Международное Евразийское Движение
Тексты | Форпост культуры мира | Андрей Щербович: ''Евразийская «срединная земля» со времен Чингисхана живет на принципах межконфессионального согласия'' | 07.09.2006
    7 сентября 2006, 10:49
 

Форпост культуры мира

В очередной раз Казахстан поддерживает диалог цивилизаций

"Религия может быть сферой особенной власти. Она может дать нам силу и утешение в тяжелое время. Она помогает нам найти место в гармонии, объединяет вместе семьи и общества и одаряет личности сочувствием и нравственностью. Религии широко различаются. Но в сердце мы обращаемся к универсальным ценностям. Быть милосердным, быть терпеливым, любить ближнего - ни одна религия не может утверждать свою монополию на эти ценности. Они глубоко укоренились в духе самого человека".

Из приветственного послания в адрес
I Съезда лидеров мировых и традиционых религий
Генерального секретаря ООН Кофи Аннана
Человечество на пути интеграции

В ХХ столетии человечество неоднократно пыталось объединиться, договориться между собой, чтобы положить конец кровопролитным войнам, несущим гибель и страдания миллионам людей по всей планете. Наиболее значимых из таких попыток было три. Первой был созыв по инициативе Российской Империи Гаагских конференций мира, на которых были выработаны базовые принципы и нормы международного права. Однако о полной интеграции человечества тогда речи не шло. Именно поэтому результат Гаагских конференций нельзя считать удачным. Собственно, провал конференций привел к Первой мировой войне, изобретению химического оружия и новому переделу мира.

Релевантные ссылки:

Нурсултан Назарбаев: "Евразийство - одна из главных идей XXI-го века"

Просвещенный Автократ

"Правящий класс России - это проклятие нашей страны"

Вторую попытку договориться между собой человечество предприняло, создав Лигу Наций, которая также сработала неудачно, хотя направление движения и было выбрано верно (взять хотя бы Пакт Бриана-Келлога, который в принципе запрещает ведение войны как средство решения международных споров). Неудача Лиги Наций привела ко Второй мировой войне, созданию ядерного оружия, запасов которого на сегодняшний день хватит для того, чтобы несколько раз уничтожить все живое на Земле.

Поэтому шестьдесят лет назад человечество создало интеграционную структуру нового типа – Организацию Объединенных Наций, которая уже долгое время успешно объединяет человечество – если не в союз, то по крайней мере служит переговорной площадкой для поиска возможных компромиссов.

Однако в XXI веке человечество столкнулось с новыми вызовами, которые обусловлены не столько политическими, сколько идеолого-культурными и религиозными противоречиями. Как это не парадоксально, несмотря на кажущуюся секуляризацию всего мирового сообщества, именно религиозный фактор играет все большую роль в международной политике. Эту ситуацию известный американский политолог Сэмюэль Хантингтон охарактеризовал как «конфликт цивилизаций».

Соответственно, чтобы достичь необходимого равновесия в международных отношениях, необходимо вести речь уже о диалоге между цивилизациями и религиями, а не только между представителями государств и международных организаций. Формат Саммита религиозных лидеров как нельзя лучше подходит для налаживания именно такого диалога, ведь религиозные лидеры человечества выражают подлинную волю народов в их стремлении к нравственному совершенству. Именно от успеха в диалоге между цивилизациями и будет во многом, если не во всем, зависеть развитие международных отношений в будущем. И Казахстан, организуя данный процесс, оказывает человечеству неоценимую помощь.

12 - 14 сентября 2006 года в Астане, столице Казахстана, состоится II Саммит лидеров мировых и традиционных религий. На I Cаммите, проведенном 23 - 24 сентября 2003 г. по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, присутствовали духовные лидеры всего человечества, был принят ряд документов, закладывающих основу межконфессионального диалога в XXI веке, также было решено продолжить подобный диалог в формате саммита. На предстоящем съезде предполагается обсудить два тематических блока: свобода вероисповедания и признание представителей других религий, а также роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности.

«Формат съезда будет расширен, и на него будут приглашены, помимо религиозных деятелей, лидеры государств, видные мировые политические деятели, ученые и руководители ряда общественных международных организаций», - заявил Председатель Сената Парламента Республики Казахстан Нуртай Абыкаев, возглавляющий Комиссию по подготовке съезда. Он также добавил, что от имени Президента Казахстана направлено 36 приглашений лидерам мировых религий и религиозным организациям и 32 приглашения почетным гостям.

Казахстан: опыт веротерпимости и межконфессиональной гармонии

Казахстан всегда придерживался политики межконфессионального мира и согласия, ведь в республике традиционно проживают люди различных вероисповеданий (всего их насчитывается более 40). Например, ислам в своих существенных, общечеловеческих чертах укрепился в Казахстане, став важнейшей религией в стране. Правда, ислам здесь претерпел трансформацию, связанную в первую очередь с особенностями хозяйствования и быта кочевого казахского общества. Мусульмане Казахстана в массе своей исповедуют суннизм ханафитского мазхаба. Из более чем 2000 культовых зданий Казахстана – 1402 мечети. Ежегодно увеличивается число казахстанцев, совершающих хадж. Если в 1991 году их было всего 25 человек, то в 2001 году – уже около 500.

Вторая по численности конфессия Казахстана – Русская Православная Церковь – имеет около 220 приходов и ряд монастырей. В июле 1995 г. на заседании Священного Синода по просьбе архиереев, несущих послушание на территории Казахстана, была образована Православная межепархиальная комиссия, в которую вошли епископы Уральский, Чимкентский и Алма-Атинский.

В последнее время активизировала свою деятельность в Казахстане Римская Католическая Церковь. Католицизм в Казахстане имеет давнюю историю. Католическая церковь для Казахстана отнюдь не является чужеродной реальностью, привнесенной извне. 22-25 сентября 2001 года в Астане – столице Казахстана - с официальным визитом пребывал глава Римской Католической церкви Иоанн Павел II. В Алматы была открыта Апостольская Нунциатура, которая недавно переехала в новую столицу республики.

В принципе, веротерпимость - это древняя туранская, степная традиция. Евразийская «срединная земля» со времен Чингисхана живет на принципах межконфессионального согласия. В этой связи можно, например, вспомнить, что во времена монголо-татарского нашествия, свергая и подчиняя себе светскую власть, Золотая Орда, будучи средоточием евразийского сознания, оставляла духовную сферу в неприкосновенности. Храмам, монастырям и духовным лицам выдавались охранные грамоты, для того, чтобы сохранить в неприкосновенности духовное наследие общества. Именно поэтому Ордынское иго, несмотря на огромный масштаб разрушений, не погубило в принципе цивилизацию на евразийском пространстве...

Далее, мирное решение межконфессиональных вопросов возможно только в ходе открытого и доброжелательного диалога. И участие в таком диалоге является актом доброй воли всех религиозных деятелей, участвующих в этом процессе. Ведь в современном мире именно религиозные, духовные проблемы зачастую являются катализатором многих негативных политических процессов. Причем речь здесь может идти как о подлинных религиозных проблемах (как например, в ситуации с карикатурами на Пророка Мохаммеда в западной прессе), так и о неправильной трактовке религиозных канонов различными конфессиями (вспомним, например, ваххабитов, использующих неправильную трактовку ислама для оправдания террористических актов).

К сожалению, религиозные каноны и принципы во многих случаях служат идеологическим инструментом, позволяющим нечистым на руку политическим деятелям и религиозным экстремистам манипулировать сознанием своих последователей. Подобная деятельность не то что не имеет ничего общего с канонами ислама или любой другой религии, но противоречит всем канонам. Ведь религиозный экстремизм и терроризм, как известно, не имеют ни вероисповедания, ни национальности.

Расширяя диалог цивилизаций: значение Съезда для мирового сообщества

Именно по этой причине Съезд глав религиозных конфессий в Астане имеет такую ценность и важен не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества.

«Сердечно рад, что нами было достигнуто понимание того, что диалог между различными религиями в современном мире становится важным инструментом в достижении единства и согласия в противовес имеющейся практике решения спорных проблем путем экстремизма и терроризма», - отметил в данной связи Нуртай Абыкаев.

О высокой оценке роли и места Съезда в современном мире свидетельствуют приветственные слова в адрес организаторов и участников первого саммита, которые направили лидеры множества государств, в частности Президент США, Президент Российской Федерации, лидеры многих других стран, а также Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Вот что заявил Аннан в своем приветственном адресе участникам совещания по укреплению межконфессиональной толерантности, которое прошло в 2005 году в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и было тематически связано со Съездом: «Все мировые религии призывают к миру, справедливости и толерантности. Наша задача – обеспечить соблюдение этих ценностей. Через толерантность мы можем взрастить большее понимание, восприятие и взаимодействие для достижения высших идеалов мира и согласия».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил в приветственном слове, что «Цель современного межрелигиозного диалога — не попытка устранить вероучительные различия, а поиск совместного ответа на происходящее в нашем стремительно меняющемся мире. Давая оценку общественным процессам, мы призваны созидательно влиять на них, дабы неизменно быть истинными миротворцами».

Обращаясь к участникам I Съезда, его инициатор - Президент Назарбаев - в свою очередь сказал, что «Многообразие (то есть евразийская «цветущая сложность» - авт.) - не есть недостаток, наоборот, это неоценимый дар Божий, благодаря которому происходит настоящее взаимообогащение, подлинное развитие».

Завершая свое выступление, Президент Назарбаев отметил, что «идея постоянного межрелигиозного диалога, как инструмента создания территории мира и согласия, времени гармонии и ясности начинает воплощаться».

Таким образом, Президент Казахстана демонстрирует свою личную приверженность истинно евразийским ценностям веротерпимости, взаимопонимания и диалога между цивилизациями, укрепления культуры мира, а Казахстан - выступая в качестве страны-организатора Саммита - принимает на себя ответственность перед мировым сообществом за утверждение этих непреходящих ценностей.

В итоговом документе I Съезда глав мировых и традиционных религий было заявлено несколько очень важных пунктов, которые могут послужить отправной точкой для плодотворной дискуссии по вопросам международной безопасности, которая планируется на II Саммите в Астане. В нем, в частности было сказано, что экстремизм, терроризм и другие формы насилия во имя религии не имеют ничего общего с истинным пониманием религии, являются угрозой для человеческой жизни и, соответственно, должны быть отвергнуты. Также отмечалось, что религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные инструменты мирного сосуществования всех народов.

«Мы готовы приложить все усилия для того, чтобы не допустить использования религиозных различий в качестве инструмента ненависти и раздора, и уберечь человечество от глобального конфликта религий и культур», - говорится в документе.

Эти слова, выраженные в итоговой резолюции, дают основания надеяться, что религиозные противоречия в конечном итоге перестанут быть дестабилизирующим фактором, негативно влияющим на всю сферу международных отношений. Истинным итогом Саммита в Астане будет укрепление стабильности в мире в целом, что в результате отразится на благополучии всего человечества, даст толчок к разрешению именно политических проблем, стоящих на повестке дня перед Организацией Объединенных Наций и мировым сообществом в целом.

Андрей Щербович

 

 

 

Архивы Евразии

07.09.2005 - В СНГ грядет помидорная революция


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3250