Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | ''Крымская правда'' | Кто с НАТО, тот – враг | Александр Дугин: ''Вопрос о внутренних врагах отпадёт, как только определится враг внешний'' | 02.04.2007
    2 апреля 2007, 02:03
 
Крымская правда
С настоящим врагом отношения нужно выяснять не на улице

Русский фактор

Неуютный русский мир

Русская проба

Кто с НАТО, тот – враг

Или в поисках лекарства против погромов

Опубликовано в газете "Крымская правда" (Симферополь) от 29 марта 2007

Всё актуальнее для России становится тема фашизма. Действительно ли его идеи так популярны? На этот вопрос отвечает руководитель Центра геополитических экспертиз экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Международном евразийском движении, доктор политических наук Александр Дугин.

Александр Дугин: Тема популярности фашизма в России активно обсуждается в российских СМИ. Но в современных условиях (и особенно в России) в это занятие, по умолчанию, включён широкий спектр различных явлений. Во-первых, ксенофобия - то есть неприязнь к другому этносу. Но и это понятие требует уточнения: к какому этносу? Рядом с нами живут люди различных этносов, но с российским гражданством. Есть мигранты из ближнего зарубежья (СНГ) и из дальнего (например, из Китая, Вьетнама).

Если углублённо взглянуть на проблему нетерпимости, то единая причина происходящих конфликтов не выявляется. Ведь и во всём мире усиливаются потоки миграции, становясь очень сложным и многоуровневым процессом, рождающим ответную реакцию автохтонов. Другими словами, миграция народов порождает естественные межэтнические напряжения, которые, безусловно, требуют особого внимания государства, властей и общества.

"Крымская правда": Можно ли ксенофобию назвать фашизмом?

 

 

 

Архивы Евразии

02.04.2006 - Ближний Восток в ожидании Армагеддона

Александр Дугин: Если мы рассмотрим исторические прецеденты - итальянский и немецкий фашизм, то, конечно же, в нём эти элементы встречаются, но они не определяют его идеологию. Фашизм как идеология, имеющая свои печально известные исторические корни, возникла в определённых исторических условиях и, на мой взгляд, совершенно не популярна в России.

Эта идеология достаточно сложная и требует определённых политических знаний. Надо знать идеи Муссолини, читать идеологов фашизма, представлять себе, что такое германский социализм. Думаю, что таких людей очень ограниченное количество. И в этом смысле реставрация идеологии фашизма нереальна.

"Крымская правда": С чем же мы тогда сталкиваемся в случаях убийства таджикской девочки, африканских студентов и в межэтнических конфликтах?

Александр Дугин: То, что происходит сегодня (это явление, на мой взгляд, угрожающе распространяется), не имеет идеи. Идея - это очень тонкая вещь. Происходящее скорее можно определить как особое психологическое состояние людей и необходимо понять его причины. А их несколько.

Во-первых, существует кризис идентичности. Русский народ в последние века инвестировал огромные силы в некий наднациональный, надэтнический проект. Это было строительство и защита православной империи. Затем была реализована советская интернациональная модель. Тогда идентичность существовала и ею платили за строительство советской империи. Сегодня такой сверхзадачи нет и россияне возвращаются к своей русскости, которую триста лет держали в подполье. И такое возвращение вначале порождает вот такие химеры.

Кстати, обратите внимание, у большинства представителей других этносов дома в шкафах висит, как правило, национальная одежда (даже у тех, которые никогда её не надевают, в том числе и на свои этнические праздники). У татар висит, у дагестанцев висит. А у русских - такое единично. Это - естественно и объясняется историей: русские "вложились" в империю, но время империи закончилось. Никто их больше к интернационализму и сверхэтническому подвигу не призывает. Они возвращаются к себе и обнаруживают, что в их национальном шкафу ничего нет. Поскольку их этническая идентичность в значительной степени за эти века утрачена или во всяком случае сильно размыта. И сейчас её поиск приобретает порой экстремальные и отрицательные формы.

"Крымская правда": Что касается идентичности, как вообще можно решать эту проблему?

Александр Дугин: В ситуации, когда нет даже представления о государственной идее, когда власть не выдвигает мобилизующую людей концепцию или проект, которые могли бы объяснить гражданам, что за страна Россия и какая у неё цель, с самоидентификацией неизбежны проблемы.

Как найти этот сложный баланс между многоэтнической структурой общества и единой мобилизующей государственной многонациональной идеей? Эта проблема находится сейчас в тени. И люди в растерянности. Пролетев мимо либерально-демократической идеологии 1993 года, они сейчас находятся в идеологическом вакууме. И вынуждены заполнять этот вакуум кто как может. На этом фоне происходят сложнейшие миграционные процессы и абсолютно бесконтрольно, что очень опасно при различиях в трудовой этике и различных доходах в регионах гигантской полиэтнической страны.

При таком хаосе на всё это люди реагируют самым непредсказуемым образом. Но при этом, я опять хочу подчеркнуть, здесь нет идеологии, это - реакция. А государство занимает очень странную позицию: оно молчит. То ли вожди набрались либеральных идей о невидимой руке рынка, которая всё расставит на места. То ли они выжидают момент, когда можно будет вбросить государственную идею. Но тем не менее ситуация становится всё хуже и хуже.

"Крымская правда": Но ведь во многих странах мира идеи рынка рано или поздно действительно всё расставляют на свои места. Почему России этот путь не подходит?

Александр Дугин: Потому что идея рынка, идеология свободного рынка базируется на протестантской этике. На Западе это развивалось естественно, и это путь, по которому европейские народы шли. В другие же зоны мира рынок приходил вместе с колонизацией. Поэтому рыночная идеология (имеющая, ещё раз подчеркну, в основе своей протестантскую этику) для русского сознания, для русской культуры абсолютно чужда.

Ничего рынок в России на своё место не поставил и не поставит. Но со своих мест кое-что сдвинет, создавая проблемы, в том числе и те, о которых мы сейчас говорим. Именно из щелей этой дисгармонии выползают эти самые ксенофобские, примитивные и агрессивные настроения, о которых мы сегодня говорим как об опасности и больших рисках для общества и государства.

Вывод прост: каждый народ создаёт свои собственные модели и идёт своим путём. Есть общечеловеческие ценности, но есть и культурные ценности, которые имеют различные истоки у разных народов.

"Крымская правда": Возвращаясь к нетерпимости, как, по-вашему, экономика западного образца делает людей (или отдельные их группы) врагами внутри одной страны?

Александр Дугин: Это хороший вопрос. Вообще люди конфликтуют между собой всегда, и враг необходим любому политически здоровому обществу. Вопрос в том, кто избирается в качестве врага. Никогда в эпоху русских империй внутренний враг не был обозначен как враг. Но была имперская форма идентификации внешнего врага. Сегодня без сформулированной идеологии государства враг оказался внутри его. В этой роли оказываются мигранты, люди другого этноса, другого вида.

Но внешний враг (когда есть чёткая идеология) существует на самом деле в любом обществе, в том числе и у демократичных американцев. Они говорят: "Против нас - страшные мусульмане, страшные Аль-Каида, экстремисты, фундаменталисты. Мы с ними боремся. Они - ось зла". Внешний враг для империи - своего рода залог отказа от внутреннего врага. В России имперское самосознание разрушается уже пятнадцать лет, и за это время, естественно, стал формироваться внутренний враг. То есть находящийся рядом, не похожий на тебя, поскольку идентичность нарушена.

"Крымская правда": Для мирного времени понятие "общий враг" всё-таки довольно странное. Мы сознательно и искусственно должны его найти и "назначить" на эту роль, чтобы снять внутреннее политическое напряжение?

Александр Дугин: Прежде чем рассматривать с моральной точки зрения то или иное явление, прежде чем начинать противодействовать тому, что с моральной точки зрения признаётся как зло, необходимо понять его причины.

Любое общество определяет само (это азы политологии), кто его друг, а кто враг. С этого начинается вообще политическая идентификация. Во все времена для всех - это общий закон. Понятие "свой" - это тождество. То есть, определив, кем мы являемся и кем точно не являемся, мы определим внешнего врага. Так выстраивается самоопределение любого общества. Если в России это не поймут, если чётко не самоидентифицируют, определив внешнего врага, то не изгонят из себя ксенофобию.

Вопрос о внутренних врагах отпадёт, как только определится враг внешний. И начало этому уже положено. Президент РФ в своей мюнхенской речи сказал, что глобализация, однополярный мир - это наш серьёзнейший враг. И этого вполне достаточно, чтобы мобилизовать общество.

"Крымская правда": Каким образом?

Александр Дугин: Надо очень чётко уяснить, что в современном мире Россия будет либо великой, либо её не будет вовсе. Надо выдвинуть лозунг построения суверенного сильного государства, вложив всю этническую и историческую энергию в построение евразийской империи. Это означает однозначно многополярный мир, а враг вовне - НАТО. Соответственно, тот, кто против НАТО, - друг, тот, кто с НАТО, - враг. Представители близких республик (например, азиатских, входящих в ЕврАзЭС, - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), безусловно, в этой ситуации друзья.

В этой ситуации все ощутят себя солидарными. Эта евразийская общая идентичность и станет преградой на пути ксенофобии, расизма и шовинизма.

"Крымская правда": И что, каждый молодой человек, вчера участвовавший в межэтнических разборках, осознав НАТО врагом, изменится? Такое может быть?

Александр Дугин: Конечно. Если он осознает себя частью цивилизации, частью государства, которому угрожают глобализация и однополярный мир.... Если ему угрожает продвижение НАТО к его границам, то НАТО и США могут быть личным врагом любого молодого человека. Путин сделал в этом направление шаги. Теперь дело за народом.

Беседовал Артём Владов

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3600