Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | "КМ.ru" | Кабы чего не вышло – в смысле, "ничего не вышло" | Александр Дугин: "Президент честно и правильно сказал о том, что современной экономики в России нет. У нас ее никогда и не было" | 15.02.2008
    15 февраля 2008, 18:34
 
План Путина может выполнить только сам Путин

Диктатор. В политическом смысле

Говорит и действует человек-идея

Третий срок в качестве исключения

Александр Дугин

Кабы чего не вышло – в смысле, "ничего не вышло"

"План Путина" может выполнить только сам Путин

Опубликовано на информационно-развлекательном мультипортале "КМ.ru" 13 февраля 2008

Пожалуй, главным событием внутриполитической жизни страны стало выступление президента на расширенном заседании Госсовета. Надо сказать, что ничего принципиально нового в этой речи я не услышал. Я бы сказал, что это была плановая речь. Владимир Путин сказал, что было сделано. Причем сказал в самых общих чертах. Все и так знали, что было сделано за два срока президентства Путина.

Вообще, в России люди обычно отчитываются, когда они что-то украли, распилили и провалили. Тогда отчет о проделанной работе приобретает характер произведения искусства. В таком случае акцент делается на второстепенных формальных признаках (если по существу говорить не о чем). Путин в своем выступлении не вдавался в конкретику, при том что достижения путинского периода огромны. Он, по сути дела, спас страну от развала. И все это понимают.

Президент так и сказал, что страна была на грани развала, она распадалась и официально (как государство), и геополитически, но мы ее сохранили. И это вполне скромная оценка, которая является правдой. Об этом не нужно даже говорить, потому что все знают, что так оно и есть. Отчет Путина о том, что он сделал, был скомкан, потому гораздо выразительнее его конкретные дела. Я думаю, все это понимают и ценят скромность президента.

После краткого отчета о проделанной работе президент во второй части своего выступления ответил на вопрос «А что дальше?». А дальше, сказал Путин, нужно продолжать спасать страну. Потому что мы ее спасли лишь от развала, а сейчас нам нужно отстраивать, восстанавливать и обживать ее. Сиюминутная угроза, когда мы стояли на грани катастрофы, миновала, и в пропасть мы не соскользнули. Но теперь на краю этой пропасти нужно как-то обустраиваться и постараться постепенно от нее отходить.

 

 

 

Архивы Евразии

15.02.2007 - "Good bye, Democracy!" - Владимир Карпец: ''Отрицанию, отсечению должны теперь быть подвергнуты все ценности современного мира, все его ориентиры – права человека, накопление капитала, «общество потребления», сама демократия''

Дальше возникает очень интересный момент. Путин на самом деле не прочертил новый курс и не предложил новый план. Он даже не наметил новые цели, а сказал «давайте продолжать в том же духе». Мы спали страну от распада, но ликвидировали далеко не все угрозы. Мы не настолько прочно и плотно стоим на ногах, чтобы наше развитие было гарантировано. Для того чтобы сделать шаг вперед, нужно приложить не меньше, а даже больше усилий, чем мы это делали до сих пор. Но двигаться нужно в том же самом направлении.

Сейчас есть тенденция толковать путинскую речь, как будто он сказал что-то новое и неожиданное. Дескать, теперь будет другой курс. Ничего подобного. Курс один как был, так и есть. Он совершенно не изменился. Путин сказал, мы спасли страну, но теперь ее нужно охранять и модернизировать.

Президент честно и правильно сказал о том, что современной экономики в России нет. У нас ее никогда и не было. Либералы в свое время благополучно развалили старую экономику и прихватили распродажу природных ресурсов. То есть старую экономику разрушили, а новую не создали. Путин же деприватизировал природные ресурсы, вернув их под контроль государства. На это ушло около восьми лет. Конечно, все это прекрасно и замечательно, но это не экономика. Экономику у нас до сих пор не создали. Потому что торговля природными ресурсами не называется экономикой. И в этом есть элемент честной самокритики президента, когда он сказал, что экономики у нас нет. Зато природные ресурсы находятся под контролем государства, что уже хорошо.

И вот дальше возникает интересный момент. Уходя с президентского поста, Владимир Путин «отписал» саморазумеющуюся повестку дня, которая по сути является воплощением здравого смысла. Без всяких «наворотов» и экстравагантных предложений. Но если мы внимательно посмотрим, то для реализации этой программы нужно, как говорится, «начать и кончить». Мы идем в этом направлении, но никуда пока не пришли. Новизна выступления Путина состоит в том, что он сказал, что мы лишь в начале пути реформ. Их первый этап завершен. Но это только небольшая часть пути. Таким образом, Путин, по сути, сказал, что он никуда не уходит. Следует осознать, насколько эти реформы связаны с именем Путина, его деятельностью и личностью, а также то, насколько важно их продолжить. Потому что до сих пор были сделаны лишь самые первые шаги по тушению пожара. То есть пожар-то мы потушили, но само здание испорчено - у нас нет советской страны, экономики и социальной системы. Но если бы мы не потушили пожар, то было бы еще хуже. Однако ничего нового мы пока не построили.

А Путин говорит, что нужно продолжать в том же духе. Наше желание потушить пожар было, конечно, правильным. Но теперь нужно заново приступать к отстраиванию здания. Это значит, что нужно построить государство, воссоздать экономику (выработав для этого экономическую стратегию, которой пока нет ни у Путина, ни у кого бы то ни было еще). Речь ведь идет о само собой разумеющихся вещах. Когда вас обкрадывают, нужно сначала прекратить разворовывание. И Путин это сделал. Общество разлагалось и стремительно падало - его задержали и «повесили на крючок». В результате оно не падает. Может, оно еще разлагается, но уже не такими темпами. То есть речь идет о сдерживании откровенного и очевидного зла. Это не экономическая, не государственная и не политическая стратегия. И в этот раз Путин опять не предложил нам этих стратегий. Он просто сказал, что дальше нужно следовать здравому смыслу - идти не по пути смерти, а по пути жизни. Для этого нам необходимо решить ряд очередных задач.

Во-первых, нам нужно выстроить экономику. А экономика в современном мире - это инновации (это слово он повторил раз 50). Можно задать такой вопрос: а что было сделано с инновационной точки зрения за последние 8 лет? Ответ: ни-че-го. Так что предложение перейти к инновациям означает просто строить экономику. Потому что сегодня слово экономика является синонимом инноваций. Модернизация в России будет происходить практически с нуля. Потому что пока мы занимались только реорганизацией управления природными ресурсами. А все остальное делалось для галочки.

И тут возникает вопрос. С одной стороны, Путин предложил продолжить свои спасительные для страны реформы. Но не описал, каким образом это делать. Он не дал никаких серьезных стратегических установок. Мы слышали лишь заклинания о том, что страна с современной экономикой - это лучше, чем страна, продающая свои природные ресурсы. Во-вторых, он сказал, что страна с социальной системой (образование и здравоохранение) - это лучше страны без социальной системы. Путин обратил внимание, что у нас страна без экономики и без социальной системы. Но слава богу, что она не в руках олигархов или не под контролем американских оккупационных сил, что уже хорошо. Но, констатировав отсутствие экономики и социальной системы, Путин предложил исправить эту ситуацию. Это такая глобальная задача, для решения которой нужны и стратегия, и инструменты, и ротация элит, и изменение мотивации правящего класса. Не говоря уже об изменении социального климата в стране, который от черного отчаяния 1990-х перешел в ироничную пассивность (правда, слегка оптимистическую, но пока еще абсолютно животную). Общество, которое мы имеем сегодня, само по себе такую задачу не решит.

Самый интересный вывод из путинской речи заключается в следующем. Путин предложил своему преемнику повестку дня содержательных, глубоких, необходимых, трудных и очень проблемных реформ. Таким образом, Владимир Владимирович дал понять, что это практически невозможность сделать. А уж одному преемнику с этим точно не справиться. Соответственно, для того чтобы подойти к тем проблемам, которые обозначил Путин, необходимо сохранить в его руках всю полноту власти в качестве премьера. А затем, взойдя на эту стратегическую позицию, он приступит к разработке конкретного плана.

Многие ждут от Медведева конкретизации «плана Путина». Сразу могу сказать - ничего они не дождутся. Потому что этот план конкретизировать невозможно. Сейчас речь идет только о создании политических предпосылок, для того чтобы по возможности приступить к каким-то шагам в этом направлении. Только сам Путин (причем обладая всей полнотой политической власти) может всерьез приступить к реализации первого этапа. Если на пути первых шагов будут находиться политические интриги, двоевластие или попытки перетолковать Путина в либеральном ключе (чем сейчас занимается часть нашего политического истеблишмента), то жизнь в стране будет полностью парализована. Тогда не то что из путинского плана невозможно будет ничего реализовать, но и те колоссальные достижения, которыми отмечена эпоха двух правлений Путина, будут утрачены, и страна снова вернется в 1990-е.

Александр Дугин,
лидер Международного "Евразийского движения",
президент фонда "Центр геополитических экспертиз"

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3899