Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | "Ноев Ковчег" | Ни одна региональная держава не заинтересована в разжигании конфликта | Александр Дугин: "Решение карабахского вопроса вообще невозможно, как я пояснил раньше. Ни с помощью Карабаха, ни без помощи Карабаха. Тут надо быть реалистами: ни одна страна не поддержит нынешний Карабах с моноэтнической картиной, основанной на жестких этнических чистках" | 18.07.2011
    18 июля 2011, 22:21
 

Остановить провокации на линии карабахского фронта невозможно

Война за Карабах может возобновиться в любой момент

Баланс сил изменился в пользу Азербайджана

Ни одна региональная держава не заинтересована в разжигании конфликта

Новый конфликт в Карабахе или даже интенсификация переговоров вокруг него на нынешнем этапе выгодны только США и их гегемонистской политике

У азербайджанской пропаганды, как известно, одним из любимых методов ведения информационной войны является подтасовка фактов и "корректирование" высказываний политиков иногда очень даже высокого ранга, известных политологов и специалистов. Особо востребован в азербайджанском агитпропе доктор политических наук, кандидат философских наук, заведующий кафедрой МГУ им. Ломоносова Александр Гельевич Дугин.

В азербайджанской прессе не раз публиковались его откровенно антиармянские высказывания. Наш корреспондент взял у Александра Дугина интервью, которое содержит спорные суждения, но представляет интерес. И, в отличие от азерпропа, публикуем его в полном объеме.

"Ноев Ковчег": Откровенно говоря, в среде экспертов и политологов (в основном армянских) Вы пользуетесь репутацией "проазербайджанского" политолога. Чем объясняется повышенный интерес к Вам азербайджанских СМИ и в чем особенности общения с ними?

Александр Дугин: Это в корне неверно. Хотя и с большой симпатией отношусь к азербайджанцам, я с не меньшей симпатией отношусь к армянам, а также к грузинам, осетинам, абхазам и другим этносам Кавказа. Моя позиция – евразийство. Это подразумевает примат особой (не западной и не восточной) евразийской цивилизации, с ядром русского народа, но с уважением ко всем остальным этническим и культурным группам Евразии, которые являются ценной составной частью общей цивилизационной картины. Значение малых этносов в качественном смысле ничуть не меньше, чем больших.

Для меня важно, чтобы связи России с народами Южного Кавказа развивались. Это касается в равной степени и армян, и азербайджанцев.

Что касается азербайджанских СМИ, то они регулярно обращаются ко мне за комментариями и я их регулярно (почти каждую неделю) им даю. Иногда, правда, они опускают добрые слова, которые я говорю про армян, что, быть может, порождает искаженное представление. Но суть моего геополитического анализа они передают верно. Трудно требовать от них журналистской объективности в отношении армян, которых они считают "оккупантами".

Трудно требовать объективности, впрочем, и от армян, которые переносят на азербайджанцев трагическую память о турецкой резне. Поэтому, чтобы восстановить баланс, проще всего обращаться ко мне напрямую и со стороны армянских СМИ. Если, конечно, армянам интересны мои позиции. Та диспропорция, которую Вы отметили, наверное, свидетельствует только о том, что армянам как раз они и не очень интересны. Но это вопрос не ко мне.

 

 

 

Архивы Евразии

18.07.2004 - Россия на грани распада? - Угроза разделения страны на несколько государств – не вымысел, а вполне реальная перспектива

"Ноев Ковчег": Вряд ли стоит говорить о взрывоопасной ситуации в зоне карабахского конфликта. Не является ли она следствием постоянно озвучиваемых угроз о возобновлении военных действий со стороны Баку?

Александр Дугин: Вот видите! В самих вопросах и Ваших, и армянских, и азербайджанских уже заложены оценочные суждения, которые и создают контекст и фон анализа. Про карабахский конфликт могу повторить только то, что я уже много раз говорил. Моя оценка такова.

Нынешняя ситуация вокруг Карабаха в принципе устраивает все основные силы. Армян – факт этнического контроля над территорией. Азербайджанцев – факт признания основными странами региона территориальной целостности Азербайджана, что дает надежду на то, что когда-то ситуация изменится (как важна убежденность Сербии в том, что Косово все еще принадлежит им). Русских – факт баланса сил и в отношении Армении, и в отношении Азербайджана. Иранцев – то же самое, так как им важен баланс между армянами и азербайджанцами с позиции собственного Южного Азербайджана. Турция интересуется только сохранением территориальной целостности (курдская проблема) и меньше всего хотела бы эскалации напряженности. Поэтому ни одна региональная держава не заинтересована в разжигании вокруг Карабаха нового конфликта. Это совершенно не нужно и самому Азербайджану. С момента прежней карабахской войны азербайджанская армия не сильно изменилась, чтобы претендовать на новую расстановку сил. Поэтому Баку войны не хочет, а воинственные призывы звучат постоянно, это часть политической линии, своего рода социальная риторика.

Но вот США, на самом деле, были бы очень рады новой эскалации. Так как в этом случае все державы, и особенно Россия и Иран, понесут существенные политические и стратегические потери, как бы этот конфликт ни разворачивался. Поэтому они двумя руками и подталкивают Азербайджан и Армению к пересмотру статус-кво в Карабахе. Причем так как ситуация вокруг Карабаха принципиально тупиковая, то разморозить конфликт можно не только прямыми боевыми действиями, но и интенсивным раундом переговоров или гуманитарными акциями (например, проектом возвращения в Карабах азербайджанских беженцев). Совершенно очевидно, что это закончится лишь новой резней и, как следствие, военными действиями. Все, кто хочет продвинуть решение карабахского конфликта в каком бы то ни было (и это особенно важно!) направлении, неминуемо повышают риск новой крови и хаоса с неопределенным исходом.

Поэтому новый конфликт в Карабахе или даже интенсификация переговоров вокруг него на нынешнем этапе выгодны только США и их гегемонистской политике. Но нельзя недооценивать США: сети американского влияния активно действуют и в Армении, и в Азербайджане, и в Турции, и даже в России. Поэтому в какой-то момент американцы могут добиться своего. Это будет безысходно и печально во всех отношениях.

"Ноев Ковчег": Каким, на Ваш взгляд, путем должны идти договаривающиеся стороны для достижения хотя бы "плохого мира"?

Александр Дугин: Я думаю, что стоит просто максимально долго тянуть нынешнюю ситуацию. Как и в случае Иерусалима, Палестины, в целом Израиля, здесь вообще нет никакого решения. Максимум, чего можно достичь, это напряженных предвоенных отношений, не переходящих в перестрелку и прямое столкновение. Не просто плохой мир, а даже очень плохой мир всех устроил бы.

"Ноев Ковчег": Возможно ли, на Ваш взгляд, решение проблемы без участия самого Карабаха – непризнанного, но де-факто существующего государства?

Александр Дугин: Решение карабахского вопроса вообще невозможно, как я пояснил раньше. Ни с помощью Карабаха, ни без помощи Карабаха. Тут надо быть реалистами: ни одна страна не поддержит нынешний Карабах с моноэтнической картиной, основанной на жестких этнических чистках. Первым условием будет возврат беженцев. Но именно это никак не устроит армян (в целом карабахцев или армян Армении). Просто потому, что, вернувшись, беженцы ни за что не смирятся с этнической структурой власти и общества. Де-факто Карабахское государство – район Армении.

"Ноев Ковчег": Корень зла в карабахском конфликте заключается в том, что Азербайджан считает эту землю своей, армянская сторона – своей. Есть ли способы прийти к общему знаменателю?

Александр Дугин: Нет способов. Никто никогда и ни при каких обстоятельствах не пойдет на попятную. Армяне де-факто полностью владеют Карабахом и не собираются от него отказываться. Азербайджанцы не владеют Карабахом де-факто, но владеют им де-юре. И ничто не заставит их отказаться от этого. Если бы такое произошло, то режим в Баку тут же рухнул бы. Есть ситуации, когда общего знаменателя нет. Возьмем Ольстер: там ситуация более сглаженная, но конфликт длится бесконечно долго. Или басков. Карабах не имеет вообще никакого решения, кроме статус-кво. Этим и стоит довольствоваться всем сторонам, продолжая делать декларации "гуманитарного" или "воинственного" толка. Наличие слов (почти любых) и отсутствие (каких бы то ни было) дел – вот формула мира в этом случае.

"Ноев Ковчег": Как отражается этот конфликт на ситуации в целом на Южном Кавказе?

Александр Дугин: Пока он заморожен, это способствует сохранению статус-кво и в других зонах Южного Кавказа. Если взломать это статус-кво, чего хотят американцы, вся структура Южного Кавказа может поехать – армяне Джавахетии и азербайджанцы в некоторых районах Грузии (Марнеули, Болниси, Дманиси, Гардабани) включатся в процесс, и реперкуссии перекинутся дальше. Поэтому все заинтересованы, чтобы все оставалось как есть.

"Ноев Ковчег": Если исходить из худшего и допустить, что война в зоне карабахского конфликта все же начнется, к каким внутриполитическим, геополитическим и экономическим последствиям она приведет?

Александр Дугин: Это трудно предвидеть заранее. Начнется хаос, и потеряют все. Военным образом азербайджанцы Карабах не вернут. Но армяне, втянувшись в войну, так или иначе будут выглядеть агрессорами (тут же вспомнят про то, как сложилась в Карабахе моноэтническая ситуация и т. д.). Позиции России ослабнут (если Москва не сможет предотвратить конфликт – в обиде будут и Баку, и Ереван, укоряя русских в предательстве и работе на противника, хотя Россия, конечно же, будет нейтральна). Ослабнут позиции Ирана. Турция окажется в неприятной ситуации, она не сможет помогать азербайджанцам (ее упрекнут в расизме и пантюркизме), но не сможет и не помогать (Баку обвинит братьев-турок в предательстве).

В конце концов, американцы могут ввести в зону конфликта войска НАТО, чем обострят отношения с Россией. Проиграют все региональные державы, выиграют американцы. Даже если у американцев нет четкого плана того, как будет складываться ситуация потом (можно подумать, что они имели внятные проекты на Ирак или Афганистан, где царит кровавая баня, уносящая, как мы теперь знаем из "Викиликса", ежедневно сотни жизней ни в чем не повинных людей). Именно поэтому, боюсь, что новый карабахский конфликт возможен. США сейчас разогреваются на провоцировании хаоса в арабском мире. Взорвать Карабах было бы для них в какой-то момент выгодно и полезно. И в Армении, и в Азербайджане, и в России, и в Турции – все те, кто стремится качественно изменить ситуацию вокруг Карабаха (причем в любую сторону!), сознательно или несознательно подыгрывают американцам. Но таким образом они заведомо становятся соучастниками преступления.

Я думаю, что все мы заинтересованы в том, чтобы не дать ему свершиться.

Беседовал Эдвард Сахинов


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4510