Международное Евразийское Движение
Аналитика | "KMnews" | Кавказ просит Москву прислать арбитра | Валерий Коровин: "Зачастую этническая принадлежность того или иного руководителя является сигналом к перераспределению сфер влияния между этносами. Такой ход лишь усугубил бы существующую ситуацию и привел к еще большей дестабилизации ситуации на Кавказе" | 24.11.2009
    23 ноября 2009, 21:48
 

Кавказ просит Москву прислать арбитра

Персонификации ответственности за положение дел на Северном Кавказе путем назначения специального чиновника оправдана существующими на Северном Кавказе политическими реалиями

К сожалению, опасения многих политологов по поводу того, что экономический кризис создаст благоприятную почву для новых попыток дестабилизировать ситуацию на российском Северном Кавказе, получили в этом году подтверждение. Действительно, большая часть 2009 года прошла под знаком усиления активности боевиков, а также тех внешних и внутренних сил, которые хотели бы снова разжечь на Кавказе пламя межэтнического и межконфессионального противостояния с тем, чтобы затем "приготовить" на нем нужное политическое блюдо.

В ответ федеральный центр, наученный прежним опытом, решил не ограничиваться только силовыми методами наведения порядка и кадровыми перестановками на уровне руководства северокавказских республик. Выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, президент России озвучил инициативу, которая, что называется, уже давно витала в воздухе и рассматривалась многими представителями экспертного сообщества и политиками. Речь идет о персонификации ответственности за положение дел на Северном Кавказе путем назначения специального чиновника. Предполагается, что последний будет обладать достаточными полномочиями для того, чтобы курировать Северокавказский регион и координировать деятельность всех органов федеральной власти на этом направлении.

Надо сказать, что такой управленческий ход вполне оправдан существующими на Северном Кавказе политическими реалиями. А именно кланово-тейповой структурой общества, что порождает политическую конкуренцию, зачастую выходящую за рамки законности. В такой ситуации необходим нейтральный, но авторитетный арбитр, который бы обладал необходимым мандатом на урегулирование конфликтной ситуации с использованием самого широкого арсенала административных средств и властных полномочий.

Предложение Кремля встретило понимание и поддержку и со стороны тех представителей региональных элит на Северном Кавказе, которые по долгу службы противостоят дестабилизирующей активности бандитского подполья, дополнительно подогреваемой внутриполитическими разборками между представителями влиятельных тейпов. Так, президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров перед началом съезда "ЕР" в Санкт-Петербурге положительно отреагировал на инициативу Дмитрия Медведева о назначении ответственного лица за весь Северокавказский регион. При этом он подчеркнул, что это должна быть "нейтральная фигура".

Этот регион является настолько разрозненным пространством, что для его понимания необходимо держать руку на пульсе, отслеживая взаимодействия огромного количества групп – элитных, конфессиональных, этнических

Кавказу нужен пассионарий

Террористы понесли на Кавказе потери

Социальный Кавказ

"Дело не в Кадырове или Мансурове, это должен быть человек нейтральный – не с Кавказа, ни в коей мере", – убежден президент Ингушетии, который буквально этим летом пережил покушение, приняв на себя непосредственный удар со стороны бандитского подполья. В то же время, по словам Евкурова, ответственный за Северный Кавказ не должен носить погоны. В этом смысле с главой Ингушетии солидаризировался и его североосетинский коллега Таймураз Мамсуров, который сказал буквально следующее: "Не дай Бог, чтоб это был генерал-губернатор в устоявшемся восприятии этой должности".

Инициативу президента России в интервью "KM.ru" прокомментировал лидер Евразийского союза молодежи Валерий Коровин.

Я бы охарактеризовал ее как своевременную и полностью соответствующую реалиям Северного Кавказа. Этот регион является настолько разнородным пространством, что для его понимания необходимо держать руку на пульсе, отслеживая взаимодействия огромного количества групп – элитных, конфессиональных, этнических.

В настоящий момент на уровне федерального центра не существует инстанции, которая занималась бы всем этим в комплексе, и с которой можно было бы спросить за то, что происходит на Кавказе. С губернаторов не спросишь – каждый отвечает только за свой субъект Федерации. Более того, все они крайне неоднородны, а с этно-социологической точки зрения зачастую противоположны друг другу. Более того, даже в рамках одного региона существуют различные этнические и культурные группы. Взять, например, Кабардино-Балкарию или Карачаево-Черкесию – в состав каждой из этих республик входит две совершенно некомплиментарных (с точки зрения этносоциологии) этнические группы, с различными (и зачастую противоположными) элементами культурных и политических проявлений. Так что даже в рамках одного субъекта Федерации на Северном Кавказе невозможно применять единые подходы. И даже в рамках одного народа на Кавказе могут существовать до десятков этносов. Как, например, в Дагестане, в состав которого входят более 100 небольших этносов. Вот почему соблюсти политический и этнический баланс в рамках одного народа бывает довольно сложно. В целом получается кипящий, бурлящий и разрозненный конгломерат.

Президент лично не может досконально вникать во все нюансы сложной политической и социокультурной жизни на Кавказе, чтобы выработать действенную стратегию по преодолению сложившейся ситуации. При этом я согласен с тезисом Евкурова о том, что человек, назначенный ответственным за Кавказ, не должен быть выходцем из этого региона в силу того обстоятельства, что местные элиты очень чувствительно относятся к этническому происхождению представителей власти и людей, занимающих руководящие посты. Ведь зачастую этническая принадлежность того или иного руководителя является сигналом к перераспределению сфер влияния между этносами. Такой ход лишь усугубил бы существующую ситуацию и привел к еще большей дестабилизации ситуации на Кавказе.

В любом случае, представитель федерального центра должен иметь сврхполномочия, дабы решать те сверхзадачи, которые неизбежно будут перед ним ставиться. Он должен иметь полномочия принимать решения на месте, минуя чиновничье-бюрократическую иерархию.

Материал подготовил Василий Ваньков

 

 

 

Архивы Евразии

24.11.2007 - Последний выхлоп "оранжевого" сценария - Валерий Коровин: "Угроза дестабилизации Кавказа не снята, там задействовано множество сетевых технологий, способных вывести регион из-под контроля Федерального центра и сделать его подконтрольным внешним силам"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4334