Международное Евразийское Движение
Тексты | ''Северный Кавказ'' | Карабах совершает грубые ошибки | Ваграм Агаджанян: ''Думается, прежде чем высокопарно огрызнуться Западу, стоило бы навести порядок в собственном доме'' | 16.01.2007
    16 января 2007, 00:32
 
Северный Кавказ Демократические права для этнического большинства?

Релевантные ссылки:

Двойные стандарты западной дипломатии

Санитарная кухня

О Кавказе с пристрастием

Карабах совершает грубые ошибки

Демократические права для этнического большинства?

Опубликовано в независимой межрегиональной газете "Северный Кавказ" № 1 от 9 января 2006

Конституционный референдум, прошедший в Нагорном Карабахе в декабре минувшего года, вызвал гневную реакцию практически всех известных западных структур. «Референдум в Нагорном Карабахе, организованный властями самопровозглашенной республики, не имеет законной силы, и его результаты не будут признаны мировым сообществом. Окончательное решение о статусе Нагорного Карабаха может быть выработано исключительно через процесс политических переговоров, посредником в которых является Минская группа. Будущее решение карабахской проблемы должно быть принято исходя из принципов уважения прав человека, и если для его одобрения понадобится народный референдум, то такое волеизъявление должно быть свободным, честным и доступным для каждого», - говорится в официальном коммюнике генсека Совета Европы Терри Дэвиса.

«ОБСЕ не признает итоги референдума в Нагорном Карабахе, поскольку такой референдум является контрпродуктивным в свете продолжающегося процесса урегулирования конфликта, где в последнее время наметился заметный прогресс, как это признают и сами стороны. Мы не приветствуем действия, которые могут подвергнуть риску прогресс на этом многообещающем этапе. Причиной непризнания этого референдума является и то, что никто из членов международного сообщества не признает так называемую Нагорно-Карабахскую республику как независимое государство», - подчеркнул Действующий председатель ОБСЕ Карел де Гухт.

 

 

 

Архивы Евразии

16.01.2006 - ''И все же нам, русским, есть чему поучиться у Америки''

«Референдум означает выражение и учет мнений всех заинтересованных сторон. Однако в отношении того, что проводилось в Нагорном Карабахе, применить термин «референдум» чрезвычайно сложно», - такое мнение высказал бывший докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по Азербайджану швейцарский дипломат Андреас Гросс.

«Референдум содержит принципиальные моменты, с которыми мы не можем согласиться, поскольку он предрешает вопросы, которые надо решить в ходе переговоров, в том числе и статус Нагорного Карабаха», - заявил армянским журналистам специальный представитель Евросоюза по Южному Кавказу Питер Семнеби, прибывший в декабре в Ереван.

От европейских коллег не отстал и Госдепартамент США, чей официальный представитель Эдгар Васкес выразил «сожаление по поводу референдума, закрепляющего независимость региона». Власти Армении и Нагорного Карабаха, естественно, не отмолчались и выступили с ответными заявлениями, причем в довольно грубых, недипломатичных тонах. «Это откровенное проявление неуважения к историческому для народа НКР событию - всенародному референдуму по Конституции, - комментируя заявление председателя ОБСЕ Карела де Гухта, сказал пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян. - Подобное отношение может лишь пошатнуть доверие к ОБСЕ и группе посредников. Уверен: лучшее, что эти господа, как и, кстати, «комментаторы» из Совета Европы могли сделать, - это промолчать».

«Это наше дело - иметь Конституцию или нет, - заявил журналистам руководитель Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. - Вообще мне непонятно, что значит признавать или не признавать Конституцию. Считаю, что надо говорить о сути Конституции - соответствует она европейским стандартам или нет. Отклик Евросоюза нелогичен, и я сказал об этом его спецпредставителю. Международное сообщество должно содействовать демократическим процессам в НКР».

Можно, конечно, согласиться с пресс-секретарем президента Армении и лидером Нагорного Карабаха. На карикатурные выборы в Ираке или, скажем, в Косово соответствующие структуры Европы или США почему-то не реагируют, напрочь «позабыв» о демократических ценностях и завоеваниях. Великие знамена «демократии» вздымаются только в случае Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья или Карабаха. Геополитика-с, так сказать; здесь, видимо, трудно быть объективным. Но речь не об этом.

Речь о том, что в вопросе карабахского референдума критика западных структур более чем справедлива. Власти Армении и Нагорного Карабаха, «организовав» проведение конституционного референдума, совершили просто поразительные ошибки, которые не могли остаться незамеченными. И сетовать на других из-за собственных огрехов, наверно, не совсем уместно.

Начнем с того, что изначально было сфальсифицировано число избирателей в непризнанной республике: в Нагорном Карабахе не проживает 144 тыс. человек, как это преподносит официальная армянская пропаганда. Население НК не достигает и 90 тыс., и это легко доказывается даже правительственными данными. Такого массового исхода населения, как это происходит сейчас, не было зафиксировано в годы войны и даже при азербайджанских властях. Не выдерживая беззаконий и произвола военно-полицейского режима, установившегося ныне в НК, десятки тысяч карабахцев покидают родину в поисках лучшей доли. Сомневающимся посоветуем провести перепись карабахских армян, переехавших в Россию, страны СНГ, США и Европу. Значит, число избирателей, принявших участие в голосовании, не могло достичь 90 тысяч. По той простой причине, что избирателей в НК - не более 60 тысяч человек.

Второе. Десятки граждан НК в беседе с корреспондентом «СК» сообщают, что в глаза не видели новую Конституцию и голосовали неизвестно за что. Просто по славной традиции старых добрых времен руководители предприятий и учреждений по указке «сверху» сгоняли своих работников на избирательные участки, где и происходил добровольно-принудительный «одобрям-с». Никаких предварительных обсуждений проекта Конституции. Никаких поправок или изменений. Потому что статья 66 «Основного закона НКР» позволяет нынешнему лидеру НК «избраться» на пост главы государства в 3-й и 4-й раз. А, мягко говоря, не симпатизирующее ему население Карабаха может с этим не согласиться, посему и не должно предварительно ознакомиться с тем, за что голосует.

Третье. Часть граждан «независимой» НКР участвовала на выборах с паспортами Армении, другая часть - с паспортами несуществующего СССР. Других паспортов в Карабахе нет. Налицо невиданная доселе юридическая мутация: граждане двух других признанных государств (причем одного несуществующего) голосуют за принятие Основного закона третьей непризнанной страны. Насколько все это соответствует Хельсинкским соглашениям и Женевским конвенциям и почему все это должны приветствовать в Европе - не всем ясно.

Но даже не это самое главное. Самым важным упущением является то, что власти НК, обвиняющие Азербайджан в недемократичности, не удосужились даже пригласить граждан Карабаха азербайджанской национальности принять участие в референдуме. Число последних в довоенный период достигало 38 тысяч человек, примерно четверть населения республики. С ужесточением армяно-азербайджанского конфликта они, по понятным причинам, вынуждены были покинуть НК (точно так, как покинули Азербайджан 500 тысяч армян, которых официальный Баку тоже особо не жалует).

Можно было вспомнить о соотечественниках-азербайджанцах, создать условия для их участия в голосовании, пусть даже в одностороннем порядке открыть для этого границу с Азербайджаном. Наверняка беженцы-азербайджанцы не вернулись бы, наверняка проигнорировали бы плебисцит, но НК доказал бы, что действительно стремится построить правовое государство, где уважаются права всех граждан независимо от их национальной принадлежности.

Почему бы одновременно с избирательным правом не восстановить и другие права карабахских азербайджанцев? Скажем, право на компенсацию за утраченную в ходе боевых действий собственность. Опять-таки в одностороннем порядке. К примеру, выплатить каждой азербайджанской семье, проживавшей в НК, символическую сумму в 3000 долларов. Смехотворная сумма, составляющая стоимость 3-4 иномарок армянских олигархов. Почему бы не показать общественности западных государств, что НК и впрямь придерживается принципов народовластия и думает о простых гражданах не только армянской, но и азербайджанской национальности?

Но о них в «демократическом» Карабахе позабыли, видимо, считая, что демократия существует для показухи и только для этнического большинства, хотя к последнему оно тоже применяется избирательно. Думается, прежде чем высокопарно огрызнуться Западу, стоило бы навести порядок в собственном доме, чтобы на равных вести диалог с европейскими «учителями». И поменьше на зеркало пенять. Оно уж точно не всегда виновато.

Ваграм Агаджанян

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3473