Международное Евразийское Движение
Тексты | Первые аккорды симфонии | Слово о модернизации без вестернизации | Михаил Мошкин: ''Церковь предлагает народу и элите выход из нынешнего тупика, и очевидно, что в строительстве новой России духовные иерархи сыграют важнейшую роль'' | 22.03.2007
    22 марта 2007, 01:02
 
Под святым патронажем

Институт духа

Наша цивилизация

Солидаризм

Первые аккорды симфонии

Слово о модернизации без вестернизации

Россия по конституции – светское государство. Церковь от государства отделена. Но из этого вовсе не следует, что Церковь должна быть отделена от общества, что она не смеет выходить за пределы церковной ограды, и должна замкнуться исключительно на ритуально-обрядовой стороне своего служения. Во все времена священнослужители – носители духовной, метафизической истины, - были не просто «служителями культа» (а именно такую резервацию для Церкви выделяли сторонники «диалектического материализма»), но пастырями, учителями и просветителями человеческих душ. И сейчас – после десятилетий советских и постсоветских экспериментов, именно Церковь остается, пожалуй, единственным социальным институтом, доверие к которому не утрачено.

Когда мы говорим о Церкви, то, прежде всего, имеем в виду Русскую Православную Церковь. Ведь результаты социологического опроса, проведенного недавно ВЦИОМ, свидетельствуют о том, что православными себя считают 63% жителей России, в то время как к убежденным атеистам себя причислили лишь 16% опрошенных.

Посему и Всемирный русский народный собор, который ежегодно проводится под эгидой Московской Патриархии – имеет не сугубо узко-церковное, но социально-политическое измерение. Достаточно сказать, что в работе нынешнего, XI-го по счету собора приняли участие не только иерархи и духовенство РПЦ, представители Русской православной церкви за рубежом, старообрядчества и традиционных конфессий, но и министры, губернаторы, сенаторы и депутаты (кстати, не исключая лидера Компартии Геннадия Зюганова).

 

 

 

Архивы Евразии

22.03.2006 - С православной точки зрения Николай Второй и его семья - мученики, то есть люди, пострадавшие за правое дело

Но лишь на первый взгляд может показаться, что прошедший в начале марта собор был всего лишь демонстрацией лояльности Церкви государству, и полнейшим одобрением того, что в последние десятилетия происходило в стране.

Напомним, что на соборе откровенно и нелицеприятно говорилось о том, что, по мнению наших либералов, является естественной и неотъемлемой частью бытия – а именно о катастрофическом разрыве между богатыми и бедными. «Монахи и священники рассуждают о макроэкономике», - не без иронии замечали журналисты. Но кому, как не Церкви говорить о язвах и пороках этой самой макроэкономики, коль скоро в самой ее основе лежит дух и стяжательства и сребролюбия – а сребролюбие, по слову святого апостола Павла, есть корень всех зол.

«Культ обогащения как главной цели жизни человека проповедуется с академических кафедр, политических трибун, телеэкранов, газетных и журнальных страниц», – с горечью констатировал святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий. И как подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, именно те вчерашние партийные и комсомольские работники, что ещё недавно с трибун призывали народ к построению общества равенства и справедливости, в постсоветской России стали миллиардерами. «Стыдно перед всем миром», - сказал владыка Кирилл, - что когда одни позволяют себе роскошные развлечения, другие (а их как минимум 20%) живут настолько ниже прожиточного минимума, что это становится неприличным. «У нас есть колоссальные природные ресурсы, высокий уровень образования народа, и, когда нас спрашивают: почему вы бедны, мы не можем найти ответа». Ответом на вызовы современного мира может стать построение в России этически – нравственно ориентированной экономики, о которой говорил в своей речи предстоятель РПЦ Алексий II.

Ряд идей, высказанный участниками конгресса, уже сейчас получает воплощение в действиях власти: к примеру, Россия отказывается подписывать Европейскую Энергетическую хартию, которая предоставила бы Западу возможность бесконтрольного доступа к нашим природным ресурсам. Идет работа по созданию нефтегазовой биржи – этот проект был поддержан президентом Владимиром Путиным. И как заметил митрополит Кирилл, многое делается в рамках национальных проектов – тот же «материнский капитал», позволяющий поддержать молодые семьи. Что-то – например, справедливое перераспределение Стабфонда – возможно, дело будущего.

Но Церковь взяла на себя смелость – и вполне обоснованно! – предложить государству и обществу идею, коренным образом меняющую всю парадигму современного экономического и политического строя. «Россия должна быть современной развитой промышленной и аграрной державой, с высоким уровнем образования и развитыми институтами гражданского общества. Но одновременно должна оберегаться духовно-нравственная основа нашего бытия - иначе страна погрузится в хаос. Реформы в нашей стране не должны посягать на культурный код России. Это значит, что при проведении модернизации страны надо искать ценностные основания в собственной духовно-культурной традиции. Модернизируясь, Россия не должна разрушать своей духовной и культурной матрицы, сформировавшейся на протяжении тысячелетней истории и лежащей в основе единства нации. Модернизация России станет на прочные ноги только в том случае, если мы будем искать вдохновения в собственной традиции, соединяя современность с историческим опытом нашего народа», - было сказано митрополитом Кириллом.

Итак, модернизация без вестернизации. Такую чеканную формулу предложил XI Всемирный русский народный собор. В эту формулу возрождения независимой сильной державы укладывается идея и «суверенной демократии» - об этом говорили участники встречи, где, напомним, присутствовало множество представителей властной элиты. Но Русский народный собор предлагает большее. Радикальное обновление, головокружительный технологический прорыв – но при этом верность национальному духу, Традиции и вечной Христовой истине. Церковь предлагает народу и элите выход из нынешнего тупика, и очевидно, что в строительстве новой России духовные иерархи сыграют важнейшую роль.

Но каким будет это сотрудничество? Очевидно, что это не слияние Церкви и государства – это мы уже «проходили» в синодальный, петербургский период, и такая бюрократизация ни к чему хорошему не привела. И не отторжение государства от животворного духовного водительства Матери-Церкви. А уникальный принцип, пришедший из Второго Рима – Константинополя, и воспринятый Третьим Римом – Московским царством, Святой Русью, - принцип симфонии священства и царства – созвучия и сотрудничества власти светской и власти церковной.

Михаил Мошкин

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3580