Международное Евразийское Движение
СМИ о «Евразии» | Кем формируется государственная идеология России | Вестник он-лайн | 05.06.2002
    1 сентября 2002, 16:20
 

Вестник он-лайн :: http://www.vestnik.com/

Семен ИЦКОВИЧ (Чикаго)

«Каждому из нас по сердцу слова нашего Президента: Россия может быть либо великой, либо никакой», – сказал Александр Дугин, выступая на Всемирном Русском народном соборе, прошедшем 13-14 декабря 2001 года в Москве. Самое интересное здесь в том, что эту формулу, которую можно было бы считать квинтэссенцией столь долго изыскиваемой русской национальной идеи, придумал и неоднократно высказывал сам Александр Дугин, председатель политсовета Общероссийского политического общественного движения «Евразия». Именно так – «Россия может быть или великой, или никакой» – называлась одна из его статей.

Получается, что сам президент России положил формулу Дугина в основу государственной идеологии, и Дугин поспешил это публично на Соборе зафиксировать. До сих пор истоки идеологии президента так явно не демонстрировались, хотя нельзя сказать, что только сейчас они раскрылись. Например, ещё в июле 2001 г. в «АиФ» А.Чернявский прямо назвал Александра Дугина идеологом Владимира Путина, работающим в контакте с главным кремлёвским политтехнологом Глебом Павловским. «Идеи Дугина, – писал он, – легли в основу концепции национальной безопасности России... Центр геополитических экспертиз, которым руководит Дугин, сегодня фактически выполняет роль второго МИДа. Во всяком случае внешняя политика Владимира Путина во многом строится по рецептам, изложенным в фундаментальном труде Дугина «Основы геополитики»... Известно о тесных связях Александра Гельевича с президентской администрацией и российскими спецслужбами».

Учредительный съезд ОПОД «Евразия» состоялся в Москве в апреле 2001 года. Делегатов и гостей съезда встречали два огромных транспаранта с многозначительными лозунгами на зеленом фоне. Один транспарант глубокомысленно провозглашал: «Россия – страна Евроазиатская. В.В.Путин». Таким образом сразу демонстрировалась преданность российской традиции вождизма: все общественные мероприятия всегда проходили у нас под транспарантами с изречениями вождей – от «Учиться, учиться и учиться» до «Экономика должна быть экономной». Вот и «Евразия» сразу заявила о своей верности хозяину. «Индивидуализм, независимость суждений, – прозвучало в выступлении одного из делегатов съезда, – это черты Европы... Любовь к хозяину, повиновение – это черты русского народа».

Лозунг на втором транспаранте был не менее красноречив: »Евразия – превыше всего». Для людей, не забывших гитлеровское нашествие, это звучит как прямой перевод с немецкого: Deutschland uber alles (Германия превыше всего). Очевидно, задумали соблазнить народ идеей призрачного величия, как это удалось сделать с народом Германии в 1933 году. Но если уж обратились евразийцы к исторической параллели, то помнить бы им о крахе гитлеровской идеи в 1945 году.

«Россия может быть либо великой, либо никакой»... Почему обязательно великой? И в чём видится величие: чтобы «превыше всего»? Почему Россия не может быть обычной благополучной страной? Как многие другие, как, например, Канада, такая же северная, тоже огромная, но ставящая во главу угла не призрачное величие, а жизненные блага народа. Беда, что эта простая мысль никак не укладывается в концепцию постсоветской России. Силы, формирующие эту концепцию, тянут Россию со столбовой дороги цивилизации на «особый путь», проще говоря – назад.

На учредительном съезде «Евразии» Дугин, посетовав на то, что «с начала реформ в Российской Федерации возобладал атлантизм, совершенно противоестественная, враждебная для нас идеология бездуховности и индивидуалистического американизма», дал понять, что «поворот к евразийству в идеологии руководства страны» произошёл при его самом близком участии. Кто же он и откуда явился? Г.Нехорошев в «Независимой газете» писал о нем так: «прошёл длинный путь от кружка так называемых сексуальных мистиков Юрия Мамлеева через «Память» Дмитрия Васильева, руководство Национал-большевистской партии Лимонова до поста советника председателя Госдумы Геннадия Селезнёва». В Национал-большевистской партии он был вторым человеком, Декларация об основании этой партии в 1993 году была подписана Э.Лимоновым и А.Дугиным, лишь позже их пути разошлись: первый занялся практикой, второй – теорией, поиском национальной идеи. И преуспел.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/390