Международное Евразийское Движение
Тексты | "Северный Кавказ" | Восток вытесняет Запад из Закавказья | Вадим Новиков: "Почти повсеместно на Ближнем Востоке как-то «незаметно» мировое сообщество вновь начало «замечать», что авторитет России в мусульманском мире по-прежнему высок" | 26.12.2006
    26 декабря 2006, 20:07
 
Северный Кавказ Трудный путь в цивилизацию

Релевантные ссылки:

Кто прикрывается американцами?

Что и где собираются "умиротворять" страны-члены ГУАМ?

Европа как миротворец

Восток вытесняет Запад из Закавказья

Американская политика сдаёт позиции

Опубликовано в независимой межрегиональной газете "Северный Кавказ" № 50 от 19 декабря 2006

Еще недавно во всех странах Закавказья шли весьма заинтересованные и серьёзные разговоры о том, что вскоре в нашем регионе к числу уже известных стратегических «игроков» добавится и Европейский Союз. Многие слои общественности в Грузии, Армении и Азербайджане, конечно, воодушевились в связи с этими разговорами и начали предугадывать свои будущие желания и ожидания в связи с возможной «ускоренной процедурой» прихода ЕС в регион.

В основном радужные надежды заполучить какие-то ниши в рамках ЕС связывались с тем, что, действительно, в объединённой Европе стал актуальным вопрос о возможном членстве Турции в ЕС. Тут надо обязательно напомнить, что с 2001-2002 гг. Запад почему-то воспринимает Закавказье только как «единое целое», напрочь игнорируя не только особенности исторического развития Грузии, Армении и Азербайджана, но и уровни развития государственности в этих республиках.

Ну а поскольку «спонсором» процесса вовлечения Турции в евроинтеграцию выступали США, усиленно навязывавшие всем закавказцам (пожалуй, за исключением Азербайджана - всё-таки в этой республике отношение к Турции и в советские времена было особым) именно Анкару в качестве «путеводной звезды» к ценностям демократии западного типа, то, понятное дело, и в Европе появились апологеты «привязывания» Закавказья именно к Турции.

 

 

 

Архивы Евразии

26.12.2005 - Сектор газа

И, видимо, существовал реальный план примерно такого содержания: вначале в ЕС «впускают» Анкару, затем начинается та самая «ускоренная процедура» вовлечения в евроинтеграцию и закавказских республик. Но не по отдельности, а что-то вроде (как бы странно и претенциозно это ни звучало) «кавказского Бенилюкса» или, что чуточку ближе к истине, «кавказской Прибалтики». Не потому ли, кстати, именно прибалтийские республики из кожи вон лезут, пытаясь чему-то «научить» закавказцев в плане подготовки к интеграции в западные структуры. При этом эмиссары из Прибалтики, наезжая в Тбилиси, Ереван или Баку, чаще всего говорят о том, что в Европе хотели бы видеть Закавказье «внутренне интегрированным».

Долгое время казалось, что данному плану нет альтернативы. Правда, тем же американцам в один из периодов их целенаправленной «обработки» умов и настроений в странах Закавказья мешало то обстоятельство, что Грузия, по сравнению с соседними Арменией и Азербайджаном, признавалась даже американскими экспертами «несостоявшимся государством» - так называемым «failed state». Но вот и эту «преграду» устранили - скоро уже три года будет, как правят в Тбилиси Михаил Саакашвили и его соратники, с места в карьер начавшие активно применять «прибалтийскую методу» приближения к евроинтеграции. Всё было объявлено грузинскими властями - и курс на НАТО, и «голубая мечта» о членстве в ЕС прямо «сейчас, немедленно», и приятное западному уху и глазу противостояние с Россией.

Отметим, что ЕС тоже не дремал. Достаточно вспомнить, как активно европейцы пытались навязать Грузии, Армении и Азербайджану некий Пакт о стабильности на Южном Кавказе. Происходило это в 2000 году. Только что войсками НАТО была раздавлена, а затем и политически уничтожена Союзная Югославия, после чего многострадальным Балканам подсунули подобного же рода документ - Пакт о стабильности в Юго-Восточной Европе. И тут же, «не отходя от кассы», попытались распространить «балканский опыт» построения стабильности и на наше Закавказье. Конец этому положили именно в Ереване - настолько очевидно было армянским экспертам, что «бумага» неприемлема для Закавказья. Ну а с 2002 года разговоры о том, что всё Закавказье скопом вот-вот будет принято в ЕС, не просто усилились - по крайней мере, в Армении. Об этом говорили как о почти состоявшемся факте, который лишь требуется «узаконить».

В наши цели не входит обоснование или опровержение тезиса о целесообразности вступления Грузии, Армении и Азербайджана в ЕС. Не преследуем мы и цели затевать обсуждение о том, что это может или не может дать нашим странам. Лишь отметим, что и сейчас в ЕС существуют планы по установлению своего рода «опеки» над Закавказьем. Европейский «дядюшка» хотел бы выступать в статусе некоей инстанции, призванной и «научить», и «рассудить» в случае чего. В мае 2004 г. в Брюсселе на заседании Еврокомиссии была утверждена «Европейская политика соседства». В список стран, на которые распространяется эта политика, вошли почти все «осколки» европейской части СССР (кроме Беларуси). Совсем недавно - 13-14 ноября - между ЕС и странами Закавказья были заключены отдельные «национальные» документы о сотрудничестве.

Но вот незадача - уже внутри ЕС внезапно начали происходить дезинтеграционные процессы. Возможно, что мы чуточку забегаем вперёд и на деле нет никаких симптомов внутреннего раскола. Но как еще расценить провал в прошлом году референдумов по принятию Общеевропейской Конституции во Франции и Нидерландах? Или события нынешнего года, когда тщедушная Польша своей эгоистической позицией не просто помешала ЕС достичь крупномасштабного стратегического соглашения с Россией, но фактически подтвердила тезисы о том, что не стоит и речи вести о реальном общеевропейском единстве.

И вот на последнем саммите ЕС в Брюсселе произошло то, о чём эксперты во всех странах Закавказья упорно предупреждали. 11 декабря главы МИД стран-членов ЕС одобрили рекомендации Еврокомиссии частично заморозить переговоры с Турцией в связи с отказом Анкары открыть Кипру свои воздушные и морские порты. На основании данной рекомендации лидеры ЕС приняли решение приостановить переговоры с Турцией на неопределённый срок. Таким образом, принятие Анкары в Объединённую Европу может быть растянуто во времени лет на 20-25.

Обратим внимание на то, что случилось сразу после оглашения данного решения ЕС от 14 декабря. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр тут же вылетел в Анкару, чтобы якобы «успокоить» власти Турции. А турецкий премьер-министр Тайип Реджеп Эрдоган раздражённо обвинил европейцев в «несправедливости» и заявил, что в самое ближайшее время нанесёт визит в США. Возможно, уже к моменту выхода в свет нашей газеты появятся первые сведения из-за океана о том, что на сей раз пытается вытребовать от Белого дома глава правительства Турции. Но вот что ещё резко бросилось в глаза.

В то время как Эрдоган рвётся в США, видимо, не услышав от Блэра «необходимых» разъяснений и успокоений, в Анкару рвётся... Михаил Саакашвили. Он намерен целых три дня провести в Турции, явно «дожидаясь» возвращения Эрдогана. Повесткой дня официального визита Саакашвили в Анкару объявлены переговоры об окончательном согласовании объёма и цены природного газа, который будет поставляться в Грузию с каспийского месторождения «Шах-Дениз». Напомним в связи с этим, что на прошедших 14-16 декабря в Баку переговорах на уровне экспертов было решено, что с шахденизского проекта (трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум) Грузия получит в следующем году около 1 миллиарда кубических метров газа, но цена топлива пока неизвестна.

Разумеется, в декабре для Грузии проблема объёмов поставки и цен на газ с каспийских месторождений - вопрос очень важный. Зима - она и в Грузии зима. Но разве Саакашвили был так наивен, что не мог предугадать последствий своей «энергетической политики» где-нибудь в сентябре, когда высасывал из пальца скандал с арестом российских военных? Или уж в течение октября, когда развёртывались ответные меры со стороны России?

Нет, не за газом едет грузинский лидер в Турцию! А за ответом на вопрос - как ему себя вести, когда Турцию «кидают» на пути в ЕС?! Чем теперь обосновывать небывалое сближение Грузии с Турцией, которому большинство рядовых грузин не столь уж и радо, а просто терпит скрепя зубы - ведь батоно Михо обещал, что именно Турция «втащит» их в объединённую Европу!

Что же ответят на это президент Сезер и премьер Эрдоган? Для этого надо знать, что может ответить на тот же вопрос турецкой элиты Джордж Буш. А до того ли ему теперь, когда он вынужден менять шефа Пентагона Дональда Рамсфельда, а идущий тому на смену историк и бывший шеф ЦРУ Роберт Гейтс не стесняется признавать поражение своей страны в Ираке и почти открыто говорит о необходимости вывода американских войск? Нет, разумеется, во время грузино-турецких переговоров прозвучит немало здравиц и в честь друг друга, и в честь западных «опекунов» Турции и Грузии. Но рискнём предположить, что на главные вопросы Саакашвили его турецкие собеседники так и не смогут дать исчерпывающих ответов. Просто потому, что не получат этих ответов от США.

Тем интереснее наблюдать, как скоропалительно в Армении в конце прошлой недели решили провести нечто вроде брифинга представители самых различных политических партий - как провластных, так и оппозиционных. Говорилось о том, как важно для Армении «не попасть в замкнутый круг» в тех условиях, когда «в регионе создаётся серьёзный блок Турция-Азербайджан-Грузия». Все чуть ли не единогласно твердили (как плохие ученики после того, как строгий учитель сильно ударил их по головам), что членство Турции в ЕС для Армении крайне важно! Спрашивается: не пора ли среагировать на то, что речь уже НЕ ИДЁТ о членстве Турции в ЕС? И всё прочее, что наговорили на этом брифинге представители армянских партий и представители научных кругов, выглядело так нелепо и было столь неадекватно, что не вызывал сомнений простой факт: пресс-конференция была заказана. Причём - извне Армении. Но вот какую цель преследовали его участники, осталось неясным. Хотя создалось впечатление, что, к примеру, бывшая правящая партия АОД окончательно превратилась в «рупор» США внутри страны.

К сожалению, серьёзного расклада текущей ситуации и анализа возможного развития событий не дали деятели ни этой, ни других партий. Естественно, что данные внутриполитические «игроки» Армении в дальнейшем не будут в состоянии составить и актуальный прогноз по региональной политике на ближайшую перспективу. Между тем необходимость в этом - после решения ЕС от 14 декабря - самая насущная. И не стоит обольщаться надеждами на то, что занятый перетасовками в своём окружении Буш останется верным своему прежнему курсу «наскоков» на позиции России и Ирана в Закавказье. Нет. Этого не произойдёт.

И вот почему. Наша версия, думается, намного ближе к суровой реальности, чем тщетные надежды нынешних властей Грузии и внутриполитической оппозиции Армении. Умышленно не будем сейчас рассматривать ожидания и внутренние конъюнктуры Азербайджана - ещё раз напомним о традиционно иных настроениях Баку в отношении Турции.

Итак, поскольку Турцию «остановили» у порога ЕС, причём не удосужились даже приблизительно назвать сроки, когда Объединённая Европа будет готова вновь вернуться к этому вопросу, это означает, что и «новое соседство» ЕС с Закавказьем как минимум будет отложено на тот же неопределённый срок. А конкретные шаги со стороны ЕС по налаживанию этого самого «нового соседства» могут быть сведены лишь к разовой финансовой «подпитке» и заявлениям декларативного свойства.

Развитие ситуации приведёт к тому, что из повестки дня мировой политики может выпасть даже стремление США заставить Иран отказаться от разработок в сфере атомной энергетики. Ведь недавно премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт фактически признал, что его государство - давно уже ядерная держава. Возможно, глава израильского правительства стремился лишь шантажировать Иран. Но, с другой стороны, Ольмерт невольно подыграл всем противникам санкций против Тегерана по «ядерному вопросу». И это тоже победа иранской стратегии и дипломатии. Таким образом, неизбежен дальнейший рост авторитета Ирана в регионе, что, в свою очередь, также неизбежно приведёт к «падению акций» Турции в Закавказье. Более того, это приведёт к ещё большей «самоустранённости» ЕС от данного региона.

А теперь сопоставим это с тенденцией к выводу американских вооружённых сил из многострадального Ирака. «Наложим» ситуацию на кризисное положение в Ливане и Палестинской автономии, а также на те два непреложных факта, что, во-первых, в условиях усиления антизападных, в частности - антиамериканских, настроений почти повсеместно на Ближнем Востоке как-то «незаметно» мировое сообщество вновь начало «замечать», что авторитет России в мусульманском мире по-прежнему высок. И, во-вторых, именно США совсем недавно предложили, пусть и в кулуарах, тому же Ирану, а также Сирии, попробовать «урегулировать» ситуацию и в Ираке, и в других проблемных регионах Ближнего Востока.

Восток вытесняет Запад. В том числе - из Закавказья. И пусть это не столь ярко бросается в глаза. Главное - чтобы как можно быстрее ВСЯКИЕ власти в Грузии, Армении, да и Азербайджане, поняли бы и осознали, насколько в итоге губительным для их стран может оказаться слепая приверженность рассматривать Запад, в частности ЕС и НАТО, как предел мечтаний актуальных политических и иных элит закаваказских стран.

Вадим Новиков

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3450