Международное Евразийское Движение
Регионы | Приднестровье | Вместе с Россией | Игорь Смирнов: ''Что такое Россия? Да без России, наверное, и многих государств не было бы'' | 22.12.2006
    22 декабря 2006, 13:11
 

Вместе с Россией

Беседа Александра Дугина с президентом Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым в программе "Вехи" на телеканале "СПАС"

Александр Дугин: Добрый вечер, уважаемые телезрители. Сегодня в гостях у нашей программы президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Николаевич Смирнов. Здравствуйте, Игорь Николаевич.

Игорь Смирнов: Добрый вечер.

Александр Дугин: Игорь Николаевич, расскажите, пожалуйста, о сути приднестровской проблемы. Наши зрители, россияне всем сердцем поддерживают вашу стойкую республику, но многие, возможно, уже успели подзабыть, а то и вовсе не знают, в чём причина конфликта, который разделяет вас с Молдавией.

Игорь Смирнов: Прежде всего, должен сказать, что мы не называем это приднестровской проблемой, мы называем это проблемой нашего государства, ибо общество, которое жило в Советском Союзе, при его распаде подверглось наступлению национал-фашизма. Румынского национал-фашизма – с идеей о Великой Румынии и т. д. Избрав язык как инструмент для возвышения одной нации над другими, движение, как тогда называли, возрождения национального самосознания, постепенно перерастало в откровенный шовинизм, фашизм – называйте это, как хотите.

Мне в передаче “Народ хочет знать” задавали такой вопрос: “А что такое фашизм?” Фашизм - это когда считают, что есть только одна нация, имеющая право жить на планете, когда грабят предприятия, когда заставляют говорить на чуждом языке, когда заставляют любить другую культуру, веру – это всё мы испытали.

Релевантные ссылки:

Приднестровье - авангард большой России

США выстроили свою иерархию непризнанных

День начала объединения русских земель

Ситуация случилась необычная в том плане, что ни один из советских граждан не был готов к распаду государства. Было правовое поле – плохое, хорошее, но оно было. И вдруг государство распадается. По сути, по воле “великих” деятелей коммунистической партии.

Вот что происходило в новых государствах, которые вдруг автоматически, обратите внимание – автоматически, - образовались, хотя своим рождением они были обязаны именно советским временам, я имею в виду, когда к нам присоединили Бессарабию. Но общество не хотело принимать всего этого произвола, оно сказало (я имею в виду наше приднестровское общество), что мы будем говорить на родном языке – на русском, украинском, на молдавском, пользоваться той исконной графикой, которой жили наши предки, будем беречь свою память.

В ответ пошло давление, в том числе военное, со стороны тогдашних правителей Молдовы. Я сказал тогдашних, но и сейчас это давление не прекращается, только оно видоизменилось, стало больше экономического характера, идеологического, то есть о наших людях идёт негативный пиар. И никто не может понять, что общество хочет жить так, как жили предки ещё со времён великого Александра Васильевича Суворова, который и является основателем столицы нашего государства – Тирасполя. И у которого вера православная ещё с 323 года, когда Андрей Первозванный с миссией странствует по нашей территории.

И вот тогда, когда мы оказались брошенными властями Советского Союза – русские, украинцы, молдаване, но общие по своему менталитету, ибо мы всю жизнь жили в Великой России – и в царской России, и в советской, - тогда для самозащиты, ради спасения будущей жизни, своих детей, будущей истории создали государство, мы решили отстаивать свои права. Тогда, ещё в Советском Союзе, первая легальная забастовка (я не говорю о расстрелянных забастовках) была у нас в Приднестровье из-за протеста против навязывания латинской графики и против навязывания одного государственного языка – румынского. Тогда, кстати не стесняясь, говорили – не молдавского, подчёркиваю, а румынского. По решению депутатов съезда всех уровней, представляющих территорию 4.3 тыс. кв. километров, 550 тысяч жителей – им же нужно было себя защищать каким-то образом – и настоящее, и будущее, - по их решению выбрали форму государства, чтобы общность жила именно в форме государства Приднестровская Молдавская Республика (тогда Советская, Социалистическая – ещё Союз же не распался).

Александр Дугин: Это был 91-й год?

Игорь Смирнов: Это был 90-й год.

Александр Дугин: То есть эти процессы создания вашей государственности относятся ко временам Советского Союза, ещё до его распада?

Игорь Смирнов: Конечно. Ещё до его фактического, скажем, распада.

Александр Дугин: Но к этому всё шло, и люди уже понимали, что что-то происходит.

Игорь Смирнов: Я бы не сказал, что люди понимали это. Очень многие не понимали, и я в своей книге “За право жить на этой земле” об этом написал - Шолоховскую премию получил за это. Что-то вырвалось, похвастался. Но, тем не менее, именно это явилось нашей глубокой ошибкой – мы очень верили в порядочность, нас так воспитывали в советское время – мы верили, что центральные власти позаботятся о своём народе. Вот так и оказалось, что мы были брошены. Уникальность ситуации состояла в том, что это организовывало не ЦК КПСС, а это был объединённый Совет трудовых коллективов.

Александр Дугин: То есть это государственность, которая возникла снизу.

Игорь Смирнов: Конечно. Вот именно, что снизу, в этом и уникальность. Затем был образован временный Верховный Совет, его задача была подготовить всё для проведения выборов в настоящий Верховный Совет, и мы стали уже жить как государство. Это я очень просто сказал – у нас не было ни денежной единицы, ни армии, милиция переходила тоже по голосованию. Это к вопросу о демократии, о которой постоянно говорят. Никто никого никуда не загонял - у нас ничего не было. Поэтому предприятия тоже переходили под юрисдикцию. То есть человек уже начал серьёзно задумываться о том, как жить дальше, ведь мы могли оказаться просто в совершенно чуждой культурной среде.

Александр Дугин: Это был очень интересный не только культурный, это и исторический выбор.

Игорь Смирнов: Да.

Александр Дугин: То есть люди присягали, выбирая быть или не быть Приднестровью - не как какому-то одному народу, ведь среди населения Приднестровья очень много молдаван…

Игорь Смирнов: Да, 33% молдаван, 29% русских и 27% украинцев. Остальные евреи, гагаузы, болгары и так далее.

Александр Дугин: То есть, по сути дела, это абсолютно евразийское многонациональное общество, связанное общими культурными моделями, которое выбирало не Россию, не русский язык. Они выбирали самостоятельный культурный кусок и не хотели просто идти в националистическое будущее, которое им указывало молдавское руководство. Они не хотели быть в Румынии, не хотели быть в националистической Молдавии, а хотели сохранить верность той цивилизации, которую они осознали. Это вообще уникальный в истории случай.

Игорь Смирнов: Именно так.

Александр Дугин: Чувствовали ли вы за эти тяжёлые годы становления приднестровской государственности руку России, плечо России, её помощь? И как это будет складываться в дальнейшем, ведь от признания юридического статуса Приднестровья зависит не только судьба Приднестровья, но и самосознание России? Для нас чрезвычайно важно, что народ государства, причём демократического государства, хочет вернуться к нам, это нас возвышает в наших собственных глазах. И, с другой стороны, это нас освобождает от многих болезненных воспоминаний о прошлом, даёт шанс надеяться на восстановление нашего исторического масштаба. Как Кремль сейчас откликается на проблемы и нужды Приднестровья? Как это было в 90-е годы? Изменилось ли что-то при Путине?

Игорь Смирнов: Я моу только выразить благодарность. И не потому, что я хочу показаться хорошим перед Путиным. Просто надо спросить людей. Миротворцы Российской Федерации за эти годы не допустили ни одного кровопролития, и ни один российский солдат не погиб за 14 лет. Вдумайтесь в эти цифры. И приведите пример хотя бы одной более успешной миротворческой операции. Таких нет. А почему Россия, зачем это ей нужно? Даже на передаче, на которой мы с вами были, был такой тезис. Зачем это нужно -мы огородимся, княжествами будем хорошо жить? А я вам скажу, что это тоже, наверное, предки заложили, что Россия всегда укрепляла и была сильна своими окраинами. А ещё я вам скажу, что юридически Россия - правопреемник Советского Союза. И у неё есть обязательства перед гражданами Советского Союза, оказавшимися в других государствах. И это очень правильно. Иначе, если будем нарушать и эти каноны, то будет хаос. Третье. Россия является основным потребителем нашей продукции.

Александр Дугин: То есть экономическая поддержка есть.

Игорь Смирнов: Не только экономическая. Когда была блокада, и мы потеряли около 400 миллионов долларов в обороте при нашем общегодовом обороте миллиард семьсот, Россия нам очень помогала.

Александр Дугин: Тогда намеревались придушить Приднестровье.

Игорь Смирнов: Да, привести к экономическому коллапсу и сказать: “Вот видите, как они плохо живут”, в то же время беря средства у Международного Валютного Фонда, Европейского Союза. Это направлено против России. И они говорят о наших газовых долгах, но мы разберёмся с этим. Дальше, Россия сейчас вкладывает инвестиции, именно при Путине, как вы сказали. И приобретает предприятия, например, “Интер РАО ЕЭС” - это Молдавская ГРЭС, мощная тепловая станция, которая даёт электроэнергию и на Украину, и на Молдову, и, кстати, на Балканы раньше давала. Сейчас Молдова препятствует этому, при общей нехватке электроэнергии. Далее, у нас один в один российская система образования.

Александр Дугин: Даже одного стандарта.

Игорь Смирнов: Не только стандарт. У меня тоже русский, как говорят менталитет. Пока политики разбираются, а истинные приверженцы своей профессии, я имею в виду и профессоров, и докторов наук, и руководителей институтов понимают, что надо всё равно учить молодёжь, надо давать знания. И я очень благодарен многим, не буду называть фамилий по многим причинам, что на начальном этапе мы так, и работали, затем, уже при Владимире Владимировиче всё стало чётко. Образование - это такой вид деятельности, который сегодня упустишь – завтра займёт другой.

Александр Дугин: Именно поэтому очень важна преемственность.

Игорь Смирнов: Поэтому мы можем только поклониться России. И когда случилась блокада, когда мы многое потеряли, тогда Россия стала оказывать и финансовую помощь. То есть она выдерживает принцип недопущения экономических блокад и думает о народе. Наш народ сказал на референдуме: “Будем вместе с Россией”. Беды – вместе с Россией, радости – вместе с Россией. Что такое Россия? Да без России, наверное, и многих государств не было бы. Вот, что Россия.

Александр Дугин: Интересно, что в Приднестровье очень своеобразно идёт развитие демократии. Более медленными темпами, с сохранениями некоторых цивилизационных оснований, в том числе и советской эпохи, но это органичное и, может быть, слегка замедленное движение в сторону рынка и демократии, совпадает с теми процессами, которые происходят в России. Потому что мы тоже в 90-е годы взяли слишком много рынка и демократии, чуть не погибли в этом эксперименте. И при Путине мы стали становиться на здравые пути, мы вспомнили о патриотизме, о нашей истории, о гуманитарных, гуманистических ценностях, о народе, в конце концов. Может быть, ещё не до конца эта ельцинская эпоха преодолена в нашем обществе, но то направление, которым мы идём в последние годы, всё больше и больше напоминает то, что вы рассказали о Приднестровье. То есть Приднестровье уходило мягко от Советского Союза, пытаясь сохранить всё ценное, но двигаясь в сторону реформ.

Игорь Смирнов: Для людей, для народа.

Александр Дугин: Да, и основываясь на реальной демократии.

Игорь Смирнов: Знаете, я ж не государственный политик.

Александр Дугин: Президент всё-таки.

Игорь Смирнов: Жизнь заставила, как говорят. Что есть государственное строительство? Создание всех государственных институтов - министерств, МВД, МГБ, армии, пенитенциарных учреждений, но в основе своей для чего создаётся государство? Для защиты общества от внешних угроз…

Александр Дугин: Абсолютно точно.

Игорь Смирнов: …и внутренних, от хулиганствующих, скажем, элементов.

Александр Дугин: Порядок, государство - это порядок.

Игорь Смирнов: Дальше. Для установления экономических правил ведения хозяйства. Правил, не командования, как было в Советском Союзе. Мы сохранили всё лучшее, что было в Советском Союзе - мы не закрыли ни один детский кружок. И, наоборот, мы начали внимательно смотреть на православие, потому что этого потребовал народ. У нас было 3 прихода, сейчас 79.

Александр Дугин: Все открыты за эти годы?

Игорь Смирнов: Да. Сейчас другие конфессии стараются хоть что-нибудь забрать или украсть у православных - вы извините меня, но всё должно называться своими словами. Кстати, недавно Владимира, митрополита Кишинёвского, который в Московской патриархии, не пустили в храм в Унгены. И 33 священника подали заявления о переходе в бессарабскую митрополию, которая не входит в Русскую Православную Церковь. Вот Вам и вера, когда политики вмешиваются, что происходит. А я тогда собрал, их было 7, по-моему, священников по Приднестровью и попросил: ”Напишите, что разрушили коммунисты”. И сказал: “Ничего мы вам передавать не будем, мы вам построим всё новое”. И мы своё обещание выполнили. Не только выполнили, но посчитайте, во сколько раз мы его перевыполнили.

И не стоит повторять, что наши предки что-то не так сделали. Отдавать назад – не самое разумное. Там уже какое-то развитое предприятие. И потом, наверно, по церковным канонам это уже осквернено. Так я рассуждал. И сейчас мы сделали, - я вас приглашаю на открытие, вашу передачу, - мы отстроили собор архангела Михаила, самый крупный. Вот я сейчас заехал в церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе – думаю, а что это мне наш владыка всегда дарит, а я ему вроде не дарю иконы, вот я ему привезу – очень символично. Есть Бог. И не зря у нас День города Тирасполя в Покров. И когда было очень тяжело, хотя это трудно объяснить, нас защищала Божья Матерь, - так у нас люди говорят, так говорит президент.

Край этот уникальный. Нам нужно было бороться одновременно и с коммунистами-националистами, и с фашистами-националистами. Потому что они всё продавали и вообще бросили свой народ. “Мы заставим, мы перекроем, вот вам военная агрессия”, - ну, тогда она окончилась не в пользу этих националистов. Немножко пришло отрезвление. Правда, немножко. Но, тем не менее, были попытки, а главное стратегический путь, который выбирает тот же Воронин, который очень много обещал России – и русский язык обещал, и союз с Белоруссией и Россией. Что сделано? Нет, мы идём в Европу. Ну, идите.

Александр Дугин: Но без нас.

Игорь Смирнов: А почему без нас? Мы-то какое отношение имеем к Бессарабии? Иногда говорят: “Конечно, хорошо, вот там Приднестровье, у них было целых 30% молдавской промышленности”. Простите, а 70 где осталось? 70 процентов осталось в Молдавии, и что у них работает? По-моему, кроме винодельческой промышленности ничего особо не работает, а мы сохраняли и как сохраняли? Путём определённого затягивания пояса, который находится на животе. Чтобы у нас был этот единственный источник пополнения бюджета. На образование у нас меньше 22-25% не уходит, а если точнее, то 84% всего бюджета идёт только на социально защищённые статьи. Я не говорю, что это хорошо, потому что на другие иногда не хватает, но основу государства – просвещение, веру – мы сохраняем. Это значит, что молодой человек, родившись, будет учиться на том языке, которому его учила мать – на молдавском, на русском или на украинском. Это значит, он пойдёт в детский садик, и он высшее образование может получить, и мы его подготовим, независимо, где ему жить и где ему работать – или у нас, или на Украине, или в России.

Но здесь, если хотите, ещё один парадокс, он заключается в том, что на последних курсах мы учим истории тех государств. Чтобы человек мог поступить, ведь вы посмотрите, какую история преподаёт Молдова. Историю Румынии. Работают школы на латинице, где говорят, что Россия - это захватчик, что беды за все сотни лет от России, что это пришлые. И что, это называется демократией? Вы знаете, политику определяют национальные интересы государств, которые её проводят. Цель – получение коммуникаций, получение недр, получение духовного влияния на население. А всё остальное - прикрытие, которое называется то демократией, то братством народов. Правда, ведь мы тоже были такие братья, кормили и Вьетнам, и Китай. В Советском Союзе.

Александр Дугин: Мы тоже отстаивали свои интересы геополитические.

Игорь Смирнов: Ну, как-то странно мы их отстаивали.

Александр Дугин: Вы знаете, это долгий разговор, я думаю, что мы, может быть, несколько перерастянули своё геополитическое влияние и не смогли его удержать. Но сама идея оказывать влияние на широкие пространства - она очень понятна, она очень русская. Мы всегда думаем, что мы несём добро людям, и мы так искренне в это верим. А американцы думают по-своему. И поэтому много раз мы сталкиваемся с этим, независимо от того, империя это, советское государство, сейчас демократическое государство - всё то же самое – они несут свои геополитические интересы, ценности, мы несём свои.

Благодаря такому форпосту нашей цивилизации, русской цивилизации, евразийской цивилизации, как Приднестровье, мы, как мне кажется, выходим на новый виток. Поскольку до какого-то момента мы только распадались, и вдруг благодаря вам, благодаря Абхазии, благодаря Южной Осетии, мы начинаем понимать, что этот этап упадка, разбазаривания своих территорий, своих сил в России заканчивается. Мы начинаем сосредотачиваться и приходить в себя, и мне кажется, действительно, история, и я надеюсь, ближайшая история, воздаст должное героическому приднестровскому народу, который продолжает напоминать нам русским, нам россиянам, жителям разных этносов великой России о нашем историческом призвании – быть больше, чем маленькое национальное государство, открыться миру, открыть миру наши ценности и взять под защиту тех, кто в нашей защите нуждается.

Игорь Николаевич, благодарю Вас за участие в нашей программе и надеюсь, что мы с вами точно доживём до того замечательного момента, когда будем жить в едином государстве, в братском государстве, сохраняя самобытность каждой составляющей этого государства.

Игорь Смирнов: Спасибо вам. Да хранит вас Господь.

Александр Дугин: Благодарю вас.

 

 

 

Архивы Евразии

22.12.2005 - "Постепенно народ приучается презирать всё своё, самобытное, национальное…" – есть пророк в своём отечестве: Трубецкой Николай Сергеевич (1890-1938)


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3443