Международное Евразийское Движение
Аналитика | ''Северный Кавказ'' | Провал попытки государственного терроризма | Вадим Новиков: ''На какие ещё провокационные шаги будут подталкивать западные «друзья Грузии» режим Саакашвили - одному Богу известно'' | 10.11.2006
    10 ноября 2006, 02:30
 

Провал попытки государственного терроризма

Опубликовано в независимой межрегиональной газете "Северный Кавказ" № 44 от 7 ноября 2006

К сожалению, многие из прогнозов относительно развития ситуации в Грузии, в особенности в её отношениях с Южной Осетией и Абхазией, в полной мере начали сбываться в течение прошедшей недели.

Уничтожение югоосетинскими военнослужащими группы грузинских диверсантов в Джавском районе только с первого взгляда может показаться «обычным положением дел в зоне конфликта». Правы, безусловно, власти Южной Осетии, отметившие после того злополучного дня, что главной целью официального Тбилиси был не только теракт на коммуникациях, связывающих Южную Осетию с Северной, то есть с Россией. Хотя и данное обстоятельство вполне может говорить о том, что именно в ноябре, и, возможно, даже именно в день проведения референдума и президентских выборов в РЮО, грузинская сторона намеревалась предпринять широкомасштабные военные действия против осетинского народа.

Отрезанность от нормальной дороги, по которой, например, в случае экстренной необходимости могли бы оперативно подоспеть на помощь Южной Осетии и жители Северной Осетии-Алании, и добровольцы из других автономных республик, краёв и областей Северного Кавказа, вполне могла восприниматься инициаторами засылки диверсионной группы в глубокий тыл Южной Осетии как неплохая предпосылка для молниеносной и более или менее успешной «маленькой победоносной войны», в коей так сильно сегодня нуждается режим М. Саакашвили, порядком порастерявший и свой имидж «кавказских революционеров», и симпатии рядовых грузинских избирателей.

Северный Кавказ Не стоит вопить о войне

Релевантные ссылки:

Не стоит вопить о войне

Загнанный в угол

США и являются нашим главным собеседником в грузино-осетинской проблеме

Но главной целью, безусловно, был и остаётся (для Тбилиси) срыв референдума, срыв президентских выборов. Дело в том, что все четыре кандидата в президенты Южной Осетии в вопросе о государственно-правовом статусе своей республики абсолютно единодушны - никакого подчинения Грузии, только независимое развитие Южной Осетии в будущем.

31 же октября глава представительства Еврокомиссии в Грузии посол Торбьёрн Хольце на пресс-конференции в Тбилиси, посвящённой завершению его представительской работы в Грузии и Армении, сделал весьма интересные заявления: «Южная Осетия не признана нами как государство, и, соответственно, выборы, проведённые в Южной Осетии, не являются легитимными. Также не будут признаны легитимными и «параллельные» выборы, которые должны состоятся в Цхинвали в этот же день». И тут же поспешил положительно оценить перспективы пропагандировавшейся властями Грузии воображаемой встречи М. Саакашвили с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты в Бакуриани. Понятно - администрация М. Саакашвили вряд ли донесла до сведения Т. Хольце информацию о том, что грузинская диверсионная группа провалилась в Южной Осетии. Но почему еврочиновник не следил за сообщениями хотя бы грузинских СМИ, которые передавали комментарий командующего грузинскими миротворцами в зоне конфликта, из которого стало понятным, что он не посмел ни опровергнуть, ни подтвердить заявления югоосетинских органов безопасности?!

Вряд ли это случайность. Скорее всего, еврочиновник как раз таки и имел в виду, что инцидент с группой диверсантов «напугает» власти Южной Осетии и официальный Цхинвал «побежит» на прямые переговоры с М. Саакашвили. Увы, надежды Т. Хольце и грузинской прессы изначально были обречены на провал. Мало того, Э. Кокойты предпринял ряд визитов по автономным республикам РФ на Кавказе, а также в Абхазию. А ещё 31 октября руководство госбезопасности РЮО выступило с официальным заявлением, в котором отметило, что благодаря уничтожению четверых грузинских диверсантов была предотвращена цепь широкомасштабных диверсионно-террористических актов и провокаций, планировавшихся Грузией на территории Южной Осетии.

Отметим - в своей поездке по Северному Кавказу Э. Кокойты не случайно побывал и в Кабардино-Балкарии. Кому как не жителям этой республики знать, что такое терроризм, поощряемый Грузией! И отрадно, что руководство и общественность Кабардино-Балкарии пообещали президенту РЮО содействие в том случае, если Тбилиси всё же рискнёт развязать войну.

Но главным, конечно, был визит в Сухум. Как можно предположить из сообщений, поступавших из абхазской столицы в конце минувшей недели, президентам Абхазии и Южной Осетии, помимо подписания совместного Коммюнике, удалось обсудить немало вопросов, связанных с последними действиями Грузии в регионе. Опять-таки обратим внимание на ещё одно интересное обстоятельство. В день, когда Э. Кокойты находился в Абхазии, «вышел из подполья» ныне беглый сванский лидер Эмзар Квициани, который не только взял на себя ответственность за недавний обстрел в верхней части Кодорского ущелья эскорта грузинского министра внутренних дел Вано Мерабишвили, но и подтвердил, что Грузия действительно готовится к войне. Э. Квициани, во-первых, обвинил власти Грузии в подтасовке результатов выборов в органы местного самоуправления верхней части Кодорского ущелья, поскольку, по его словам, сванское население не принимало участия в голосовании, эту «акцию» за них провели военнослужащие регулярной грузинской армии. Во-вторых, признавшись, что воевал против Абхазии в 1992-93 годах, Э. Квициани подчеркнул, что это было ошибкой и что отношения с Абхазией и Южной Осетией нужно регулировать исключительно мирным путем. «Вместо этого власти Грузии активно готовятся к войне, которая может стать самым худшим результатом для нынешних властей Грузии и грузинского народа», - заключил своё обращение сванский лидер.

Крайне важными следует признать договорённости, достигнутые между С. Багапшем и Э. Кокойты на переговорах в Сухуме. «Особое внимание было уделено ситуации вокруг Кодорского ущелья и инциденту, произошедшему 31 октября 2006 года в высокогорном районе Южной Осетии, вблизи населенного пункта Кваиса Джавского района, где была обнаружена и ликвидирована грузинская диверсионная группа. В ходе встречи была отмечена нарастающая напряженность в регионе, вызванная милитаристскими действиями руководства Грузии. Стороны обменялись мнениями по вопросам, связанным с текущим состоянием и перспективами политического урегулирования отношений с Республикой Грузия. В этой связи обсуждалось также предложение президента Грузии о проведении встречи с президентом Южной Осетии. Не отрицая возможности такой встречи в перспективе, президенты Абхазии и Южной Осетии напоминают о существующей инициативе российской стороны по организации четырехсторонней встречи в Сочи, к участию в которой президент Российской Федерации приглашал президентов Грузии, Абхазии и Южной Осетии. К сожалению, к такой встрече Михаил Саакашвили не был готов», - подчеркнули два президента. И как логичный вывод - самым первым важным шагом по пути достижения мирного урегулирования должен стать Договор о невозобновлении военных действий, который Грузия заключила бы и с Абхазией, и с Южной Осетией.

Второй, не менее важный логичный вывод - Абхазия и Южная Осетия готовы к встречам на высшем уровне с президентом Грузии, но только при участии России. «Учитывая постоянные попытки грузинской стороны в одностороннем порядке пересматривать и грубо нарушать взятые на себя обязательства, когда даже настоятельные рекомендации Совета Безопасности ООН игнорируются, любые двусторонние договоренности утрачивают всякий смысл. В этой связи подчеркивается, что какой бы то ни был пересмотр существующего в переговорном процессе формата явится фактором, который развалит весь процесс. Это касается и формата миротворческой операции в зонах конфликтов», - подчеркнули С. Багапш и Э.Кокойты.

От внимания беспристрастных наблюдателей не ускользнул тот факт, что именно в день, когда югоосетинские военные уничтожили банду грузинских диверсантов, министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили заторопился в Москву. Как утверждали источники, его целью было не только встретиться с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и обсудить пути выхода из кризиса во взаимоотношениях двух стран или «уточнить» цены на природный газ, хотя и данные темы весьма важны для Грузии, учитывая то явно нелёгкое положение, в которое ввёл республику своими неадекватными действиями и заявлениями М. Саакашвили. Оказывается, Г. Бежуашвили очень хотел, чтобы его принял и Президент России, которому он намеревался передать, судя по всему, некий тайный «мессидж» от своего главного патрона, который уже немало времени буквально набивается на отдельную встречу с В. Путиным. Так что логично предположить, что Г. Бежуашвили в ходе своего состоявшегося визита в Москву собирался договориться именно о встрече Путина с Саакашвили. Однако, как известно, В. Путин не пожелал встречаться с грузинским министром иностранных дел.

Каким же теперь будет развитие ситуации в зонах осетино-грузинского и абхазо-грузинского конфликтов? Сказать трудно. Если строго следить за сообщениями за 4 ноября и тщательно их проанализировать, то становится понятным, что к имеющимся проблемам данной части Закавказья сейчас уже «примешались» и совершенно новые факторы. Например, МИД Абхазии дал ясно понять, что развитие абхазо-грузинского переговорного процесса может сдвинуться с мёртвой точки только в том случае, если будет преодолён кризис в Кодорском ущелье, причём в строгом соответствии с недавней резолюцией Совета Безопасности ООН. А секретарь Совбеза Абхазии Станислав Лакоба высказал мнение, что слова Э. Квициани свидетельствуют о том, что появился еще один нестабильный регион, связанный со сванским субэтносом, а это может иметь серьёзные последствия для грузинской государственности. Учитывая тот факт, что горные регионы Сванетии, находящиеся в составе Грузии, непосредственно соприкасаются с верхней частью Кодорского ущелья, получаются своего рода сообщающиеся сосуды. И поэтому события, о которых говорит Квициани, могут по принципу домино привести в Грузию, считает С. Лакоба. Это будет ещё одним препятствием для столь лелеемого режимом М. Саакашвили вступления Грузии в НАТО.

А глава госбезопасности Южной Осетии генерал-майор Николай Долгополов в своём интервью откровенно признал, что в Цхинвале давно известно о том, что в Грузии со всеми военнослужащими из диверсионно-подрывных подразделений «работают» и американские, и натовские инструкторы, не говоря уже о той колоссальной материальной и технической помощи, которую Грузии оказывают страны-члены Североатлантического блока. По словам Н.Долгополова, в грузинских силовых структурах и подразделениях «есть чеченские боевики, которые давно и прочно обосновались в Панкисском ущелье и в других местах Грузии. Хотя, министр обороны Грузии опровергает факты использования наемников, но то, что мы изъяли 31 октября с.г. в ходе уничтожения диверсионно-террористической группировки в Джавском районе, - тут двух мнений быть просто не может».

Наконец, самая тревожная информация - об обнаружении 4 ноября миротворческими силами в зоне осетино-грузинского конфликта, в 1,5 км южнее села Шавшвеби, радиолокационной станции (РЛС) обнаружения и наведения ПВО Грузии, которая охраняется подразделением минобороны Грузии. По словам помощника командующего Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне конфликта Владимира Иванова, «для проверки полученных сведений на 2 ноября 2006 года был запланирован мониторинг в районе юго-восточнее границ зоны ответственности ССПМ. Однако грузинская сторона отказалась участвовать в проведении совместного с ОБСЕ мониторинга в указанном районе, мотивируя свои действия неспособностью обеспечить безопасность группы офицеров Объединенного штаба (ОШ) ССПМ от возможных действий со стороны военной полиции МО Грузии... Кроме того, нахождение военной полиции МО Грузии в зоне конфликта является нарушением решений СКК и крайне дестабилизирует обстановку», - подчеркнул В.Иванов.

Что означает опасение властей Абхазии насчёт актуализации фактора сванского субэтноса, думается, понятно и без разъяснений. Это ведь во многом благодаря этому самому фактору в начале 90-х гг. Грузии поначалу удавалось одерживать военные победы в Абхазии. Теперь же, когда ситуацию во взаимоотношениях между сванами и центральной властью Грузии трудно назвать доверительными, не исключено и распространение настроений, охвативших Э. Квициани и его сторонников, и на всё сванское население Грузии.

Ещё опаснее задействование фактора военного присутствия США и НАТО в Грузии. На какие ещё провокационные шаги будут подталкивать эти западные «друзья Грузии» режим М. Саакашвили - одному Богу известно. Незаконное секретное размещение же РЛС обнаружения и наведения ПВО Грузии в зоне осетино-грузинского конфликта - это уже самый серьёзный и тревожный сигнал о том, что официальный Тбилиси намеревался или и сейчас намеревается использовать в предполагающейся войне против Южной Осетии и силы военной авиации.

Подводя некоторые итоги, можно со смелостью выдвинуть следующее предположение: не будь столь решительного пресечения со стороны силовых структур Южной Осетии акции грузинских диверсантов-провокаторов 31 октября, весьма возможно, мы уже сегодня вынуждены были бы получать самые настоящие военные сводки из зоны осетино-грузинского конфликта. С другой стороны, нет и никаких гарантий, что после очередного провала и неуклюжей попытки выиграть время, которую усиленно пытался реализовать в Москве министр иностранных дел Грузии Г. Бежуашвили, официальный Тбилиси, немного выждав, не предпримет ещё какой-нибудь провокации. Вновь сошлёмся на высказывания главы госбезопасности Южной Осетии Н. Долгополова: «Если бы мы имели дело с вменяемыми людьми, тогда можно было бы что-то прогнозировать. Прогнозировать же действия безбашенного Окруашвили и не совсем адекватного президента Саакашвили - трудно. Грузия ведь никогда самостоятельно не жила - и не только в политическом плане. В экономическом плане Грузия живёт за счёт своих соплеменников, которые работают в России. Ведь что такое зарплата в 30-40 лари ($17-22 - прим.)? Нищета полнейшая. У нас в республике сегодня уровень жизни значительно выше».

И здесь к месту вспомнить об одном из последних заявлений президента РЮО Э. Кокойты, почему в последнее время власти Грузии столь беснуются: «Никакого межнационального конфликта между Осетией и Грузией нет. Это политико-правовой конфликт... Сегодня национализм и фашизм являются политикой руководства Грузии... Если бы у грузинской стороны были какие-либо политико-правовые основания подвести под свою юрисдикцию Абхазию и Южную Осетию, то она давно бы это сделала. Но так как таких аргументов у нее нет, Грузия взяла курс на военное разрешение конфликта».

К этим словам трудно что-либо добавить...

Вадим Новиков

 

 

 

Архивы Евразии

10.11.2005 – Александр Дугин: "Я думаю, что пришел конец Европы"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3375