Международное Евразийское Движение
Аналитика | ''Северный Кавказ'' | Хитрости Большой Игры | Сергей Шакарянц: ''Возможная война нужна США и для того, чтобы в очередной раз ослабить позиции России'' | 14.03.2007
    14 марта 2007, 00:21
 
Северный Кавказ Блеф Ирана заключается в том, что власти ИРИ излишне раздувают пропаганду вокруг своих успехов в сфере ядерных исследований

Война США против Ирана - угроза всему Закавказью

Кризис вокруг Ирана и возможные сценарии развития событий

Ирану невМАГАТЭ

Хитрости Большой Игры

Кто и как блефует вокруг "ядерной проблемы" Ирана

Опубликовано в независимой межрегиональной газете "Северный Кавказ" № 8 от 27 февраля 2007

Удивительным образом события первых двух месяцев текущего года напоминают ситуацию января-февраля года прошлого. Сравнивая действия и заявления сторон, так или иначе вовлеченных в пресловутую «проблему иранского ядерного досье», невольно приходишь к выводу, что, например, США, в качестве основного мирового застрельщика любой антииранской пропагандистской кампании, по неизвестным широкой мировой общественности причинам и резонам считают, что именно зимний период лучше всего подходит для того, чтобы усиленно бряцать оружием.

По вполне понятным причинам, страны и народы Кавказа не может не интересовать, в чем суть этой вроде бы лишенной логики «игры» вокруг Ирана и каким именно образом ее негативное развитие может повлиять и на ситуацию в регионе в целом и на дальнейшие перспективы развития самого Кавказа. Ситуация настолько запутанная, что сегодня вряд ли найдется хоть один более или менее серьезный эксперт, который взял бы на себя смелость утверждать, что же в итоге ждет Иран и близлежащие страны. Пожалуй, есть смысл прислушаться к одной из точек зрения, прозвучавших из Москвы. Фамилии лиц, высказывавших данное мнение, особого значения не имеют - главное, что эти люди принадлежат к числу признанных в России представителей экспертного сообщества.

 

 

 

Архивы Евразии

14.03.2006 - Американцы устраивают революции, но проигрывают то, что следует за ними

Согласно этой точке зрения, вокруг вопроса о «ядерном досье» Ирана блефуют обе главные действующие стороны - и Вашингтон, и Тегеран. Блеф США заключается в том, что американцы вот уже 3-4 года, особенно зимой, упорно говорят о намерении начать войну против Ирана или же нанести так называемые «превентивные» удары, не исключено - и ядерные.

Блеф же Ирана заключается в том, что власти ИРИ, во-первых, излишне раздувают пропаганду вокруг своих успехов в сфере ядерных исследований. Во-вторых, говорят, что вполне готовы к войне и даже к нанесению «асимметричных», но разящих контрударов по тем странам, которые могут быть вовлечены в потенциальную войну против Ирана.

Сторонников этой версии немало и на Западе. Примерно с такими же комментариями, например, выступала в конце января британская газета «The Observer».

Еще летом прошлого года российские специалисты-атомщики и представители Министерства обороны РФ успокаивали мировую общественность, заявляя, что Иран далек не то что от создания ядерного оружия, но даже от получения соответствующих технологий, чтобы наладить у себя процесс обогащения радиоактивных металлов. Однако в последние недели прозвучали и другие точки зрения из Москвы, причем озвучили их весьма видные эксперты. Они также не исключили возможности начала американцами войны против Ирана. Так, выступая на пресс-конференции в агентстве РИА «Новости», вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов отметил, что подобная вероятность достаточно высока. Более того, по его мнению, основной причиной давления США на Иран является «стремление Америки установить полный контроль над стратегическими регионами мира и коммуникациями», а также «окружить» Россию с ее юго-западных границ. «Если разразится агрессия против Ирана, война придет на границы России», - указал Л. Ивашов.

Уже 23 февраля конфликтолог, иранист, главный редактор финансово-аналитической газеты «Деньги» Рауф Раджабов фактически поддержал мнение Л. Ивашова. Он отметил, что практически любые экономические санкции против Ирана скорее всего приведут к значительному снижению экспорта иранской нефти, что, в свою очередь, неизбежно взвинтит мировые цены на нее. Поскольку от этого пострадает экономика европейских стран, вышеуказанные санкции вряд ли решатся применять. И если военная операция США в отношении Ирана все же станет неизбежной, то, учитывая позицию России и Китая, а также то, что вероятность принятия такого решения Советом Безопасности ООН равна нулю, решение о ведении войны против ИРИ придется принимать самим США вместе с союзниками по НАТО, причем явно не всеми. Одним из последних подтверждений достаточно высокой вероятности проведения США военной операции в Иране, по мнению Р. Раджабова, является заявление американского сенатора Сэма Браунбека во время выступления в Институте AEI, который по праву считается главным мозговым центром неоконсерваторов США: «Всем нам должно быть абсолютно ясно, что мы никогда не сможем создать светский и свободный Ирак или Афганистан, пока существует иранский режим».

И поскольку очевидно, что СБ ООН не сумеет принять резолюцию, санкционирующую военное вторжение в Иран, то альтернативой для Пентагона будет нанесение превентивных ударов по иранским ядерным объектам. Благодаря такому подходу США, конечно же, удастся избежать огромных потерь, к которым привели бы вторжение в Иран и его оккупация. Но при таком сценарии существующий в ИРИ режим останется у власти и будет в еще большей степени, чем раньше, стремиться к получению ядерного оружия. Нанесение превентивных ударов может привести к тому, что Иран начнет затем с удвоенной энергией восстанавливать то, что будет уничтожено американцами. Вероятный ответ со стороны Ирана на удары ВВС США - резкая активизация поддержки антиамериканского сопротивления в Ираке, с возможным участием в партизанском движении в Ираке иранских военнослужащих.

Тегеран, будучи убежденным в неизменности позиции Москвы и Пекина, также рассчитывает на то, что страны ЕС со значительной долей мусульманского населения не посмеют участвовать в антииранской операции, что ослабит «упреждающий» удар США. В Иране также не без оснований надеются на мощнейшую волну антиамериканских выступлений во всех странах мусульманского мира, а в идеале - даже на свержение некоторых прозападных режимов в Египте, Саудовской Аравии, Алжире, Кувейте, Афганистане, Пакистане, Ираке. Тем не менее Тегерану не удастся избежать начала военной операции против себя, считает Р. Раджабов. Видимо, администрация Буша просчитала различные варианты и пришла к выводу, что риск позволить Ирану завладеть ядерным оружием перевешивает все иные риски, связанные с будущей его оккупацией. К тому же Буш надеется завершить военную операцию против Ирана до конца своего второго президентского срока, так как не стоит сбрасывать со счетов, что в Белом доме надеются на успешную «предвыборную» войну в пользу республиканского кандидата.

Возможная война нужна США и для того, чтобы в очередной раз ослабить позиции России. Причем в регионе, имеющем для интересов национальной безопасности и обороны РФ самое важное значение, то есть на Кавказе и в Прикаспии.

Так что же имеет место? Блеф? Или серьезная подготовка к войне? Причем - с обеих сторон.

Мы уже в прошлом году обращали внимание на военные учения «Великий Пророк» (март-апрель), в ходе которых иранцы производили учебные запуски своих новейших ракет и морских торпед, а также наглядно продемонстрировали наличие в своих военно-морских силах на Каспии мини-подлодок, и на военные учения «Удар Зольфагара» (август-сентябрь), которые охватили практически всю территорию Ирана, начавшись где-то с Хорасана и ирано-афганской границы и завершавшиеся на побережье Персидского залива, а также в непосредственной близости от ирано-азербайджанской границы. Даже эти учения привели Запад в замешательство, не говоря уже о соседних закавказских республиках, испытавших нечто подобное шоку. Ведь раньше считалось, что Тегеран зачастую преувеличивает свои успехи в сфере подготовки армии, флота и сил безопасности.

Однако в этом году Иран не стал ждать весны. Уже в конце января прошли масштабные учения на севере страны, в ходе которых иранские военные произвели успешные запуски ракет «Зальзаль» (радиус действия - 350 км) и «Фаджр-5» (радиус действия - 70 км). В начале февраля прошли крупные учения военно-воздушных и военно-морских сил в районе Персидского и Оманского заливов, в ходе которых Иран провел успешные испытания российских зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1», поставленных ранее. Затем фактически сразу же после того, как рядом СМИ на Западе и в арабских странах были опубликованы «утечки информации» о готовности США уже весной начать военные действия против Ирана, Тегеран начал новые учения, дав им кодовое название «Эгтедар» («Мощь»). В них принимали участие сухопутные войска Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), проходили они сразу в 16 провинциях в три этапа с участием 20 мотострелковых бригад. Были произведены испытания современных образцов вооружений иранского производства. На вторые сутки после начала этих третьих по счету в нынешнем году учений источники в Тегеране подтвердили, что рассматривается вариант развития событий, предусматривающий «круговую оборону» ИРИ и ведение «асимметричной войны» против потенциального агрессора с применением прежде всего ракетных видов вооружений.

Вот это - явно не блеф, а профилактическое, превентивное предупреждение Западу, а также их возможным союзникам в регионе. Ведь ни от кого не ускользнуло, что испытывались иранцами в январе-феврале ракеты именно малого и среднего радиуса действия, а не стратегические ракеты.

В России считаются с любым вероятным сценарием развертывания событий. Власти РФ по-прежнему настаивают только на мирном пути урегулирования «ядерного вопроса» Ирана. Эта позиция не изменилась за те 3 года, что США пытаются добиться от Ирана отказа от национальных программ развития атомной сферы, а от России - самоустранения из иранской программы строительства АЭС. Но вот что же происходит в связи с этим в странах Закавказья - порой трудно понять. В особенности - в Армении и Азербайджане. Нет, речь не о властях этих республик. Власти как раз ведут себя сдержанно. И, более того, постоянно пытаются призвать занятые в конфронтации с Ираном стороны к благоразумию. В качестве наглядного примера сошлемся на азербайджанского президента Ильхама Алиева, заявившего недавно в интервью немецкой радиостанции «Deutsche Welle»: «Каждая страна может обладать ядерной энергией для ее использования в мирных целях, если этот процесс основан на международных правилах. Нужно вести мирные и конструктивные переговоры в здоровом духе, с обеспечением права Ирана на обладание ядерной энергией и прав международных организаций, выражающих беспокойство этим вопросом. Конечно, как соседняя страна, мы обеспокоены возможным развитием событий. Мы настоятельно рекомендуем всем сторонам решать эту проблему мирным путем».

Позиция Еревана от позиции Баку именно в этом вопросе ничем не отличается. Здесь интересы Армении и Азербайджана полностью совпадают: война в регионе не только нарушит хрупкое равновесие в Закавказье, но и существенно «задавит» экономически, экологически и иными «способами» и Армению, и Азербайджан. Кстати, в последние недели февраля иранская дипломатия резко активизировалась не только в Армении и Азербайджане, но и в Турции.

Зато некоторые фланги внутриполитической оппозиции в Армении и Азербайджане фактически не просто активизировались, но усиленно распространяют точку зрения о том, что «опять пора» вытеснить Россию из региона, так как, мол, война США против Ирана неизбежна. И закончится она, безусловно, поражением Ирана, после чего американцы уже вплотную «займутся Россией». Объективно говоря, сторонников открытого перехода своего государства на антииранские позиции в Азербайджане больше, чем в Армении. Мы имеем в виду как экспертов-аналитиков, так и деятелей из оппозиционных партий, берущихся публично призывать и власти своей страны, и общественность к необходимости во всем следовать курсу США в регионе. Именно эти круги в январе-феврале не стеснялись говорить о якобы появляющемся «холоде» в российско-азербайджанских отношениях, хотя этот тезис категорически опровергался представителями властей как самого Азербайджана, так и России.

В Армении же оппозиционеры предпочитают говорить завуалированно, вслух не упоминая об Иране. Лидеры партий «Оринац еркир» («Страна закона») и «Анрапетутюн» («Республика») Артур Багдасарян и Арам Саркисян поспешили выразить свою лояльность интересам США в регионе после своих странно скоропалительных поездок (разумеется, в качестве «частных лиц») в Вашингтон. А лидер партии «Жарангутюн» («Наследие») Раффи Ованнисян и сам до 2002 года был гражданином США, что, конечно, само по себе еще ни о чем не говорит, но все же, учитывая его нынешние высказывания, в частности, пропаганду американского плана открытия армяно-турецкой границы, можно и его считать одним из важнейших агентов влияния США в Армении. Ну а все, что исходит от США - не будем наивны, - объективно противоречит «иранскому вектору» во внешней политике современной Армении.

Давно стало очевидным, насколько готовы оппозиционеры и в Армении, и в Азербайджане на фактическое предательство национальных интересов своих стран - лишь бы заручиться полной и безоговорочной поддержкой США во время своих внутренних выборов.

Любопытно, что в Грузии, например, сдержанными в «иранском вопросе» были и власти, и внутриполитическая оппозиция. По сути, в Тбилиси предпочли вообще промолчать. Небывалая ситуация - ведь ранее именно Грузия чаще всего позиционировала себя как последовательного проводника интересов США в Закавказье. Более того, ряд заявлений Михаила Саакашвили, сделанных еще 23 февраля (например, что «Владимир Путин для России - это действительно очень важная и большого исторического значения фигура» или что «сегодняшняя Россия, с идущими в ней процессами - это по многим направлениям совсем другая Россия, чем была несколько лет назад») в ходе встречи в Тбилиси с представителями грузинских и зарубежных СМИ, наводят на мысль, что в Грузии почувствовали всю опасность разрастающейся конфронтации США с Ираном (а также и с тандемом Россия-Китай вокруг «иранского вопроса») для сугубо грузинских интересов. В конце концов, власти Грузии не могут не понимать, что иранские ракеты среднего радиуса действия запросто достигнут и грузинской территории в случае чего. И что единственной силой, способной уберечь мир от американо-иранской войны, в данном регионе была, есть и продолжит оставаться именно Россия.

В целом представляется, что время политического блефа в нашем регионе, как, впрочем, и вообще в мировой политике, неумолимо подходит к концу. Получается, что в конкретном выигрыше окажется та из сторон, чей блеф будет менее отдаленным от реалий. А в идеале - именно то государство, которое вовсе не блефует, а готово реально подкрепить слова делами.

Ждать осталось недолго. Ведь в конце спектакля на сцену выходят все актеры.

Сергей Шакарянц

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3565