Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | "KM.ru" | Европа грозит Путину "черным списком" | Александр Дугин: "Дальнейшее зависит от самого Путина. Если он поддается давлению, то его карьера как политика закончена. Если же нет, то он демонстрирует, что какие-то счета или возможность летать на Запад для него менее важны, чем служение интересам России" | 17.01.2011
    14 февраля 2011, 15:02
 

Европа грозит Путину "черным списком"

Если Европарламент вынесет резолюцию о санкциях в отношении Путина, то это решение будет отнюдь не правовым, а исключительно политическим

Депутаты Европарламента обсуждают возможность внести в некий "черный список" премьер-министра России Владимира Путина, вице-премьера Игоря Сечина и еще целый ряд российских чиновников, прокуроров и судей. В общем, всех, кто, по мнению евродепутатов, виновен в очередном обвинительном приговоре по делу ХодорковскогоЛебедева. Об этом сообщается в свежем номере журнала "The New Times".

Собственно, как можно понять из публикации, никакого "черного списка" пока не существует в природе, и даже не существует каких-то правовых норм по созданию такого списка и санкций против его фигурантов. Но, судя по высказываемым в Европарламенте идеям, предполагается, что лицам, которые попадут в этот список, будет запрещен въезд на территорию стран Евросоюза, а их банковские счета могут быть заморожены. Похоже, за образец предлагается взять ту форму санкций, которая ранее применялась против белорусских чиновников, виновных, с точки зрения ЕС, в ущемлении прав человека, и которую сейчас (только в усиленном виде) Европарламент сейчас намерен принять вновь.

Не секрет, что в Европарламенте Владимира Путина любят немногим больше, чем Александра Лукашенко, так что принятие сходного набора санкций совсем не исключено. Во всяком случае, как заявила в интервью "The New Times" депутат Европарламента Кристина Оюланд, "Европа не остановится ни перед чем, чтобы права человека в России соблюдались". К тому же идея санкций против российских "обидчиков" Ходорковского и Лебедева на самом деле обсуждается в Европарламенте уже не один день, а по крайней мере с декабрьского заявления председателя Европарламента Ежи Бузека о том, что процесс над Ходорковским и Лебедевым станет лакмусовой бумажкой уважения к законности и правам человека в России.

В декабре же в Европарламенте прошла и своеобразная репетиция по разработке и принятию черных списков. Тогда депутаты Европарламента большинством голосов одобрили резолюцию, рекомендующую членам Евросоюза заморозить активы 60 российских чиновников, предположительно причастных к смерти юриста Сергея Магнитского. Взаимосвязь дел Магнитского и Лебедева – Ходорковского подтвердила и упомянутая Кристина Оюланд. По ее словам, смерть в 2009 году в СИЗО юриста фонда "Hermitage Capital" Сергея Магнитского и приговор Ходорковскому "не дают возможности развития двусторонних хороших отношений между Россией и ЕС".

Кстати, введение возможности санкций против участников по делу Магнитского уже обсуждают не только в Европарламенте, но и в Конгрессе США. На днях сенатор-республиканец Роджер Викер, выступая на открытии 112-й сессии Конгресса, высказался за принятие специального закона, предусматривающего арест активов российских граждан, которые могут быть причастны к кончине Магнитского, а также запрет на въезд этих лиц в США.

Майдан нужно было разгонять, а Россию спасет только Путин

Россия утонула в политической галлюцинации

После Лужкова и Лукашенко объектом критики Кремля может стать Путин

Если аналогичное решение будет принято Европарламентом и по делу Лебедева – Ходорковского, то вероятно, что и на другом берегу Атлантики его поддержат. Хотя, конечно, запрет на въезд на территорию ЕС и США не просто чиновников средней руки, следователей и судей (и арест их счетов, если таковые существуют), но и премьер-министра России все-таки был бы чреват слишком большим скандалом.

К тому же формально к декабрьскому приговору Ходорковскому и Лебедеву (о степени его справедливости – совсем другой вопрос) Путин отношения не имеет: не он же председательствовал в суде. В общем-то, все, что Европарламент может инкриминировать Путину по данному вопросу, – это высказанное им 16 декабря, в ходе прямой линии общения с гражданами страны, мнение, что "вор должен сидеть в тюрьме". При этом Путин особенно подчеркивал, что не он определяет дальнейшую судьбу Лебедева и Ходорковского: "Так что есть суд. Он у нас, как известно, один из самых гуманных в мире. Это – его работа".

Поэтому если Европарламент и вынесет резолюцию о санкциях в отношении лично Путина, то это решение тоже будет отнюдь не правовым, а исключительно политическим. Другое дело, что вопрос права, особенно в данном деле, давно уже никого особенно не интересует ни в России, ни на Западе, и отношение к судьбе Ходорковского и Лебедева определяется исключительно политическими пристрастиями.

Однако пристрастия пристрастиями, но и политическую целесообразность еще никто не отменял. По адресу Путина со стороны различных европарламентариев летело немало критических стрел, начиная еще со 2000 года (Чечня, Гусинский и НТВ, и т. д.). Однако ни одно из правительств ни европейских стран, ни США никаких конкретных антипутинских мер предпринимать не рискнуло. Если они не последуют и в ближайшие месяцы – значит, мы имеем дело с очередной вспышкой "свободолюбия" досужих европарламентариев. Если же конкретные решения будут приняты (и, что важнее, начнут реализовываться на правительственном уровне) – значит, ситуация более чем серьезная. Значит, разворачивается прямая кампания давления на российское руководство.

Собственно, в западных СМИ она уже напрямую идет: "ИноПресса" приводит целую подборку европейских и американских публикаций о том, что "жесткость Путина мешает целям, заявленным тандемом". Прямым текстом говорится о том, что "Запад обратил свои надежды на президента Медведева, который еще в 2008 году пообещал справиться с коррупцией и юридическим нигилизмом", но "Путин превращает юстицию в свой инструмент, и надежды инвесторов рушатся" (из немецкой прессы). Рассказывается также о том, что Путин и силовики прочно укрепились у власти, а кампания Медведева за модернизацию и верховенство закона находится в очень узких рамках. "В Москве-2011 нет ни новой гласности, ни новой перестройки. Накануне парламентских и президентских выборов волна репрессий наверняка усилится" (это уже из прессы американской). Иначе как провокацией, направленной на противопоставление Путина Медведеву, этот ряд публикаций и не назовешь.

А в случае внесения Путина в черный список, без сомнения, будет усиленно муссироваться вопрос: мол, стоит ли молодому и прогрессивно ориентированному президенту иметь у себя "невыездного" и подвергнутого международному остракизму премьера? И, кстати, при такой постановке вопрос касается уже не только персональных проблем уважаемого Владимира Владимировича...

Ситуацию комментирует заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ, руководитель Центра консервативных исследований Александр Дугин:

– Я полагаю, что эта угроза сделана вполне серьезно, и исходит она, конечно, не от каких-то депутатов Европарламента, а из Вашингтона и контролируемых им европейских политиков. Так что возможность объявления в отношении Владимира Путина и еще ряда членов нашего правительства таких санкций, как запрет на выдачу виз и замораживание зарубежных счетов, я считаю вполне реальной. К тому же, как можно было бы заметить, аналогичный набор санкций планируется и в отношении Александра Лукашенко и его приближенных.

Я не собираюсь рассуждать, есть ли какие-то счета у Путина, чтобы их на Западе могли заморозить, или их нет. Собственно, это даже не так важно. Но налицо – попытка шантажа одного из ведущих политиков России, и теперь важно, насколько Путин может быть всерьез подвержен давлению этих санкций, и как он будет на такой шантаж реагировать. Собственно, понятно, что Вашингтон интересуют не его счета, если они и есть, и совсем даже не судьба Ходорковского и Лебедева. Ставится вопрос о гарантиях неучастия Владимира Путина в выборах 2012 года. Запад дает понять, что Путин как президент России его категорически не устраивает.

Дальнейшее зависит от самого Путина. Если он поддается давлению, то его карьера как политика закончена. Если же нет, то он демонстрирует, что какие-то счета или возможность летать на Запад для него менее важны, чем служение интересам России. И хотя в Путине многие в стране разочаровались, он все же еще достаточно популярен, а открытое противостояние Западу лишь будет способствовать росту его авторитета у граждан России. Кроме того, в такой ситуации по крайней мере будет очевидно, что новых заигрываний с Западом со стороны Путина не будет.

Что же касается пропагандистской кампании, направленной на раскол правящего российского тандема, то это – уже давно не секрет. Эту линию пытаются проводить и Вашингтон, и его европейские союзники, и российские либералы. Причем надо отметить, что, несмотря на регулярные заявления о его прочности, все чаще стали проявляться некоторые странные симптомы: скажем, Кремль активно пытается проводить консолидацию всевозможных сторонников вокруг персоны Дмитрия Медведева, а консолидация вокруг Путина там встречается прохладно. Со стороны премьер-министра никогда не было каких-то критических замечаний в адрес Кремля, а со стороны президента они, пусть и в смягченной форме, достаточно часто раздаются. Допускаю, что такое развитие взаимоотношений может постепенно укладываться именно в рамках линии, которую пытаются осуществить в отношении российского правящего тандема и Вашингтон, и его европейские союзники, и находящиеся у них на поводу российские либералы.

Материал подготовил Максим Хрусталев

 

 

 

Архивы Евразии

17.01.2007 - Моральный комплекс - Александр Дугин: "Главное, чтобы политика была легитимной с точки зрения нашей истории, совсем не обязательно, чтобы всё происходящее было морально и легально"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4456