Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''KM.ru'' | Александр Дугин: ''«Хезболле» поневоле начали симпатизировать все антиамериканские силы'' | 17.10.2006
    17 октября 2006, 10:38
 
KM.ru Симпатия к народной ярости

Релевантные ссылки:

Великий Ближний Восток: крах американских стратегий

Палестина: традиция – наше решение

Победа ХАМАСа как крах ближневосточной политики США

Александр Дугин

Международное право не указ религиозному фактору

Новая израильско-ливанская война отчетливо оповестила о начале эпохи постмодерна

Опубликовано на мультипортале "KM.ru" 13 октября 2006

За окном осень. L’automne deja… Но как писал французский поэт Артур Рембо, «к чему сожалеть об охлаждении солнца, когда мы непрерывно погружены в открытие вечного света, в отличие от людей, которые умирают из сезона в сезон». В начале осени самое время подвергнуть геополитическому анализу основные события лета. Что нам удалось, в чем мы проиграли? Как изменился климат международной политики?

Время, вопреки классической физике, явно движется с ускорением, и количество важных событий на один и тот же временной отрезок стремительно возрастает. Правда, наше сознание справляется с этим все хуже и хуже. Найти нити смысла в водовороте событий становится все сложнее и сложнее.

Но без осмысления само событие становится пустым и ничтожным, превращается в пустяк. Итак, что наиболее значительного произошло этим летом в области геополитики?

На Ближнем Востоке вспыхнула новая война. В ответ на очередные вылазки радикальной шиитской организации «Хезболла» Израиль 12 июля начал полномасштабное вторжение в Южный Ливан. С первых дней этой новой войны стало понятно, что Израиль в ней не только не выигрывает, но при любых обстоятельствах выиграть не может.

У шиитской организации «Хезболла», которая предпринимала все, что могла, в целях вызвать ответный удар Израиля, ситуация, напротив, изначально была выигрышной. Чем дольше отряды «Хезболлы», которая представляет собой сетевые структуры идеологически сплоченной группировки, сопротивлялись армии Израиля, тем больше они укрепляли свой политический и международный вес.

 

 

 

Архивы Евразии

17.10.2005 - Евразия - будущий лидер новой экономики

Всего лишь небольшая часть ливанского населения, представляющая шиитское меньшинство, оказалась способной сопротивляться самой сильной армии Ближнего Востока, конфликт с которой неоднократно проигрывали в ХХ веке целые государства и их регулярные армии, такие, как Египет и Сирия. Бросить вызов абсолютно превосходящему по военной мощи сопернику и оказаться на высоте сопротивления - это нечто подобное подвигу Давида, сразившегося с гигантом Голиафом. Даже если грубая сила и наносила разительные удары, моральное превосходство и огромный политический капитал «Хезболле» был обеспечен.

Израиль же, который в 1982 уже оккупировал Ливан, но был вынужден оттуда ретироваться с большими политическими и психологическими потерями, заведомо ничего не выигрывал. Раз израильская армия ЦАХАЛ не смогла сокрушить «Хезболлу» сразу и молниеносно, отбив всякое желание в будущем дразнить Израиль у кого бы то ни было, все дальнейшее уже заведомо являлось проигрышем. Ведь никакой позитивной цели израильтяне на ливанской территории достичь не могли. В любом случае им пришлось оттуда возвращаться. Вот только с каким лицом? С лицом поражения. А вот именно этого Израилю сегодня было совершенно не нужно.

Вместе с тем существенный урон вся ситуация принесла и Соединенным Штатам, которые выступили - даже как-то слишком ретиво - на стороне Израиля. Вашингтон в данном случае перегнул палку, и все неудачи Израиля автоматически стали переноситься и на США. Кроме того, когда США выступают однозначно на какой-то одной стороне, ненависть к американцам привлекает симпатии миллионов людей во всем мире к стороне противоположной. И «Хезболле» поневоле начали симпатизировать все антиамериканские силы - от тихих осторожных европейцев до россиян и латиноамериканцев, не говоря уже о мусульманах.

В ситуации с «Хезболлой» центральной оказалась позиция Ирана. Тегеран не скрывал, что «Хезболла» - дословно «Партия Бога» - является инструментом влияния Ирана на Ближнем Востоке и существует в значительной степени на иранские средства. В той ситуации, в которой находится сегодня Иран перед лицом давления со стороны США и стран Запада на его ядерные программы, ему чрезвычайно важно продемонстрировать свою силу. Чтобы дать понять Вашингтону - военное вторжение в Иран взорвет всю ситуацию на Ближнем Востоке, и у Тегерана есть для этого все необходимые инструменты. Этот результат налицо, и взбешенный Буш на саммите в Санкт-Петербурге в июле кричал, что для решения ливано-израильского конфликта надо обращаться не к бесполезному «ботанику» Кофи Аннану, а звонить напрямую в Тегеран Ахмадинежаду. Но не позвонил, и война завершилась фактическим поражением США.

Еще одно обстоятельство этого конфликта заслуживает внимания. В исламском мире существует две радикальные версии: ваххабитская, связанная с «Аль-Каидой» и крайними суннитами, и шиитская - с ориентацией на Иран. В 70-е и 80-е годы прошлого столетия эти течения были почти одинаковы по своему весу. А в 90-е годы и особенно в начале третьего тысячелетия инициатива почти полностью перешла к ваххабитам, с которыми - особенно после 11 сентября 2001 года - и стали отождествлять радикальный ислам. Однако между ваххабитами и шиитами существует непримиримая вражда, так как они исходят из радикально различных богословских и геополитических предпосылок. Это не просто конкуренты, но глубинные онтологические враги. После прихода к власти в Иране радикального президента Ахмадинежада и вторжения американцев в Ирак, где преобладает шиитское население, шиитский фактор вновь дал о себе знать - почти как в эпоху аятоллы Хомейни. А дуэль между шиитской «Хезболлой» и регулярной армией Израиля и вовсе возводит шиитов в разряд первостепенных, ставя их по значению выше ваххабитов и «Аль-Каиды». При этом шиитский ислам, даже в его радикальной версии, имеет множество отличий от ислама суннитского и особенно от ваххабизма и лишен многих его отталкивающих сторон. Будучи не менее радикальным, он говорит на совсем другом языке и преследует совсем иные геополитические цели. Подъем шиитского фактора чреват существенным изменением всего расклада сил в исламском мире.

Чрезвычайно важен отгремевший ливанский конфликт в истории военной стратегии и, еще шире, для судьбы национальных государств. Крупнейший специалист по военной стратегии израильтянин Мартин Ван Кревельд еще в 1991 году в книге «Трансформация войны» предсказывал, что обычные войны в ближайшем будущем уступят место конфликтам малой интенсивности, в которых друг другу противостоят не государства и правительства, а ассиметричные противники - например, правительство и повстанцы, регулярная армия и отдельные племена, классические вооруженные силы и партизанские отряды. По мнению Ван Кревельда, конфликты малой интенсивности в скором времени расшатают систему национальных государств не только на Ближнем Востоке, но и в Европе и даже в США и создадут совершенно новую картину миру. Примером разрушительного и деморализующего воздействия конфликтов малой интенсивности Ван Кревельд считает как раз израильско-ливанскую войну 1982 года.

Нынешняя ливано-израильская война полностью подтвердила мнение израильского аналитика: сильнейшая армия региона боролась даже не с армией крохотного ливанского государства, пребывающего в политическом хаосе, а с общественной организацией. И на глазах всего мира эта общественная организация выиграла. Что это такое, как не очевидный признак заката национальных государств и традиционной военной стратегии? На вызов со стороны сетевой партизанской структуры регулярные и прекрасно организованные части израильской армии с великолепным техническим оснащением ответить оказались не способны.

В такой ситуации и в самом Израиле совершенно закономерно вспыхнули ультрарадикальные настроения. Как противники Израиля из «Хезболлы» черпают силы и уверенность в религиозном духе, так и сами израильтяне вынуждены прибегать к эскалации мессианских настроений. Ультраортодоксальные иудейские круги в последнее время заговорили о начале «третьей арабской войны», которую предсказывали еще авторы вавилонского «Талмуда» и которая должна предшествовать в согласии с эсхатологическими взглядами иудеев приходу машиаха. А этот приход, в свою очередь, по вере иудеев должен стать началом установления всемирной иудейской империи - империи машиаха, которой, по чаяниям иудеев, поклонятся все остальные народы - как христиане, потомки Исава по каббале, так и мусульмане - потомки Ишмаэля. Кризис светской составляющей израильского общества выводит на первый план архаический религиозный потенциал. И все громче раздаются голоса тех, кто призывает идти в войне с арабами до конца - взрывать мечеть Аль-Акса, изгонять арабов из Иерусалима и приступать к строительству Третьего Храма. Все это сопровождается каббалистическими вычислениями относительно страны «Цур», которую талмудисты отождествляют с современным Ливаном и наделяют демоническими свойствами как новое издание торговой финикийской цивилизации, фелимстимлян.

Как бы то ни было, израильско-ливанский конфликт показал стремительный рост религиозного фактора в современном мире и стремительное падение вестфальской политической системы, основанной на суверенитете национальных государств и светской системе международного права. Если мы продолжим двигаться в этом направлении и далее, XXI век станет еще более архаическим и жестоким, чем ХХ. Иногда кажется, что история человечества начинает двигаться в обратном направлении. Это, кстати, и называется «постмодерном». Новая израильско-ливанская война отчетливо оповестила о начале эпохи постмодерна. Общественная организация с архаической идеологией и партизанской практикой начинает и… выигрывает. А это заставляет вспомнить, что и сами израильтяне построили государство теми же способами - радикальной верой религиозных сионистов, партизанской антибританской практикой и волей к созданию «справедливой социальной системы на обетованной земле» - израильский социализм, кибуцы и «БУНД». Лишь позже фасадом Израиля стала светскость и либеральная демократия на западный манер. Да и то, основатель сионизма Теодор Герцль говорил: «Сионизм явление внешне западное, а внутри восточное». Так что все возвращаются к своим корням.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3330