Международное Евразийское Движение
Тексты | ''Северный Кавказ'' | Трубный зов | Сергей Шакарянц: ''По планам США в течение считанных дней конца марта и первой недели апреля было нанесено, как можно заметить, целых четыре мощных удара, и ни один из них не исходил от России'' | 11.04.2007
    11 апреля 2007, 14:57
 

Трубный зов

Война трубопроводных проектов в разгаре

Опубликовано в независимой межрегиональной газете "Северный Кавказ" № 14 от 10 апреля 2007

В Загребе 3 апреля собрались министры энергетики пяти стран - Хорватии, Словении, Сербии, Италии и Румынии. Было решено строить «Паневропейский нефтепровод», который должен связать румынский порт Констанца с итальянским Триестом. По словам комиссара ЕС по вопросам энергетики Андриса Пибалгса, проект будет осуществляться в рамках общей стратегии ЕС, направленной на сокращение энергетической зависимости от России. Для загрузки трубопровода нефть в Констанцу большей частью будет доставляться танкерами из турецкого порта Джейхан, куда, в свою очередь, она попадет по нефтепроводу из Баку через Тбилиси. Таким образом, Турция превращается во влиятельного «игрока» сразу в трех регионах: бассейне Средиземного моря, на Балканах и Кавказе.

Длина этого (нерентабельного, на наш взгляд) трубопровода составит 1400 км, стоимость - не менее 3,5 млрд. долларов. А. Пибалгс и министры энергетики пяти стран дофантазировались до того, что обещают прокачку по маршруту Констанца-Триест аж целых 90 млн. тонн нефти в год.

Наряду с проектом газопровода «Nabucco» проект нефтепровода Констанца-Триест направлен своим острием против национальных интересов России и еще ряда стран-членов СНГ. И вряд ли будет ошибкой предположить, что действиями министров энергетики пяти стран закулисно руководили все-таки США, а не ЕС и лично еврокомиссар по энергетике латыш А. Пибалгс.

Хреново с трубой

Коптит

Вокруг да около

Война США против Ирана - угроза всему Закавказью

Однако можно заметить, что если «труба» Констанца-Триест будет в обозримом будущем построена, то она пойдет в обход не только России, но и той же Турции. Просто невооруженным глазом видно, что нелепо выглядит план по переброске гипотетической каспийской нефти из бассейна Средиземного моря танкерами не сразу напрямик в Италию (тоже средиземноморскую страну), а через Босфор и Дарданеллы - в Черное море (в Румынию), где для нее приготовлен нефтепровод.

Следовательно, если американцы и впрямь вознамерились инициировать строительство нефтепровода Констанца-Триест под эгидой ЕС, то в расчет принимались иные пути доставки нефти Средней Азии в бассейн Черного моря, а не «труба» Баку-Тбилиси-Джейхан. То есть хозяевам Белого дома и американским нефтепромышленникам на сей раз отказало даже чувство благоразумия. И не только потому, что перегон нефти из Средиземноморья на Черное море идет вразрез с любой логикой.

Еще раз напомним - в Азербайджане не скрывают того, что без нефти Средней Азии нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан рискует никогда не быть заполненным в той мере, чтобы выйти на его запроектированные мощности - 45 млн. тонн в год. Или даже 50 млн., как широковещательно объявили в Баку в ответ на подписание Россией, Грецией и Болгарией 15 марта в Афинах договора о строительстве нефтепровода Новороссийск-Бургас-Александрополис (НБА). При этом в ЕС мечтают об объеме нефти как минимум в полтора раза больше того, что теоретически может дать Западу «бакинская труба».

Где же возьмут американцы (турки, европейцы) эти самые десятки миллионов тонн нефти? Еще раз напомним: на Западе мечтают перебрасывать нефть и газ из Средней Азии в Закавказье исключительно по трубопроводам, проложенным по дну Касписйкого моря. Предваряя очередную консультативную встречу по вопросу о статусе Каспия, которая намечается в апреле в столице Азербайджана, власти Ирана уже заявили, что до выработки и утверждения окончательного статуса моря они будут категорически против проведения трубостроительных работ на Каспии. Об этом, в частности, заявил посол Ирана в Казахстане Рамин Мехмандуст. И с этой позиции, на наш взгляд, Тегеран не сойдет - даже если на него начнут «давить» не только США, но и ЕС. Следовательно, либо нефть и газ из Средней Азии так и не пойдут в Баку и далее в Турцию (соответственно, не дойдут и до Европы), либо придется «гнать» энергоносители через трубопроводные коммуникации России на берег Черного моря. А тогда уже встанет серьезнейший вопрос: насколько целесообразно ЕС тратиться на сверхдорогой проект Констанца-Триест, если уже есть более легкий и намного быстро действующий проект НБА? В конце концов у ЕС с Россией нет непримиримых противоречий в вопросе обеспечения энергетической безопасности Европы.

Позиция Ирана, как и тщательные переговоры, ведущиеся властями России со своими коллегами из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, должны стать непреодолимым препятствием на пути реализации планов американцев по искусственной изоляции России от ЕС. Похоже, в ходе визита в Астану премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову удалось доказать своим собеседникам, что возможное участие Казахстана в проектах по «обходу» российской территории изначально лишено смысла. Не будем вдаваться в подробности сообщений различных СМИ о переговорах М. Фрадкова в Астане. Но обратим внимание на два заявления официальной Астаны, сделанные после его визита.

Вначале президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, принимая польского президента Леха Качинского, фактически отказал Польше в надеждах на казахстанскую нефть. Да, казахский лидер не говорил ни о «трубе» Баку-Тбилиси-Джейхан, ни тем более о проектирующейся «трубе» Констанца-Триест. Но тут важен принцип. Л. Качинский находился в Казахстане с целью заручиться поддержкой Н. Назарбаева в реализации еще одного нелепого проекта - нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. В Польше, видимо, давно поняли, что надежд на нефть Азербайджана возлагать не следует, и решили напрямую говорить с республиками Средней Азии. Но президент Казахстана ясно дал понять, что участие Астаны в проекте Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск может быть обусловлено только согласием и даже участием в нем России. Это был первый удар Казахстана по одному из звеньев выстраивавшейся американцами цепочки плана по ограничению энергетического влияния Москвы на Европу.

Другой удар нанес министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин. После встречи с представителем ЕС по внешней политике Хавьером Соланой и еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер он заявил, что целесообразность проекта по так называемому «Транскаспийскому энергетическому коридору» (чьим продолжением должны стать нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и строящийся газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум), посредством которого можно было бы доставлять энергоресурсы из Средней Азии в Европу без участия России, еще никем не доказана.

Еще больше озадачил Запад другой «игрок» Прикаспия - Туркменистан. На переговоры с Ашхабадом американцы командировали премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели. Не будем сейчас задавать вопрос - почему, собственно, именно Грузии «поручили» уламывать нового президента Туркменистана. Во всяком случае, назойливая настойчивость грузинского посланника явно пришлась не по душе туркменскому лидеру Гурбангулы Бердымухаммедову, прекрасно знавшему, что Тбилиси не обладает собственными финансами для крупных инвестиций в те или иные проекты. А значит, эмиссар прибыл в Ашхабад отстаивать чужие интересы - хотя бы только одного Азербайджана, с которым Туркменистан продолжает находиться в состоянии «мягкой конфронтации» из-за спорных нефте- и газоместорождений на Каспии. Так или иначе, но Г. Бердымухаммедов фактически поступил так же, как и Казахстан - в мягкой по-восточному форме засомневался в целесообразности предлагавшихся проектов, то есть отказал грузинскому премьер-министру. Видимо, для туркменского президента значительным был достаточно четкий, но тоже по-восточному мягкий посыл от побывавшей в Ашхабаде до З. Ногаидели иранской делегации во главе с министром иностранных дел ИРИ Манучехром Моттаки, который с сожалением подтвердил, что Тегеран и в дальнейшем будет препятствовать любому строительству через Каспий.

Таким образом, по планам США в течение считанных дней конца марта и первой недели апреля было нанесено, как можно заметить, целых четыре мощных удара, и ни один из них не исходил от России. Однако говорить о том, что «битва трубопроводных проектов» близится к концу, мы бы не стали. Все еще впереди, ибо многое будет зависеть от развития ситуации вокруг Ирана.

В разгаре событий вокруг конфронтации между Ираном и США, а также перипетий со скандалом в связи с задержанием иранскими пограничниками английских военных моряков, как-то ускользнули от внимания интереснейшие события на границе Азербайджана и Исламской Республики. Если хронологически подойти к положению, создавшемуся на ирано-азербайджанской границе, то перед читателями предстанет одна картина. Однако если попытаться вскрыть подоплеку происходившего, то в этом случае все будет выглядеть намного сложнее.

3 апреля из Баку с тревогой сообщили, что иранцы закрыли свои КПП вблизи ряда населенных пунктов Талышстана. «Ситуация накаляется с каждым часом и грозит перерасти в массовые акции протеста, которые могут быть выражены в самых непредсказуемых формах. Настроения среди населения южных районов страны близки к паническим!» - писала бакинская газета «Айна» («Зеркало»), при этом не поясняя, почему, собственно, талыши Азербайджана должны были впасть в панику.

Как позднее в тот же день сообщило бакинское информагентство «Тренд», иранское посольство в Баку категорически опровергло вышеупомянутые сообщения. Правда, приводились свидетельства неназванных жителей городка Билясувар, утверждавших, что передвижение через границу затруднено, а дорога на Астару Иранскую закрыта. Однако иранские власти обещали открыть ее к вечеру 4 апреля. Правом пересекать границу были наделены только жители... тех самых южных районов Азербайджана (то есть «впавшие в панику» талыши).

Еще через сутки замначальника Государственной погранслужбы Азербайджана, начальник береговой охраны генерал-майор Ильхам Мехдиев опроверг разговоры о закрытии границы или усложнении процесса ее перехода для азербайджанских граждан. По его словам, между пограничниками двух стран существует тесное сотрудничество, и «любая возникающая проблема устраняется путем переговоров».

Но последующие сообщения из Баку смешали все карты. Другое бакинское информагентство - «Туран» с нескрываемой тревогой сообщило, что на всем протяжении сухопутной ирано-азербайджанской границы наблюдается концентрация боевой техники и подразделений вооруженных сил Ирана. Причем их дислокация якобы свидетельствует об оборонительном характере действий. При этом отмечалось заметное снижение активности военно-морских сил ИРИ на Каспии. И вновь утверждалось, что продвижение через границу между двумя государствами крайне осложнено.

Сообщения взялись комментировать военные эксперты Азербайджана. По мнению некоторых из них, подобные действия Ирана свидетельствуют о серьезной обеспокоенности иранского руководства и его сильном недоверии Азербайджану. Другая группа экспертов считала, что в Тегеране опасаются использования азербайджанской территории для заброски в ИРИ мобильных диверсионных групп. Причем отмечалось, что Иран не информировал азербайджанское руководство о передвижении своих войск по официальным каналам.

Подлили масла в огонь и деятели так называемого Комитета защиты Национального движения Южного Азербайджана (КЗНДЮА), базирующиеся в Баку. 5 апреля они заявили: ужесточение пограничного режима связано не с тем, что иранцы опасаются ударов с азербайджанской территории, а с тем, что подобными мерами Тегеран собирается предотвратить массовый отток населения на случай начала американских бомбардировок. Функционеры КЗНДЮА утверждали, что с начала года в Баку переселились 20-25 тысяч иранских азербайджанцев, они активно скупают недвижимость в столице и районах.

Справедливости ради отметим, что один из бакинских военных экспертов все же предположил, что эти акции ИРИ, как и начавшаяся в Тегеране массированная пропагандистская атака на Азербайджан, имеют другую цель: «Иранская сторона, закрыв границу в течение суток, дала понять официальному Баку, что если Азербайджан встанет на сторону Вашингтона, то Тегеран может наглухо закрыть границу, не говоря о возможных ракетных атаках азербайджанских объектов». А в этой связи резко ухудшится положение Нахичеванской автономии, до которой уже будет не добраться по суше и куда могут прекратить поступать энергоносители из Ирана.

Хотим напомнить, что впервые в Азербайджане заговорили о возможных иранских «ударах возмездия» год назад, когда в середине апреля в Баку с неожиданным визитом прибыл министр обороны ИРИ Мустафа Мухаммад Наджар и провел закрытые переговоры с президентом Азербайджана. Бакинские СМИ тогда писали о неких 24 объектах на территории республики, в том числе двух - в самом Баку, по которым Иран грозился нанести контрудары, если азербайджанское руководство предоставит США свою территорию для тех или иных антииранских операций.

Чисто визуально ситуация на ирано-азербайджанской границе начала превращаться в угрожающую после двух заявлений и одного события. 30 марта представитель Пентагона Джефф Дэвис объявил об отправке в Персидский залив атомного авианосца «Nimitz», после чего военные эксперты констатировали, что впервые после иракской войны уровень концентрации американских сил нападения становится столь высоким. 31 марта помощник замгоссекретаря США по странам Европы и Евразии Мэтью Брайза подтвердил, что Вашингтон действительно рассчитывает на использование в случае необходимости военного аэродрома в Азербайджане. Наконец, 2 апреля Тегеран обвинил бомбардировочную авиацию США в умышленном нарушении воздушного пространства Ирана в районе ирако-иранской границы.

Так что не зря министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, вынужденный реагировать на обеспокоенность своей общественности, на пресс-конференции в Баку 3 апреля признал, что азербайджанские власти обеспокоены нарастающей напряженностью в регионе и желают урегулирования ядерной проблемы Ирана и других вопросов исключительно мирным путем.

Анализ вышеприведенных фактов показывает, что Азербайджан был в двух шагах от своего превращения в «козла отпущения».

Сергей Шакарянц

 

 

 

Архивы Евразии

11.04.2006 - Нас призывают терпеть убийц


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3618