интересам государства, и тотальном политическом инфантилизме. Сегодня именно этатистская русско-советская идентичность заставляет миллионы русских людей пассивно поддерживать власть, их же уничтожающую и замещающую "трудолюбивыми мигрантами".

Ностальгия по СССР политически выгодна прежде всего правящему режиму, недаром она столь активно эксплуатируется последним, ибо единственной практической проекцией этой ностальгии является бесконечное ожидание кого-то, кто наконец-то "наведёт порядок".

Если русские хотят выжить, им придётся решительно и бесповоротно отказаться от данной части советского наследия. Но для этого советское наследство нужно не проклинать, а знать.

Александр Дугин, политолог:

- Музей советского периода должен строиться как способ выяснения советской идентичности. А что это значит?

Первое: объективное выяснение места советского периода в русской истории и смысла этого периода. Надо показать, что советский период был частью русской истории. Такова задача музея. Как это делать - вопрос уже технический. Главное, показать, что советская история - часть русской. Соответственно, в советском периоде было что-то русское. Это и участие поэтов Серебряного века, и старообрядческое осмысление революции, и сталинская новая империя, и противостояние Западу...

Да, это особая модель государства, но нужно вписать советский период в русскую историю, потому что там его законное место.

Александр Исаев, зам. генерального директора Института экономических стратегий РАН:

- Идея интересная и нужная. Ведь советский опыт пока в России не востребован. Более того, по нему очень качественно прошлись самой чёрной тушью.

Некоторые наивные люди предполагают, а ещё более наивные верят, будто в современной России есть шанс оценить, что из советского было плохим, а что и хорошим и даже очень хорошим! Но, касаясь потенциально эффективного замысла о музее советской истории, должен сказать: боюсь, реализовать его пока невозможно. Не потому, что реально нельзя, а потому, что центральная власть не только не захочет этого, но сделает всё, чтобы не допустить мысли, будто в Советском Союзе что-то было хорошо и отлично.

И не потому, что властью движет идеология антисоветизма, доведённая до абсурда, нет! Просто власти во что бы то ни стало нужна стабильность в обществе для проведения мирным способом (без революций и потрясений, которые действительно катастрофичны для страны) назревших и перезревших реформ. Вот это понимание и можно считать единственной реально стратегической задачей власти, правда, предусматривающей ряд прагматических мер по сохранению личной безопасности.

А пока власти и элите, зависящей от неё, нечего предъявить обществу, кроме магазинного рая из эрзац-товаров в качестве доказательства успешности капиталистических преобразований в России после крушения СССР. Изобилие на прилавках всеми способами вбивается в сознание граждан, в первую очередь молодых, как непререкаемое доказательство прогрессивности и перспективности ньюсмутного российского времени.

Молодёжь власти боятся как огня, боятся очень её активности - любой, а не только протестной. А тут на тебе - советский положительный опыт…

Да не дай бог, чтобы этой задумывающейся, где правда и где ложь, взрывоопасной молодёжи вдруг стали показывать, что в советском обществе были положительные моменты! Это же смерть стратегии на мирное разрешение глобальных проблем социально-экономического и социально-политического развития России! Так что пока следует ожидать лишь имитации деятельности в советском направлении.

Сергей Кара-Мурза, писатель, политолог:

- Музей истории СССР не должен быть обманом ни в какую сторону - ни в сторону ностальгирующих по СССР, ни в сторону ниспровергателей советского периода. Музей должен быть направлен в будущее. Он должен выявить и суть советского прошлого, и взглянуть чуть пошире и поглубже на всю историю страны.

Записал Владимир Сухомлинов

 

К "белой чайке" присоединится красная звезда?

"Ульяновская правда" уже писала о том, что в последние дни ушедшего 2012 года в нашем городе состоялось третье заседание Изборского клуба. Последним в программе его мероприятий стал "круглый стол" "Музей СССР как символ интеграции постсоветского пространства". Его итогом стало обращение главы региона Сергея Морозова и главного редактора газеты "Завтра", председателя Изборского клуба Александра Проханова к Президенту РФ с предложением в ближайшее время на государственном уровне начать подготовку к празднованию 100-летия образования Советского Союза.

Напомним, что Изборский клуб позиционирует себя как собрание антилиберальных экспертов, специализирующихся на изучении внешней и внутренней политики России. Главной целью этой организации Александр Проханов определил создание идеологической стратегии, по которой должно идти развитие нашего государства. А для этого необходимо сделать очень сложную вещь - примирить "красных" и "белых", два противостоящих друг другу сознания, которые так или иначе существуют в нашем обществе и по сей день. Причем, как высказался на этом заседании губернатор Сергей Морозов, возможно, именно Симбирску-Ульяновску уготована роль региона примирения.

- Что скрывать, у нас иногда возникает чувство определенной вины за наш край, - сказал в своем выступлении Сергей Морозов. - Ведь именно Симбирск стал местом рождения двух знаменитых революционеров, которые кардинально изменили жизнь не только России, но и всего мира - Владимира Ленина и Александра Керенского. Может быть, новым идеологическим символом, способным примирить две эпохи, может стать проект создания Музея СССР в Ульяновске.

Председатель Изборского клуба, известный публицист и общественный деятель Александр Проханов был, как всегда, красноречив до патетики. Он назвал население СССР "расой великанов, выродившихся в карликов и потерявших свою страну". И внес предложение помимо Музея СССР создать в Ульяновске еще и целый научный институт по изучению феномена Советского Союза. А тему гулливеров и лилипутов поддержал директор Института экономических стратегий Александр Агеев, заявивший, что великие задачи порождают великих людей. Впрочем, он был более оптимистичен:

- Мы развиваемся восьмидесятилетними циклами, или циклами трех поколений. Новый цикл развития России начался в девяностые. К 2016-2018 году Россия обретет свои символы и осуществит колоссальный прорыв. Причем обратите внимание, что никогда подъема экономики и политики страны не происходило без предшествующего ему подъема культуры. Проще говоря, пока не появился Андрей Рублев, Русь не могла освободиться от татаро-монгольского ига.

Известный философ, политолог, социолог Александр Дугин назвал идею создания Музея СССР гениальной. И подробно изложил, как, на его взгляд, он должен выглядеть:

- Сейчас, в силу того самого разделения, над нами довлеют штампы. Для кого-то Союз - это прекрасно, а для кого-то, как в известном детском стишке, ужасно. И эти штампы гасят друг друга. История - это не есть факт, она всегда есть миф - прекрасный или страшный. Их нужно попытаться совместить. Я думаю, что Музей надо разбить на три эпохи - ленинскую, сталинскую и брежневскую. И каждую из них разделить на два этажа. Вверху - положительные мифы, внизу - страшные. К примеру, в сталинском периоде вверху - создание мощнейшей индустриальной империи, строящиеся заводы, конечно, Великая Победа, а внизу - ГУЛАГ, шарашки, ужасы войны. В брежневском периоде вверху - расцвет армии, флота, космонавтики, Байконур, внизу - кухня диссидентов, восковые фигуры Сахарова и Боннер. Как на древнерусских иконах: наверху - рай, внизу - ад.

Художник Алексей Беляев-Гинтовт, известный своими взглядами имперского авангарда, в отличие от Александра Гельевича, был немногословен. Назвав Музей СССР "институцией, устремленной в будущее", он предложил изящное решение внешнего облика здания в виде огромной рубиновой звезды, раскинувшейся на волжском косогоре. Пять ее лучей в соответствии с предложением предыдущего оратора будут поделены на два этажа. Если сей проект воплотится в жизнь, означенная звезда составит удачный пандан с Мемориальным центром, который в свое время сравнивали с белой чайкой, присевшей на высокий волжский берег.

Итогом "круглого стола" и всего выездного заседания Изборского клуба стало обращение к президенту России Владимиру Путину с предложением в ближайшее время на государственном уровне начать подготовку к празднованию 100-летия образования Советского Союза. Документ подписали глава региона Сергей Морозов и председатель Изборского клуба Александр Проханов. В частности, в нем говорится:

- В своих программных выступлениях и статьях Вы часто говорите о национальном примирении и необходимости формирования глубокой и устойчивой российской гражданской идентичности. В общественно-политической, идеологической, культурной повестке дня сейчас существует серьезный запрос на осознание и осмысление противоречивого советского наследия. Прошло уже более десяти лет XXI века, а с момента краха СССР - более двадцати. Выросло новое поколение россиян и граждан стран СНГ, которые не жили в СССР и имеют об этом периоде довольно искаженное понятие. Необходимо преодолеть цивилизационный, ментальный и культурный разрыв, приведший в конце XX века к общенациональной травме. Надо непредвзято разработать национальный консенсус в оценке эпохи Советского Союза. Необходимо вернуть историю СССР в великую историю России.

Все желающие могут присоединиться к авторам этого обращения, проголосовав с 15 января на сайте zavtra.ru.

Анна Никс

 

Путину предложили начать подготовку к 100-летию со дня основания СССР и объявить 30 декабря памятной датой России

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов указали президенту Путину на еще одну "духовную скрепу", которую следует выковать в ближайшее десятилетие. В совместном обращении они предлагают начать подготовку к 100-летию со дня основания СССР, объявить 30 декабря памятной датой России, создать рабочую группу в правительстве РФ и сделать Ульяновск федеральной площадкой для проведения юбилейных торжеств.

Обращение родилось по итогам выездного заседания Изборского клуба в Ульяновске. Изборский клуб - это собрание ультраконсерваторов, продвигающих идею евразийского пути для России (Дугин, Проханов, генерал Ивашов, Глазьев, публицисты Леонтьев и Шевченко и другие). Главной темой заседания было примирение "красной" и "белой" Россий, то есть адептов советской, национал-большевистской России сталинского типа и православных монархистов. Либералов-западников "изборцы" считают своими главными врагами, примирения с ними быть не может. На первый взгляд, странно, что в эту компанию "затесался" губернатор Морозов, действующий в рамках либеральной экономической парадигмы. По крайней мере, одной из главных своих задач он считает повышение инвестиционной привлекательности региона (понятие из словаря либеральной экономики), а иностранные инвестиции, которые удалось привлечь в регион, - это в основном западные инвестиции. Морозов приветствовал создание перевалочного пункта НАТО в Ульяновске, а председатель Изборского клуба Проханов, напротив, считает это решение "катастрофическим", "ударом по национальному самосознанию" и началом оккупации России.

Впрочем, это далеко не первая симбирская аномалия. В XIX веке город породил таких политических антиподов, как Ленин и Керенский. Сегодня в Ульяновске на базе Ленинского мемориала затевают большой "примирительный" проект - "Музей СССР", и это тоже повод привлечь сюда федеральное внимание. Поэтому в письме Морозова-Проханова есть отголоски послания Путина Федеральному Собранию. Обосновывая свое предложение, авторы письма говорят о "необходимости национального примирения", формировании российской идентичности, о преодолении "цивилизационного, культурного, ментального разрыва, который привел в конце XX века к общенациональной травме", о выработке "национального консенсуса в оценке советской эпохи". "Мы полностью поддерживаем Ваш курс на интеграцию постсоветского пространства, - говорится в обращении. - …Нам необходим полнокровный Евразийский Союз". Письмо апеллирует к евразийству "национального лидера". Символической скрепой бывшей империи, по мнению авторов, и должно стать "рубежное событие" - 100-летие СССР, которое будет отмечаться через 10 лет.

Губернатор действует как реальный политик, отстаивающий интересы региона, просто в данном случае они совпали с интересами "изборцев", говорит заместитель директора экспертно-аналитического департамента правительства Ульяновской области Александр Качкин. "Тема федерального музея СССР, празднование 100-летия СССР в 2022 году - это возможность привлечь в Ульяновскую область федеральные деньги, чтобы область по-новому зазвучала на федеральном уровне, встроилась в общероссийский контекст, - считает эксперт. - Здесь чисто прагматический интерес. Чем Морозов подставляется - тем, что он вместе с Прохановым? Изборский клуб наверняка патронируется Администрацией президента. Идеологический шум, который поднимают его члены, не противоречит трендам, которые заявляет Путин, более того, соответствует им. И губернатор как чуткий политик быстро на это среагировал. Так что ничего страшного нет. В конце концов, Путин может просто не ответить на это обращение".

Сергей Гогин

 

Советский Союз возвращают изготовителю

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов намерен обратиться к президенту России Владимиру Путину с предложением сделать родину Ленина - Ульяновск центром юбилейных мероприятий в честь 100-летия Октябрьской революции и Советского Союза, а также создать на базе Ленинского мемориала в Ульяновске музей СССР. Политологи считают, что позиция губернатора отражает политику партии власти и администрации президента.

Ряд интернет-изданий сообщили о направленном на имя президента России Владимира Путина обращении, которое подписано ульяновским губернатором Сергеем Морозовым и председателем консервативно-патриотического Изборского клуба писателем Александром Прохановым. Как говорится в обращении, "необходимо вернуть великую историю СССР в многовековую историю великой России", "вернуть народам, входившим в состав СССР, общие ценности, взаимное уважение". "Нам необходим полнокровный Евразийский союз",- отмечают авторы послания. Напомним, создание Евразийского союза через интеграцию бывших республик СССР было одной из программных установок Владимира Путина, с которой он вышел на президентские выборы.

В документе предлагается включить 30 декабря (день образования СССР) в число памятных дат России, создать на уровне правительства РФ рабочую группу по подготовке к 100-летию образования СССР (2022 год), включить Ульяновск в число площадок федерального уровня, где будут проходить основные юбилейные мероприятия. Обращение было принято по итогам состоявшегося в конце декабря заседания Изборского клуба (Александр Проханов, Александр Дугин, Сергей Глазьев, Михаил Леонтьев, Максим Шевченко), где шла речь о борьбе с либерализмом в России, о "путях преодоления метафизического разрыва красной и белой (советской и царской) России" и о создании в Ульяновске музея СССР.

Идею создания на базе Ленинского мемориала музея СССР губернатор высказал в начале минувшего года, затем она активно обсуждалась осенью на Международном культурном форуме в Ульяновске. "Было бы неплохо, если бы музей заработал в полную мощь к 100-летию с момента образования Советского Союза и стал значимым туристическим объектом", - отметил на форуме министр культуры Владимир Мединский. Идея понравилась и членам Изборского клуба. Назвав ее "гениальной", Александр Дугин предложил показать не только положительный миф о Советском Союзе, но и мифы ужасов, ГУЛАГ, создав два этажа, где наверху должно быть положительное - эти "мифы лучше всего преподносит Проханов", - а внизу, где "все темное", "шарашки, кухни, Сахаров и Боннэр, водил бы экскурсии Сванидзе".

Между тем, как сообщила "Ъ" министр Ульяновской области по вопросам "Открытого правительства" Татьяна Кириллова (курирует развитие идеи региональной идентичности), Сергей Морозов обращение подписывать не стал. Однако губернатор направит президенту свое более детальное обращение, над текстом которого еще продолжается работа. По словам госпожи Кирилловой, предложения губернатора будут похожи, но Сергей Морозов "намерен предложить провести в Ульяновске мероприятия, посвященные не только юбилею СССР, но и 100-летию Октябрьской революции". "Это сетевой всероссийский проект, но мы просим, чтобы его мозговой центр, штаб-квартира были в Ульяновске. Мы не пропагандируем революцию как таковую, речь идет об исторической связи, и банальная фраза, что все мы родом из Советского Союза, она же, в общем, правильная. Мы теперь многое берем из того времени",- подчеркнула министр. Она пояснила, что "принципиально для себя губернатор уже принял решение о музее, однако поскольку Ленинский мемориал находится в федеральной собственности, то в любом случае необходимо решение федерального центра".

Получить комментарий губернатора не удалось, но ранее он отмечал, что помимо идеологической составляющей в проекте есть и чисто практическая: реализация предложений позволит "развивать идею региональной идентичности, чтобы ульяновцы гордились своим регионом с богатой историей", а также получить дополнительные федеральные средства на развитие ряда направлений туристического кластера.

Как считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, предложения губернатора могут быть услышаны президентом, поскольку Изборский клуб "является провластным и создан при фактической поддержке администрации президента". "Для Изборского клуба Ульяновск - идеологическая находка. А позицию губернатора я бы оценил как конъюнктурную, поскольку он не являлся сторонником советского прошлого и даже собирался переименовать Ульяновск в Симбирск. Он колеблется с линией партии, и, если она становится более просоветской, нужно отдать дань и этой линии. Это поможет и на губернаторских выборах, к тому же финансирование юбилейных мероприятий полезно пока еще небогатому региону", - сказал политолог.

Сергей Титов

 

Агония после смерти

Их адрес - не дом и не улица. Их адрес - Советский Союз. И ладно бы речь шла о бытовой ностальгии по СССР, то есть детству-отрочеству-юности, первому обжигающему глотку портвейна под кодовым названием "Пот, кровь и слезы товарища Альваро Куньяла" и песне со словами "…не повторяется такое никогда". Речь идет, как сформулировал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, о "точке сборки новой государственной идеологии". На своем заседании в Ульяновске Изборский клуб, собравший персонажей, традиционно именуемых национал-патриотами и очевидным образом поддерживаемых со Старой площади, - фактически начал трудиться над выработкой новой русской идеи.

Смысл ее, если забыть о "противостоянии доктрине глобального либерализма", прост: соединение "белой идеи" (национализм) с "красной" (Сталин). По словам того же губернатора, выполняющего роль классического пробного шара, - "примирение исторических эпох и синтез того лучшего, что в них было". В этой логике действительно можно примирить непримиримое. Например, переименовать Ульяновск в Симбирск, а Волгоград - в Сталинград. А на базе музея Ленина реализовать идею, подхваченную Александром Прохановым и Александром Дугиным, знаковыми фигурами "залитованного" с самого верха одновременно имперского и националистического движения, - создать музей СССР.

К слову, ничего дурного в этом нет. Историю свою надо знать. Разгадывать загадку советской цивилизации - тоже интересно. Дьявол, естественно, в интерпретации: советская идея объединяется с русской идеей. В этой логике понятно, почему Владимир Путин в конце прошлого года, встречаясь со своими доверенными лицами, сообщил, что мавзолей Ленина продолжает традиции мировых религий, почитающих мощи святых. И эволюция от возвращения в 2001 году советского гимна ("Допускаю, что мы с народом ошибаемся…") к соединению забальзамированного тела вождя с православной традицией и идеей создания Евразийского союза кажется абсолютно естественной.

Ровно об этом на заседании Изборского клуба говорил Дугин: "Идея соотнести Евразийский союз и Советский Союз - очень хорошая". Ровно эту генеральную линию поддерживал философ Виталий Аверьянов: "…миссия Ленина в нашей стране и мировой истории состояла не столько в том, чтобы осуществить социалистическую революцию, а в том, чтобы вывести Россию из неравной конкуренции с другими мировыми центрами силы".

Новость в том, что российская государственная идеология, "возрождаясь", переживает своеобразную повторную агонию после смерти коммунизма. И агонизируя, припадает к истокам, "себя под Лениным чистя". И формулируют эту идеологию для высшей государственной власти люди, считавшиеся маргиналами, но прикормленные госпропагандой и командой Владислава Суркова еще несколько лет назад. Нынешние более прямолинейные манипуляторы, судя по всему, просто разместили заказ на "инициативу" Изборского клуба (при поддержке губернатора) - отметить сначала 100-летие СССР, а затем Октябрьской революции вполне себе официальным образом.

Другого идеологического оружия у нашей власти не осталось. Приходится пить волшебный алхимический бальзам профессора Збарского, колдовавшего над телом вождя.

Андрей Колесников

 


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4616