Международное Евразийское Движение
Регионы | Дагестан | Чьи отпечатки пальцев на ''оранжевой кнопке'' запуска межнациональных конфликтов? | Гурия Мурклинская: ''Провал «ваххабитского проекта» отторжения Северного Кавказа от России для многих на Западе уже очевиден. Ставка теперь делается на разжигание межнациональной розни, причем по всей России'' | 13.07.2007
    13 июля 2007, 09:14
 
Разлагающее упорство

Карта бита

Преступная "реформатизация"

Деньги за кровь, кровь за веру...

Разлагающее упорство "бояр"

Чьи отпечатки пальцев на "оранжевой кнопке" запуска межнациональных конфликтов?

В связи со скандальными разоблачениями в Москве антироссийской деятельности многих неправительственных фондов и сетевых мониторинговых структур, возникают также вопросы, связанные с ответом на законный вопрос: почему мы оказались уязвимы для подобных информационно-психологических диверсий.

Одним из катализаторов роста межнационального напряжения в современной России стала нерегулируемая миграция населения из густонаселенных трудоизбыточных южных регионов в центральные. Точнее, этот фактор показал себя наиболее уязвимой болевой точкой – оранжевой (высшая степень террористической угрозы) кнопкой запуска смертельных для любого государства деструктивных процессов, а в руках врагов России, по сути, оружием, всегда готовым к применению. Одной из причин такой ситуации является разрушение экономических интеграционных связей между регионами внутри государства:

  1. анклавизация регионов с приспособлением к требованиям внешнего рынка регионов, богатых уже разработанными ресурсами;
  2. разрушением экономики и интеграционных связей в регионах, прежде ориентированных на потребности внутреннего рынка, особенно тех, где основу экономики, как в Республике Дагестан, составляли предприятия оборонного комплекса.

В недавнем прошлом Дагестан был промышленно развитым регионом-донором, стабильно развивавшаяся экономика позволяла занимать внутри республики большую часть трудоспособного населения, но часть населения ежегодно выезжала на заработки на север и в меньшем количестве в центр России.

 

 

 

Архивы Евразии

13.07.2006 - Образование – национальный приоритет - Александр Дугин: "Сегодня мы находимся в состоянии кризиса не образования, а фундаментального кризиса образа, который должен передаваться молодым. Старшее поколение фактически утратило общепринятый общественный образ, который должен быть транслирован потомкам. Поэтому кризис образования имеет гораздо более глубокие причины, чем, например, необходимость модернизации этого процесса. Все гораздо глубже и, если хотите, страшнее"

В 90-х был нанесен удар и оборонным предприятиям, в одночасье лишившимся заказов, и даже по сельскому хозяйству республики при помощи неограниченного ввоза по бросовым ценам сельхозпродукции из-за рубежа, что разорило колхозы, не дав в то же время подняться фермерам.

Эти элементы разрушения экономики во многом сходны и в других южных республиках и областях. Но в Дагестане есть ряд специфических факторов. Мы намеренно не будем говорить о пережитой войне 1999 года и «вирусе» религиозного экстремизма. Но есть и другие факторы, способствующие росту межнационального недоверия в самой многонациональной республике и выталкивающие огромные массы молодежи без профессиональной подготовки и необходимого культурного багажа в другие регионы в поисках работы, и даже с целью переселения.

"Отныне знатность считать по годности" - собственно, с этого вызова боярским недорослям начались петровские реформы в России. Любая власть, начинающая реформы, приходит к пониманию, что именно кадры решают все. Чтобы реформировать государство нужно в легком варианте правильно расставить кадры. В более запущенном случае, вроде нашего, кадры нужно большей частью сначала подобрать и подготовить, а уж потом грамотно расставить, чтобы система в целом работала как часы.

Если основным тормозом в проведении петровских реформ была невежественная часть боярства и система, при которой боярские дети занимали должности исключительно по происхождению, независимо от способностей и уровня образования, то в сегодняшнем Дагестане основным тормозом в проведении модернизации можно считать традиционную, но окончательно маргинализировавшуюся за смутные 90-е годы, насквозь криминально-коррумпированную этно-клановую кадровую систему.

В советское время этно-клановая система уравновешивалась, во-первых, партийным отбором и контролем, подготовкой и постоянной переподготовкой - обучением в течение всей жизни отобранных и взращиваемых с октябрятско-пионерских организаций кадров управленцев. Во-вторых, сложившейся традицией межнациональных комсомольских браков и семей с последующей опорой на детей из смешанных семей.

В 90-е годы межнациональные браки по большей части деградировали в принцип перекрестного родства, причем, зачастую другой национальности была «вторая жена» - это новое для республики социальное явление. Причем, в отличие от партийно-комсомольских браков принцип перекрестного родства не способствовал интернационализации элиты все более замыкавшейся в узконациональных, а порой, и откровенно националистических проектах, как в бизнесе, так и в политике. Стал откровенно процветать немыслимый ни в дореволюционное, ни в советское время отбор кадров по национальному и родственному принципу. Говорить о профессионализме было не принято.

Именно такую дикую и архаично-криминальную «кадровую политику» мы получили сегодня в наследство от 90-х в придачу к очень отсталой и неэффективной экономике. Чтобы в ближайшие годы выйти из прорыва, республика должна заняться не только модернизацией производства и поиском инвестиций, нужно срочно и серьезнейшим образом заняться переподготовкой и обучением кадров.

И речь, прежде всего, идет о кадрах управленческого звена, но хорошим управленцем не может быть «либерал-всезнайка» образца 90-х – экономический крах ельцинских времен показывает, что профессионализм, в том числе и управленческий, начинается с производства и даже профтехобучения. Нельзя управлять производством, не зная и не понимая его. Лучшие управленцы – это показывает практика – это производственники, получившие фундаментальное образование и имеющие хорошее чутье на внедрение новационных технологий и только после этого уже коммерческую жилку, чтобы все это в итоге приводило к прибыльности производства. То есть, руководитель современного производства – это высокоинтеллектуальная личность и профессионал высокого класса в своей области.

В «Послании Президента Республики Дагестан» Парламенту приводятся конкретные примеры эффективных предприятий: «ОАО «Авиаагрегат», который только за прошлый год увеличил объем производства в 3,5 раза. Его продукция пользуется большим спросом в России и за ее пределами. В 2006 году объем произведенной предприятием продукции составил свыше 700 млн. рублей, налоговые отчисления в бюджет превысили 160 млн. руб., а средняя зарплата составила 8 тыс.руб., что в 2 раза выше среднеотраслевого уровня.

Еще одним примером может служить ОАО НИИ «Сапфир», где объемы производства за последние 6 лет выросли в 10 раз, налоговые отчисления - в 5,6 раза, средняя зарплата - самая высокая в отрасли и составляет - 9,2 тыс. руб., а по отдельным категориям специалистов достигает 20 тыс. рублей. Предприятие участвует в модернизации и оснащении аэропортов России современным оборудованием. При этом техническое перевооружение и развитие производства обеспечено за счет собственных и привлеченных средств, без государственной поддержки. Но есть и другие примеры» (Из ежегодного «Послания Президента Республики Дагестан Народному Собранию»).

Сложность ситуации на некоторых предприятиях в том, что в ходе приватизации, они «достались» людям, мало смыслящим в современном производстве, или изначально считавших, что ценность представляет не завод, а занимаемая им территория, которую можно после известных махинаций и подведения под банкротство, выгодно продать под застройку, ведь почти все крупнейшие заводы республики оказались в центре городов.

Очевидно, в некоторых случаях, где это еще возможно и целесообразно, государство могло бы вмешаться в происходящие процессы и не допустить окончательно разрушения и разорения заводов и фабрик, разбазаривания под вещевые рынки и застройку коттеджами и элитными домами территорий. «Пример [этих] предприятий, функционирующих практически в одинаковых условиях, но имеющих совершенно разные результаты, показывает, как важна роль управленческого персонала, подбор кадров, умеющих работать в условиях рыночной экономики, владеющих современными методами менеджмента и маркетинга» («Послание»).

Хозяйственный комплекс республики – это единая система, организм, где все должно быть подчинено принципу целесообразности и как минимум, функциональной достаточности. Некоторый избыток «сил» в конкурентоспособном производстве это интеграционный резерв, экспорт и промышленный рост. Но, если мы говорим о воссоздании единого комплекса – без возвращения необходимого минимума элементов стратегического планирования это невозможно.

Об этом говорилось еще в прошлогоднем «Послании» - это была «Среднесрочная программа развития республики». Но осуществить ее в полном объеме не удалось и причина здесь именно в неспособности старых кадров перейти к более динамичному ритму работы, которого требует модернизация. По всем чиновничьим вертикалям мы фактически видим картину пассивного саботажа: огромные аппараты, выстроенные по этно-клановому принципу, убежденные в том, что места и должности ими «куплены», а значит, гарантированы им и их наследникам или соплеменникам, не умеют или не хотят работать иначе. Они не имеют конструктивной рабочей мотивации даже на добросовестное выполнение обязанностей, не говоря о постоянной работе над собой, изучении передового опыта других регионов и стран.

И уже, конечно, не приходится говорить о том, чтобы ими производился позитивный по профессиональным и личным качествам кадровый отбор среди молодежи, а это лишает и ее мотивации для постоянного профессионального роста. Если родители богаты и уже встроены в эту систему, они «купят» подросшему чаду место в системе независимо от его профессионализма, а нет денег и связей, будь ты семи пядей во лбу – будешь в лучшем случае за гроши выполнять за чье-то чадо в сановном кресле его профессиональную работу. Такая ситуация характерна для всех коррумпированных традиционных обществ. Заканчивается столь эффективное «управленчество», как правило, срежиссированными извне «барахатными» и не очень, «оранжевыми» революциями, смутой и социально-экономическим и политическим коллапсом.

Мы уже частично вырвались из этого порочного круга. Без псевдореволюций и потрясений, демократическим путем произошла смена власти. Но косность и невежество нового «боярства», его нежелание идти дальше по пути реформ толкает республику обратно в омут выстраивания этно-национальных, а по сути, криминальных чиновничье-экономических пирамид, скрепленных традицией, коррупцией и круговой порукой.

Новый Парламент республики, избранный, несмотря на все известные издержки демократическим путем, – это свежая и более мобильная динамичная по сравнению с прежними структура. Исправлять и учитывать издержки прошлых выборов, можно будет на следующих, но, чтобы они состоялись, уже сегодня Парламент должен стать опорой для Президента.

И Парламент и Общественная Палата республики и все институты и ячейки гражданского общества должны выработать некий общественный консенсус-договор, на основе которого Президент может начать выработку новой кадровой политики, чтобы в следующем «Послании» уже не говорить о том, что Правительство в очередной раз не справилось с возложенными на него обязанностями.

"Салюс попули – супремо лекс" - "Благо народа – высший закон", говорили римляне. Власть, забывающая об этом, постепенно теряет легитимность в глазах народа.

В послании Президента Республики Дагестан впервые были обозначены гуманистические цели Стратегии развития республики до 2020 года. Программа, предложенная Парламенту, обращена, прежде всего, к народу, к обществу. Важно и то, что контроль за тем, чтобы слова не расходились с делами, возложен на само общество. В таком многонациональном и многоконфессиональном обществе как наше, обратная связь с народом через письма и обращения, звонки на «горячую линию Президента», посредством прозрачности кадровых решений и инвестиций – это главное условие того, что той части «боярства», которая никак не хочет перемен и готова на все для сохранения криминально-архаичных клановых пирамид не удастся представить перед дагестанскими этносами свои личные корыстные интересы, как национальные, посеять недоверие и вызвать новый всплеск националистических настроений, как в начале 90-х, когда этно-криминальные группировки только начинали делить брошенное государством на произвол судьбы имущество. Угроза навязывания республике подобных сценариев, взамен идущей на спад угрозе ваххабизма, вполне реальна.

Провал «ваххабитского проекта» отторжения Северного Кавказа от России для многих на Западе уже очевиден. Ставка теперь делается на разжигание межнациональной розни, причем по всей России. Не случайно события в Кондопоге и Ставрополе связываются российскими политологами и аналитиками с развитием мониторинговой сети, занимающейся на иностранные гранты сбором по сути разведывательной информации о социально-экономическом положении в республиках и регионах России, о наличии тлеющих конфликтов – на любой почве, которые можно перенести на межэтническую. США и их союзники вкладывают огромные суммы в развитие мониторинтговой сети на Юге России и руками наших же ученых собирает информацию о «болевых точках» (где-то застарелый или свежий земельный конфликт, где-то не поделили прибыль с завода или ресторана и т. п.) и о том, как можно на них воздействовать с целью превратить тлеющий конфликт в «малую войну» с элементами терроризма и религиозного экстремизма.

В преддверии думских и президентских выборов в России опасность эта возрастает. Это заметно и по тому, как явно используется собранная, якобы, для предотвращения конфликтов информация, для того, чтобы разжечь в России новые очаги конфликтов, в очередной раз, указывая как на корень всех зол, на мигрантов с Кавказа, из Дагестана. Но разжигание межнациональной розни как способ разрушить Россию не нов и понимание истинных целей происходящего становится очевидным для всех, кто считает себя ответственным за судьбу страны.

В конце июня в Москве у здания Российской Академии Наук состоялся митинг. «Главный редактор “Евразия-ТВ” Дмитрий Ефремов ознакомил собравшихся с результатами проведённого им журналистского расследования деятельности Валерия Тишкова. Так, по словам Ефремова, Валерий Тишков и возглавляемая им сеть EAWARN несут прямую ответственность за недавние межэтнические столкновения в республике Карелия (печально знаменитая Кондопога), в Ставропольском крае, а также в Башкирии (попытка предотвращённого ЕСМ в мае 2005 г. т. н. “башкирского майдана”). По мнению главного редактора Ефремова, связь между мониторинговой деятельностью EAWARN и межэтнической напряжённостью в проблемных регионах России очевидна – именно Карелии и Ставрополью уделялось особое внимание в ежегодном отчёте EAWARN «Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах» за 2005 год. “Неудивительно, что организаторы данных провокаций знали, что делают и на какие именно точки им надо давить, - заявил Дмитрий Ефремов, - в отчёте EAWARN им была предоставлена подробная инструкция каким образом и на какой территории можно организовать межэтнические столкновении, и они воспользовались этой информацией – именно это и называется социальным шпионажем”».

Конечно, то, что понимание проблем региона и то, что кто-то хочет использовать эти проблемы, чтобы взорвать ситуацию в стране, приходит уже не только к Путину, но и к большинству российского общества, не может не радовать, но проблемы эти во многом обостряются из-за неконтролируемой и нерегулируемой миграции безработного населения Юга России в ее центральные регионы. Решать эти проблемы нужно комплексно. И самая важная роль в их решении остается за управленческим аппаратом – властью на местах. Президентом республики предложен путь экономического развития Дагестана. Сочетая грамотную кадровую политику на местах, с настойчивым принципом «считать знатность по годности», создавая новые рабочие места в республике для дагестанской молодежи и помогая в приобретении жилья молодым семьям, можно добиться постепенного уменьшения миграционного потока.

Повышение требований к профессиональному и общему образованию, к уровню воспитания и культуры наших людей может сделать нашу молодежь таким «экспортным товаром» для других регионов России, когда приезд специалистов или рабочих бригад из Дагестана будет желанным. Тогда наших юношей не только не будут считать «дикарями», но и будут приводить в пример, как образец культуры и профессионализма. А лучше всего, если они будут просто настолько россиянами, что перестанут привлекать к себе повышенное внимание. Не решив социальные и политические проблемы у себя дома, мы не сможем помочь в предотвращении конфликтов, связанных с дагестанцами, в других регионах. Не зря в старину говорили: где родился – там и пригодился. Для большинства – это самый приемлемый вариант будущего для детей и надо сделать все, чтобы он был осуществим.

Гурия Мурклинская,
политолог, Дагестан

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3750