Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''SNGnews.ru'' | Наша цивилизация | Александр Дугин: ''Становясь членом Русской Православной Церкви, каждый становится хотя бы немного русским'' | 07.03.2007
    7 марта 2007, 01:05
 
Александр Дугин

Наша цивилизация

Православие как цоколь исторического бытия

Опубликовано на портале "SNGnews.ru" 6 марта 2007

Казавшиеся еще вчера незыблемыми установки материалистических и атеистических идеологий сегодня на глазах рушатся, и мы, как на Востоке, так и на Западе, вновь возвращаемся к тем истокам, благодаря которым мы есть те, кто мы есть, к тем изначальным кодам, которые лежат в основе наших цивилизаций.

Православие и Геополитика

Всегда в сложные времена русский народ за советом и словом спасения обращался к Православной Церкви. Мы стали народом, тем, кем мы есть, благодаря Православию, под сенью Православия, внутри Православия. Как бы далеко мы не отходили от Веры Отцов, есть что-то такое, что сильнее всех исторических обстоятельств. И эта тайная сила заставляет нас вновь и вновь возвращаться к Матери-Церкви, к христианской вере, как духовной оси нашего общенародного, державного бытия.

Православие как цивилизация

Само выражение "православная цивилизация" очень много говорит нам. Цивилизация - понятие значительно более широкое, нежели религия. Религия подчас имеет сугубо личное измерение. Так, каждый человек волен сам выбирать свой путь ко спасению души, и в этом вопросе не может быть принуждения или насилия.

SNGnews.ru

Постмодерн и Россия

Тезисы выступления Александра Дугина на VI Всемирном Русском Народном Соборе

Об ответственности Путина перед Христом

Принадлежность к цивилизации, напротив, делом выбора не является. Цивилизация через множество путей - язык, культуру, этику, обычаи, символы, привычки, жесты, тексты, высказанные и подразумеваемые нормативы поведения - формирует личность сызмальства, закладывая основы взрослой жизни, конструируя самые первичные культурные реакции, порою наличествующие на бессознательном уровне.

Религия предполагает сознательный выбор, цивилизация - пронизывает нас помимо нашей воли, мы являемся ее продуктами независимо от того хотим мы этого или нет.

Поэтому, когда вопрос заходит о "православной цивилизации" мы должны сосредоточить свое внимание не столько на сознательных христианах, воцерковленных чадах Церкви, но на том культурном типе, который исторически сформировался и постепенно утвердился на Руси. Русский народ и есть зримый результат, воплощение "православной цивилизации". Все наши отличия от других народов (равно как и общее) - результат этого цивилизационного воздействия.

Русский характер-это результат влияния православной нравственности. При этом не суть важно отдаем ли мы сами себе отчет, откуда взялись такие специфически русские черты как созерцательность, небрежение дольними практическими делами, великодушие, открытость, доброта, общинность, сострадание к обездоленным, неприязнь к жесткой эгоцентрической конкуренции, жертвенность, любовь к Отчизне, смешение личного и социального, духовного и материального, интуитивность и эмоциональность оценок, приоритет правды, нравственности над законом и правом, удивительно проникновенное восприятие земли, почвы, чувство цельности, неприязнь к дробности мира, консерватизм (но вместе с тем любовь к крайностям) и многое другое. Каждый русский человек - в широком смысле каждый, кто испытал на себе воздействие русской цивилизации - обязательно в той или иной степени наделен этими чертами. И эти культурные черты суть ничто иное как православное учение, вошедшее в быт, в плоть и кровь поколений, это христианская нравственность, высокие идеалы Нового Завета, впитавшиеся в самую основу русской души.

Если пристально вглядеться в историю Руси и историю Русского Православия, можно проследить, каким образом богословские, догматические споры между Восточной Церковью и отпавшим от Вселенского Православия Римом еще со времен Византии (когда сама Русь была языческой и еще не познавшей Христовой истины) предопредели тот комплекс духовных, культурных, нравственных и даже бытовых установок, которые мы воспринимаем сегодня как естественные проявления русского характера. Загадочность русской души таится в таинственных судьбах Вселенского Православия, и поэтому разгадать ее методами чистого рассудка, действительно, не возможно. Православие для нас, русских, - наша матрица, цоколь нашего исторического бытия.

Формирование западной системы ценностей - в Европе, а позднее в США - шло по совершенно иной траектории, нежели судьбы русской, в широком смысле, евразийской цивилизации. Начиная с католичества через схоластику Средневековья и позднейший триумф рационализма, пути Запада вели в совершенно противоположном, в отличии от нашего, направлении. Для западного человека характерны: оттачивание практического рассудка, деловитость, индивидуализм, прагматизм, четкое юридическое сознание, строгое разделение частного и общественного, духовного и светского, дискретность оценок, рациональность, преобладание частных интересов над общественными, пристрастие к точным вербальным определениям, ориентация на разумную середину, взвешенность суждений, пренебрежение к созерцательности, слепая вера в прогресс, прагматическое отношение к природе и людям, технический склад ума и т.д.

Христианский Запад был взращен на рациональной латыни, с точными техническими терминами, христианский Восток - унаследовал сложную, парадоксальную, онтологическую лексику древних греков - народа философов и созерцателей. В Средние века это был догматический спор, потом - окончательный разрыв между двумя ветвями христианства. Но и в Новое Время, когда и Запад и Восток вышли из тех религиозных форм, которые их породили, цивилизационный результат оказался не менее разительным: стремительная секуляризация Запада породила индивидуалистический либерал-капитализм, секуляризация христианского Востока дала обратный результат - экстремальные формы общинности, социализм.

Переход к секулярным формам не снимает цивилизационных противоречий. Казавшиеся еще вчера незыблемыми установки материалистических и атеистических идеологий сегодня на глазах рушатся, и мы, как на Востоке, так и на Западе, вновь возвращаемся к тем истокам, благодаря которым мы есть те, кто мы есть, к тем изначальным кодам, которые лежат в основе наших цивилизаций. Правда заключается в том, что эти коды глубоко различны, и напряженные отношения между Востоком и Западом имеют не случайную природу и более чем тысячелетнюю историю.

В секулярной ли, в догматически религиозной ли формах, но наши цивилизации являются разными, существенно и глубинно отличными друг от друга. Поэтому говорить о едином "христианском мире", включающем все номинально христианские конфессии, могут только невежественные люди. Между "евразийской-православной" цивилизацией и "западной цивилизацией", действительно, существует противоречие, альтернативность, исторически сложившееся сложнейшее "или-или".

Такое положение прекрасно подтверждается законами геополитики. Геополитика утверждает, что между определенными типами государств и культур существуют более глубинные противоречия, нежели исторические претензии, различия социально-политических или экономических систем, конфессиональные разногласия, территориальные требования и т.д. Причем эти противоречия проявляются на самых разных этапах истории - как в религиозно-конфессиональных, так и в светских формах. Ярким подтверждением этому на современном этапе является и то, что после отказа России от идеологического противостояния с Западом и одностороннего роспуска Варшавского договора (а затем и ликвидации СССР), блок НАТО никуда не исчез и продолжает свое планомерное распространение на Восток.

То же самое мы наблюдаем и на примере пост-христианских обществ Запада и Востока. Большинство людей и на Востоке и на Западе уже не могут правильно произнести свой Символ Веры, даже не подозревая о той существенной богословской нагрузке, которая заложена в добавлении католиками Filioque, однако ощущение цивилизационной и духовной чужеродности остается при этом не менее острым.

Не конфликт цивилизаций, но диалог культур

Утверждая и признавая этот фундаментальный дуализм христианской и пост-христианской цивилизаций, мы должны перед своими предками и потомками, перед всем человечеством взять на себя ответственность за то, чтобы это безусловное различие цивилизаций не перешло в "конфликт цивилизаций", но развивалось в режиме их диалога. Идя навстречу всем мирным и созидательным инициативам, исходящим от Запада, мы должны твердо блюсти свою собственную цивилизационную идентичность, в уникальности которой (как показывает многие опросы) убеждено подавляющее большинство россиян. Более того, мы должны углублять ее, укрепляя в творческом диалоге и с Западом и с нехристианским, неправославным Востоком наше собственное цивилизационное, русское, евразийское "я".

Сторонники западничества, абсолютизирующие его исторический опыт и призывающие немедленно и безотлагательно "идти в Европу", строить по либерально-демократическому образцу "гражданское общество" (безжалостно уничтожая при этом нашу цивилизационную самобытность), демагогически пугают нас тем, что если мы, русские, будем настаивать на "особом пути", "особом цивилизационном выборе", на верности нашим традициям и нашим корням, то это, якобы, приведет к мировому конфликту, вызовет насилие и кровь. Это ложь. Трагическим конфликтом чревато пренебрежение к цивилизационным устоям, игнорирование мнением россиян, евразийцев, русских людей. Неоднократно нас пытались загнать "в Запад" силой, и исторический опыт России показывает, что из этого не получилось. И не получится. Гордое, свободное, достойное, осмысленное утверждение нашей цивилизационной самобытности, спокойное осознание своей силы, вера в свое величие - это и есть гарант мира и согласия, возможности вести открытый, доброжелательный и взвешенный диалог с другими цивилизациями. Величие России - не источник проблем и угроз, а залог нашей безопасности, что бы ни говорили вечные клеветники России.

Евразийство как сущностно православное явление

История и география демонстрируют нам удивительную преемственность Восточного христианства и особенно Русского Православия - в его культурно-социальном, этическом, психологическом и политическом планах с цивилизационным вектором, характерным для Востока и его традиций, и напротив, множество противоречий с основными векторами развития цивилизации Запада. Восток, Евразия - это понятие не чисто географическое, но духовное. На Востоке расположен рай, в эту сторону обращены алтари наших храмов. Каждый, кто принимает Православие, обращается к этому вечному невечернему Востоку, вступает на путь духовной истины. Становясь членом Русской Православной Церкви, каждый становится хотя бы немного русским.

Евразийство - это мировоззренческое и социально-политическое учение, разработанное горячими русскими патриотами, глубоко православными людьми, наследниками славянофилов, Достоевского, Константина Леонтьева и Данилевского. Это мировоззрение глубоко консервативное по духу, но открытое к диалогу с современностью, призванное не размыть нашу идентичность, но укрепить и развить ее, сделать ее активной, самосознательной, даже наступательной, если угодно.

Будучи православным в своем ядре, оно открыто для других народов России, в широком смысле Евразии, для других традиционных конфессий, приверженцы которых сохраняют верность русской цивилизации, российской государственности, константам нашей культуры, нашего исторического пути. Именно таким было и остается истинное евразийство - от православных патриотов князя Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Н. Н. Алексеева, Владимира Ильина, через великого русского историка Льва Гумилева до современного евразийства. Без Русской Православной Церкви, с нашей точки зрения, Евразии просто не может быть. Ее место в Евразии - центрально.

Счастливы будут те правители России, которые признают и согласятся с тем, что у нас есть свой особый путь, своя особая судьба, и еще более счастливы будем мы, русские люди, евразийцы, если у нас будут такие правители.

Александр Дугин,
руководитель Центра Геополитических экспертиз
экспертно-консультативного совета
по проблемам национальной безопасности
при ГД РФ,
основатель российской геополитической школы,
автор монографий, учебников и статей по геополитике,
доктор политических наук

 

 

 

Архивы Евразии

07.03.2006 - Шаг вперед, два шага назад


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3554