Международное Евразийское Движение
Ислам | Единобожие – основа мира | Албогачиев Магомед-хаджи: ''Ислам – это религия мира, милосердия, взаимоуважения, взаимной любви, в то время, как у террориста, кем бы он себя не называл – нет ни религии, ни национальности'' | 25.10.2006
    24 октября 2006, 22:48
 
Не мешайте нам молиться

Релевантные ссылки:

Устав чужого монастыря

Провоцируя джихад, можно попасть в ад

"Османский ислам" - план окончательного развала России

Единобожие – основа мира

Интервью с заместителем председателя координационного центра мусульман Северного Кавказа Албогачиевым Магомед-хаджи
Справка "Евразии" [Координационный Центр Мусульман Северного Кавказа – религиозная, межрегиональная централизованная организация, объединяющая семь муфтиятов Северного Кавказа. Деятельность Центра распространяется на территорию Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкессии и Ставропольского Края, Республики Адыгея Краснодарского края. Главной целью Центра является объединение всех мусульман Северного Кавказа на основе консолидации общества для возрождения духовных ценностей, созданных в течении многих веков последователями Ислама, на основе священного Корана и Сунны Пророка. Важнейшей задачей Центра является приобщение подрастающего поколения народов Северного Кавказа к традициям, обычаям, нравам и неписаным законам гор, основанным на принципах Ислама].

"Евразия": Расскажите, как и зачем создавался ваш центр, каковы ваши отношения с другими мусульманскими структурами?

Албогачиев Магомед-хаджи: Деятельность КЦМСК на сегодня официально признана такими уважаемыми мусульманскими лидерами России как Талгат Таджутдин – руководитель Центрального Духовного Управления Мусульман и Равиль Гайнутдин – руководитель Совета Муфтиев России, хотя структурно Центр не входит ни в ту, ни в другую организацию. Такое структурно-обособленное положение не является в данном случае признаком каких-либо разногласий между нами. Напротив, Центр активно сотрудничает с духовными управлениями мусульман России во всех регионах. Однако проблемы Северного Кавказа имеют особую специфику и, соответственно, требует особого, не такого как в центральной России подхода к их разрешению. В силу этого, духовным лидерам мусульман центральной России порой бывает трудно во всей полноте понять ситуацию на Кавказе, чаяния и интересы его народов, донести их до руководства страны.


Албогачиев Магомед-хаджи Османович

Справка "Евразии". Албогачиев Магомед-хаджи Османович родился 28 июня 1957 года в г. Алма-Ате Казахской ССР в семье рабочих – Албогачиева Османа Курейшовича и Албогачиевой Марем Асламбековны, которые воспитали троих сыновей и пятерых дочерей. В 1974 году отлично окончил среднюю школу. В 1975-1979 г.г. учился в Северокавказском строительном техникуме, с 1975 по 1992 год работал на различных предприятиях народного хозяйства СССР: фрезеровщиком, начальником ОТК, мастером ПМК, заведующим складом и т. д. С раннего детства родители научили чтению Корана, молитвам. С 1 сентября 1972 года начал целенаправленно изучать исламские науки у видных учёных-богословов Ингушетии, а затем и Дагестана. В 1997 г. окончил Исламский институт имени имама Аль-Шафии. После образования Ингушской Республики в составе России с декабря 1992 года являлся муфтием Ингушетии. После создания Координационного Центра Мусульман Северного Кавказа (КЦМСУ) в августе 1998 года занял пост председателем Центра, а затем по праву очерёдности уступил пост, заняв место заместителя председателя. Женат, имеет семерых детей.

  Архивы Евразии

25.10.2005 - Вопрос дня: Чего ждать от Качиньского?

Во многом по этой причине муфтии северокавказских республик, как непосредственные очевидцы и участники всех тех событий, что произошли на Кавказе за последнее десятилетие решили, что нам необходима отдельная структура, способная более доходчиво, из центра событий, доводить информацию о происходящем на Северном Кавказе. Для координации прикладываемых усилий со стороны духовенства в области вопросов противостояния терроризму и экстремизму, укреплению духовности и нравственности многочисленных народов населяющих Северный Кавказ и было решено создать этот Центр.

Функции КЦМСК в большей степени консультационные. Прямого подчинения, жёсткой структурной вертикали у нас нет, т.к. такая система взаимоотношений вообще не принята в исламе. Центр не вмешивается во внутренние дела республиканских муфтиятов. Основной его задачей является координация общих действий, организация взаимодействия муфтиятов, которые через структуры Центра получают возможность советоваться, помогать друг другу решать общие организационные и другие вопросы.

"Евразия": Каковы основные итоги деятельности КЦМСК?

Албогачиев Магомед-хаджи: Несмотря на то, что Координационный Центр фактически был создан и начал свою работу ещё в 1998, его регистрация в Минюсте состоялась лишь в 2001 году. С момента официальной регистрации Центра мы успели достигнуть значительных успехов, добиться признания на всех уровнях российской власти, вплоть до Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, руководителей правительства, парламента РФ и т. д. Мы вошли во все существующие государственные религиозные структуры, в Межрелигиозный Совет России при Президенте, поэтому сейчас уже можно с уверенностью констатировать, что на данный момент в России сложилось три основных мусульманских организации – это Центральное Духовное Управление Мусульман (Талгат Таджутдин), Совет Муфтиев России (Равиль Гайнутдин), и наш Координационный Центр Мусульман Северного Кавказа.

Мы принимали участие во многих конференциях, неоднократно встречались с Президентом, провели большое количество круглых столов, в частности посвящённых терактам в Америке и событиям на Кавказе. И везде, где есть такая возможность, при любых встречах на высшем уровне я всегда подчеркиваю, что терроризм или экстремизм не должен смешиваться с понятием Ислам. Ислам – это религия мира, милосердия, взаимоуважения, взаимной любви, в то время, как у террориста, кем бы он себя не называл – нет ни религии, ни национальности. Он есть преступник, и исламский мир не должен нести ответственность за его деяния.

Мы, духовные лидеры Российской Федерации, всегда и везде заявляем, что мы против нечеловеческих актов, подобных тем, что произошли в Америке, против любых актов вандализма, где бы они не происходили. Об этом мы не раз говорили и с Президентом Путиным, о последствиях смешивания понятий ислам и терроризм мы предупреждали и на специальной конференции «Исламская угроза или угроза исламу?» в Москве, проведённой за два месяца до терактов в Америке.


Албогачиев Магомед-хаджи (в центре) на конференции "Исламская угроза или угроза исламу?"

После страшных событий в США, учредители нашего Координационного Центра Мусульман Северного Кавказа, которые одновременно с этим являются так же учредителями Высшего Религиозного Совета народов Кавказа, в рамках этого Совета провели конференцию «Ислам и терроризм несовместимы», которая состоялась в Баку.

Таким образом, тема противостояния терроризму и экстремизму, несовместимость этих понятий с понятием Ислам – стала для нас главной темой. Со своей стороны, мы, как религиозные деятели, всегда особенно подчеркиваем основные направления нашей деятельности – воспитание в наших прихожанах духа толерантности, терпимости, взаимоуважения и внутренней духовности.

"Евразия": Каковы основные приоритеты вашей деятельности - строительство мечетей, духовное образование или что-то иное?

Албогачиев Магомед-хаджи: Одно из направлений внутренней деятельности Координационного Центра и муфтиятов – это возрождение храмов, строительство новых мечетей. В советский период на территории Ингушетии не сохранилось ни одной действующей мечети. К сегодняшнему дню во всех населённых пунктах республики есть соборные мечети, в каждом селе построена новая мечеть, кроме того, есть даже квартальные мечети. Всего на сегодня у нас в Ингушетии порядка двухсот действующих мечетей. Все они появились за последние десять лет и построены в основном за счет прихожан и ингушских бизнесменов, которые помогали нам деньгами. Помощи извне практически не было.

Каждая соборная мечеть имеет имама. К сожалению, за исключением двух имамов, у нас практически не осталось стариков. И всё же, в основном все мечети Ингушетии кадрами обеспечены. Хотя в подавляющем большинстве это молодые люди, не смотря на это, они все достаточно образованные, энергичные, понимающие ситуацию и в России и в мировом масштабе. Подготовка новых духовных кадров, в основном за счёт молодёжи, так же является одним из направлений нашей деятельности. Мы стараемся прикладывать все усилия для того, чтобы воспитывать нашу молодежь, развивать духовное образования. Практически в каждом селе Ингушетии, в каждой мечети имеется маленький медрисэ, где молодые люди получают начальные знания, начинают изучать Коран, действуют исламские институты. Это очень важно на фоне нынешнего разгула наркомании, алкоголизма, проституции, которые, к сожалению, захлестнули и весь мир, и Россию, и наша маленькая Ингушетия тоже не осталась в стороне. Мы считаем, что возрождение духовности, нравственности, ценностей ислама – это очень сильное противодействие всем этим негативным факторам. Более того, Ингушетия одна из первых республик в составе России, где во всех государственных школах ввели урок «Основы религии», для того, чтобы наши дети знали, что и Ислам, и другие религии мира учат людей нравственности, милосердию, уважению ко всем народам, говорят о том, как надо относится к своим родителям, соседям, к старшим, учителям, обществу.

В области религиозного образования мы поставили для себя задачу повышения качества обучения. Поэтому сейчас обсуждается возможность создания у нас академии исламского богословия с тем расчетом, чтобы готовить своих богословов высшей квалификации, и избавиться от необходимости посылать молодежь на обучение в другие страны, ведь возвращаясь из-за рубежа, наши молодые люди приобретают там не совсем традиционные для нашего ислама взгляды и понятия. Это неприемлемо в условиях России, т.к. во многом нарушается преемственность. Они уже не всегда понимают действия наших стариков, возникают недоразумения, а это часто приносит негативные последствия. Поэтому очень важно создать собственную исламскую академию. На сегодня мы не нуждаемся в помощи извне, но в то же время, конечно, совершенно необходимо повышать уровень наших молодых духовных ученых, имамов, и я считаю, что если молодежь потянулась к вере – это очень важный и положительный фактор.

Мне, в то же время, не понятно, почему сейчас наблюдается такое негативное отношение, особенно в некоторых средствах массовой информации, к тому, что молодежь потянулась к исламу. Представляют мусульман как террористов, экстремистов, делают из ислама пугало, совершенно не понимая того, что как бы мы не были цивилизованы или богаты, если в обществе не будет нравственности, то все эти «блага» цивилизации принесут больше вреда, чем пользы. То, что молодежь сейчас потянулась к вере, а это факт – в Ингушетии более восьмидесяти процентов молящихся в мечетях – молодежь – это и есть главное благо для общества, ведь если у нас не будет нравственности, то лишь от того, что мы будем богатые нам счастья не видать.

"Евразия": Как у вас складываются отношения с властью?

Албогачиев Магомед-хаджи: Очень хорошее взаимодействие у нас осуществляется и с местными органами власти республики, и с полномочным представителем президента в Южном Федеральном округе. С ним мы провели несколько встреч. Так же мы организовали Межрелигиозный миротворческий съезд в Южном федеральном округе, создали Межрелигиозный Совет России, куда входят все традиционные конфессии, неоднократно обсуждали вопросы проведения переговоров и установления мира в Чечне.

У нас всегда были отличные отношения с Президентом Ингушетии, который много сделал для развития республики, а также внес очень большой вклад в возрождение религиозных основ ислама в Ингушетии, в изначальное становление нашего Центра.

Нам постоянно оказывают и моральную и материальную поддержку действующие власти. Это вызвано глубоким пониманием со стороны Президента того, что сейчас без религиозного образования, без поднятия нравственности населения, по большому счёту не будет ни спокойствия в республике, ни счастья народа. Поэтому он делает все возможное для того, чтобы происходило духовное развитие населения, оказывает и моральное и материальное содействие этим процессам. Я думаю, что наше сотрудничество с властью принесёт пользу всем, а, в конечном итоге, положит конец тем событиям на Кавказе, которые кровоточащей болью отзываются в наших сердцах.

Ингушский народ уже пережил очень большую трагедию в результате жесткого столкновения в 1992 году с братским осетинским народом. К сожалению, до сих пор эти вопросы полностью не урегулированы, но положительным можно считать тот факт, что для возобновления конфликта предпосылок остаётся всё меньше и меньше. В свои дома из Ингушетии в Осетию, на прежние места проживания возвращаются беженцы, людям помогают обустроиться, былые противоречия уходят в прошлое. Необходимо понимать главное – все мы, народы Кавказа, как были братскими народами, так и должны ими остаться. Наши судьбы переплетены, наша история – общая на всех, наша религия – единобожие. В любом из селений встретишь и осетин, и ингушей, и русских.

Примерно такая же ситуация существует и в отношениях между ингушами и чеченцами. Родственные связи между нашими народами настолько переплетены, что можно сказать – все мы братья. Не даром и чеченцы и ингуши определяют друг друга как вайнахи – свои люди. И чеченцев и ингушей называют горцами. И это не случайно, все мы вышли с гор, произошли от одних предков, сохранив свои обычаи.

Как в Чечне, так и в Ингушетии во многом сохранилась родоплеменная система общественного устройства – вары (кланы), тейпы (рода), тукхумы (племена). Это основа общественного устройства наших народов, определяющая принадлежность человека к своему роду, к своим корням. По принадлежности человека к тому или иному тейпу можно узнать кто были его предки, определить его родовые признаки. Когда сватают девушку, будущему жениху стоит лишь называть свою фамилию, чтобы невеста и её семья уже многое могли понять.

Наш род – Албогачиевы – произошёл из горного селения Лейми. Всего из этого селения вышли двадцать три фамилии, которые в совокупности составляют тукхум (племя). Часть этих фамилий мы знаем и помним до сих пор. Знание своих предков, названия своего тейпа и тукхума совершенно необходимо, т. к. это неотъемлемый атрибут родовой принадлежности, подчёркивающий большое уважение к старшим, к семье, сына к отцу, и это очень серьёзный фактор внутреннего сдерживания. Хотя мой дедушка и жил на равнине, наш род начался с гор. У нас есть родовая башня в горах. Это символ нашей нации. Такая башня должна быть у каждого тейпа для того, чтобы тейп мог считаться полноценным. Если у тейпа разрушилась родовая башня в горах, то тот, кто это обнаружил, должен указать на этот факт главе тейпа, ведь отсутствие родовой башни – лишение символа преемственности рода, повод для упрёка.

Сохранение родоплеменного уклада имеет большую важность для наших народов, ведь это воспитывает в нашей молодежи уважение к старшим, к традициям наших предков, к своим корням, своим национальным ценностям, адатам, уважение друг к другу в конце концов. Это положительный факт и именно по этой причине необходимо возрождать кровнородственные связи, восстанавливать традиционную систему взаимоотношений и в Ингушетии и в Чечне.

Аллах установил так, чтобы наши народы, чеченцы, ингуши, осетины, дагестанцы, русские – жили рядом, на одной земле, в мире и гармонии. Тот, кто пытается нарушить эту межнациональную гармонию, единство в вере, нарушить кровнородственные связи представляет для нас опасность и играет на руку нашим врагам.

"Евразия": В какой степени вас затрагивают проблемы ваххабизма?

Албогачиев Магомед-хаджи: Проблема ваххабизма действительно существует. Эта идеология была создана Муххамадом, сыном Абдул-аль-Ваххаба несколько веков назад, и представляет из себя, по сути, его личные измышления, касающиеся того, как он видит и толкует ислам. Многими исламскими учёными – богословами востока и арабских стран, в частности и его родным братом, и его учителем, и многими другими давно доказано, что теория ваххабизма ошибочна и имеет множество расхождений с подлинным исламом. Об этом было написано много книг, поэтому нам уже ничего на этот счёт доказывать не надо. Кто умеет читать по-арабски, кто изучал исламские науки, может сам об этом прочитать. Мы же со своей стороны уже неоднократно заявляли, и продолжаем заявлять, что для нас, для мусульман Северного Кавказа идеология ваххабизма абсолютно неприемлема. В частности, одним из факторов, подтолкнувших нас на создание нашего Координационного Центра как раз и стала необходимость противодействия этому негативному явлению.

Всем известно, что мусульмане Чечни, Ингушетии, Дагестана – исповедуют ислам суфистского толка, – суфизм. Ваххабиты же открыто утверждают, что суфисты – это вероотступники, создавая таким образом крайнюю напряжённость в обществе, в любой момент грозящую общественным расколом. Из-за непонимания основ религии или по незнанию ваххабиты часто в пропагандистских целях используют понятие «неверные», подразумевая под ним всех, кто находится за пределами их понимания ислама. С точки зрения ислама такое понятие неприменимо к людям верующим в Единого Бога, будь то христиане или иудеи. Понятие «неверные» относится только лишь к многобожникам (язычникам) или безбожникам, то есть к тем, кто не исповедует веру в единого Бога.

Распространению ваххабизма, на наш взгляд, способствуют в частности такие факторы, как разгул преступности, необустроенность людей, безработица, отсутствие средств к существованию. На этом фоне нашей молодёжи, со стороны многочисленных ваххабитских организаций предлагаются деньги, оружие. Это становится фактором, притягивающим молодых людей, которые, зачастую, поняв губительность этого пути потом не могут вырваться оттуда – нам такие факты известны. На поддержание ваххабизма выделяются большие средства из за рубежа. В конечном итоге, возникновение всех этих противоречий и подогревает ситуацию на Кавказе, ведёт дело к гражданской войне.

Результатом распространения ваххабизма по Северному Кавказу во многом стала чеченская проблема. Чем большее распространение получал ваххабизм, тем больше возникало условий для гражданской войны. Последствия этого все мы уже могли наблюдать в Дагестане, в том, что за этим последовало – горе и слёзы людей. Отсюда наша твёрдая уверенность, что решение чеченской проблемы находится в руках самого чеченского народа. Сколько бы там не было войск, если сам народ не будет обеспокоен своей судьбой, если не отвергнет учения различных экстремистских организаций, восстанавливая при этом свои традиционные формы существования – проблема вряд ли будет решена. Именно по этой причине представители власти очень часто обращаются к нам, Координационному Центру, с просьбой помочь, призвать народы Кавказа к примирению на религиозных, традиционных основах. Необходимыми условиями достижения мира в Чечне являются избавление от противоречий, возрождение основ веры и нравственности, а это задача самих чеченцев и соседствующих с ними народов.

Единобожие – основа мира

Коран очень часто упоминает и иудеев, которые называются людьми писания, и христиан. Поэтому к людям писания – иудеям и христианам у мусульман особое отношение, мы об этом постоянно говорим. Нам, как мусульманам, нужно относится уважительно к этим религиям, ведь они основаны на писаниях, схожих с Кораном. То, что православие гармонично сосуществует с исламом в такой евроазиатской стране как Россия более тысячелетия – и является прекрасным примером бесконфликтного существования не только для самой России, но и для многих других стран. Предлагаемое евразийским течением решение конфликтных ситуаций, основанное на межконфессиональной гармонии является абсолютно положительным фактором, и я думаю, будущее России во многом будет и в дальнейшем связано с евразийской идеей, которая сближает конфессии, способствует нахождению общего языка между православием и исламом, призывает к восстановлению традиций и взаимоуважению, а это очень важно. Мы должны делать всё от нас зависящее, чтобы максимально восстановить взаимоуважение и взаимопонимание не только между исламом и православием, но и между другими традиционными конфессиями – иудеями, буддистами. Я рад, что сейчас в этом направлении ведётся активная работа, и мы прекрасно понимаем друг друга. А это и есть самая надёжная основа для мира и согласия на земле.

Беседовал Валерий Строев

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3344