Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | "Вечерний Волгоград" | И может собственных Бжезинских российская земля рождать! | Александр Дугин: "Да, я русский Бжезинский, и это правильно. Он не плохой человек, он просто действует от лица западно-европейской цивилизации, очень ответственно, искренне и авангардно. Он молодец. Я точно так же стараюсь делать" | 06.10.2008
    6 октября 2008, 09:45
 
Философы - это те, кто предстоят перед судьбой от лица человечества

Идеологи вторжения

Нация или власть?

Идеолог империи

И может собственных Бжезинских российская земля рождать!

Править должны только философы

Опубликовано в ежедневной газете "Вечерний Волгоград" от 14 марта 2008

Сегодня у нас в гостях философ, политолог, лидер Международного "Евразийского Движения" Александр Дугин. Человек, к чьим советам прислушиваются в самых высших эшелонах российской власти. Человек, чьи идеи либо яростно отвергают, либо столь же яростно приемлют, но равнодушными к ним не остаются.

"Вечерний Волгоград": Александр Гельевич, а кем вы себя больше ощущаете: философом, политологом, политическим деятелем? Что вначале? Что является первоосновой вашей деятельности?

Александр Дугин: Я считаю, что философия не может быть оторвана ни от общественной, ни от политической деятельности. Конечно, есть профессиональные философы, которые занимаются узкотехническими вопросами, либо своей философией, либо гносеологией, но они называются другим словом. Это не философы, они не остаются в истории как философы. Это технические сотрудники, может быть составители каких-то справочников и разработчики отдельных линий.

Философ всё-таки - это тот, кто объединяет магистральные вещи, даже если он профессионален в каких-то отдельных, частных темах, например, знает философию того или иного периода, того направления, или отдельные направления этой философии, это абсолютно ничего не значит. Философ тот, кто берет на себя ответственность перед лицом рока, человечества и смерти за формулировку фундаментальных идей, представлений о мире.

То есть философы - это те, кто предстоят перед судьбой от лица человечества и они мыслят за всё человечество, формируют мысли за него, поэтому философ - это глобальное явление. Неслучайно правильна позиция, что философы должны править и в этой области я полностью сторонник Платона или Гегеля, которые считают, что в компетенции философов перед лицом мировых процессов и глобальных процессов настолько велика, что только эти люди, люди, принадлежащие к этой категории, имеют право на политическую власть.

 

 

 

Архивы Евразии

06.10.2007 - "Пилите, Шура, пилите – она золотая" - Александр Дугин: "Необходимо учитывать, что враждебность Украины по отношению к России, которая сквозит у «оранжевых» политиков, ни в коем случае нельзя приписывать украинскому народу. Это в значительной степени искусственная внешняя сила"

И когда политическая власть становится глупой, даже если она волевая и добрая, всё равно этого недостаточно для того, чтобы по-настоящему организовать жизнь и управлять судьбами людей. Глупость - это безответственность перед силами судьбы и поэтому глупость политических вождей является предательством видового достоинства. Править должны только философы, поэтому я занимаюсь политикой и общественной деятельностью на одном дыхании.

У меня нет ничего первичного, я - не философ, который стал заниматься политикой, и не политик, который увлекся философией. Для меня это форма единого нечленимого существования, целью которого является достижение персональной личной власти во имя реализации абсолютной истины.

"Вечерний Волгоград": В своем труде «Основы геополитики» вы постулируете противостояние Континента и Океана. Ваш вывод о неизбежном столкновении «атлантистов» и «евразийцев» (читай России и США) для постсоветского поколения, воспитанного на тезисе-причитании «лишь бы не было войны», весьма пессимистичен. Так неизбежно ли столкновение по вашему мнению?

Александр Дугин: Да, неизбежно. Это неизбежно с точки зрения наличия, как столкновение между днем и ночью. Не просто столкновение. Мы говорим о позиции. Если существуют системы, в которых основные фундаментальные наборы понятий прямо противоположны друг другу, этот антагонизм создает определенную динамику. Между полюсами развертывается вся история. То есть он также необходим, как необходим конфликт в природе, как необходима пара противоположностей - Инь и Янь. И если мы этот конфликт снимем, то закончится история, закончится мир.

Фукуяма говорил, что победа Запада, атлантизма, например, в 1990-е годы близка, означает конец истории. Конец истории произошел бы и с победой коммунизма, это предсказывали многие, хотя не сам Маркс. Если история есть - будет война между сушей и морем, когда история закончится - войны не будет. Но неизбежно ли столкновение - это уже другой вопрос, потому что неизбежно ли столкновение между мужчиной и женщиной при их оппозиции, или между днем и ночью. Нет, не неизбежно, а напряжение есть, и его создает мир других людей, создает историю, культуру, создает сутки, атмосферу, всё.

Поэтому надо воспринимать это противостояние позитивно, привыкать жить в конфликтном сознании, потому что в природе есть конфликты, и даже религия не является таким умиротворяющим элементом, потому что Христос даже говорил: "Я меч вам принес, но не мир".

"Вечерний Волгоград": Утверждают (и не без оснований) что война уже идет, впрочем, не в классическом понимании (“летят самолеты и танки горят”) а на совершенно ином технологическом и понятийном уровне. Ваше мнение?

Александр Дугин: В истории человечества войны всегда отражали уровень технологического развития. И в современную, постиндустриальную эпоху странами Запада, в первую очередь США, активно разрабатывается модель войны нового типа. Теория получила название "сетевые войны". Никакого отношения к интернету или к компьютерным играм она не имеет. Это теория качественного сдвига в военных технологиях и в устройстве современных обществ в целом.

"Сеть", по которой протекает информация (от бытовой, общественно-политической, энергетической до военно-стратегической), из технического средства превращается в главную жизненную артерию. Различные сетевые структуры (средства связи, масс-медиа, транснациональные корпорации, религиозные организации, НПО, политические ячейки, спецслужбы) интегрируются в общую, гибкую и разнородную, структуру. Раньше идеологическая борьба двух систем и военно-техническое развитие были строго разведены. В сетевой войне идеология и технология связаны неразрывно, до неразличимости. При этом - качественно изменяясь: в чистом виде нет ни противостояния национальных государств, ни конкуренции капитализма с социализмом. Все намного тоньше.

Американцы уже приступили к активному использованию сетевых войн: мы видели это на примере "цветных революций" в Сербии, Грузии, на Украине и т.д., где разнородные информационные стратегии и аморфные неправительственные организации и фонды смогли привести к желаемому политическому результату без прямого военного вмешательства. Правила ведения сетевой войны в условиях "горячего" конфликта отрабатываются в Ираке и Афганистане.

"Вечерний Волгоград": Многих, очень многих русских, особенно «там, во глубине России» больше раздражает не Европа, а именно Азия. У казаков есть даже ругательство - «азият», а вот, предположим, евроремонт, звучит, как знак качества. Да и вы с большим удовольствием обсуждаете философские проблемы со Стойкерсом в парижском. кафе, нежели в забегаловке на Зацепе с каким-нибудь полуграмотным адептом «Эдички». Почему же так привлекателен этот проклятый запад? И так уж привержены мы «кострам кочевников» и «гневу срединных плоскогорий»? Куда ж нам плыть?

Александр Дугин: Дело в том, что в течение многих веком мы живем в интенсивной ежедневной прозападной пропаганде. Единственной точкой зрения, которая является официальной, начиная с никоновских реформ и особенно Петра - это идея о торжестве и неснимаемом, глобальном превосходстве Запада над Россией и над Востоком. Эта точка зрения является пристрастной, по сути дела, колониальной, ее проводят агенты влияния Запада в России и люди поддаются на это, они говорят, евроремонт - хороший, а азиатский ремонт - плохой. Они не знают, что такое азиатский ремонт, на самом деле азиатский ремонт, который делают евроремонт у нас - это все азиатские ремонты, всё косо получается... поскольку в пространстве Евразии существуют иное представление гармонии и симметрии, которое отличается от европейского.

Для европейца гармоничной является прямая линия, а для азиатов - кривая, совсем кривая. А для русский является промежуточная между прямой и кривой. Вот наш русский ремонт такой. С одной стороны посмотришь - вроде прямо, с другой - вроде криво, но неясно - прямо или криво. Поэтому нельзя с этим спорить, бороться, потому что мы можем жизнь положить на то, чтобы выпрямить эти слегка искривленные русские линии, а толку никакого нет. Европой мы не станем, но перестанем быть самими собой, станем какими-то уродами. С искривлением недоделками, недоумками, всё время закомплексованными, считающими, что все эти ... линии - это наше искусственное поражение. А надо назвать их прямыми, назвать кривое прямым и всё станет на свои места.

А азиаты на самом деле очень хорошие, и если русские приглядятся к азиатам, они увидят, что азиаты очень добрые, открытые, душевное, бестолковые, такие же, как и мы. А европейцы - бездушные, тупые, бессмысленные, абсолютно лишенные всякого таланта, но рациональные. Лучшая мысль европейцев - накупить себе калькуляторов и считать. ...Просто русские не знают европейцев...

"Вечерний Волгоград": Президент Казахстана также часто употребляют термин «евразийский союз». Между тем, проезжая транзитом через Казахстан, я увидел что все дорожные указатели заменены и надписи на новом сделаны на двух языках: казахском и… И увы, на английском. Так ли уж ждет нас Азия?

Александр Дугин: Инициатива Назарбаева по интеграции с Россией методично саботируется Кремлем, начиная с 1996 года. Если что-то и делается, то только через силу и с отвращением. Путин, конечно, сделал большой прогресс - ЕврАзЭС и т. д., но общее отношение российских элит и власти к казахстанцам остается абсолютно колониальное, недопустимое, безобразное, высокомерное.

Я сам был на многих мероприятиях, включая встречи с президентом Казахстана, и могу сказать, что русское хамство в отношении к казахстанцам абсолютно недопустимо, неприемлемо, я имею в виду не русское, а российской политической элиты и естественной реакцией является опреленный крен в сторону национального языка, но при этом не надо забывать, что именно Назарбаев всячески продвигает в течение многих лет идею интеграции постсоветского пространства даже тогда, когда Россия этому жестко противостояла.

Поэтому, хоть на каком языке, пусть даже на марсианском, там будут писать все свои надписи своих городов, всё равно все поймут, русские же по названиям ориентируются, которые живут в Казахстане, он просто привык. Смотрит, это моя квартира, это работа... А вообще русские, которые живут в Казахстане, могут выучить казахский, многие знают этот язык. Хороший тюркский язык... Очень приятный, архаический, красивый, мелодичный. Однако на русском говорят в Казахстане, он не преследуется. От добра добра не ищут.

Лучше посмотрите, что на Украине делается, как славяне настоящие, освиневшие борются с русским языком, русским народом, с русской культурой, историей совершенно жуткими, фашистскими методами. Потому что они атлантисты и в этом отношении если сравнить - Казахстан и Украину, то мы увидим, что Казахстан - это абсолютный плюс, экономическая, гуманная, процветающая экономическая страна, а Украина - это жесткий, русофобский фашизм.

"Вечерний Волгоград": В нашем краю проживало много старообрядцев, бежавших сюда от Раскола? Ваша оценка этого события.

Александр Дугин: В русском расколе столкнулись между собой две формализации – восточная и западная. Существует две парадигмальные модели понимания церкви и две соответствующие им модели государственности – восточная (православная) и западная (католическая).

Католическая традиция тяготеет к пониманию церкви как «институт клириков» (и соответственно государства как «аппарата чиновников», когда-то «ноблей», «аристократов»).

Православие видит вещи иначе: церковь здесь есть совокупность верующих, куда включаются и миряне и клир. Особенно важно, что «миряне» здесь видятся как ieros laos, «священный народ», (государство же так же воспринимается совокупность православных граждан, объединенных общей сотериологической целью – это «государство спасения»).

Разбойничий собор 1666-67 годов выносит приговор не только староверам и Никону, но и всему периоду москво-византийской реставрации. На нем побеждает западный вектор: черное духовенство, криптолатинство, чиновничество. От византйиского строя остается только сам Царь, но уже в значительной степени десакрализированный. Роль Патриарха умалена, вместе с тем отвержен и попал под клятвы весь период москво-византизма – и его основные символы: Стоглавый собор, двуперстие, сугубая аллилуя и т. д.

"Вечерний Волгоград": Рассмотрим ситуацию: житель Саудовской Аравии весь день, используя современнейшие офисную технику и средства связи, играет на бирже в Лондоне. А после рабочего дня он покупает у нищего дровосека чуть ли не из сказок «Тысяча и одной ночи» саксауловых дров, надевает свой бурнус, выезжает в пустыню и ночью у костра ощущает себя перенесенным на тысячелетия вглубь истории своего рода.

Как бы выглядел подобный традиционализм (если это традиционализм) в русском варианте? И вообще, возможен ли он в России.

Александр Дугин: Современный русский старообрядец, за исключением некоторых миноритарных согласов, весь день использует современнейшие офисную технику и средства связи, ездит на современных автомобилях и если не играет на бирже, хотя и это не исключено, то занимается предпринимательской деятельностью. А после рабочего дня отправляется на вечернюю службу, молится по старым книгам, отпускает земные поклоны, использует лестовку и подрушник – всё то, что использовали его предки, молится многочасовое Марьино стояние с тысячью земных поклонов, соблюдает строгие посты, а по большим праздникам выезжает с семьёй на крестный ход, окунается в ледяную прорубь, и ощущает себя в гармонии с современным миром и традиционным наследием своих великих предков.

"Вечерний Волгоград": В связи с этим еще вопрос: какое значение имеет внешняя атрибутика традиционализма? Я имею в виду бороды, одежды, квас и .т. п.? Судя по тому с каким остервенением Петр Первый рубил бороды, очевидно, немаловажное?

Александр Дугин: Внешняя атрибутика второстепенна. Главное традиционалистское содержание. Но совершенно никаких, ни рациональных, ни гигиенических, ни стилистических, ни философских обоснований к русскому человеку, который традиционно, всегда, во всей нашей истории носил бороду, вдруг ее сбривать. Просто Пётр как можно больше хотел подражать Западу, чтобы поставить западническую методологию на пользу России. Ну как и Никон хотел того же, только в области религии. И Никон, и Пётр приносили в жертву модернизации суть русской традиции, поэтому можно обойтись и без этого, можно обойтись модернизации без вестернизации, то есть компьютеры, высокие технологии, нанокостюмы, киборги, но с бородами, с лестовками, в хороших русских косоворотках, и если выбирать между формой и содержанием, можно было выбрать только содержание и ... может быть мудрей.

Но если мне кто-то объяснит, почему бритое лицо лучше бородатого, вот хоть кто-нибудь даст какое-то обоснование, то может быть я его рассмотрю, но пока речь идет о том, что философии мордообрития нету, а есть философия бородоношение, которое является признаком благочестия во всех монотеистических религиях. Хочу подчеркнуть, что благочестивый мусульманин, благочестивый русский, благочестивый еврей обязательно ходят с бородами. Ну есть не благочестивые, ну как существуют хулиганы, люди, которые ходят в развязанной обуви. Вот так же без бороды. Это неприлично, некрасиво.

Можно находиться без бороды... Мало ли, как люди одеваются, посмотрите. Безобразно! Можно не носить национальный костюм, но ведь люди делают много неблагочестивых поступков в жизни, а благочестивые люди, которые считают, что надо соблюдать определенные нормы и помнят о том, кто они: евреи, мусульмане, русские - они должны носить длиннющие бороды, а могут и не носить.

"Вечерний Волгоград": И последний вопрос. Кто-то из западных политиков, кажется Берман, назвал вас «русским Бжезинским»? Как вы прокомментируете это сравнение?

Александр Дугин: Да, я русский Бжезинский, и это правильно. Потому что как Бжезинский мыслит стратегически от лица атлантизма, оформляя основные атлантистские принципы, очень верно, очень точно. Он не плохой человек, он просто действует от лица западно-европейской цивилизации, очень ответственно, искренне и авангардно. Он молодец. Я точно так же стараюсь делать.

"Вечерний Волгоград": Еще блиц-опрос: ваш кумир в политике?

Александр Дугин: Я вообще считаю, что самые оптимальные фигуры - это русские вожди, цари, от Владимира, Святослава - строителя первой русской империи, Владимир "Красное Солнышко", Владимир Мономах, Александр Невский в ордынскую эпоху, Андрей Боголюбский, владимирско-суздальские князья, которые отстраивали восточную евразийскую Русь еще до Батыя, Иван Грозный - величайший политический деятель всех времен и народов, Иосиф Сталин, Александр Первый.

"Вечерний Волгоград": Любимый писатель?

Александр Дугин: Луи Фердинанд Селин.

"Вечерний Волгоград": Любимый композитор?

Александр Дугин: Глинка.

"Вечерний Волгоград": Любимая книга?

Александр Дугин: «Хольцвеге» Мартина Хайдеггера.

"Вечерний Волгоград": Любимое блюдо?

Александр Дугин: Постная квашеная капуста.

"Вечерний Волгоград": И последнее: ваш девиз.

Александр Дугин: Тот, кто идет против дня, не должен бояться ночи.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4108