Международное Евразийское Движение
Аналитика | "InoСМИ.ru" | Польский катехизис | Владыслав Булхак: "Сегодня совершенно очевидно, что для польской восточной политики ключевую роль продолжают играть идеи Юзефа Пилсудского и Ежи Гедройца, явным доказательством чего была поддержка, оказанная 'оранжевой революции' на Украине" | 01.11.2007
    3 ноября 2007, 09:52
 
Чем же поляки когда-то заслужили свои страдания, а сегодня - недоверие президента Путина?

Унижение "санитарным кордоном"

Восточная Европа: накануне битвы

Кризис Евросоюза - шанс для Империи

Польский катехизис

Чем же поляки когда-то заслужили свои страдания, а сегодня - недоверие президента Путина?

Опубликовано на портале "InoСМИ.ru" ("Rzeczpospolita", Польша) 24 октября 2007

Вспоминая о разделах Польши, пакте Молотова-Риббентропа, судьбе участников январского восстания 1863-64 гг. и жертв советских репрессий, мы видим огромную историческую несправедливость. А между тем, поляки - как доказывал пионер русской геополитической мысли Николай Данилевский (1822-1885) - в полной мере заслужили 'наказания лишением свободы'. Именно из его воззрений и воззрений его продолжателей (например, Александра Дугина) вырастает политика, проводимая ныне Кремлем. Так что имеет смысл спросить, чем же мы когда-то заслужили свои страдания, а сегодня - недоверие президента Путина?

Как мирными средствами покорить Россию

К достойному истинного эрудита труду Данилевского 'Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому' мы скоро вернемся. А для начала заглянем в книгу, обращенную к более массовому читателю. Я имею в виду брошюру, озаглавленную 'Польский катехизис или Как мирными средствами покорить Россию'.

Самая старая из известных мне версий 'Катехизиса' появилась в 1863 г., что, разумеется, не случайно. По легенде, распространявшейся русскими, он был найден на теле убитого повстанца. Новые издания появлялись, в частности, в 1909 и 1911 гг. Известна также неофициально размноженная версия, распространявшаяся в 1916 г. среди российских солдат.

Правда, о 'польском катехизисе' писали и польские историки, в частности, Стефан Кеневич и Генрик Глэмбоцкий, однако о нем, безусловно, стоит напомнить в контексте более широкой дискуссии о методах российской политики - впрочем, не только в отношении Польши и поляков. Ведь этот документ неизбежно наводит на мысль о печально известных 'Протоколах сионских мудрецов'.

 

 

 

Архивы Евразии

01.11.2006 - Китайские инвестиции - на геополитическую экспертизу - Александр Дугин: ''В китайском случае мы имеем дело со стратегическими инвестициями консолидированного, геополитического образования''

Впрочем, все указывает на то, что он послужил для них одним из прототипов. Кроме того, возможно, что он также был рожден в недрах полицейского ведомства. Так что же открывали издатели 'Польского катехизиса' российской общественности? Оказывается, что это справочник, предназначенный для служебного пользования участников опутавшего Россию польского заговора. В нем можно найти целый ряд подрывных идей о том, как коварством уничтожить Россию и веру православную, стремясь к цели, коей является восстановление владычества над польским аналогом английских колоний - то есть, Литвой и Украиной.

'Всякая мера, - читаем мы в этом документе, - которая может вести к обеднению общего врага отчизны [то есть России - В. Б.], не только дозволительна, но и необходима. Средством этим, - живописуют авторы, - ты подрезаешь ему когти'. От лица якобы польского 'мудреца-законоучителя' давался совет подрывать авторитет 'еретиков' и 'схизматиков', то есть 'жадных и умственно ограниченных' православных священнослужителей, настраивать российское общество против правительства, наконец, проникать в российские институты, организации и ведомства с целью подчинения 'примитивного русского народа'. Также предписывалось публично провозглашать, что немцы - главные враги России (и Польши). На них следует 'возлагать вину' за все зло, поскольку наивные русские, ненавидящие немцев, 'всегда в это верят'. В свою очередь, немцев нужно натравливать на русских, чтобы создать спираль взаимной ненависти (эта часть относилась к немецкому меньшинству, которое в те годы было влиятельным в российских правящих кругах).

Автор убеждал читателей в том, что, наживаясь за счет русской государственной казны, они совершают не кражу, а патриотический акт, поскольку, если богатеют польские заговорщики, то и 'отчизна' их становится сильнее. Однако главный сюжет так называемого 'катехизиса' касался постепенного проникновения польского заговора во все сферы российского государства. Поэтому образованные поляки должны были стремиться занять российские государственные должности, в том числе, и в глубинке Империи (не обращая внимания на ворчание не посвященных в 'тайны политики'). В конечном итоге они должны были получить доступ к государственным тайнам, а, прежде всего, возможность продвижения поляков на все возможные государственные посты. Что интересно, 'Катехизис' не советовал делать карьеру в русской армии. Автор рекомендовал не служить в ее рядах дольше, чем нужно для личного обогащения. Предпочтение отдавалось гражданской карьере.

Участники заговора должны были, пользуясь всякого рода двуличием, предательством и подхалимством, взбираться по чиновничьей лестнице; занимать все возможные посты, за исключением самых высоких. Полякам рекомендовалось играть роль доверенных заместителей или советников русских начальников. В случае чего всегда можно было взвалить на них вину за польские патриотические мерзости.

'Когда же, - читаем мы в 'Польском катехизисе', - во всех управлениях России будут наши агенты и все государство будет покрыто как бы сетью единодушно действующих наших собратий; то оно будет в наших руках и, со временем, действуя систематически на русское общество, затрагивая нежные чувства сострадания, мы подготовим его к уверенности в необходимости отделения Польши'.

Зерно истины

Представленная выше версия польского заговора, безусловно, отражала вполне реальные национальные и геополитические проблемы на землях бывшей Речи Посполитой, хотя и в кривом зеркале. Факт активного присутствия польской общины на всей территории Российской империи и ее специфического характера был основным ключом к российскому пониманию ситуации и общей оценки т.н. польского вопроса.

Достаточно сказать, что мощным центром польской культуры вплоть до начала 20-х годов ХХ века оставался Киев, столица Украины. И здесь мы можем понять, почему, по мнению упомянутого в начале Данилевского и, по сути, всего русского общественного мнения, поляки были 'лишены свободы'. Ведь они представляли собой угрозу прочности российского господства на землях, которые обе стороны называли окраинами - соответственно, западными и восточными.

Вероятно, лучше всех это показал другой русский политический мыслитель, а именно Юрий Самарин (1819-1876) в тексте, ставшем его реакцией на январское восстание. По его мнению, источником российских проблем с поляками был 'полонизм', определяемый как культура польской шляхты, вышедшей из ее рядов интеллигенции и римско-католического духовенства. По мнению российского аналитика, эта культура представляла собой орудие, служащее расширению влияния Запада (обреченного, впрочем, на неизбежный упадок) на территории, 'исторически', как он утверждал, принадлежащие славянской и при том православной России.

В то же время Самарин и другие русские, в том числе, считавшие себя демократами, определяли этот 'полонизм' как культуру элит, чуждую подлинному польскому народу, то есть, польским крестьянам. В крайних интерпретациях речь прямо шла о чуждом (почему-то германском) происхождении польской элиты. Из этого понимания рождалась концепция решения польского вопроса путем отстранения этой элиты и замещения ее новой, 'природно славянской', из крестьян - как у чехов или литовцев. Разумеется, лучше всего было бы - с российской точки зрения - если бы российская администрация могла контролировать этот процесс. Конечной целью этой операции было ограничение польского вопроса польским этнографическим ареалом.

Версия Данилевского

А теперь заглянем в упомянутый в начале труд Данилевского 'Россия и Европа...'. И здесь Польша представлена страной славянской, но глубоко пораженной 'европеизмом' и страдающей от тех самых болезней, которые диагностировал Самарин. Но все-таки сложные идеологические рассуждения имели для Данилевского, скорее, второстепенное значение. По сути, основную роль играла интерпретация политических отношений в треугольнике 'Польша - Россия - Германия (Пруссия)'.

Кстати, здесь можно обратить внимание на своеобразную внутреннюю борьбу между политическим реалистом, который с восхищением наблюдает за успехами немецкой политики эпохи Бисмарка, и визионером русско-славянской экспансии, в которой могли бы однажды пригодиться и поляки. Именно в этом контексте следует понимать его известное замечание о символизирующем Польшу [! - В. Б.] ядовитом тарантуле, который, пожирая свою жертву, не видит врага, притаившегося сзади. Исходным пунктом размышлений Данилевского был тезис о том, что собственно Польша - это этнографическая Польша, в разделе которой Россия не принимала участия [! - В. Б.]. Лишь в 1815 г. Россия на свою беду присоединила Царство Польское, неким образом защитив под своей эгидой ядро 'польскости' от немецкой экспансии. Нужно признать, что идею о русификации и колонизации этнически польских земель Данилевский считал полной утопией; нечто подобное могли, по его мнению, совершить только немцы.

Кроме того, Данилевский позитивно отзывался о планах присоединения к Царству Польскому частей разделенной Польши, вошедших в состав Пруссии и Австрии. Ошибкой как поляков, так и собственного правительства он также считал фиаско этой концепции. Эта 'страна, населенная польским народом', 'самостоятельным и независимым', могла бы в будущем стать, в форме унии с Россией, или даже без нее, одним из элементов 'всеславянской федерации' под эгидой России.

Однако для того, чтобы создать такую, соответствующую интересам России (а, по мнению Данилевскго, и Польши) возможность решения польского вопроса, на спорных 'Кресах' ('Восточные кресы' (окраины) - польское название территорий западной Украины, Белоруссии и Литвы, некогда входивших в состав Польши) нужно было 'дать перевес многочисленнейшим народным русским стихиям', что лишило бы поляков основания для грез о восстановлении Польши в границах 1772 г. Здесь Данилевский подчеркивал угрозу, которую, по его мнению, по-прежнему представляла для России старая 'шляхетско-иезуитская' идея, проявившаяся в череде польских восстаний, и имевшая своей единственной целью повторный захват и латинизацию 'западной России'. Таким образом, с точки зрения Данилевского, поляки продолжали быть 'изменниками славянства', которые за свои 'шляхетско-иезуитские' преступления справедливо покараны 'лишением свободы'.

Данилевский против Гедройца

Именно на вышеизложенные положения опиралась российская политика 'сдерживания', а, по сути, вытеснения и разгрома традиции бывшей Речи Посполитой и польского влияния на землях к востоку от Буга. Эта политика достаточно последовательно проводилась российскими государственными властями в последние десятилетия ХIХ века. Но не только. Вероятно, можно предположить, что в подобном мышлении нужно искать предпосылки некоторых шагов Сталина, таких как катынское злодеяние и ряд депортаций поляков с 'Кресов', которые были не чем иным, как попыткой ускорить эту необходимую, по мнению русских/советских, 'замену' польской элиты, а, вместе с тем, очищение спорных земель от 'панского' и 'римско-католического' налета.

Кроме того, сегодня совершенно очевидно, что, если для польской восточной политики ключевую роль продолжают играть идеи Юзефа Пилсудского и Ежи Гедройца (явным доказательством чего была, например, поддержка, оказанная нами 'оранжевой революции' на Украине), то для русских (и их примитивизированой формы, то есть, т. н. советских людей) эта миссия - не что иное, как продолжение вышеизложенной коварной польской политики, очередная попытка 'латинизации' земель, принадлежащих России (Руси) и православию. К частью, сегодня жертвами этой вечной борьбы становятся, главным образом, производители излюбленной россиянами краковской колбасы.

Владыслав Булхак

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3859