Международное Евразийское Движение
Аналитика | ''Северный Кавказ'' | Кто и что ждёт от Косово? | Сергей Шакарянц: ''Тбилиси активно использует провокации сразу на двух направлениях: и против Абхазии, и против Южной Осетии'' | 02.03.2007
    1 марта 2007, 16:06
 
Северный Кавказ Косово: на Кавказе всё это может повториться

Провал попытки государственного терроризма

Судьба Косово и судьба Европы

Кавказ на шахматной доске геополитической игры

Кто и что ждёт от Косово?

Кавказцы не собираются ориентироваться на политику Запада по Балканам

Опубликовано в региональной общественно-политической газете "Северный Кавказ" № 7 от 20 февраля 2007

После триумфального выступления Владимира Путина в Мюнхене не стихают комментарии в связи с тем, что именно глава российского государства высказал Западу свое мнение по поводу путей урегулирования конфликта в Косово. Серьезные решения сербских властей доказывают, что планы тех, кто выступал в данном вопросе с позиций Вашингтона, то есть был за силовое «продавливание» несправедливого плана урегулирования на Балканах, с треском провалились. По крайней мере, пока.

Мы не будем сейчас цитировать Президента России - СМИ достаточно подробно освещали его речь. На наш взгляд, с точки зрения интересов Кавказа и задач по сохранению стабильности и безопасности в нашем регионе, куда важнее помнить о том предостережении и, одновременно, предложении Путина, с которым он обратился к Западу еще во второй половине прошлого года.

Тогда российский Президент четко и однозначно дал понять своим партнерам на Западе, что если они все же вознамерятся предоставить нации-оккупанту независимость на сербской земле, то Западу не отвертеться от необходимости признать независимость ВСЕХ четырех де-факто независимых государств на пространстве СНГ. Помнится, российский лидер также предостерег Запад от попытки руководствоваться двойными стандартами при оценке путей урегулирования конфликтов в Косово и Метохии и в зонах конфликтов в СНГ.

Естественно, что ни в прошлом году, ни сейчас руководители западных государств не выражают готовности понять и принять позицию России. И это сегодня заботит общественность Кавказского региона намного больше, чем различные разговоры о том, будут или не будут членствовать в НАТО, например, Грузия и Азербайджан. А постановка данного вопроса, что называется, уже начата. Не зря в Тбилиси и Баку прибыли так называемые «оценочные комиссии» НАТО.

 

 

 

Архивы Евразии

02.03.2006 - Возвращенная память: буряты в пространстве двух империй

Кстати, даже азербайджанские СМИ на прошлой неделе активно обсуждали тезис о том, что руководство Североатлантического блока приступило к самой активной фазе «уговоров» азербайджанского руководства, пытаясь убедить Ильхама Алиева в необходимости последовать примеру соседней Грузии и «добровольно» обратиться к Брюсселю с просьбой о начале переговоров по вопросу о вступлении Азербайджана в НАТО. Само собой разумеется, что при появлении натовских «разделительных линий» уже и на Кавказе проблемы урегулирования наших региональных межэтнических конфликтов автоматически перерастут из категории локальных проблем в самый настоящий геополитический кризис.

Вот почему выступление Путина в Мюнхене было крайне важным. Хотя, объективно говоря, дискуссия между Россией и Западом (в том числе по вопросу Косово) началась еще 21-23 января нынешнего года, когда США «направили» канцлера Германии Ангелу Меркель в Сочи на переговоры с российским Президентом. И тогда не скрылось от глаз, что немецкий канцлер прибыла, не в последнюю очередь, с целью убедить Путина отказаться от известной позиции Москвы именно по косовской проблеме. В январе этого сделать не удалось - российский лидер подтвердил, что, во-первых, ему известно о категорическом несогласии Сербии на насильственное отторжение Косово и Метохии; во-вторых, еще раз подчеркнул, что если Запад не намерен защитить территориальную целостность Сербии, то и другие народы получают автоматическое право заявить о своих правах на создание независимых государств, причем это касается уже не только Кавказа и Приднестровья, но и многих регионов в самой Европе.

А. Меркель и в январе в Сочи, и в феврале в Мюнхене фактически пыталась шантажировать Россию, отказавшись от первоначально согласованных параметров и условий создания совместного российско-германского газо-энергетического консорциума. На наш взгляд, идя против объективных интересов как самой Германии, так и Евросоюза в целом, немецкий канцлер исполняла не волю «германских избирателей», как принято на Западе оправдывать самые нелогичные и непопулярные решения, а именно подчинялась наглому и неприкрытому диктату США.

В этом убеждают итоги крупного социологического опроса в Германии, проведенного сразу по окончании Мюнхенской конференции. Оказалось, что почти 70 процентов немецких респондентов абсолютно поддержали практически все основные положения речи В. Путина. Образно выражаясь, российский Президент во время переговоров с А. Меркель и во время конференции в Мюнхене куда больше заботился о национальных интересах немцев и стабильности и безопасности в Объединенной Европе, чем сама лидер страны, часто называемой в западных СМИ «локомотивом ЕС». Нонсенс!

Помнится, в ходе своего выступления в Мюнхене г-жа Меркель не скрыла от слушателей, что ЕС ожидает помощи России и в вопросе энергетической безопасности, и в вопросе урегулирования в Косово. Соотечественница г-жи канцлера, председатель партии немецких «зеленых» Ангела Бир продолжила мысль лидера Германии куда как ясно: «Не знаю, как мы сможем прийти к новому соглашению о партнерстве (ЕС и России - прим. авт.) на такой основе. Мы нуждаемся в России в сфере энергетики и по вопросу Косово. Он (Владимир Путин - прим. авт.) это знает, но, по-моему, он перегнул палку».

Да, не будем скрывать - сербская Скупщина (парламент), как и исполнительные власти Сербии, принимали свои решения о неприемлемости плана Мартти Ахтисаари по Косово, именно исходя из решительных тезисов речи Путина. То есть, ЕС и Запад в целом уже в полной мере ощутили, что значит не считаться с мнением России в важнейших проблемах, имеющих общеевропейское значение. Но куда важнее то обстоятельство, о котором умолчал в Мюнхене российский Президент. Хотя мог сказать. Запад ведь, столь нуждающийся в помощи и поддержке России, не собирался и не собирается учитывать интересы РФ, в первую очередь - проблемы в сфере российской безопасности, в том числе и в Кавказском регионе. На каком же тогда основании Запад ожидает от Москвы помощи в процессе урегулирования косовской проблемы или обеспечении энергетической безопасности и независимости ЕС?!

Выступление В. Путина в Мюнхене показало, что времена ельцинской неразберихи в вопросах обеспечения безопасности России безвозвратно прошли. И никто из Москвы не направится больше в Белград или, скажем, в Сухум с Цхинвалом, чтобы «уговорить» местных руководителей капитулировать перед Западом. Конкретнее - перед США и НАТО, ибо ЕС все же менее решителен, когда слышит громкие окрики из Москвы и напоминания о том, что «одностороннего базара» в вопросах обеспечения безопасности России больше не предвидится. В конце концов, любимая Западом же рыночная «система политики» предусматривала и предусматривает тысячелетиями известную формулу: ты - мне, я - тебе. Предложения российского президента о признании права аборигенного населения территорий Абхазии, Южной Осетии, да и Приднестровья, на независимость на своей земле, которые в прошлом году касались, в первую очередь, руководителей тех стран, которые вступили в вооруженные конфликты с отмеченными де-факто независимыми республиками на пространстве СНГ, сегодня уже прямо адресованы именно Западу. Который упорно старается «выбить» от Москвы долгожданную поддержку независимости чужеземных пришельцев-албанцев на сербской исторической земле, но при этом напрочь игнорирует тот факт, что, в частности, народы Кавказа, вовлеченные в свои межэтнические конфликты, обладают более легитимным правом на национальную независимость, чем косовары-албанцы.

Что ж, взаимоотношения России и Запада, в том числе и вокруг проблемы мирного урегулирования актуальных межэтнических конфликтов в Европе и на пространстве СНГ, - это, действительно, уже не сугубо региональные вопросы, а чистейшая геополитика. Можно сказать, что отмеченные конфликты, в том числе и наши, кавказские, уже стали предметом стратегических, пусть пока и виртуальных противостояний в мире.

А что же с самим Кавказом? Трудно не выразить самой серьезной обеспокоенности по этому поводу, потому что на прошлой неделе сохранялась крайне негативная тенденция к обострению ситуации в зонах абхазо-грузинского и осетино-грузинского конфликтов. Нет никаких сомнений, что виной тому провокационные действия и абсолютно губительная позиция властей Грузии. Не будем их перечислять, отметим лишь, что сохранилась и иная негативная тенденция, уже проявившаяся и в прошлом году, и в январе нынешнего. Теперь Тбилиси активно использует провокации сразу на двух направлениях: и против Абхазии, и против Южной Осетии.

Кстати, на Кавказе отмечается и полное осознание того, к какой региональной катастрофе хочет привести все народы, проживающие здесь веками, нынешнее руководство Грузии, своими руками отдающее собственную страну на заклание военно-стратегическим интересам США и НАТО. Отметим два официальных заявления, прозвучавшие 16 февраля из Закавказья.

В первом из них министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба на пресс-конференции в Москве по теме «Перспективы урегулирования «замороженных» конфликтов в Закавказье в связи с последними международными инициативами по Косово. Позиция Абхазии и Южной Осетии» четко расставил все акценты: «Утверждение, что косовская ситуация уникальна, и что этот прецедент не может распространяться на наши республики, по меньшей мере, наивно. Это часть процесса, происходящего после распада СССР и Организации Варшавского договора, когда многие страны получили независимость. Сейчас происходит очередной этап - независимость получают бывшие автономии. В российском экспертном сообществе существуют разные мнения по поводу того, нужно ли признавать независимость Абхазии. Некоторые полагают, что это опасно, что этого не надо делать. На это можно ответить следующее: Грузия скоро станет членом НАТО, как после этого поступит Армения? А Азербайджан? И что делать в этом случае Абхазии и Южной Осетии? И как потом поведут себя народы Северного Кавказа? Вопрос здесь стоит следующим образом: а нужны ли России Кавказ и Закавказье? Если нет, то независимость Абхазии и Южной Осетии можно не признавать, и тогда этот регион просто войдет в НАТО. Мы, со своей стороны, за присутствие России в этом регионе. Мы не хотим в НАТО!»

Во втором же глава МИД Южной Осетии Мурад Джиоев, выступая на той же конференции, заявил: «Наши непризнанные республики будут добиваться независимости, невзирая на Косово. Мы, - я вынужден повторяться, - объявили о нашей независимости еще в 1992 году. И произошло это в результате распада СССР и в соответствии со всеми нормами международного права. Но если все же привязывать нашу ситуацию к «косовскому прецеденту», то, если Косово будет признано, то международное сообщество должно будет признать и наши государства».

Как можно заметить, Абхазия и Южная Осетия четко понимают сложность текущей международной обстановки. Более того, их официальные представители имеют на руках оба плана действий - и на случай, если Запад все же пойдет на «продавливание» независимости захватчиков-албанцев на сербской земле, и на случай, если этого не произойдет. Действительно, в политико-правовом аспекте народы Абхазии и Южной Осетии обладают куда большими основаниями и аргументами для того, чтобы их государства были признаны международным сообществом, чем косовские албанцы. Однако эскалация напряженности, всячески подстегиваемая Грузией в регионе, все чаще вынуждает власти Абхазии и Южной Осетии выступать с жесткими заявлениями. Так, в ответ на похищение и «осуждение» двух членов сельских исполнительных администраций Гальского района абхазский президент Сергей Багапш 11 февраля подчеркнул: «Руководство республики не считает целесообразным вести переговоры с грузинской стороной до освобождения похищенных грузинскими спецслужбами граждан Абхазии, ответственных работников администрации Гальского района - Фридона Чакаберия и Давида Сигуа. Мы предпринимаем все возможные меры по их освобождению. Жесткая позиция абхазской стороны по этому вопросу доведена до миссии ООН и других международных организаций, заинтересованных в урегулировании конфликта. Пусть ни у кого не возникает иллюзий по поводу отношения руководства и народа Абхазии к Гальскому району. Это - исконная абхазская территория, и внимание властей Абхазии к этому району не будет ослаблено. Любые провокационные действия режима Саакашвили в Гальском районе будут жестко пресекаться».

По ситуации же в зоне осетино-грузинского конфликта 14 февраля выступил с заявлением Государственный комитет печати и информации Южной Осетии: «Судя по развитию ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта, грузинская сторона намерена добиться возобновления боевых действий. С этой целью в ход идут любые методы: от захвата заложников до ночных обстрелов жилых кварталов и постов правоохранительных органов Республики Южная Осетия. Так как параллельно подготовке почвы для возобновления войны против Южной Осетии идет информационная агрессия, грузинское руководство и грузинские СМИ за все, без исключения, инциденты возлагает ответственность на осетинскую сторону. Правоохранительные органы РЮО стараются до последнего не реагировать на провокации, в связи с чем спецслужбы Грузии прибегают к приемам и способам психологической борьбы. Так, за последнее время отмечено подбрасывание на посты МВД РЮО листовок, содержащих призывы открыть огонь по позициям силовых структур Грузии. Далее в листовках идут смертельно оскорбительные для кавказского менталитета высказывания в адрес отказавшихся стрелять. Подобные провокационные акции проводятся в расчете на то, чтобы международные наблюдатели имели возможность хоть раз зафиксировать открытие огня с осетинской стороны. Однако отметим, что силовые структуры РЮО имеют строгий приказ открывать лишь ответный огонь».

Вот так... Косовская проблема еще раз, и довольно сильно «аукнулась» на Кавказе. Остается лишь воздать должное руководителям Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха: все-таки, в этом случае сдержанности и мудрости намного больше, чем у Грузии в ее отношениях с Абхазией и Южной Осетией.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3545