Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''Тюменская правда'' | На перепутье | Александр Дугин: ''Нам необходимо понять, что такое идентичность русского народа, нашего государства, общества'' | 11.11.2006
    11 ноября 2006, 11:19
 
Тюменская правда Проблемы у молодёжи действительно есть

Релевантные ссылки:

Евразийский образовательный канон как средство преодоления кризиса в сфере образования

Любите Россию!

Наш путь обретает смысл, будучи рассмотрен в целом

Александр Дугин

На перепутье

Опубликовано в газете "Тюменская правда" от 2 августа 2006

Среди проблем современной молодежи, с моей точки зрения, вопрос об образовании стоит на одном из первых мест. Есть прикладные и технические стороны этого вопроса, но беспокоят, главным образом, его фундаментальные и содержательные аспекты.

Чтобы их решать, сейчас следует задуматься о том, что лежит в основе образования такого процесса. Русское слово «образование» предполагает передачу от одного поколения к другому некоего образа культуры, человека, страны, государства. В этом, по-моему, и есть суть образования. Образование без образа не может существовать, иначе молодежи будет транслироваться мечта, иллюзия, которую ее преподаватели и учителя сами не видели, не ощущали, и контуры которой сами не понимают или сомневаются в ней. Тогда учащимся будут передаваться только обрывки, фрагменты знаний и образов, совершенно бесполезные в жизни. Это будет не образование, а некая техническая осведомленность в разных частных сторонах бытия.

Очевидно, что процесс образования во всех странах без исключения является процессом идеологическим. Иначе быть не может, поскольку формирование того образа, который транслируется от старшего поколения младшему, безусловно, проходит через сито идеологических представлений. Идеология может быть совершенно разной, но, главное, она всегда присутствует и формирует образ.

Сегодня мы находимся в состоянии кризиса не образования, а фундаментального кризиса образа, который должен передаваться молодым. Старшее поколение фактически утратило общепринятый общественный образ, который должен быть транслирован потомкам. Поэтому кризис образования имеет гораздо более глубокие причины, чем, например, необходимость модернизации этого процесса.

 

 

 

Архивы Евразии

11.11.2005 - "Надо не стесняться, а говорить о величии России, о наших подвигах"

В 90-е годы прошлого века начался процесс замены советского образа заимствованным образом либерально-демократического типа. Определенные идеологические векторы, которые по инерции транслировались от советского арсенала, стали спешно заменяться другими. Но этот процесс был свернут в конце столетия и подошел к своему тупику. Общество в целом отторгло этот либерально-западный образ, так и не поняв, какую модель ему навязывали.

Мы и сегодня находимся на перепутье. Россия существует в отсутствии того образа, который транслируется молодому поколению. Зафиксировав катастрофическое положение дел в образовании, следует задуматься, как эту ситуацию изменить к лучшему. Глубоко убежден, что невозможно сформировать образ новой России без фундаментального переосмысления русской истории. До сих пор наша история менялась в зависимости от потребностей идеологии правящей власти. Это было свойственно всем российским поколениям, начиная с XVII века. Не существовало просто истории. История представлялась не фактами, а интерпретацией событий и фактов. Соответственно, ныне у нас нет исторического образа России, нет российской истории, которая соответствовала бы современным потребностям общества.

Отсутствие образа русской истории – это преграда, не позволяющая нам вообще подступиться к решению проблемы образования. Здесь определенную негативную роль сыграла так называемая концепция прогресса, в соответствии с которой общество и государство адаптируется к конкретным условиям, усиливая только самые важные для выживания и прогресса качества, доставшиеся им по наследству, а остальные отбрасывает. Отсюда выводилась идея о том, что все, что было на следующем этапе, было гораздо важнее, чем на предыдущем. Каждый следующий этап развития снимает предшествующий.

Это категорически противостоит любой религиозной модели и, в первую очередь, русскому православному взгляду на историю, где, наоборот, наши обращения к событиям древности являются признаком насыщенности, содержательности и позитивности. Древность означает, скорее, хорошее, чем плохое. По крайней мере, надо смотреть, какая это была древность? Прогрессивный взгляд рассматривает каждый предшествующий этап, как снятый, он существует лишь постольку, поскольку от него что-то осталось. Такая концепция, примененная некритически к русской истории, по сути, лишает нас возможности вернуть нашу историю к первозданному виду. Видеть не книгу, субъективно повествующую о том, как нам самим себя строить и какой образ создавать, а некое предисловие к нашему индивидуальному существованию.

Нам необходимо осмыслить константы русской истории на всех этапах ее развития. Понять, что сделало нас народом, а нашу цивилизацию – одной из лучших цивилизаций на земле. Мы остались народом, пройдя через самые тяжелые испытания. Необходимо заново осмыслить внешние параметры и факторы по отношению к нынешней реальности России. Без четкого ответа на вопрос, чем являются современный Запад и Восток, современный мир и религии, современное общество и культура вне наших пределов, мы не сможем развиваться автономно.

Нам необходимо понять, что такое идентичность русского народа, нашего государства, общества. Видимо, для этого нужна новая система гуманитарных дисциплин в системе образования. Необходимо гораздо большее знакомство с основами православного мировоззрения. Мы должны шире использовать междисциплинарный подход в модернизации образования и подвергать пересмотру гуманитарные дисциплины, которые преподаем студентам до сих пор. Каждый честный преподаватель должен начинать свою лекцию предупреждением, на каких позициях он стоит в своей гуманитарной области, и что студенты имеют право на собственную позицию. Нельзя преподавать что бы то ни было как безусловную истину. Именно потому, что этого истинного образа как раз мы и не имеем. Преподаватели обладают ограниченной компетентностью в своих гуманитарных областях и должны быть мудрее, а студенты – активнее в восприятии полученной информации.

В такие сложные периоды нашей истории, как сегодня, общество всегда обращалось к своим корням. А там находятся ценности православной церкви. Глубоко убежден и каждый раз отстаиваю, что православие шире, чем религия. Это не только культово-обрядовые элементы, это – наша культура, позиция, нравственность, идеология. Все, что составляет нашу суть, наше национальное историческое Я. Даже письменность мы получили через перевод Библии. Неразрывно это влияние русского православия на формирование нашей истории.

Александр Дугин,
доктор политических наук,
руководитель Центра геополитических экспертиз
экспертно-консультативного совета
по проблемам национальной безопасности при ГД РФ

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3376