Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''Белгородская правда'' | Россия всегда была империей | Александр Дугин: ''Либо империя - либо исчезновение'' | 08.11.2006
    7 ноября 2006, 23:50
 
Александр Дугин

Россия всегда была империей

Опубликовано в газете "Белгородская правда" (Белгород) № 120 от 19 августа 2006

Пришло время поговорить об империи - сегодня это понятие снова входит в наш оборот. Казалось бы, время империй закончилось в начале ХХ века, когда рухнули последние имперские образования - Российская империя, Австро-Венгерская и Оттоманская. Но спустя столетие мы снова столкнулись с этим понятием. О построении так называемой "доброй Империи" говорят сегодня американские неоконсерваторы, с западной римской империей сравнивают Евросоюз. Мы - россияне - начинаем уже без идеологических штампов и по-новому осмыслять нашу историю, где все более отчетливо выступает эта важнейшая тема - Империя.

Лет десять назад о российской империи говорили, как правило, наши враги, пытаясь сделать из этого термина своего рода ругательство. Либеральные реформаторы, по указке заокеанских стратегов, призывали нас как можно быстрее расстаться с имперским прошлым, амбициями и стать "нормальной" страной, однако что такое "нормальная страна" тогда никто толком не пояснял. Но мало-помалу отношение к понятию "империя" стало постепенно меняться и сегодня оно уже не несет в себе однозначно негативного смысла.

Самое время - разобраться, что это такое и в чем суть Империи.

Белгородская правда

XXI - век новых империй

"И все же нам, русским, есть чему поучиться у Америки"

Суверенитет XXI века

По своему политическому устройству, по природе высшей власти империя является наднациональным образованием. В отличие от национального государства, которое предполагает обязательный для всех единый культурный и правовой код, империя допускает в своем составе самобытность и самостоятельность отдельных ее частей. Империя - стратегически единый организм с одним центром управления и различными политическими образованиями, имеющими значительную степень самостоятельности и свою собственную политическую и культурную историю. Смысл империи, по выражению русского философа Константина Леонтьева, - это "цветущая сложность", соединяющая воедино различные культурные ансамбли, общества, конфессии и даже государства с сохранением самобытности каждого из них.

Но суверенитетом (то есть способностью распоряжаться таким "политическим организмом" по своей собственной воле) в империи не обладает ни одна из частей, а только высшая власть, которая обеспечивает коллективный суверенитет всех частей вместе.

Характерно, что империя совсем не обязательно подразумевает единоличную верховную власть - т. е. императора. Как правило, высшей имперской властью могут быть наделены представители самых разных народов и культур, входящих в состав империи. Самодержавие может быть и без империи, а империя в свою очередь вполне может управляться на демократической основе, через высший совет, сенат или даже народное представительство. Сущность империи отнюдь не в форме правления, а в объединении стратегического контроля над различными, довольно автономными и самобытными регионами.

Таким образом, империя есть единый суверенитет для многих политических организмов - как бы они ни назывались: "республиками", "провинциями", "княжествами" или даже "царствами". Например, в Римскую империю входили царства, во главе которых стояли собственные цари, но при всех полномочиях они подчинялись консулу, сенату или императору Рима.

Главное в этом вопросе понять, в чем же глубинный смысл такого объединения.

Дело в том, что в центре всех исторических империй стояла некая универсальная, объединяющая идея.

В случаях Византии, Империи Карла Великого, Российской империи или в исламском халифате - это была религиозная идея. Для Римской империи или в орде Чингисхана речь шла об определенном юридическом кодексе, общеобязательном для всех граждан этих империй. Империя Александра Македонского была основана на так называемом политическом эллинизме и на универсализме греческой культуры. Финикийская империя Карфагена объединялась системой экономико-политического устройства, взятого за эталон.

Если же обратиться к современному миру - американская империя подразумевает универсальность либерально-демократической политической системы в сочетании с рыночной экономикой и идеологией "прав человека".

В любом случае в центре империи стоит определенный глобальный проект.

Именно им империя обосновывает свое существование, неся всем народам и культурам, которые входят в ее состав, нечто могущественное и объединяющее, чего не хватает ни одной из ее частей в отдельности.

Любая империя стремится простираться на бескрайние просторы и быть вечной, то есть не подверженной перипетиям мимолетной политической и исторической конъюнктуры. На практике бесконечность и вечность выражаются в том, что территории империи превышают масштабы национальных государств, а цикл существования империй дольше, чем история конкретного политического режима.

Россия всегда была империй. С первых этапов нашей национальной истории в устройстве русского государства можно различить четкие имперские моменты.

Уже в самой ранней истории нашей государственности можно распознать интуитивное стремление древнего русского народа к универсальности, к объединению, к сочетанию воедино разных культурных элементов под эгидой общего замысла.

Киевская Русь как колыбель русской государственности будучи княжеством, имела в своем составе много различных народов и племен (помимо славянских, тюркских и финно-угорских). Восточнославянский язык стал государственно образующей реальностью, которая сочеталась в дальнейшем с принятием православия. Но и многочисленные элементы угорской и тюркской культур существенно повлияли на общество Древней Руси, внесли свой уникальный вклад в формирование общерусского социального и политического стиля. В общем государстве народы и племена жили с достаточной степенью автономности, что существенно отличалось от многих западноевропейских держав, которые уже в Средние века тяготели к унификации и национальному централизму.

Но для того, чтобы до конца осознать свое имперское предназначение. нашему народу суждено было пройти тяжелейшие испытания. Как бы в отместку за раздробленность и княжескую усобицу XII-XIII веков Древняя Русь утратила свободу и стала частью степной империи Чингисхана. Это был для нас трагический, но чрезвычайно важный исторический опыт. С одной стороны, мы осознали ценность того, что утратили из-за княжеских усобиц и раздробленности, с другой стороны - после этого идея свободы и независимости вошла в самую глубь русской народной души. Отсюда тянутся корни нашей ненависти к разброду, разъединению и, напротив, наше почитание единства и общности - подчас любой ценой.

Ностальгия по Киевской Руси как единому и свободному государству стала национальной идеей русских в эпоху монгольского нашествия.

И из этой ностальгии в значительной степени родилось Куликово поле, а затем и Московская Русь, которая стала уже самой настоящей империей. Тогда всем давалась возможность развиваться по своим законам и следовать своим традициям, но источник высшей власти, местонахождение высшей инстанции суверенитета было в одном центре - в Москве.

С начала XVII века Русь приобретает все более светские черты, но и после петровских реформ мы оставались империей. Теперь уже не столько византийской, сколько современной, подражающей великим державам Запада, но имперский принцип остается. В едином центре власти в Санкт-Петербурге сосредоточено все стратегическое управление Россией, в то время как во многих провинциях, которые постоянно расширяются, образ жизни и традиционные формы управления подчас остаются теми же, что и до вхождения в ее состав. Конечно, не всегда этот принцип соблюдался, были определенные искажения, кстати, чаще всего под влиянием Запада и от подражания европейскому национализму. Но в целом Россия империей остается вплоть до Октябрьской революции.1917 год. Большевики празднуют "конец империи". Но что удивительно: пройдет совсем немного времени, и лозунг полного разгрома "тюрьмы народов", с которого начинали большевики, сменится принципом собирания земель. По сути СССР был самой настоящей империей: здесь и универсализм, и значительная автономия союзных и даже автономных республик. Суверенитетом обладал только союзный центр в лице ЦК и его генерального секретаря, но полномочия регионов, развитие национальных культур и языков поощрялось и поддерживалось на государственном уровне. И снова мы сталкиваемся с общей идеей - на сей раз в оболочке мировой революции и строительства коммунизма. Советская империя расширяла свое влияние во всем мире, и именно в советский период территория контроля нашего государства достигает максимальных исторических размеров.

Конец СССР был концом "советской версии" империи: снова в этот период, как накануне 17-го, стали раздаваться разговоры о "конце империи", об отказе от имперского прошлого, о вхождении в цивилизованный мир. Благодаря помутнению национального самосознания в эпоху так называемых "демократических реформ" мы, как и в эпоху княжеских усобиц, стояли на грани полной утраты суверенитета, развала и исторического конца. Это было чрезвычайно опасно, так как внутренний кризис России проходил не в безвоздушном пространстве, а в довольно агрессивной внешней среде.

США активно строят глобальную империю, которую они называют "доброй", но другим народам-иракцам, афганцам, сербам - так совсем не кажется. И, как любые империалисты, американцы пользуются неурядицами различных государств, чтобы поставить их под свой имперский контроль.

Обычно в таких случаях не обходится без предателей, которые готовы работать на врага, продавая Отечество. Наши российские либералы, атлантисты и глобалисты не были здесь исключением: провозглашая "либеральную империю", они просто и ненавязчиво советовали нам сдаться американцам без боя. Они предлагали встать России на их сторону, "таскать для них каштаны из огня" в региональных конфликтах, а в итоге - превратиться в прямую американскую колонию.

И это закономерно. Как только Россия перестает быть империей сама, она становится легкой добычей для других империй, которые строятся за наш счет и на наших ресурсах. Тезис о "нормальном государстве", т. е. об отказе от имперского предназначения России уже есть завуалированное предательство. Никакое "нормальное", т. е. периферийное, малое, региональное государство в современных глобальных условиях отстоять своего суверенитета не способно.

Вопрос сегодня стоит ребром: либо американцам удастся построить свою планетарную империю, "новый мировой порядок", либо в мире будет несколько полюсов.

Но вот весь секрет в том, что ни одно "нормальное" государство таким полюсом в новых условиях XXI века стать не сможет. Полюсом может быть только империя.

Поэтому и для России, и для многих сопредельных государств есть только один выход: чтобы сохранить свой суверенитет, свою свободу и независимость в глобальном мире, мы просто обязаны снова стать Империей.

Либо империя - либо исчезновение.

И точно так же, как в первые десятилетия советской власти, самые яростные противники российской империи превратились незаметно в поборников великой советской державы, так же и наша "демократия", начав с позорного пораженчества и имитации западных образцов, сегодня на наших глазах становится суверенной, приобретая все больше ярко выраженных национальных черт.

А значит, мы опять движемся к новой Империи - национальной и сверхнациональной одновременно Евразийской. Ведь только в империи универсальное и национальное совпадают, а не противоречат друг другу.

А раз мы снова говорим об Империи, то мы должны думать о ее идейном основании, высшем смысле. И здесь как никогда нам пригодится опыт поколений наших предков, которые все без исключения жили за Империю и умерли в Империи, под ее священной сенью.

И Древняя Русь, и Московское царство, и санкт-петербургская Россия, и даже Советский Союз - все это нескончаемая повесть об империи, написанная кровью и душой нашего народа.

Великая история нашей страны не должна прерваться на нас. Каким бы потерянным ни было наше поколение, у нас есть шанс и даже долг найти себя снова. А обретем мы себя только в Империи.

Александр Дугин,
руководитель Центра геополитических экспертиз при ГД РФ,
доктор политических наук

 

 

 

Архивы Евразии

Тунджер Кылыч
Тунджер Кылыч

08.11.2004 - Тунджер Кылыч "Будущее и безопасность большого Ближнего Востока и Евразии"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3371