Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское Обозрение №6 | Владислав Иванов | Политологический анализ СПС | 24.05.2002
    1 сентября 2002, 02:41
 

Впервые «Союз Правых Сил» (СПС) проявил себя как крупная партия на выборах в Государственную Думу и местные органы власти в ряде субъектов РФ в 1999 году. ядром СПС стала партия «Демократический Выбор России», с которой объединились несколько более мелких либеральных партий и движений.

Неформальным лидером СПС является Анатолий Борисович Чубайс, глава естественной энергетической монополии РАО «ЕЁС России», с которым партия связана теснейшими узами экономико-политического характера.

В качестве мировоззренческой основы в СПС принята идеология либерализма.

В кругах, ответственных за разработку государственной стратегии стран Запада, СПС позиционирован как партия, которая в случае своего прихода к власти способна обеспечить включение России в режим экономической открытости и политическое сближение прежде всего со странами Запада, что, естественно, в их интересах.

В глазах западного общественного мнения СПС позиционирован прежде всего как один из выразителей и защитников демократических ценностей в России.

Удачное наложение этих позиционирований на Западе является источником влияния СПС внутри России.

В случае оттеснения либералов СПС как миноритарной силы от принятия государственных решений западные страны могут задействовать стратегию нагнетания негативного по отношению к российскому руководству общественного мнения в своих странах, «официальному» обвинению России в отступлении от «демократических ценностей».

В совокупности эти факторы способствуют тому, чтобы политические власти России во всех важных текущих вопросах считались с позицией СПС и учитывали её при разработке долгосрочных политических и экономических стратегий.

Таким образом, одна лишь официальная принадлежность к либеральной идеологии, через возможность апеллировать к Западу, даёт СПС колоссальный ресурс влияния внутри России.

Глобализация конкуренции является слабо проработанной общетеоретической частью идеологии либерализма, что допускает существование умеренных либералов и либералов-протекционистов. Однако, избрав опору на Запад как основной рычаг давления на российскую политическую элиту, СПС тем самым ограничил пространство для собственного политического манёвра внутри страны: СПС приходится твёрдо придерживаться роли своего рода «гаранта» глобализационных процессов на территории России, поборника её открытости, прежде всего экономической, странам Запада.

Таким образом, лозунги СПС имеют двойное назначение – для российского и для западного прочтения, однако, поскольку западная поддержка является первоочередной, многие из них смещены в сторону западного видения проблем России.

Например, как следует из «Либерального манифеста» СПС, к числу важнейших достижений современного российского либерализма, а значит и своих собственных, СПС относит «мирный демонтаж закрытой тоталитарной империи» (СССР).

Поскольку Запад беспокоит развитие интеграционных процессов в СНГ, в частности, России с Белоруссией, которые могут поставить под сомнение западное главенство в вопросах мировой интеграции, СПС настаивает на включении во внешнеполитическую доктрину тезиса, что «нарушения прав человека и/или пренебрежение демократической процедурой в какой-либо стране существенно затрудняют установление полноценных партнерских отношений с данной страной». Поскольку на Западе развёрнут вышеописанный механизм обвинения Белоруссии в отходе от «демократических ценностей», следующая в фарватере западных оценок Россия должна была бы, в соответствии с этой поправкой, свертывать своё сотрудничество с Минском. Естественно, что основным внешнеполитическим тезисом СПС является необходимость активно развивать политические и экономические связи с Западом как с приоритетным партнером и союзником и отрицание «особого пути» России, а стратегической целью нашей страны должно стать вхождение в политическую организацию НАТО.

Именно стремление поднять свой престиж в глазах Запада лежит в основе уничтожающей критики в адрес российских левых, позиционировании себя в качестве их непримиримого идейного противника – противодействие политическим силам, выступающим за протекционистские меры в российской экономике и постсоветскую интеграцию гарантированно производит благоприятное впечатление на Западе.

В качестве цивилизационной цели России СПС постулирует задачу замкнуть т.н. «Северное Кольцо» (Европа – Россия – япония – Северная Америка), чтобы «внести решающий вклад в создание единого пространства развитых демократических стран», в котором, тем не менее, страны Запада должны играть политически главенствующую роль (когда в документах СПС пишется о сильной России, часто оговаривается, «экономически»).

В среде российских избирателей СПС удалось позиционировать себя прежде всего как партию предпринимателей, которым стало что терять после периода «дикого капитализма» 90-х, и которые выступают за скорейшее введение в России норм цивилизованного гражданского общества.

Постоянной практикой является выдвижение экстравагантно-эпатажных (смертная казнь за торговлю наркотиками), либо популистских (вроде немедленного введения альтернативной службы) законодательных инициатив, которые имеют минимальные шансы на претворение в жизнь, но дают PR эффект и привлекают внимание молодёжи.

Задача максимум, судя по всему – добиться позиционирования СПС как воплощения всех «демократических сил». В резолюции январского съезда СПС под названием «7 задач» этому есть подтверждение в виде показательной фразы, что «СПС должен быть готовым в 2004 году выдвинуть своего кандидата в президенты РФ от демократических сил».

Воспроизводя тактику своего неформального лидера, СПС идёт на сотрудничество с властью, чтобы по максимально высокому курсу конвертировать полученный благодаря Западу ресурс влияния в реальный властный ресурс в России. Благодаря сотрудничеству с властью СПС пока не повторил судьбы «яблока», лидер которого Григорий явлинский перешёл в «конструктивную оппозицию» Кремлю с западнических позиций. Однако, чтобы не потерять лицо на Западе и сохранить хорошие отношения с Администрацией Президента СПС вынужден балансировать между сдержанной поддержкой Кремля и намёками на Западе на постоянную готовность перейти ему в оппозицию.

Хотя в регионах СПС и «яблоко» тесно сотрудничают (вплоть до взаимозаменяемости кандидатов на региональных выборах), функционеры СПС в отличие от деятелей «яблока» воздерживаются высказывать в России чересчур резкую критику тех шагов Кремля, которые нельзя назвать либеральными или западническими.

Как известно, телеканал ТВ-6 реанимирован вместе с коллективом оппозиционного тележурналиста Е.Киселёва благодаря пулу «олигархов второго поколения», собранному неформальным лидером СПС. В связи с этим велика вероятность, что новый-старый телеканал фактически превратится в рупор СПС, благодаря чему корректирующая критика отдельных действий власти, неприемлемых для либералов, через посредство «независимых журналистов» будет усилена.

Лично и в полной мере критика власти озвучивается функционерами СПС пока только в западной прессе, чему примером следующая цитата из беседы формального лидера СПС с отставным политиком в Англии: «Борис Немцов сказал баронессе Тэтчер, что курс президента Путина на построение так называемой управляемой демократии и коррумпированного капитализма ни к чему хорошему не приведёт и полностью согласился с тем, что России необходима сильная демократическая оппозиция».


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/370